СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка фрагмента урока

Нажмите, чтобы узнать подробности

Русский язык. Выделение звука (звуков) и знакомство с буквой К

Просмотр содержимого документа
«Разработка фрагмента урока»

Разработка фрагмента урока чтения

«Выделение звука (звуков) и знакомство с буквой»

Методические рекомендации

I. Выберите разворот страниц «Азбуки», соответствующий уроку 1-го типа

стр. 49 – стр. 51

II. Сформулируйте тему урока

Тема «Знакомство со звуками [к], [к’]. знакомство с буквой К»

III. Составьте план урока

  1. Организационный момент (развитие речевого аппарата): артикуляционная разминка / дыхательная гимнастика / работа над дикцией (слон. Вытягивание губ вперёд трубочкой, как бы беззвучно произнося букву у.

Подражаю я слону

Губы хоботом тяну

А теперь их отпускаю

И на место возвращаю);

  1. Актуализация знаний:

  1. Проверка домашнего задания;

  2. Упражнения в чтении слогов;

  3. Игра «Звуковое лото»;

  1. Постановка познавательной задачи урока:

  1. Создание проблемной ситуации (загадки);

  2. Постановка учебной задачи;

  3. Сообщение темы и цели урока;

  1. Знакомство с новыми звуками:

  1. Рассматривание предметной картинки. Работа над значением опорных слов;

  2. Звуко-слоговой анализ слов «мак» и «маки»;

  3. Выделение нового звука [к], его характеристика;

  1. Работа по развитию речи:

  1. Чистоговорки

Ко-ко-ко – море далеко

Ка-ка-ка – дай молока

Ку-ку-ку – лежи на боку

Ок-ок-ок – беги со всех ног;

  1. Физминутка. Артикуляционная гимнастика (часики. Рот приоткрыт, губы растянуты в улыбке. Кончик языка поочерёдно касается то левого, то правого угла рта. Упражнение выполняется ритмично под счёт. Подбородок не двигается! «Тик-так, тик-так, ходят часики вот так»);

  1. Знакомство с новой буквой. Продолжение работы по новой теме:

  1. Выделение второго звука [к’], его характеристика;

  2. Сопоставительный анализ выделенных звуков: отыскание общих признаков, установление различий;

  3. Распознавание новых звуков в других словах;

  4. Знакомство с новой буквой;

  1. Закрепление изученного на уроке. Упражнения в чтении:

  1. Чтение слогов: ка – ко – ку – ки и слов в столбиках;

  2. Чтение разнонародных пословиц с буквой «к»;

  3. Прочитать текст, озаглавить его.;

  1. Подведение итогов: какую букву изучили, какие звуки обозначает эта буква, расскажите про звук [к’] и [к];

  2. Задание на дом; составить рассказ по рисункам стр. 51

  3. Рефлексия. Что интересного вы запомнили, что понравилось большего всего, что хотите увидеть в следующий раз

IV. Проанализируйте разворот страниц и выберите фрагмент страницы, предназначенный для знакомства со звуком (звуками) и буквой

V. Раскройте методику проведения этапа урока «Знакомство с новым звуком (звуками) и буквой» – выберите нужные вопросы и задания, напишите ответы учащихся

  1. Выделение звука (звуков)

У: На полях найдите предметную картинку. Что на ней изображено?

Д: Мак и маки

У: Произнесем слова хором. Три – четыре:

Д: «Мак», «маки» (*произнесение слов вслух хором*).

У: Разделим слово на слоги. Произнесем его по слогам, прохлопывая*

Д: «Мак», «ма – ки».

У: Сколько слогов в словах «мак» и «маки»?

Д: В слове «мак» - один слог, в слове «маки» - два слога.

У: произнесем хором первый слог. Три – четыре:

Д: «мак» в слове «мак» и «ма» в слове «маки».

У: Из чего состоит первый слог?

Д: В слове «мак» первый слог «мак» состоит из двух букв и двух звуков: «м» – [м], «а» – [а], «к» - [к]. в слове «маки» слог «ма» состоит из двух букв и двух звуков: «м» – [м], «а» – [а].

У: Из чего состоит второй слог?

Д: В слове «маки» второй слог «ки» состоит из двух букв и двух звуков: «к» – [к’], «и» – [и].

У: Рассмотрите схему слова «мак» под картинкой. Где находится звук, с которым мы познакомимся сегодня?

Д: В слове «мак» звук [к] третий (находится в первом слоге).

У: Давайте произнесем этот звук и понаблюдаем, как он произносится (звучит).

Д: [к]

У: Этот звук гласный или согласный?

Д: Согласный.

У: Как вы это определили?

