Практическое задание: Разработка фрагмента урока чтения «Выделение звука(ов) и знакомство с буквой.
I.Разворот страницы азбуки, соответствующий уроку 1-го типа.
Стр. 59-60.
II.Сформулируйте тему урока.
Тема урока: «Знакомство со звуками [л],[л`], с буквами Л, л.»
III.Составьте план урока.
I.Развитие речевого аппарата. Артикуляционная гимнастика.
Упражнение «Кружок» (Рот закрыт. Язык движется с внутренней стороны, плавно очерчивая кончиком языка круг (правая щека – под верхней губой – левая щека – под нижней губой). Затем язык двигается в обратном направлении. «Нарисовать» по 5-6 кругов в одну и другую сторону.)
II.Актуализация знаний
1.Проверка домашнего задания.
2.Упражнение в чтении слогов.
3. Игра «Звуковое лото».
III.Постановка познавательной задачи.
1.Создание проблемной ситуации (загадка)
На воде увидел ты
Нежно белые цветы,
Эти жители реки
На ночь прячут лепестки.
Ответ: Лилии
2.Постановка учебной задачи.
3.Сообщение темы и цели урока.
IV.Знакомство с новыми звуками.
1.Рассматривание предметной картинки. Работа над значением опорных слов.
2.Звуко-слоговой анализ слов «стул» и «руль».
3.Выделение нового звука [л], его характеристика.
V.Работа по развитию речи.
1.Чистоговорки.
«ПИЛА»
Ла-ла-ла – вот пила.
Лой-лой-лой – пилим мы пилой.
Лы-лы-лы – нет пилы.
Лу-лу-лу – сломали мы пилу.
Лу-лу-лу – купили новую пилу.
Ло-ло-ло – на улице тепло.
Лу-лу-лу – стол стоит в углу.
Ул-ул-ул- у нас сломался стул
Оль-оль-оль – мы купили соль.
Лу-ру-лу – дворник взял метлу.
Ла-ра-ла – вот машина.
Ла-ла-ла – вот юла.
Лу-лу-лу – подарили мне юлу
Ла-ла-ла – кружится юла.
Лой-лой-лой – я люблю играть с юлой.
2.Физминутка. Артикуляционная гимнастика.
«Иголочка». Набрать воздух, надув щеки, поочередно «проколоть» сначала одну, затем вторую языком. Во время прокола воздух выходит изо рта медленно и постепенно. Упражнение выполняется под счет.
VI. Знакомство с новой буквой. Продолжение работы по новой теме.
1.Выделение второго звука [л`], его характеристика.
2.Сопоставительный анализ выделенных звуков: отыскание общих признаков, установление различий.
3.Распознование новых звуков в других словах.
4.Знакомство с новой буквой.
VII. Закрепление изученного на уроке. Упражнения в чтении.
1.Чтение слогов: ла-ло-ли-лы-лу и слов на странице 59 (кукла, куклы, катала, катал, уснули, уснул, стол, стул). Игра: Кто больше придумает слов на букву «Л» (стр. 60)
2.Чтение текста на странице 60 и ответы на вопросы к тексту.
Прятки
Алик искал Нину и Аллу.
Алла стоит около куста.
А Нина?
3.Чтение рассказа «Лисенок и Лягушонок» по предложениям.
VIII. Подведение итогов.
IX. Задание на дом.
X. Рефлексия.
XI. Проанализируйте разворот страницы и выберите фрагмент страницы, предназначенный для знакомства со звуками и буквой.
XII. Раскройте методику проведения этапа урока “Знакомство с новыми звуками и буквой” - выберите нужные вопросы и задания, напишите ответы учащихся.
Выделение звуков
У: На полях найдите предметную картинку. Что на ней изображено?
Д: Руль и стул.
У: Произнесем слова хором. 3-4:
Д: Руль, стул.
У: Разделим слова на слоги. Произнесем их по слогам, прохлопывая.
Д: Руль, стул.
У: Сколько слогов в словах «руль» и «стул»?
