СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка Игры-викторины "Большие Буквы"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка игры-викторины "Большие Буквы" по сказке В.Катаева "Цветик Семицветик"

Просмотр содержимого документа
«Разработка Игры-викторины "Большие Буквы"»

Подлипкинская основная общеобразовательная школа,

филиал МОУ «Торбаевская средняя общеобразовательная школа»

Касимовского района Рязанской области.













ВНЕКЛАССНОЕ МЕРОПРИЯТИЕ

ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ

ВИКТОРИНА «БОЛЬШИЕ БУКВЫ»

ПО СКАЗКЕ В.КАТАЕВА «ЦВЕТИК-СЕМИЦВЕТИК»

3-4 КЛАССЫ

















Филатова Римма Ринатовна

учитель начальных классов















Пояснительная записка.

У современных детей все реже возникает желание читать. Приобщить младших школьников к художественному слову, научить различать доступные для них, полезные, интересные книги, сформировать их читательский кругозор и постепенно сделать их настоящими читателями помогут уроки литературного чтения. Чтение в начальной школе является необходимым и важным звеном в области обучения младших школьников родному языку. Цель этих занятий - обеспечить целенаправленное руководство самостоятельным чтением учащихся доступной им по содержанию разнообразной литературы. Самостоятельное детское чтение - это индивидуальное молчаливое общение ребенка с кругом доступных книг и избранной для чтения книгой без непосредственной помощи учителя или другого квалифицированного читателя. Викторина - один из видов работы, активизирующий познавательную деятельность учащихся, развивающий память, внимание, наблюдательность, приносящий радость. Веселые и познавательные задания литературных викторин позволяют детям совершить увлекательные путешествия по страницам произведений, составляющих золотой фонд детской литературы. Литературные викторины помогают учителям формировать активного читателя, способного понимать произведение на уровне смысла, ценить художественные особенности литературного произведения, красоту и индивидуальность авторского слова, вести «диалог» с автором. Они способствуют развитию речи ребёнка, пополнению его словаря, раскрытию творческих возможностей и проявлению индивидуальности. Литературные викторины побуждают школьников думать и рассуждать, а значит, копить мудрость.

Данная методическая разработка представляет собой игру-викторину по сказке В.Катаева «Цветик-Семицветик», аналог телевизионной игры, которую ребята (по опросам) очень любят.


Цель занятия: Привлечение детей к чтению, развивать кругозор учащихся, их интеллектуальные способности, логику, мышление, внимание, формирование читательского интереса, стимулировать через игру познавательный интерес учащихся. развитие познавательного интереса к предмету «Литературное чтение», развивать умение работать в команде, умение слушать и слышать мнение другого человека.

Задачи.

-воспитывать интерес к чтению, активизировать читательский опыт,

-формировать навык читательской деятельности, познавательный и учебный интерес, логическое и творческое мышление, уметь сохранять поставленную задачу,

- развивать коммуникативные умения – работать в группе, учитывать мнение других, отстаивать свою точку зрения, правильно выстраивать устное высказывание.

Оборудование: мультимедийная доска, презентация «Большие буквы», Большая книга В.Катаева «Цветик-Семицветик», карточки с текстом, корзина с кубиками, Большие буквы, шаблоны лепестков для изготовления цветов.

Ход викторины:

На помощь ведущему выходит помощник Буквоед.(в руках держит цветок, отрывая лепестки со словами «любит – не любит….»)

- Буквоед, что случилось, ты влюблён?

- Да, нет. Я просто желание хочу загадать.

- И какое же у тебя желание?

- Я хочу…..чтобы цветочек стал большим!

(Буквоед, применив всё своё мастерство делает фокус и цветок становится большим).

- У нашего Буквоеда получилось сделать из маленького цветочка сделать большой. И у вас, ребята, сегодня всё обязательно получится. И сегодня мы с вами поиграем в игру «Большие буквы!» Слайд №1

Правила викторины.

