СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка экологического мероприятия для обучающихся учреждений дополнительного образования нп примере экологической викторины «чистое будущее»

Категория: Экология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методическая разработка мероприятия 

Просмотр содержимого документа
«Разработка экологического мероприятия для обучающихся учреждений дополнительного образования нп примере экологической викторины «чистое будущее»»



МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «СТАНЦИЯ ЮНЫХ НАТУРАЛИСТОВ «ТАБИГАТ»

ГОРОДСКОГО ОКРУГА ГОРОД УФА РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСАН








РАЗРАБОТКА ЭКОЛОГИЧЕСКОГО МЕРОПРИЯТИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ УЧРЕЖДЕНИЙ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ НП ПРИМЕРЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ВИКТОРИНЫ «ЧИСТОЕ БУДУЩЕЕ»





Выполнила:

педагог дополнительного образования

Ильина Д.А















Уфа - 2021


Пояснительная записка: в настоящее время образование становится базой развития современной экологической, социальной сферы, влияющей на профессиональную деятельность, состояние окружающей среды, экологическую безопасность. Все практические направления деятельности людей базируются на знаниях, полученных в результате образовательной деятельности. Под влиянием современных экологических проблем сегодня необходимо развивать системное экологическое образование. Проблема экологического образования и воспитания является важной и необходимой составной частью при обучении детей. В данной работе приводится методическая разработка экологической викторины «Чистое будущее», которая призвана повысить уровень экологических знаний, экологической культуры и экологической ответственности среди обучающихся объединения.

Ключевые слова: дополнительное образование, методическая разработка, мероприятие для обучающихся, экологическая викторина, экологическое образование, экологическое воспитание, экологическая культура.

1.1. Методическое обеспечение


В настоящее время экологические знания для обучающихся доступны из самых разных источников: от педагогов, научной и научно-популярной литературы, специ­ализированных групп в социальных сетях, заинтересо­ванных проблемой старших товарищей, СМИ, в том числе глобальной сети Интернет.

Для того чтобы заинтересовать обучающихся про­блемами окружающей среды и вовлечь их в образова­тельный процесс, педагогу (любому организатору экологического мероприятия) необ­ходимо самому быть грамотным в этой области и уметь качественно преподнести информацию с использованием всех возможных и доступных методов обучения. Зачастую, в образовательных учреждениях проводятся экологические акции в виде сбора батареек или макулатуры, создание стенгазет на тему проблем окружающей среды и устойчивого развития, но все они, как правило, носят стихийный характер, следуя веяниям моды (Кондрашова, 2008).

В.И. Вернадский уверенно и оптимистично смотрел в будущее человечества, полагая, что разум способен свести к минимуму неблагоприятные последствия вмешательства в природные процессы. «Нельзя отложить заботу о великом и вечном на то время, когда будет достигнута для всех возможность удовлетворения своих элементарных нужд. Иначе будет поздно. Мы дадим материальные блага в руки людей, идеалом которых будет «хлеба и зрелищ» ...». Сегодня эти слова В.И. Вернадского, написанные в 1918 году, звучат грозным предупреждением.

Современный человек стоит перед выбором продолжать агрессивное воздействие на планету, а значит, на самого себя, или стать более духовным, нравственным, культурным, осознать неизмеримую ценность жизни, научиться не только восстанавливать разрушенное, но и сохранять первозданный облик природы. Экологическое воспитание подрастающего поколения воспринимается как необходимая насущность, как способ формирования экологической культуры – важнейшей части общей культуры.

Важность экологического воспитания неоднократно подчеркивали в своих работах И.Н. Пономарева, И.Д. Зверев, В.В. Севостьянов. Формирование экологической культуры – сложный, длительный процесс утверждения в образе мышления необходимости природосообразного подхода в организации жизни и хозяйственной деятельности человека. Весьма популярным направлением современного образования является создание и реализация экологических проектов, акций. Большая их часть основана на проблеме утилизации бытовых и промышленных отходов: проводятся, безусловно, важные мероприятия по очистке той или иной территории от мусора, несанкционированных свалок. Такая организация деятельности не может быть достаточной для формирования экологического мировоззрения (Джуринский, 1999).

