СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка кейсов заданий PISA

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Итоговая работа по окончании курсов по теме: «Международные исследования качества образования (PISA)как фактор развития компетенции педагога» .Здесь представлена разработка кейса,содержащая задания по читательской грамотности,математической и естественно-научной

Просмотр содержимого документа
«Разработка кейсов заданий PISA»



Курсы: «Международное исследование качества образования (PISA) как фактор развития компетенций педагога»



Тема: «Разработка кейсов заданий PISA»









Руководитель группы: Филиппов В.И.

Авторский коллектив:

Васькина Ю.Ю.

Голышева Т.А.

Минаева Г.П.















г.о.Кашира

МБОУ «СОШ №4»

2020г



I.Читательская грамотность

Задание1.ГАЛАПАГОССКИЕ ОСТРОВА – ПРИРОДНОЕ СОКРОВИЩE

Галапагосские острова расположены в Тихом океане, в 972 км западнее побережья Южной Америки. Вулканического происхождения архипелаг, состоящий из 19 островов, 13 из которых – основные, является самым популярным регионом Республики Эквадор и одним из крупнейших и значимых заповедников в мировом масштабе. Галапагосские острова примечательны великолепием природы, разнообразием флоры и фауны. Эти острова часто называют «живой лабораторией», потому что у них много потенциала для научных исследований. Так как острова расположены рядом с экватором, острова получают достаточно солнечного света, а сильные океанские течения обеспечивают присутствие прохладных бризов. Для многих видов растений и животных такие условия являются прекрасной средой обитания. Именно здесь Чарлз Дарвин разработал теорию эволюции путем естественного отбора. Многочисленные туристы, неутомимые исследователи таинственного и любители экстремальных видов спорта стремятся побывать в этом живописном солнечном крае, покоряющем сердца своими чистейшими песчаными пляжами. На протяжении веков галапагосские животные эволюционировали без вмешательства и истребления со стороны человека и, таким образом, животные не боятся присутствия человека в отличие от большинства животных мира. Животные, обитающие на островах, часто сами подходят к людям! Такое поведение позволяет сделать потрясающие фотографии, но оно также и подвергает животных опасности. В течение долгого времени экосистема Галапагосских островов подвергалась опасности из-за человеческой деятельности на территории архипелага. Урон, нанесенный экосистеме, привел к негативным последствиям для популяций многих галапагосских животных. К счастью, благодаря труду исследователей, преданных своему делу, экосистема постепенно восстанавливается.

Рецензентам:

В качестве нашего проекта мы создали сайт для новой организации: Природоохранное общество Галапагоса. Членами общества являются ученые и граждане Эквадора, обеспокоенные будущим экосистемы Галапагоса. Мы не закончили все страницы сайта, но мы будем благодарны вам за проверку и отзыв о готовых страницах. Мы также хотели бы, чтобы вы ответили на несколько вопросов, чтобы убедиться в том, что на сайте размещено достаточно информации.

ЖИВОТНЫЕ

Узнайте интересные факты о местных видах животных Галапагосских островов! Скоро: еще больше животных!

Название: галапагосская черепаха

Охранный статус: уязвимый

Гигантские черепахи могут прожить более 100 лет и весить более 230 килограмм. Они питаются разнообразными растениями и могут прожить целый год без еды и воды.

Название: морская игуана

Охранный статус: уязвимый

Морские игуаны в основном питаются найденными в океане водорослями. Они проводят столько времени в океане, что соленая вода накапливается в их туловищах. Морские игуаны чихают и избавляются от нее, выталкивая ее из ноздрей.

Название: галапагосский нелетающий баклан

Охранный статус: уязвимый

Галапагосские нелетающие бакланы не умеют летать, но они прекрасные пловцы. Они могут погружаться под воду в поисках еды на более чем 3 минуты на расстоянии до 100 метров от берега. В их единственной среде обитания – на Галапагосских островах – их осталось меньше 2000.

ОХРАНА ПРИРОДЫ

На Галапагосских островах действуют различные природоохранные программы. Следите за обновлениями этой страницы и узнавайте о новых успешных программах!

Программа сохранения черепах.