Объясняю правила игры. Игра построена на известной телепередаче «Большие буквы» (канал Карусель). В ходе игры участники выполняют различные задания с целью собрать Большие буквы, в конце игры их этих букв они выкладывают слово. Супер – игра: из полученного слова составляем как можно больше маленьких слов. В ходе игры участники, за правильно выполненные задания, получают ещё и восклицательные знаки, которые им пригодятся в супер-игре.

Итак, для начала нам надо выбрать 5 игроков нашей команды.

(игроки выходят по-одному, ведущий представляет каждого игрока, рассказывая коротко о нём: возраст, класс, увлечения и прочее.)

Наша игра будет посвящена сказке «Цветик-Семицветик». А кто знает, кто написал эту сказку?

- Валентин Катаев.

(презентация биографии Валентина Петровича Катаева) Слайд №2.

- Верно. Валентин Петрович Катаев родился в 1897 году, 29 января, в городе Одессе, в семье учителя Петра Васильевича Катаева. Слайд №3

Пётр Васильевич был очень образованным человеком, сначала окончил Вятскую духовную семинарию, затем учился на историко-филологическом факультете в Новороссийском университете, который окончил с серебряной медалью. Слайд №4

Мать, Евгения Ивановна Катаева, была дочерью отставного генерал-майора. Она обладала незаурядными музыкальными способностями. Умерла, когда Валентину было шесть лет, через несколько месяцев после рождения младшего брата Евгения – впоследствии известного писателя Евгения петрова ( Ильф и Петров).

Ещё в раннем детстве Валентин Петрович полюбил книги и увлекся литературой. Так как отец был преподавателем, в доме у них была хорошая, постоянно читаемая библиотека. Ему рано открылись богатства родной литературы – Пушкин, Гоголь, Никитин, Шевченко...фамилии очень многих писателей он знал с раннего возраста.

Когда Валентин подрос, его отдали в Одесскую гимназию. Уже в 9 лет у него стали проявляться склонности к написанию стихов – о природе. Слайд №5

Первое стихотворение «Осень» Катаев опубликовал в 13 лет. В 18 лет он окончил гимназию, на два года ушёл служить в действующую армию. Дослужился до прапорщика, был ранен, залечивая раны в одесском лазарете, понял, что воевать не его призвание. Слайд №6

После демобилизации вплотную занялся литературой, стал писать прозу. В 24 года сбывается заветная мечта Валентина Петровича Катаева, он переезжает жить в Москву, куда стремился всю свою жизнь.

В 39 лет написал роман для подростков «Белеет парус одинокий». В 42 года за выдающиеся успехи в области литературы был награждён Орденом Ленина. Слайд №7

Началась великая Отечественная война, Катаев оказался на полях сражений, был военным корреспондентом «Правды» и «Красной звезды». Слайд №8

Написал очень много сказок, такие как «Дудочка и кувшинчик», «Цветик-Семицветик», «Жемчужина», «Пень», «Голубок». Слайд №9, 10

Ну вот вы познакомились с краткой биографией Валентина Петровича Катаева, а теперь нам пора отправляться в сказку Валентина Катаева «Цветик-Семицветик» Слайд №11

(ведущий открывает свою большую книгу и читает начало сказки)