Экологическая викторина – это форма организации работы с детьми, основанная на взаимодействии педагога и обучающихся, в процессе которой дети развлекаются, соревнуясь в правильном выполнении предложных разработчиками поисковых заданий различного содержания, соблюдая определенные правила и представляя ответы в заданной форме. По итогам викторины с учетом предложенных критериев определяется победитель или победители. По содержанию викторины могут быть тематическими (все задания по одной теме) и смешанными (задания имеют разную тематику); по тематике заданий (областям знаний): музыкальная, литературная и др. Если рассматривать деятельность по количеству участвующих в ней детей, то она будет индивидуальная или командная; по составу участников (детская, семейная, внутригрупповая, межгрупповая, разновозрастная).

В ходе игры обучающимися будут усвоены следующие компетенции:

- Ценностно-смысловые компетенции — это компетенции, связанные с ценностными ориентирами ребенка, его способностью видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нем;

- Учебно-познавательные компетенции — это совокупность компетенций обучающегося в сфере самостоятельной познавательной деятельности. Включает в себя способы организации целеполагания, планирования, анализа, рефлексии, самооценки;

- Коммуникативные компетенции - знание языков, способов взаимодействия с окружающими и удаленными событиями и людьми; навыки работы в группе, коллективе, владение различными социальными ролями. Обучающийся должен уметь представить себя, написать письмо, анкету, заявление, задать вопрос, вести дискуссию.

Целью данного мероприятия является активизирование познавательной деятельности обучающихся в области экологии, географии и биологии.

Задачи:

Образовательные: в процессе игры выявить знания обучающихся и расширить их кругозор в области географии, биологии, экологии и охраны окружающей среды;

Развивающие: продолжить работу по формированию умений высказывать свое мнение, сравнивать, анализировать, делать выводы; навыков работать в группе; развивать коммуникативные качества, способствовать повышению познавательного интереса учащихся к проблемам охраны природы;

Воспитательные: способствовать формированию любви и бережного отношения к природе.

1.2. Организационное обеспечение

Экологическая викторина «Чистое будущее» - интерактивная игра, в ходе которой участники команд выполняют тематические задания, связанные с экологией.

Оборудование: мультимедийная доска, проектор, ноутбук.

Для проведения викторины были разработаны оценочные листы и критерии оценивания для жюри (см. табл. 1 и 2).

Таблица 1. –Оценочный лист команды

Название этапа/номер команды

Команда №1

Команда №2

Команда №3

Команда №4

Команда №5

Народные приметы






Экология растений






Экология животных






Экология человека






Красная книга Республики Башкортостан






Международные экологические акции






Всего баллов







Таблица 2. – Критерии оценивания команды на каждом этапе

Название этапа

Вопрос/задание

Балл

Если команда правильно отвечает за вопрос, то получает 10,20,30,40 или 50 баллов в зависимости от сложности задания. При неправильном ответе, балл задания вычитается от общей суммы баллов команды

Народные приметы

1. Птица хохлится к … (непогоде);

10 баллов

2. Кроты и мыши делают запасы еды к … (зиме);

20 баллов



Продолжение таблицы 2. – Критерии оценивания команды на каждом этапе



3. Лошади спят стоя к …; ложатся к … (холоду; теплу);

30 баллов

4. Из березы течет много сока к … (дождливому лету);

40 баллов

5. Если ветер долго дул в одном направлении, а потом вдруг стал дуть в обратном – очень скоро … (начнется дождь);

50 баллов

Экология растений

1. Как называется способ питания растений с использованием углекислого газа и воды? (Фотосинтез);

10 баллов

2. Как называются летучие вещества некоторых растений, убивающие микробов? (Фитонциды);

20 баллов

3. Что такое зоохория? (Распространение плодов и семян животными);

30 баллов

4. Что такое корабельная роща? (Корабельная роща – это лес из мачтовых сосен, которые очень высокие и имеют одинаковую толщину по всей высоте, по сравнению с одиночно выросшими соснами. Во времена парусного флота очень ценили такие деревья, из них строили корабли и делали мачты);

40 баллов


5. Что лесоводы называют торчками? (Угнетенные невысокие (до 30-40 см высотой) растения древесных пород, у которых ежегодно отрастает из спящих почек по 1-2 побега длиной всего 2-3 см.);

50 баллов

Экология животных



1. Какая птица носит фамилию известного русского писателя? (Гоголь);

10 баллов

2. Что такое феромоны? (Биологически активные вещества, выделяемые животными для привлечения особей противоположного пола);

20 баллов

3. Что такое – этология? (Наука о биологических основах поведения животных);

30 баллов

4. О каком животном идет речь?