К 1965 году популяция гигантских черепах значительно уменьшилась, и несколько видов черепах исчезли. Люди, которые посещали и селились на островах, привозили с собой паразитных видов животных, например, крыс, которые охотились на черепашьи яйца и маленьких черепах. Черепахам стало практически невозможно дожить до зрелого возраста в дикой природе. В связи с этим специалисты по охране природы запустили программу по размножению, которая спасла бы оставшихся черепах от исчезновения. Сначала взрослых черепах перевозили в места, где они могли бы откладывать яйца в безопасности вдали от крыс и других хищников. Когда черепахи становились достаточно большими для того, чтобы защитить себя, их возвращали обратно на их родной остров. На их панцирях были нарисованы числа, что позволяло наблюдать за тем, как они росли в своих естественных природных условиях. Такая программа по сохранению черепах была особенно важна для поддержания и увеличения популяций черепах, но пока гигантские черепахи размножаются с помощью человека, они считаются исчезнувшими видами в дикой природе.

Остров Пинсон – история успеха. Специалисты по охране природы пришли к выводу, что на острове Пинсон нужен был другой подход к восстановлению размножающейся популяции гигантских черепах. Из-за огромной популяции инвазивных черных крыс черепахи практически не доживали до зрелого возраста на острове. Единственным выходом из данной ситуации было истребление крыс. В противном случае черепахи не могли бы вылупиться и провести первые годы своей жизни в безопасности в естественной среде обитания. Масштабная программа по истреблению крыс была запущена на острове в 2012 году. С вертолетов было сброшено более 20 000 килограмм яда. Яд был привлекателен для крыс, но не для местных видов животных. Вскоре после этого остров Пинсон был объявлен свободным от крыс. Дополнительные доказательства успеха программы появились в декабре 2014 года. Группа ученых обнаружили только что вылупившихся в дикой местности черепах! Принимая во внимание эту вселяющую надежду находку, можно сделать вывод о том, что популяция черепах на острове Пинсон может поддерживать свое существование самостоятельно.

ВОЛОНТЕРСТВО

Эта страница находится в разработке.

Здесь будет описание видов добровольной деятельности, а также безопасный способ

перечисления пожертвований для общества.

Вопрос 1: ГАЛАПАГОССКИЕ ОСТРОВА

Чем питаются морские игуаны?

A. Разнообразными растениями.

B. Яйцами черепах.

C. Водорослями.

D. Мелкой рыбой.

Вопрос 2: ГАЛАПАГОССКИЕ ОСТРОВА

Согласно информации на странице «Охрана природы» что было главной целью введения

программы по размножению черепах?

A. Спасение черепах от исчезновения.

B. Наблюдение за ростом черепах.

C. Защита черепашьих яиц от хищников.

D. Долгосрочное наблюдение за черепахами.

Вопрос 3: ГАЛАПАГОССКИЕ ОСТРОВА

Что общего у галапагосской черепахи, морской игуаны и галапагосского нелетающего

баклана?

A. Их еда находится в океане.

B. Они питаются одинаковой пищей.

C. Они долго живут.

D. Их популяции находятся под угрозой.

Вопрос 4: ГАЛАПАГОССКИЕ ОСТРОВА

На странице «Охрана природы» приведены два примера программ для защиты гигантских черепах. В чем заключается основное различие между подходами этих двух программ?

……………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………

Вопрос 5: ГАЛАПАГОССКИЕ ОСТРОВА

После проверки сайта вы решаете отправить Алехандро и Кристине список идей, которые

сделали бы сайт более достоверным. Какие из изменений, предложенных в таблице ниже,

сделали бы сайт более достоверным для людей, которые хотят узнать об островах и

Природоохранном обществе Галапагоса? Обведите «Да» или «Нет» для каждого изменения.

Делает ли данное изменение сайт более достоверным?

1)Разместить положительные отзывы от туристов, побывавших на Галапагосских островах. Да / Нет

2)Использовать больше подзаголовков. Да / Нет

3)Цитировать авторитетные источники. Да / Нет

4)Добавить описание и цели Природоохранного общества Галапагоса. Да / Нет

Задание 2. ГРАФФИТИ

- Я киплю от злости, потому что уже в четвертый раз стену школу очищают и перекрашивают, чтобы избавиться от граффити. Творчество – это великолепно, но люди должны найти такой способ самовыражения, который не понесет за собой лишний ущерб для общества. Зачем наносить удар по репутацию молодежи своими рисунками в запрещенных местах? Профессиональные художники не выставляют свои картины на улицах, не так ли? Вместо этого они находят спонсирование и становятся известными через официальные выставки. На мой взгляд, даже заборы и лавочки в парках – произведения искусства сами по себе. Разве не жалко портить эту архитектуру росписями? Более того, используемый для этого метод разрушает озоновый слой. На самом деле, я не понимаю, почему эти псевдо-художники так злятся, когда их «художественные произведения» убирают с глаз долой снова и снова.