Д: Когда мы произносим согласные звуки, воздух встречает преграду. Когда мы произносим гласные звуки, выдыхаемый воздух не встречает на пути никаких преград. Гласные звуки можно пропеть, а согласные нельзя.

У: Закройте уши руками и произнесите звук [к]

Д: [к] (*произнесение звука)

У: Какой это звук – глухой или звонкий?

Д: Этот звук глухой.

У: Посмотрите на схему. Каким цветом обозначен этот звук на ней?

Д: На схеме слова «мак» звук [к] обозначен синим цветом.

У: Давайте произнесем звук хором и понаблюдаем – твердый он или мягкий?

Д: Звук [к] твёрдый.

У: Кто может рассказать о звуке [к]?

Д: Этот звук согласный, глухой и твёрдый.

У: Рассмотрите схему слова «маки» под картинкой. Где находится звук, с которым мы познакомимся сегодня?

Д: В слове «маки» звук [к’] третий (находится во втором слоге).

У: Давайте произнесем этот звук и понаблюдаем, как он произносится (звучит).

Д: [к’]

У: Этот звук гласный или согласный?

Д: Согласный.

У: Как вы это определили?

Д: Когда мы произносим согласные звуки, воздух встречает преграду. Когда мы произносим гласные звуки, выдыхаемый воздух не встречает на пути никаких преград. Гласные звуки можно пропеть, а согласные нельзя.

У: Закройте уши руками и произнесите звук [к’]

Д: [к’] (*произнесение звука)

У: Какой это звук – глухой или звонкий?

Д: Этот звук глухой.

У: Посмотрите на схему. Каким цветом обозначен этот звук на ней?

Д: На схеме слова «маки» звук [к’] обозначен зелёным цветом.

У: Давайте произнесем звук хором и понаблюдаем – твердый он или мягкий?

Д: Звук [к’] мягкий.

У: Кто может рассказать о звуке [к’]?

Д: Этот звук согласный, глухой и мягкий.

  1. Знакомство с буквой

У: Звуки [к], [к’] обозначаются буквой «К». Рассмотрим ее. Из каких элементов состоит заглавная буква «К»?

Д: прямая линия и галочка справа

У: А строчная?

Д: такая же прямая линия и галочка справа, но меньшего размера

У: Похожи ли заглавная и строчная буквы «К» и «к»?

Д: Да (все элементы повторяются, но имеют разный размер)

У: почему букв две – заглавная и строчная?

Д: С заглавной буквы начинается предложение, пишутся имена людей, клички животных, названия исторических событий, некоторых праздников. Названия предметов и явлений пишутся со строчной буквы.

У: Кто может назвать соседей буквы «к»?

Д: соседями буквы «к» являются буквы «й» и «л».

У: Научимся печатать букву «к». Сначала заглавную. Посмотрите, как делаю это я.

Отступаю от предыдущей работы две клетки вниз. От начала строки отступаю две клетки вправо. Заглавная буква «К» состоит из трёх элементов – из трёх прямых линий. Вертикальную линию начинаем писать от нижней линии рабочей строки. Ведём линию вверх до вспомогательной линии. Затем находим середину вертикальной линии, начинаем вести диагональную прямую вверх до вспомогательной строки. Затем возвращаемся к центру и ведем диагональную прямую линию вниз до нижней линии рабочей строки.

Теперь научимся печатать строчную букву «к».

Отступаю от заглавной буквы «К» одну клетку вправо. Строчная буква «к» состоит из трёх элементов – из трёх прямых линий. Вертикальную линию начинаем писать от нижней линии рабочей строки. Ведём линию вверх до верхней линии рабочей строки. Затем находим середину вертикальной линии, начинаем вести диагональную прямую вверх до верхней линии рабочей строки. Затем возвращаемся к центру и ведем диагональную прямую линию вниз до нижней линии рабочей строки.



Научимся писать прописные буквы «К» и «к».







Заглавная прописная буква «К» состоит из 4 элементов. Сначала пишем начальный элемент, после пишем основной элемент высокая наклонная линия с петелькой внизу, закругление влево, далее ведем руку вверх вправо и на верхней линии рабочей строки чуть закругляем. Второй элемент – короткая линия с закруглением вверху и внизу. Начинаем писать от середины первого элемента.

Строчная прописная буква «к» состоит из трёх элементов. Ставим ручку на верхней линейке, ведём вниз наклонную прямую до нижней, возвращаемся вверх по наклонной до середины высоты буквы, отводим руку в право – вверх до верхней линии, делаем короткое закругление вниз. Отрываем руку, ставим ручку в точку пересечения линий, проводим горизонтальную линию вправо, поворот вниз, наклонная прямая с закруглением внизу.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!