«Кожа сухая, ороговевшая, не требует постоянного увлажнения и сплошь покрыта бородавками. Ядовитые железы находятся на ее спине. Питается насекомыми и слизнями» (Жабы);

40 баллов


5.Назовите любимое лакомство аистов? (Лягушки);

50 баллов

Экология человека

1. Что такое смог? (густые туманы, содержащие пыль и вредные газы);

10 баллов


2. Что такое агроценоз? Приведите примеры (Искусственно созданный человеком биоценоз. Поле, пруд, сад, парк);

20 баллов

3. Кто такие организмы-автотрофы? (Растения, которые используют в качестве пищи энергию солнца для последующего образования кислорода);

30 баллов



Продолжение таблицы 2. – Критерии оценивания команды на каждом этапе


4. В чем измеряется интенсивность или сила шума? Каким должен быть допустимый и предельно допустимый уровень шума? (Интенсивность или сила шума измеряется в децибелах (дБ). Допустимый уровень – до 70 дБ. Предельно допустимый уровень – до 100 дБ.);

40 баллов


5. Назовите глобальные экологические проблемы (изменение климата Земли; загрязнение воздушного бассейна; разрушение озонового слоя; истощение запасов пресной воды и загрязнение вод Мирового океана; загрязнение земель, разрушение почвенного покрова; оскудение биологического разнообразия);

50 баллов



Красная книга РБ


1. Какое растение красной книги РБ изображено на картинке? (Кувшинка белая);

10 баллов

2. Какое растение красной книги РБ изображено на картинке? (Ветреница обыкновенная);

20 баллов

3. Какое земноводное красной книги изображено на картинке? (Тритон гребенчатый);

30 баллов

4. Кто такие космополиты и эндемики? (Космополиты – это организмы, которые живут во всех климатических зонах; Эндемики – это организмы, которые живут на ограниченных территориях);

40 баллов


5. Как называется птица, изображенная на картинке? (Чернозобая гагара);

50 баллов

Международные экологические акции

1. Назовите день и месяц, когда отмечается День защиты окружающей среды детей? (5 июня );

10 баллов


2. 21 декабря – что происходит в этот день? (в природе) (Зимнее солнцестоя́ние — один из двух дней в году, когда Солнце проходит на самом большом угловом расстоянии от небесного экватора, в данном случае — через самую южную точку эклиптики, либо через самую северную точку эклиптики (зимнее солнцестояние в Южном полушарии. Так как астрономы могут установить точное время этого события, они используют понятие момента зимнего солнцестояния. Высота Солнца над горизонтом в момент зимнего солнцестояния минимальна среди верхних кульминаций Солнца для всех дней данного года. День зимнего солнцестояния — самый короткий в году, а ночь — самая длинная);

20 баллов

3. 20 ноября – в этот день призывают отказываться от того, за что в древности отрезали нос и уши, замуровывали в стены. Что это? (Курение);

30 баллов

4. 7 апреля –отмечается день, в честь науки валеологии. Что это за день? (день здоровья);

40 баллов


5. 16 сентября – день в защиту одного из слоёв атмосферы. Что это за день? Как с греческого переводится название этого газа? (День борьбы в защиту озонового слоя. С греческого- «озон» переводится как

«пахнущий» ).

50 баллов


Следовательно, если команда правильно отвечает на все вопросы, она может набрать максимальные 750 баллов.

Целевая аудитория: обучающиеся, возраст 11 - 12 лет.

Место проведения: экологическая викторина апробирована в объединениях МБОУ ДО СЮН «Табигат» (г. Уфа, ул. Ст. Кувыкина 17/2).

Инфраструктурный лист для проведения викторины представлен в приложении А (см. прил. А).

Подготовка к викторине начинается за 30 дней и заканчивается за 2–3 дня до выбранной даты. Она включает в себя: согласование времени, места и информационно-технических ресурсов, необходимых для проведения викторины; доведение до обучающихся тематики и времени проведения викторины; формирование пакетов заданий, подготовка других материалов, необходимых для проведения викторины (таблиц жеребьевки, форм оценочных материалов, примеров оформления заданий); определение команд, определение капитанов, согласование составов с руководством; определение состава жюри, подготовка материалов для оценивания результатов конкурса; проверка готовности места и оборудования, которое будет использоваться в викторине. В основе подготовки заданий викторины лежат знания по предметам экология, биология и география.