«Жила-была, девочка Женя. Однажды послала её мама в магазин за баранками. Купила Женя семь баранок: две баранки с тмином для папы, две баранки с маком для мамы, две баранки с сахаром для себя и одну маленькую розовую баранку для братика Павлика. Взяла Женя связку баранок и отправилась домой. Идет, по сторонам зевает, вывески читает, ворон считает. А сзади тем временем сзади пристала незнакомая собака, да все баранки одну за другой и съела. Сначала съела папины с тмином, потом мамины с маком, потом Женины с сахаром. Почувствовала Женя, что баранки стали что-то чересчур легкие. Обернулась, да уж поздно. Мочалка болтается пустая, а собака последнюю, розовую Павликову бараночку доедает, и счастливо облизывается. Слайд №12 - Ах, вредная собака! - закричала Женя и бросилась ее догонять. Бежала, бежала, собаку не догнала, только сама заблудилась. Видит – место совсем незнакомое, больших домов нет, а стоят маленькие домики. Испугалась Женя и заплакала. Вдруг откуда ни возьмись - старушка. - Девочка, девочка, почему ты плачешь? Женя старушке все и рассказала. Пожалела старушка Женю, привела ее в свой садик и говорит: - Ничего, не плачь, я тебе помогу. Правда, баранок у меня нет и денег тоже нет, но зато растет у меня в садике один цветок, называется - цветик-семицветик, он все может. Ты, я знаю, девочка хорошая, хоть и любишь зевать по сторонам. Я тебе подарю цветик-семицветик, он все устроит. С этими словами старушка сорвала с грядки и подала девочке Жене очень красивый цветок вроде ромашки. У него было семь прозрачных лепестков, каждый другого цвета: желтый, красный, зеленый, синий, оранжевый, фиолетовый и голубой. Слайд №13 - Этот цветик, - сказала старушка, - не простой. Он может исполнить все, что ты захочешь. Для этого надо только оторвать один из лепестков, бросить его и сказать:

Лети, лети, лепесток,
Через запад на восток,
Через север, через юг,
Возвращайся, сделав круг.
Лишь коснешься ты земли -
Быть по-моему вели. Слайд №14 Вели, чтобы сделалось то-то или то-то. И это тотчас сделается. (предлагается просмотр отрывка мультфильма «Цветик-Семицветик», в котором незнакомая бабушка подарила Жене волшебный цветок) Женя вышла за калитку и тут только вспомнила, что не знает дороги домой. Собралась она по своему обыкновению заплакать, но тут вспомнила про цветок. Оторвала лепесток и через мгновение оказалась дома». Слайд 15, 16. - У наших ребят волшебного Цветика – Семицветика пока нет, поэтому преодолевать все препятствия они должны своими силами. Итак, мы начинаем.

1 Раунд. – Слайд №17

- И сейчас ребятам предстоит вырастить из кубиков сказочное слово. Перед вами корзина, наполненная детскими кубиками. Ваша задача, всем вместе за 1 минуту в этой корзине с кубиками найти 5 кубиков с буквами, из этих букв вы должны сложить сказочное слово. Только в этом случае они получат свою первую большую букву.

- А чтобы вам легче было сложить правильно слово, я делаю вам подсказку. Именно туда отправилась девочка Женя.

И это слово ПОЛЮС. Скажите, а какое отношение это слово имеет к нашей сказке? Слайд №18, 19

(дети, высказывают своё мнение)

- И за правильно угаданное слово вы получаете свою первую Большую букву «П»

Но к своей победе вы можете прибавить восклицательный знак, если за 1 минуту вы назовёт 15 слов, которые начинаются на букву «П».

(папа, петух, пакет, пила, пенал, поле, пучок, помидор, порошок, пятачок и т.д.)

- Молодцы! Вы справились с заданием и получаете свой восклицательный знак «!», который вам очень поможет в дальнейшей игре. А для того, чтобы узнать как Цветик-Семицветик помог девочке Жене мы снова отправимся в сказку. « Девочка решила поставить волшебный цветок в самую красивую вазочку. Она влезла на стул и потянулась за любимой маминой вазой, которая стояла на самой верхней полке. А в это время, как на грех за окном пролетали вороны. Жене, понятно, тотчас захотелось узнать совершенно точно, сколько ворон - семь или восемь. Она открыла рот и стала считать, загибая пальцы, а вазочка полетела вниз и - бац! - раскололась на мелкие кусочки. Слайд №20 - Ты опять что-то разбила! - закричала мама из кухни. – Не мою ли самую любимую вазочку? Тяпа-растяпа! - Нет, нет, мамочка, я ничего не разбила. Это тебе послышалось! - закричала Женя. ( предлагается просмотр отрывка мультфильма, в котором Жена при помощи волшебного цветка возвращает вазу в прежний вид) Женя поняла, что волшебный цветок может исправить любую её ошибку. Поскорее оторвала красный лепесток, бросила его и прошептала:

Лети, лети, лепесток,
Через запад на восток,
Через север, через юг,
Возвращайся, сделав круг.
Лишь коснешься ты земли -
Быть по-моему вели.