(Ольга)

- О вкусах не спорят. Общество переполнено информацией и рекламой. Логотипы торговых компаний, названия магазинов. Огромные навязчивые афиши на улицах. Они допустимы? Да, в большинстве своем. А граффити приемлемы? Тут мнения расходятся. Кто платит за эти граффити? А кто, в конце концов, платит за рекламу? Правильно. Потребитель. Люди, которые устанавливали рекламные щиты, спрашивали вашего разрешения? Нет. А почему тогда люди, занимающиеся граффити, должны вас спрашивать? Разве это не просто вариант общения – ваше собственное имя, названия банд и большие произведения искусства на улицах? Вспомните полосатую и клетчатую одежду, которая появилась в магазинах пару лет назад. А горнолыжные костюмы. Узоры и цвета были позаимствованы прямо с разноцветных бетонных стен. Странно, что эти узоры и цвета нравятся и приняты обществом, а граффити в том же стиле считаются ужасными. Да, искусство нынче переживает тяжелые времена.

(Софья)

Эти два письма о граффити взяты из Интернета.

Граффити – это незаконные рисунки и надписи на стенах или в любых других местах.

Для ответа на последующие вопросы обратитесь к письмам еще раз.

Вопрос 1: ГРАФФИТИ

Укажите цель этих писем:

A. Объяснить, что такое граффити.

B. Выразить мнение по поводу граффити.

C. Рассказать о популярности граффити.

D. Рассказать людям, как много средств тратится на удаление граффити.

Вопрос 2: ГРАФФИТИ

Почему Софья ссылается на рекламу?

........................................................................................................................................................

........................................................................................................................................................

Вопрос 3: ГРАФФИТИ

С кем из авторов вы согласны (с Ольгой или Софьей)? Объясните ваш выбор своими

словами, опираясь на содержание одного или обоих писем.

.........................................................................................................................................................

.........................................................................................................................................................

.........................................................................................................................................................

.........................................................................................................................................................

Вопрос 4: ГРАФФИТИ

То, о чем говорится в письме, - это его содержание.

Способ написания письма - это его стиль.

Вне зависимости от того, с каким письмом вы согласны, по вашему мнению, какое письмо

написано лучше? Объясните свое мнение, ссылаясь на способ написания (стиль) одного

или двух писем.

.........................................................................................................................................................

.........................................................................................................................................................

.........................................................................................................................................................

Критерии оценивания

Задание

Критерии оценивания

Уровень сложности

Цель вопроса

ГАЛАПАГОССКИЕ ОСТРОВА

Вопрос 1

1 балл: С. Водорослями.

0 баллов: Другие ответы ИЛИ отсутствие ответа.



Уровень сложности 1в

Поиск и выбор нужного текста


ГАЛАПАГОССКИЕ ОСТРОВА

Вопрос 2

1балл: А. Спасение черепах от исчезновения.

0 баллов: Другие ответы ИЛИ отсутствие ответа.



Третий уровень сложности

Поиск и выбор нужного текста


ГАЛАПАГОССКИЕ ОСТРОВА

Вопрос 3

1балл: D. Их популяции находятся под угрозой.

0 баллов: Другие ответы ИЛИ отсутствие ответа.



Четвертый уровень сложности

Интеграция и генерация выводов


ГАЛАПАГОССКИЕ ОСТРОВА

Вопрос 4

2 балла: Дается ответ, в котором указано, что в рамках одной программы в центре внимания находилось размножение местных видов, а в рамках другой – истребление инвазивных видов.

0 баллов: Другие ответы ИЛИ отсутствие ответа.



Шестой уровень сложности

Интеграция и генерация выводов


ГАЛАПАГОССКИЕ ОСТРОВА

Вопрос 5

2 балла: Четыре правильных ответа в следующем порядке: Нет, Нет, Да, Да.

1 балл: Указаны любые два правильных ответа

0 баллов: Другие ответы ИЛИ отсутствие ответа.



Пятый уровень сложности

Оценка качества и достоверности

ГРАФФИТИ

Вопрос 1

1 балл: ответ: B. Выразить мнение по поводу граффити.

0 баллов: Другие ответы ИЛИ отсутствие ответа.



Второй уровень сложности

Формирование широкого понимания: определение цели текста

ГРАФФИТИ

Вопрос 2

2 балла: Говорится, что проводится сравнение между граффити и рекламой. Ответ соответствует идее о том, что реклама – законная форма граффити.

 Чтобы показать, что реклама может так же глубоко проникать во все сферы нашей жизни, как и граффити.