На подготовительном этапе планируется использование мультимедийного проектора, компьютера.

Основной этап викторины состоит из вступления, основной части (выполнения конкурсных заданий командами), заключения (подведение итогов викторины и награждение победителей).

На основном этапе используются: мультимедийный проектор, компьютер, комплекты материалов жюри, бумага, ручки для жюри и команд.

Подготовка и формирование команд происходит путем жеребьевки: на листочках пишется номер от 1 до 5, все листочки кладут в непрозрачный пакет, каждый номер пишется десять раз (так как создается пять команд по десять человек). Каждый участник из пакета выбирает листок, на котором написан номер от 1 до 5; написанный номер равен номеру команды. Также в каждой команде ребята самостоятельно выбирают капитана, придумывают название и девиз команды.

В ходе подготовительной части также создается карта заданий для подготовки к викторине (см. табл. 3).

Таблица 3. – Карта заданий для подготовки к викторине

Название этапа

Знания, которыми должен

Что должен изучить, обладать

Народные приметы

Знать основные природные явления, происходящие в природе;

Уметь читать и анализировать различные источники географической информации;

Владеть минимальной информацией в области географии и биологии;

Привычки и поведение животных при изменении погодных условий;

Экология растений

Знать способы питания растений

Уметь определять растения по описанию;

Владеть минимальной информацией в области географии и биологии;

Способы питания растений; научиться определять растения по описанию;

Экология животных

Знать цепи питания организмов;

Уметь определять животных по описанию;

Владеть минимальной информацией в области географии и биологии;

Цепи питания животных; научиться определять животных по описанию;

Экология человека

Знать причины загрязнения окружающей среды; влияние антропогенной деятельности на окружающую среду;

Уметь определять виды загрязнения окружающей среды;

Владеть минимальной информацией в области географии и биологии;

Глобальные экологические проблемы; влияние человеческой деятельности на природную среду;

Красная книга Республики Башкортостан

Знать основные виды растений и животных, занесенных в Красную книгу РБ

Уметь определять виды растений и животных по краткому описанию и фото;

Владеть минимальной информацией в области географии и биологии;

Виды растений и животных, занесенных в Красную книгу РБ; научиться определять по описанию или фото;




Международные экологические акции

Знать международные и российские праздники; памятные даты;

Уметь определять праздник или явление по описанию;

Владеть минимальной информацией в области географии и биологии;

Международные и российские экологические акции и праздники; научиться определять по краткому описанию;


Во вступлении педагог объявляет о начале викторины, представляет команды и их капитанов, доводит до команд состав жюри, информирует о порядке конкурсов, дает старт первому конкурсу. Перед каждым конкурсом для присутствующих разъясняется специфика его проведения.

Время проведения игры: 40-45 минут (вместе с награждением победителей).

Игра состоит из шести этапов: 1 этап – «Народные приметы»; (участникам необходимо по первой половине приметы отгадать ее полностью); 2 этап – «Экология растений» (необходимо по описанию, рисункам, подсказкам правильно ответить на вопросы); 3 этап – «Экология животных» (участникам также нужно ответить правильно на вопросы); 4 этап – «Экология человека» (командам необходимо дать верные ответы на вопросы); 5 этап – «Красная книга Республики Башкортостан» (по показанным на слайдах рисункам или фотографиям команды должны ответить какие растения или животные из Красной книги РБ изображены на слайдах); 6 этап – «Международные экологические акции» (команды должны правильно ответить про международные праздники, акции или исторические события по заданным подсказкам). Были подготовлены кейсы заданий каждого этапа (см. табл. 4-9).

Таблица 4. – Кейс 1. Народные приметы

Тематическое направление

Экология

Партнеры кейса

ФГБОУ ВО БГПУ им. М. Акмуллы (жюри)

Название кейса

Народные приметы

Задача кейса

Научить знать природные приметы по поведению животных

Описание процесса решения

Задание проходит в формате игры. Ведущий показывает задание на слайдах, команды отвечают на заданные вопросы и получают баллы за каждый правильный ответ

Результат

Задание выполнено, при правильном описании / ответе на заданный вопрос. Пример вопроса этапа: если ветер долго дул в одном направлении, а потом вдруг стал дуть в обратном – очень скоро … (пойдет дождь)