Д:В словах «руль» и «стул» один слог.
У: Из чего состоит первый и единственный слог в каждом из слов?
Д: В слове «руль» слог «руль» - четыре буквы и три звука: буква «р» обозначается звуком [р], буква «у» обозначается звуком [у], буква «л» обозначается звуком[л`], «ь» - последняя буква в данном слове, но звука она не обозначает.
В слове «стул» слог «стул» - четыре буквы и четыре звука: буква «с» обозначается звуком [c], буква «т» обозначается звуком [т], буква «у» обозначается звуком [у], буква «л» обозначается звуком [л].
У: Рассмотрите схему слов «руль» и «стул» под картинками. Где находится звук, с которым мы познакомились сегодня?
Д: В слове «руль» звук [л`] находится в конце слова. В слове «стул» звук [л] тоже находится в конце слова.
У: Давайте произнесем этот звук и понаблюдаем, как он произносится.
Д: [л], [л’]
У: Этот звук гласный или согласный?
Д: Согласный
У: Как вы определили?
Д: Когда мы произносим согласные звуки, воздух встречает преграду. Когда мы произносим гласные буквы, выдыхаемый воздух не встречает на пути никаких преград. Гласные звуки можно пропеть, а согласные нельзя.
У: Закройте уши руками и произнесите вслух [л], [л’]
Д: [л], [л’]
У: Какой это звук - глухой или звонкий?
Д: Звуки [л] и [л’] звонкие
У: Посмотрите на схему. Каким цветом обозначены эти звуки на схеме?
Д: На схеме слова «руль» звук [л’] обозначен зеленым цветом. На схеме слова «стул» звук [л] обозначен синим цветом.
У: Давайте произнесем их хором и понаблюдаем - он твердый или мягкий?
Д: [л] твердый звук, [л’] мягкий звук.
У: Мы с вами познакомились с новыми звуками. Кто может рассказать о звуках [л] и [л’]?
Д: Звук [л] - согласный, твердый, звонкий; звук [л’] - согласный, мягкий, звонкий.
2.Знакомство с буквой
У: Звуки [л], [л’] обозначаются буквой Л [эль]. Рассмотрим ее. Из каких элементов состоит заглавная буква Л [эль]?
Д: Буква «Л» состоит из левой линии с одним нижним закруглением, соединительного элемента (горизонтальной линии) и из прямой линии, следующей за соединительным элементом.
У: Есть ли сходства у заглавной буквы «Л» и строчной буквы «л»?
Д: Да, заглавная буква «Л» и строчная буква «л» похожи элементами: левая линия с закруглением, горизонтальная соединительная линия и прямая линия, следующая за соединительной.
У: Почему букв 2 – заглавная и строчная?
Д: С заглавной буквы начинается предложение, пишутся имена людей, клички животных, названия исторических событий, некоторых праздников. Название предметов и явлений пишутся со строчной буквы.
У: Рассмотрите картинки и скажите, на что похожа буква «Л»?
Д: Буква «Л» похожа на ласты, на зеленый лук, на строительную лестницу.
У: Кто может назвать соседей буквы «л»?
Д: Соседи буквы «л» это «к» и «м».
У: Научимся печатать букву «л». Сначала заглавную. Посмотрите, как это сделаю я.
Отступаю от предыдущей работы две клетки вниз. От начала строки отступаю две клетки вправо. Начинаю писать с верхнего левого угла клетки и провожу линию вниз на одну клетку. Продолжаю проводить линию вниз на одну клетку с плавным закруглением в левый нижний угол. От начальной точки провожу линию на одну клетку вправо, а затем на две клетки вниз.
У: Теперь научимся печатать строчную букву «л». Посмотрите, как это сделаю я.
От верхнего правого угла буквы отступаю две клетки вправо и одну вниз. С правой стороны начинаю с середины клетки и провожу линию на одну клетку вниз с закруглением в левый нижний угол. От начальной точки провожу линию вправо на половину клетки, затем линию на одну клетку вниз.