Вели, чтобы мамина любимая вазочка сделалась целая! Не успела она это сказать, как черепки сами собой поползли друг к другу и стали срастаться. Мама прибежала из кухни - глядь, а ее любимая вазочка как ни в чем не бывало стоит на своем месте.»

- А наши игроки вообще не допускают ошибки. И сейчас они должны будут нам это доказать. Итак, второе, уже более сложное испытание.

2 Раунд. – Слайд №21

- Сейчас я вам раздам орудия для борьбы с ошибками. Посмотрим, насколько хорошо они знают русский язык. Ваша задача за 20 секунд найти в этом тексте ошибки. Каждый игрок, за найденную ошибку получает большую букву. Для каждого игрока своя ошибка, но текст у всех ребят одинаковый.

(На экран выводится текст с пропущенными буквами)

ЛЕти, лЕти, лепесток,

Через запад на вОсток,

Через север, через юг,

ВозвращЯйся, Сделав круг.

Лишь коснёшься ты зИмли

Быть по-моему вели. Слайд №22

Ребята, называя свою ошибку, говорят правило на данную орфограмму.

- Из заработанных в этом раунде букв, ребятам необходимо составить слово.

И это слово КУКЛА. Слайд №23

Молодцы! И вы заработали ещё одну Большую букву «К»

И для того, чтобы заработать ещё один восклицательный знак, вы должны будете за 1 минуту назвать 10 слов, которые заканчиваются на букву «К»

(восток, шарик, чайник…)

- И вы получаете ещё один восклицательный знак «!»

А чтобы узнать, что же попросила девочка Женя, чтобы стать счастливой, мы снова откроем нашу большую книгу сказок.

«Пришла Женя во двор, чтобы поиграть с девчонками. Видит, у них разные игрушки: у кого коляска, у кого мячик, у кого прыгалка, у кого трёхколёсный велосипед, а у одной девочки большая говорящая кукла. Взяла Женю досада. Даже глаза от зависти стали желтые, как у козы. «Ну, - думает, - я вам сейчас покажу, у кого игрушки!» Вынула цветик-семицветик, оторвала оранжевый лепесток, кинула и сказала:

Лети, лети, лепесток,
Через запад на восток,
Через север, через юг,
Возвращайся, сделав круг.
Лишь коснешься ты земли -
Быть по-моему вели. Вели, чтобы все игрушки, какие есть на свете, были мои! (предлагается просмотр отрывка мультфильма, где Женя по волшебству цветка получила все игрушки мира) И в тот же миг, откуда не возьмись со всех сторон повалили к Жене игрушки. Женя не знала, что ей делать» Слайд №24 - Наши игроки и их болельщики всегда знают, что делать. Им любое испытание по силам.

3 Раунд. – Слайд № 25 Итак, я объявляю 3 Раунд, в котором болельщики должны будут добыть Большую букву для своей команды. Для этого им нужно будет назвать 10 сказочных предметов, которые исполняли желания героев. Слайд №26

(Лампа Алладина, Цветик-Семицветик, Перо журавля, Серебряное копытце, Волщебное зеркальце, Сапоги скороходы, Борода Хоттабыча, Скатерть- самобранка, Золотая рыбка, Шапка-невидимка, Волшебный клубок, Аленький цветочек, Волшебное кольцо.)

-Итак, болельщики справились со своим заданием и зарабатывают для своей команды ещё одну Большую букву. И это не одна буква, а две буквы «Е, Е» У нас в ключевом слове две буквы-близнецы. А вы можете заработать ещё и восклицательный знак, если за 1 минуту назовёте 5 слов, в которых буква «Е» встречается дважды.

