СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Разработка индивидуального маршрута сопровождения ребенка с ограниченными возможностями здоровья"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«"Разработка индивидуального маршрута сопровождения ребенка с ограниченными возможностями здоровья"»

Т.С. Сизова

МБОУ «СОШ № 4», МО г. Братск

Разработка индивидуального маршрута сопровождения ребенка с ограниченными возможностями здоровья

В настоящее время в России стоит острый вопрос, который связан с проблемами детей-инвалидов и лиц с Ограниченными Возможностями Здоровья (ОВЗ). Число детей-инвалидов и лиц с ОВЗ с каждым годом становится все больше.

Обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) – лица, имеющие подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией недостатки в физическом и (или) психическом развитии, которые препятствуют освоению образовательных программ без создания специальных условий для получения образования.

В последние годы государство уделяет особое внимание детям с ограниченными возможностями здоровья, успешно развиваются медицинские и учебно-воспитательные учреждения.

В трактовке Федерального закона «Об образовании в РФ» обеспечение равного доступа к образованию для всех детей с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей обозначается термином «инклюзивное» или включенное образование [1].

Постепенно меняется подход к образованию детей с особыми образовательными потребностями. Одним из путей реализации этой задачи является инклюзивное образование, которое обеспечивает равные права, доступность, возможность выбора подходящего индивидуального образовательного маршрута (ИОМ) для любого ребенка вне зависимости от его физических и других возможностей.

В проекте ФГОС образования обучающихся с ОВЗ отмечалось, что одной из целей, связанных с модернизацией содержания коррекционного образования, является гуманистическая направленность образования, которая проявляется в ориентации на «личностно-ориентированную» модель взаимодействия, развитие личности ребёнка, его творческого потенциала [2].

Одним из главных принципов психолого-педагогического сопровождения инклюзивного образования является междисциплинарность – комплексный подход к сопровождению.

Для этого создается группа психолого-педагогического сопровождения, в состав входят: представитель администрации, ответственный за обеспечение инклюзивных процессов в ОУ; педагогические и иные работники образовательного учреждения.

Деятельность группы сопровождения направлена, в первую очередь на изучение особенностей развития каждого конкретного учащегося, его особых образовательных потребностей, составление индивидуальной образовательной программы на основе заключения ПМПК, доводится до сведения родителей (законных представителей). В случае несогласия родителей (законных представителей) обучающегося с разработанным ИОМ, они выражают свое мнение в письменной форме. Далее ИОМ должен быть утвержден руководителем образовательно учреждения. В ходе реализации ИОМ родители (законные представители) получают от педагогов информацию о том, как именно проходит его реализация0[3]

Структура ИОМ представляет собой единую систему, состоящую из нескольких взаимосвязанных разделов, каждый из которых имеет свою смысловую нагрузку:

1. Обучение. Освоение адаптированной образовательной программы.

  • учебный план (инвариантная и вариативная части);

  • рабочие программы,

  • расписание занятий.

2. Коррекционно-развивающая работа

  • со специалистами сопровождения

  • коррекционно-развивающие программы, разработанные исходя из индивидуально-типологических особенностей, особенностей психофизического развития и специфики нарушений ребенка с ОВЗ;

  • система отслеживания динамики развития ребенка по каждому выбранному направлению коррекционно-развивающей работы.

3. Социализация

  •  внеклассная и внеурочная деятельность;

  • мероприятия, направленные на социализацию ребенка.

ИОМ постоянно корректируется в рамках деятельности ППк с учетом актуального и ближайшего развития ребенка и рассчитывается на определенное время обучения.

Таким образом, ИОМ обучающегося с ОВЗ создан для решения проблемы образования данного ребенка. Он позволяет организовать обучение ребенка с учетом его особых образовательных потребностей, заданных характером нарушения его развития и оценить полученные результаты. Следовательно, ИОМ включает в себя следующие направления работы:

– индивидуализация учебной работы учащихся внутри школы (необходимо своевременно отображать динамику развития и вносить коррективы, если учащийся не усваивает учебный материал);

– индивидуализация коррекционной помощи учащихся, куда входит преодоление имеющихся нарушений психологических функций, коммуникативных навыков, коррекция эмоционально-волевой и личностной сферы)[4]

В разработку индивидуального образовательного маршрута входит несколько этапов:

1) Запрос администрации школы, учителя или выявление специалистами (педагог-психолог, дефектолог, логопед, социальный педагог) детей, столкнувшихся с трудностями усвоения данной им образовательной программы. Согласие родителей на комплексную диагностику.