 Потому что некоторые люди считают, что реклама так же безобразна, как и граффити.

 Таким способом она демонстрирует, что реклама – легальная форма граффити.

 Она считает, что реклама и граффити похожи.

 Потому что вашего разрешения никто не спрашивает при установке рекламных щитов.

[Сравнение рекламы и граффити выражено косвенно.]

 Потому что реклама размещается в обществе без спроса. Граффити таким же способом.

 Потому что рекламные щиты, по сути, те же граффити. [Минимально допустимый ответ. Сходство осознается, но его суть не объясняется.]

 Потому что это другая форма выставки.

 Потому что рекламщики размещают плакаты и постеры на стенах, поэтому она считает, что это те же граффити.

 Потому что она тоже размещается на стенах.

 Потому что на них одинаково и приятно, и неприятно смотреть.

 Она ссылается на рекламу, так как в отличие от граффити она считается допустимой.

[Подразумевается сходство граффити и рекламы на основе противоположного

отношения к ним.]

ИЛИ: Говорится, что ссылка на рекламу – это стратегия по защите граффити.

 Для того, чтобы в результате мы поняли, что граффити законно, несмотря ни на что.

0 баллов: Дается недостаточный или расплывчатый ответ.


 Это способ выражения ее точки зрения.

 Потому что она хочет. Вот и ссылается на рекламу для примера.

 Это стратегия.

 Логотипы компаний и названия магазинов.

ИЛИ: Просматривается нечеткое понимание материала или дается недостоверный или

неуместный ответ.

 Она описывает граффити.

 Потому что люди наносят граффити на рекламу.

 Граффити – это способ рекламы.

 Потому что граффити – это реклама определенного человека или банды. [Сравнение имеет неверную направленность, то есть говорится, что граффити – форма рекламы,

а не наоборот.]

ИЛИ отсутствие ответа.


Четвертый уровень сложности

Интерпретация: формулирование вывода о предполагаемой связи


ГРАФФИТИ

Вопрос 3

2 балла: Объясняется точка зрения через обращение к содержанию одного или же обоих

писем. Может быть выражена общая позиция (например, за или против) или показана

детальная аргументация. Обоснование мнения должно быть убедительным. Оно

может быть представлено в виде пересказа части письма, но не должно быть

полностью или в большинстве своем скопировано без изменений или добавлений.

 Я согласен(-на) с Ольгой. Граффити незаконно. Следовательно, оно приравнивается к вандализму.

 С Ольгой, потому что я против граффити. [Минимальный допустимый ответ]

 С Софьей. Я считай лицемерием штрафовать за граффити, а потом делать деньги на их дизайнах и идеях.

 Я в какой-то степени согласен(-на) с обеими девушками. Действительно, незаконно рисовать на стенах в общественных местах, но тогда у художников должна быть возможность рисовать где-то еще, на специально отведенных для этого территориях.

 С Софьей, потому что она заботится об искусстве.

 Я согласен(на) с обеими девушками. Граффити – это плохо, но реклама – это так же плохо. Поэтому я не хочу лицемерить.

 С Ольгой, потому что мне тоже не нравится граффити. Однако я могу понять Софью, которая заступается за людей, которые делают то, во что верят.

 С Ольгой, потому что действительно обидно, что своими рисунками в запрещенных местах они наносят удар по репутации молодежи. [Ответ на грани: прямая цитата, включенная в другой текст.]

 С Софьей. Абсолютно верно, что узоры и цвета заимствуются прямо из нарисованных

граффити и позже попадают в магазины. То есть эти цвета и узоры принимаются людьми, которые считают граффити ужасными. [Объяснение – комбинация фраз из письма Софьи, но способ их постановки и преобразования в одно целое указывает на то, что текст был хорошо понят.]

0 баллов: Обоснование своей точки зрения осуществляется через использование прямой цитаты (с кавычками или без них).

 С Ольгой, так как я тоже считаю, что люди должны найти такой способ самовыражения, который не понесет за собой лишний ущерб для общества.

 С Ольгой. Зачем наносить удар по репутацию молодежи своими рисунками в запрещенных местах?

ИЛИ: Дается неполный или расплывчатый ответ.

 С Софьей, так как письмо Ольги не имеет обоснованной аргументации. (Софья проводит сравнение с рекламой и т.д.) [Ответы сконцентрированы на стиле или качестве аргументов.]

 С Ольгой, потому что ее письмо содержало больше деталей. [Ответы сконцентрированы на стиле или качестве аргументов.]

 Я согласен(-на) с Ольгой. [Нет аргументов.]

