Просмотр содержимого документа
«Разработка и внедрение комплекса занятий во внеурочной деятельности»
Разработка и внедрение комплекса занятий во внеурочной деятельности
Необходимо проводить дополнительную работу по духовно-нравственному воспитания детей младшего школьного возраста. Поэтому нами была разработана и внедрена программа, которая проводилась во внеурочной деятельности.
Цель программы – повышение уровня духовно-нравственной воспитанности.
Задачи:
- формирование представлений детей о добре и зле, честности и справедливости и др.;
- формирование поведения у детей согласно правилам высокого нравственных норм;
- снижение уровня конфликтности и агрессивности между детьми;
- повышение уровня духовной культуры младших школьников.
Программа с детьми строилась согласно следующих компонентов:
- когнитивный (т.е. формирование полноты и объема нравственных знаний, а так же знаний о нравственных ценностях);
- когнитивный (т.е. уровень интереса детей к полученным знаниям);
- эмоционально-ценностный (уровень развития эмоционального отношения к духовно-нравственным ценностям);
- поведенческий (применение в жизни усвоенных духовно-нравственных норм в поведении);
- поведенческий (уровень умения давать оценку собственному поведению и поведению окружающих людей с позиции умения следовать нравственным ценностям).
Работа проводилась в три следующих блока:
- «Работа с детьми» (согласно выше названных моделей работы);
- «Среда» (создание необходимой положительной среды, которая будет оказывать влияние на формирование духовно-нравственной воспитанности);
- «Работа с родителями» (повышение уровня педагогической культуры родителей и компетенции по вопросам развития духовно-нравственной воспитанности и ориентиров детей).
Всего нами было разработана 9 занятий, которые проводились один раз в неделю. Занятие длилось 45 минут.
Программу рассмотрим в таблице 4.
Таблица 4 – программа повышения духовно-нравственной воспитанности младших школьников
Тема | Задачи | Духовно- нравственные качества | Методы и приемы работы |
В.А. Осеева «Волшебное слово» | показать детям наглядно как необходимо давать нравственную оценку поступкам окружающих людей | формирование нравственных качеств, вежливости с окружающими, чувства уважения по отношению к старшим | словесный, наглядный, практический |
А.П. Гайдар «Совесть» | формировать представление у детей о том, что такое совесть, создавать все необходимые условия для развития нравственных качеств детей | формирования чувства уважения к окружающим, формирование вежливости, привитие желания делать добрые дела | Приемы: синквейн, кроссворд, использование «толстых» и «тонких» вопросов. Метод беседы |
В.А. Осеева «Хорошее» | формирование условий для развития нравственных качеств детей | формирование представления о честности и справедливости, формирование представления об ответственности и ответственных поступков | проблемно-поисковый метод, эвристическая беседа, чтение с остановками, использование «толстых» и «тонких» вопросов |
Корейская сказка «Честный мальчик» | формирование читательской компетентности детей | формирование честности и сострадания по отношению к окружающим у детей | беседа |
Тарская сказка «Мудрый старик» | формирование чувства уважительного отношения по отношению к старшим людям | формирование чувства уважения, сострадания и отзывчивости по отношению к окружающим | эвристическая беседа |
В.Ю. Драгунский «Тайное становится явным» | формирование навыка анализа поступков сказочных героев и умения прогнозировать дальнейший текст в сказке | формирование представлений о таких понятиях как честность, правдивость, отзывчивость, смелости | метод беседы, наглядный, частично-поисковый методы. Прием фронтальной работы |
Н.Н. Носов «Живая шляпа» | формирование навыка доброжелательного отношения к окружающим людям | формирование чувства доброты, отзывчивости и справедливости по отношению к окружающим | метод беседы |
Основная работа с родителями заключалась в том, что им необходимо было выполнять с детьми те домашние задания, которые задавал детям педагог для повышения духовно-нравственной культуры.
Ожидаемые результаты работы:
- повышение нравственной культуры детей младшего школьного возраста;
- формирование представлений у детей о моральных ценностях;
- привитие духовно-нравственной культуры детям;
- знание и понимание детей основных понятий (честность, добро, зло, справедливость и др.)