2) Комплексная диагностика учащегося специалистами внутришкольной ППк (педагог-психолог, дефектолог, логопед, социальный педагог), характеристика от классного руководителя, учителей-предметников. По результатам обследования составляются рекомендации по преодолению трудностей обучающегося, организации его обучения для учителей и родителей. Знакомство и информирование родителей с образовательной нагрузкой ребенка с ОВЗ.

3) Прохождение городской комиссии ПМПк и получение результатов (период обучения по адаптированной программе, программа обучения для лиц с ОВЗ, направления работы специалистов, дополнительные рекомендации для родителей).

4) Определение конкретных способов реализации индивидуального образовательного маршрута на основе результатов диагностики и рекомендаций, полученных от ПМПк.

5) Психолого-педагогическое сопровождение обучающегося с ОВЗ на указанный период обучения по адаптированной программе. Мониторинг коррекционной деятельности развития ребенка

Технология педагогического сопровождения опирается на скоординированное взаимодействие всех субъектов образовательного процесса. Он направлен на развитие индивидуальных возможностей ребенка для получения полноценного образования, достижения максимальной адаптации, социальной реабилитации [5].

Содержание ИОМ

  • Титульный лист

  • Обучение (освоение адаптированной образовательной программы, сведения об учебной программе,

  • Расписание уроков, занятий

  • Социализация (общие и внеклассные мероприятия по социализации,

  • Общий график образовательной нагрузки

  • Коррекционно-развивающий курс

  • Этапы реализации ИОМ (педагогический компонент (например, окружающий мир), содержание этапа, деятельность учителя, этап наблюдения, результат этапа).

  • Этап итоговой диагностики

  • Ликвидация пробелов по предмету

  • Коррекционно-развивающий компонент

  • Организация коррекционно-развивающей работы (план мероприятий).

  • Коррекционно-развивающая работа

По итогам года:

Собирается консилиум , который делает заключение о проделанной работе и дальнейшей ее перспективе. Обязательно на заседании консилиума приглашаются родители, которые знакомятся с результатами проведенной работы и принимают участие в ее последующем планировании.

1.Итоги реализации намеченных мероприятий, достижения, трудности, проблемы

2. Заключение

3. Рекомендации

Критерии эффективности ИОМ

Итоговые результаты ИОМ обучающегося (достижение ранее планируемых результатов – при необходимости новый ИОМ, недостаточное достижение – анализ причин низкой эффективности, коррекция настоящего ИОМ.

Родители (ознакомлены): _____________

Заключение

Основная идея обновления образования состоит в том, что оно должно стать индивидуализированным, функциональным и эффективным.

Процесс воспитания и обучения лиц с ОВЗ основан на необходимости понимания их специфических черт и проблем, учесть которые позволяет проектирование индивидуального образовательного маршрута.


Литература


  1. Федеральный закон от 29.12. 2012 г. № 273 — ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» [Электронный ресурс] / http://www.consultant.ru/

  2. Могилева, К. И., Бадиль, И. В. Индивидуализация образовательного процесса в начальной школе : опыт работы Великосельской средней школы Гаврилов-Ямского МР Ярославской области [Текст] : учеб.-метод. пособие / К. И. Могилева, И. В. Бадиль; под ред. Л. В. Байбородовой, М. С.Ежиковой. — Ярославль : Изд-во Канцлер , 2016. — 89 с

  3. Тьюторское сопровождение в инклюзивном образовании [Текст] : информ.-метод. материалы / Г. О. Рощина, Н. Н. Посысоев, О. Ю. Камакина; Е. И. Чешуина, О. В. Иерусалимцева. — Ярославль : ГАУ ДПО ЯО ИРО, 2016. — 63 с.

  4. Харламова, В. Г. Разработка и реализация индивидуальных образовательных маршрутов для обучающихся с ОВЗ / В. Г. Харламова. // Образование и воспитание. — 2021. — № 1 (32). — С. 24-26. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/187/5986/

  5. Братчикова, Ю. В. Актуальные проблемы внедрения инклюзивного образования в России. Педагогика и психология здоровья: учеб. пособие-хрестоматия [Текст] / Ю. В. Братчикова. — Екатеринбург: Урал. гос. пед. ун-т, 2013. — 145 с.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!