Оборудование, предоставляемое организаторами

ПК, раздаточный материал

Оборудование, которое необходимо предоставить

Рабочая зона, столы, стулья, розетки, мультимедиа

Таблица 5. – Кейс 2. Экология растений

Тематическое направление

Экология

Партнеры кейса

ФГБОУ ВО БГПУ им. М. Акмуллы (жюри)

Название кейса

Экология растений

Задача кейса

Научить определять растения по краткому описанию или фото

Описание процесса решения

Задание проходит в формате игры. Ведущий показывает задание на слайдах, команды отвечают на заданные вопросы и получают баллы за каждый правильный ответ

Результат

Задание выполнено, при правильном описании / ответе на заданный вопрос. Пример вопроса этапа: как называется способ питания растений с использованием углекислого газа и воды? (Фотосинтез)

Оборудование, предоставляемое организаторами

ПК, раздаточный материал

Оборудование, которое необходимо предоставить

Рабочая зона, столы, стулья, розетки, мультимедиа


Таблица 6. – Кейс 3. Экология животных

Тематическое направление

Экология

Партнеры кейса

ФГБОУ ВО БГПУ им. М. Акмуллы (жюри)

Название кейса

Экология животных

Задача кейса

Научить определять животных по краткому описанию или фото

Описание процесса решения

Задание проходит в формате игры. Ведущий показывает задание на слайдах, команды отвечают на заданные вопросы и получают баллы за каждый правильный ответ

Результат

Задание выполнено, при правильном описании / ответе на заданный вопрос. Пример вопроса этапа: что такое зоохория? (Зоохория – распространение плодов и семян животными)

Оборудование, предоставляемое организаторами

ПК, раздаточный материал

Оборудование, которое необходимо предоставить

Рабочая зона, столы, стулья, розетки, мультимедиа








Таблица 7. – Кейс 4. Экология человека

Тематическое направление

Экология

Партнеры кейса

ФГБОУ ВО БГПУ им. М. Акмуллы (жюри)

Название кейса

Экология человека

Задача кейса

Показать необходимость бережного отношения к окружающей среде

Описание процесса решения

Задание проходит в формате игры. Ведущий показывает задание на слайдах, команды отвечают на заданные вопросы и получают баллы за каждый правильный ответ

Результат

Задание выполнено, при правильном описании / ответе на заданный вопрос. Пример вопроса этапа: Кто такое организмы автотрофы? (Автотрофы- растения, которые используют в качестве пищи энергию солнца для последующего образования кислорода)

Оборудование, предоставляемое организаторами

ПК, раздаточный материал

Оборудование, которое необходимо предоставить

Рабочая зона, столы, стулья, розетки, мультимедиа


Таблица 8. – Кейс 5. Красная книга РБ

Тематическое направление

Экология

Партнеры кейса

ФГБОУ ВО БГПУ им. М. Акмуллы (жюри)

Название кейса

Красная книга Республики Башкортостан

Задача кейса

Показать необходимость бережного отношения к окружающей среде

Описание процесса решения

Задание проходит в формате игры. Ведущий показывает задание на слайдах, команды отвечают на заданные вопросы и получают баллы за каждый правильный ответ

Результат

Задание выполнено, при правильном описании / ответе на заданный вопрос. Пример вопроса этапа: Кто такие космополиты и эндемики? (Космополиты – это организмы, которые живут во всех климатических зонах; Эндемики – это организмы, которые живут на ограниченных территориях)

Оборудование, предоставляемое организаторами

ПК, раздаточный материал

Оборудование, которое необходимо предоставить

Рабочая зона, столы, стулья, розетки, мультимедиа






Таблица 9. – Кейс 6. Международные экологические акции

Тематическое направление

Экология

Партнеры кейса

ФГБОУ ВО БГПУ им. М. Акмуллы (жюри)

Название кейса

Международные экологические акции

Задача кейса

Показать необходимость знания международных и российских экологических акций и праздников

Описание процесса решения

Задание проходит в формате игры. Ведущий показывает задание на слайдах, команды отвечают на заданные вопросы и получают баллы за каждый правильный ответ

Результат

Задание выполнено, при правильном описании / ответе на заданный вопрос. Пример вопроса этапа: что происходит в природе 21 декабря? (Зимнее солнцестояние — один из двух дней в году, когда Солнце проходит на самом большом угловом расстоянии от небесного экватора, в данном случае — через самую южную точку эклиптики, либо через самую северную точку эклиптики (зимнее солнцестояние в Южном полушарии)

Оборудование, предоставляемое организаторами

ПК, раздаточный материал

Оборудование, которое необходимо предоставить

Рабочая зона, столы, стулья, розетки, мультимедиа


Заключительный этап викторины: после окончания игры жюри (педагоги) подсчитывают баллы каждой команды и объявляет победителей. Подведение итогов и награждение победителей происходит в этот же день. Команды, занявшие первые три места получают дипломы победителей, а остальным командам вручаются дипломы участников экологической викторины «Чистое будущее». Все участники награждаются почетными грамотами и сертификатами.