(серебро, сердце, веер, череп, север.)

- Вы справились и получаете ещё одни восклицательный знак «!»

А теперь, давайте узнаем, на какое же желание девочка Женя потратила свой последний лепесток и откроем нашу Большую книгу сказок.

« Женя хотела попросить у последнего лепестка сладостей, но вдруг её внимание привлёк красивый мальчик Витя, который сидел на скамейке. Она подошла к нему так близко, что в каждом его зрачке увидела своё отражение. Слайд №27 - Мальчик, мальчик, как тебя зовут? - Витя. А тебя как? - Женя. Давай играть в салки? - Не могу. Я хромой. И Женя увидела его ногу в уродливом башмаке на очень толстой подошве. - Как жалко! - сказала Женя. - Ты мне очень понравился, и я бы с большим удовольствием побегала с тобой. - Ты мне тоже очень нравишься, и я бы тоже с большим удовольствием побегал с тобой, но, к сожалению, это невозможно. Ничего не поделаешь. Это на всю жизнь. - Ах, какие пустяки ты говоришь, мальчик! - воскликнула Женя и вынула из кармана свой заветный цветик-семицветик. - Гляди! С этими словами девочка бережно оторвала последний, голубой лепесток, на минутку прижала его к глазам, затем разжала пальцы и запела тонким голоском, дрожащим от счастья: Лети, лети, лепесток,
Через запад на восток,
Через север, через юг,
Возвращайся, сделав круг.
Лишь коснешься ты земли -
Быть по-моему вели. (просмотр отрывка мультфильма, в котором Женя, используя последний волшебный лепесток, помогла Вите снова стать здоровым) И в ту же минуту мальчик вскочил со скамейки, стал играть с Женей в салки и бегал так хорошо, что девочка не могла его догнать, как ни старалась»Слайд №28 - Нашей команде сейчас предстоит собрать свой Цветик-Семицветик. Если они справятся, они получат ещё одну Большую букву из ключевого слова игры.

4 Раунд. – Слайд №29

Перед каждым участником лежат лепестки волшебного цветка. Необходимо собрать все лепестки по порядку цветов радуги. Каждый, справившийся с заданием игрок, получает букву, из которого необходимо собрать слово.

(Красный-Оранжевый-Жёлтый-Зелёный-Голубой-Сиий-Фиолетовый)

- И это слово САЛКИ. Слайд №30

Молодцы! И вы зарабатываете ещё одну Большую букву «С»

Финал.

- Ну, что ж, наша команда прошла через все конкурсы. Давайте посмотрим. Какие буквы они собрали.

П К Е Е С ! ! !

- Из этих букв вам необходимо составить ключевое слово, но у вас нет нескольких букв. Вы можете обменять свои восклицательные знаки на недостающие буквы. Или же использовать их для дополнительного времени в супер-игре. Каждый восклицательный знак – это 10 секунд.

Итак, сейчас самая ответственная задача перед вами. Необходимо назвать то самое волшебное, ключевое слово. И это слово…Слайд №31

- ЛЕПЕСТОК.

- Верно. И я предлагаю вам сыграть в супер-игру.

Супер-игра – Слайд №32

- В супер-игре мы в выясним, кто же лучший игрок команды. Вам необходимо из слова «ЛЕПЕСТОК» сложить как можно больше новых слов. На это задание вам даётся 1 минута, но поскольку вы сэкономили восклицательные знаки, то за каждый знак вы получаете дополнительные 10 секунд. Время пошло.

(лето, тело, сток, сок, поле, песок, кот, пост, стоп, пот, лот, лес).

Награждаем победителя! – Слайд №33

- Итак, в нашей игре объявляется лучший игрок.

Спасибо игрокам! Слайд №34

Интернет-ресурсы Слайд №35

























10




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!