Таким образом, основным преимуществом викторины является возможность в игровой форме проверить и повысить свой образовательный уровень по определённой теме. Посредством викторины можно организовать обратную связь с участниками, проанализировать их знания и навыки, провести различные опросы. Современные возможности мультимедиа позволяют создать викторины не только в форме «вопрос-ответ», но и разработать интерактивную игру с персонажами, поиском предметов, ребусами, кроссвордами и другими способами взаимодействия.

1.3. Результаты викторины и анкетный опрос по итогам проведения мероприятия


Ход игры: формируются пять команд (обучающиеся, возраст 11-12 лет) методом жеребьевки, состоящие из 10 человек. Каждая команда садится за отдельный стол (см. рис. 1).

Рис. 1. Схема расположения столов

После проведения викторины обучающиеся ответили по опроснику о качестве игры и уровне их экологических знаний. Результаты, следующие:

- в игре приняло участие 52 участниками, на опрос ответили - 49;

- все опрошенные являются обучающимися МБОУ ДО СЮН «Табигат»

- возраст опрошенных учеников составляет 11-12 лет (см. рис. 3-8).

Рис. 2. Что для обучающихся представляет собой «экология»

Следовательно, 44,9% опрошенных обучающихся считают, что экология — это окружающая среда и ее защита; 36,8% - полагают, что это наука, как география; и 18,3% не смогли ответить на данный вопрос.

Рис.3. Какими, по мнению обучающихся, способами можно уменьшить загрязнение окружающей среды


Как видно из результатов опроса, 27% обучающихся считают, что для уменьшения загрязнения окружающей среды необходимо, стараться меньше мусорить (в парках; на пляже, улицах города); 25% полагают, что необходимо сортировать мусор (сдавать на переработку бумагу, пластик; правильно утилизировать батарейки); 18% - предложило печатать домашнюю работу на обеих сторонах бумаги, что позволит использовать меньше ресурсов. Также были предложения по использованию многоразовых вещей, экономии электричества и водных ресурсов.

Рис.4. Какие из предложенных способов используют обучающихся и их семьи

На вопрос «Что из предложенных выше способов используете вы или ваша семья?» ученики ответили следующим образом: большая часть (43%) принимает участие в сборе макулатуры в школе; сдают использованные батарейки (25%) и лампочки (18%) в специальные контейнеры по утилизации; также используют многоразовые вещи, например, сумки для покупок или термостаканы; принимают участие в мероприятиях по сбору мусора по берегам рек (4%).

Рис.5. Участие в экологических акциях, мероприятиях

Большая часть обучающихся (39%) принимает участие в субботниках в школе; в сборе макулатуры (34%) и 27% опрошенных не участвуют в данных мероприятиях.

Следующая часть опроса была посвящена викторине «Чистое будущее».

Рис.6. Какой из этапов викторины понравился больше всего

Как видно по диаграмме, участникам викторины наиболее понравился этап «Народные приметы», на втором месте «Международные экологические акции», так как именно эти этапы были больше всего интересны. Не понравились участникам этапы «Экология растений» и «Красная книга РБ», что говорит о необходимости замены данных этапов в дальнейшем.

Рис.7. Оценка организационной части

По результатам опроса организационной части, обучающимся (35%) понравились задания на этапах викторины; 33% было интересно участвовать; 29% понравились подарки и призы; и 4% не понравилась данная игра.

Рис.8. Предложения по улучшению

На вопрос о предложениях по улучшению викторины обучающиеся (47%) ответили, что не нужно ничего менять; 29% предложили проводить игру в учебное время в школе; 24% предложили сделать легче задания.

Таким образом, участие обучающихся в экологических мероприятиях позволяет успешно решать учебные задачи и организовывать самостоятельную научную деятельность.

Важность развития экологического образования и просвещения отмечается всем мировым сообществом и неоднократно подчеркивалась Президентом Российской Федерации. Основа развития человечества — это содружество человека и природы. Поэтому одним из приоритетных направлений в воспитании детей является воспитание экологической культуры, то есть способности человека пользоваться своими экологическими знаниями и умениями в практической деятельности.

Проблема экологического образования и воспитания является важной и необходимой составной частью при обучении детей. Работа по экологическому воспитанию проводится как на уроках, так и во внеурочное время. На начальном этапе при обучении детей, прежде всего, даются знания о мире людей и мире природы как ближайшем окружении самого обучающегося, это очень важно, так как эти элементарные знания должны обеспечить обучающемуся природные, социальные и познавательные потребности. Ребенок через окружающий мир должен познать разнообразие форм, красок, различных проявлений, состояний природы, животный мир, мир растений, сезонные изменения, свое важное и значимое место в этом мире (Башмаков, 1997).

Использование различных игровых форм дает возможность педагогу настроить детей на взаимодействие с природой, научить их ставить себя на место того или иного природного объекта, погружаться в его пространство, решать проблемную ситуацию, активно действовать н самостоятельно принимать решения.

Итак, игра это один из наиболее используемых методов обучения, поскольку она делает наиболее успешным решение образовательно-воспитательных задач по экологическому воспитанию школьников. Создание игр экологической направленности требуют особых усилий. Они, с одной стороны, моделируют само творчество ребенка, а с другой - обеспечивают условия для совершенствования интеллекта обучающегося. Любое мероприятие экологического содержания решает задачи обучения, воспитания и развития, и направлено на развитие экологического сознания, воспитание необходимых чувств, организацию позитивной деятельности в природе.

1.4. Анализ положительных и отрицательных сторон мероприятия


По результатам проведенной Викторины, был проведен контроль-анализ, который показал, что положительными сторонами данного мероприятия является: повышение результатов обучения по дополнительной образовательной программе «Экология для младших школьников», повышение знаний обучающихся по предметам география и биология, активизирование их исследовательской деятельности, результаты которой в будущем могут быть представлены на научно-практических конференциях. По результатам опроса участников, 35% понравились задания на этапах викторины и 33% обучающихся было интересно участвовать.

К отрицательным сторонам мероприятия можно отнести то, что викторина проводилась после уроков, и участникам было тяжело усвоить новую информацию после учебного дня. Для решения данного вопроса можно рассмотреть вопрос о проведении викторины в учебное время, например, на уроках географии и биологии.

Таким образом, в современных условиях, когда происходит глубочайшее и разностороннее воздействие общества на природную среду, все более возрастающее значение приобретает экологическое воспитание. Экологическое воспитание призвано формировать экологическое мировоззрение, нравственность и экологическую культуру людей. Для достижения этих целей необходима интеграция всех знаний о природных и общественных законах функционирования окружающей среды.

Решая проблему экологического воспитания, необходимо прививать каждому экологическую ответственность по отношению к окружающей среде.

Одной из эффективных форм работы, с обучающимися учебного заведения образования, является проведение мероприятий, направленных на формирование экологической нравственности и мировоззрения, и выработку умения предвидеть и понимать значимые зависимости и связи в мире природы.


Список использованной литературы


  1. Федеральный закон от 10 января 2002 г. №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» /Собрание законодательства Российской Федерации, 14 января 2002 г.

  2. Закон Российской Федерации «Об образовании» (с изменениями, внесенными Федеральным законом «О внесении изменений и дополнений в Закон РФ «Об образовании» от 13.01 1996. № 12-ФЗ) // Собрание Законодательства Российской Федерации. 1996. № 3. Ст. 150.

  3. Концепция перехода Российской Федерации на модель устойчивого развития // Зеленый мир. - 1995. - № 4. 5-12 с.

  4. Бобылева, Л.Д.  Экологическое воспитание младших школьников. / Л.Д. Бобылева // Начальная школа. - 2003. - № 5. - с.64-75.

  5. Башмаков, М.И. Информационная среда обучения / Башмаков М.И., Поздняков С.Н., Резник Н.А. СПб.: Изд-во Свет, 1997, 396 с.

  6. Беспалько, В.П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения / Беспалько, В.П. -М.: Педагогика, 1995, 336 с.

  7. Гончарова, Е.В. Теория и методика экологического образования детей дошкольного возраста: Курс лекций для студентов высших педагогических учебных заведений / Гончарова Е.В. – Нижневартовск: Изд-во Нижневарт. гуманит. ун-та, 2008, 326 с

  8. Даринская, Л. А. Педагогика творческого развития личности. Учебно-методическое пособие / Л.А. Даринская. - М.: Издательство СПбГУ, 2017. – 501 c.

  9. Дерябо, С.Д. Экологическая психология: диагностика экологического сознания / Дерябо С.Д. -М, Московский социальный институт, 1999, 212 с.

  10. Дерябо, С.Д. Экологическая педагогика и психология / Дерябо С.Д., Левин В.А. - Ростов-на-Дону: Феникс, 1996, 342 с.

  11. Золотарева, А. В. Методика преподавания по программам дополнительного образования детей / А. В. Золотарева, Г. М. Криницкая, А. Л. Пикина. — 2-е изд., испр. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2016. — 399 с. — Серия : Профессиональное образование.

  12. Зверев, И.Д. Экологическое воспитание / И.Д.Зверев. – М.: Просвещение, - 2016, 220 с.

  13. Коменский Я.А. Педагогическое наследие / Коменский Я.А., [и др.] - М.: Педагогика, 1989, 194 с.

  14. Кондрашова, Л.В. Методика организации воспитательной работы в современной школе: учебное пособие / Кондрашова Л.В., Лаврентьева О.О., Зеленкова Н.И. - Кривой Рог: КГПУ, 2008, 187 с.

  15. Краевский, В.В. Методология педагогической науки / Краевский В.В. - М.: Школьная книга, 2001, 248 с.

  16. Николаева, С.Н. Начало экологической культуры: возможности ребенка / Николаева С.Н.// Начальнач школа. – 2014 - № 9, 213 с.

  17. Николаева, С.Н. Создание условий для экологического воспитания детей Николаева С.Н. – М.: Новая школа, 1993,124 с.

  18. Николаева, С.Н. Формирование начал экологической культуры / Николаева С.Н. // Дошкольное воспитание. – 1996.- № 7, 36-40 с.

  19. Савватеева, О.А. Современное экологическое образование: российский и международный опыт // О.А. Савватеева, А.Б. Спиридонова, Е.Г. Лебедева / Современные проблемы науки и образования. – 2019. – № 5, 42с.

  20. Серебрякова, Т.А. Ретроспективный подход ценностей и их роль в развитии современной личности / Серебрякова Т. А. // Наука и школа. – 2016 - №3, 158 с.

  21. Чередниченко, И.П. Экология: 6-11 классы: внеклассные мероприятия, исследовательская деятельность учащихся / Чередниченко И.П. - Волгоград: Учитель, 2010, 134 с.

  22. Ягодин Г.А. Воспитать гражданина планеты / Ягодин Г.А. - Обруч №2, М., 1997, 203 с.


ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение А

Экологическая викторина

Чистое будущее

Сроки проведения

16 декабря 2021г. с 15:00 до 16:30

Место проведения

МБОУ ДО СЮН «Табигат» (г. Уфа, ул. Ст. Кувыкина 17/1).

Главный эксперт

Серова О.В.

Заместитель главного эксперта

Голубева С.В.

Технический специалист

Ильина Д.А.

Количество конкурсантов (команд)

5

Количество мест (столов)

10

РАБОЧАЯ ПЛОЩАДКА КОНКУРСАНТОВ

Наименование

Тех. описание

Ед. измерения

Кол-во

Наличие (да/нет) у организатора

Комментарии

Рабочий стол (парта)

Двухместный ученический стол на регулируемом по высоте металлокаркасе. Подходит для 2, 3 и 4 ростовой группы учащихся


шт

10

да


Стул ученический

Сидения и спинки ученических стульев изготавливаются из фанеры. Металлический каркас стула изготовлен из квадратной трубы 20 х 20 и 25 х 25 мм. Высота сидения регулируется

шт

52

да


Проектор EPSON Х-500


Проектор – оптический прибор, предназначенный для создания действительного изображения плоского предмета небольшого размера на большом экране

шт

1

да


Ноутбук ASUS Laptop R522MA-BR233


Ноутбук ASUS Laptop R522MA-BR233 диагональю 15.6 дюймов является оптимальным вариантом для выполнения большинства офисных задач, обучения, общения или развлечений; имеет встроенный микрофон, веб-камеру и динамики высокой чувствительности, что позволяет осуществлять видеоконференции с коллегами

шт

1

да




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!