 С Ольгой, потому что я могу понять, почему она так думает. Но Софья тоже права. [Нет аргументов.]

ИЛИ: Просматривается нечеткое понимание материала или дается недостоверный или неуместный ответ.

 Я больше согласен(-на) с Ольгой. Кажется, что Софья не совсем уверена в том, что она говорит.

 С Ольгой, так как она думает, что у некоторых людей есть талант. [Неправильное

толкование письма Ольги.]

ИЛИ отсутствие ответа.



Шестой уровень сложности

Анализ содержания текста: обоснование своей точки зрения


ГРАФФИТИ

Вопрос 4

2 балла: Мнение объясняется через обращение к стилю или форме одного или же двух писем.

Затрагиваются такие критерии, как стиль написания, построение аргументации,

убедительность аргументов, тон, стратегии убеждения читателей. Такие

высказывания как «аргументы представлены лучше» должны быть обоснованы.

 Письмо Ольги. Она дала много пунктов для размышления и упомянула ущерб, который люди, рисующие граффити, наносят окружающей среде. Я думаю, это очень важно.

 Письмо Ольги было более убедительным, так как она обращалась напрямую к людям,

рисующим граффити.

 Я считаю, письмо Ольги было лучшим из этих двух. Мне кажется, Софья была немного предвзятой.

 Я считаю, что Софья дала очень мощные аргументы, а письмо Ольги намного лучше построено.

 Письмо Софьи, так как она никому его не адресовала, а просто выражала свое мнение.

[Выбор объясняется при помощи ссылки на качество содержания. Объяснение четкое, если его интерпретировать, как «ни на кого не нападает».]

 Мне нравится письмо Ольги. Она очень убедительно выражает свое мнение.

0 баллов: Суждение в виде согласия или несогласия с позицией авторов писем или просто пересказ их содержания ИЛИ отсутствие ответа.

 Письмо Ольги. Я согласен(-на) со всем, что она сказала.

 Письмо Ольги было лучше. Граффити – это дорого. Вдобавок, это трата времени. Все как она и сказала.

ИЛИ: Суждение без соответствующих объяснений.

 Письмо Софьи было лучшим.

 Письмо Софьи было легче читать.

 У Ольги доводы были сильнее.

ИЛИ: Просматривается нечеткое понимание материала или дается недостоверный или

неуместный ответ.

 Письмо Ольги написано лучше. Она работает с проблемой шаг за шагом, а затем

логически приходит к выводам.

 Письмо Софьи, потому что она держит при себе свое мнение вплоть до конца письма.

ИЛИ отсутствие ответа.


Шестой уровень сложности

Анализ формы текста: оценка качества двух писем




II.Математическая грамотность

Задание 3.ПИНГВИНЫ

Фотограф-анималист Джин Баптист отправился в годичную экспедицию и сделал множество фотографий пингвинов и их птенцов. Особенно его интересовал рост размеров различных колоний пингвинов.

Вопрос №1

Как правило, каждый год пара пингвинов производит два яйца. Обычно выживает только птенец из более крупного яйца. У хохлатых пингвинов первое яйцо весит приблизительно 78 г, а второе яйцо - примерно 110 г. На сколько процентов второе яйцо тяжелее первого?

A. 29%

B. 32%

C. 41%

D. 71%

Вопрос № 2

Джин задается вопросом, о том, как изменится размер колонии пингвинов в течение следующих нескольких лет. Он делает следующие предположения:

• в начале года колония состоит из 10 000 пингвинов (5 000 пар);

• каждый год весной каждая пара пингвинов выращивает одного птенца;

• к концу года 20% всех пингвинов (взрослых и птенцов) умирают.

Сколько пингвинов (взрослых и птенцов) будет в колонии в конце первого года?

Количество пингвинов: ………………………….

Решение:…………………



Вопрос №3

Джин предполагает, что колония будет продолжать расти следующим образом:

• в начале каждого года колония состоит из равного числа самцов и самок, которые

образуют пары;

• каждый год весной каждая пара пингвинов выращивает одного птенца;

• к концу каждого года 20% всех пингвинов (взрослых и птенцов) умирают;

• годовалые пингвины также будут выращивать птенцов.

Исходя из данных предположений, вычислите, какая из приведенных ниже формул

описывает количество пингвинов в колонии Р через 7 лет.

A. P = 10 000 x (1.5 x 0.2)7

B. P = 10 000 x (1.5 x 0.8)7

C. P = 10 000 x (1.2 x 0.2)7

D. P = 10 000 x (1.2 x 0.8)7

Задание 4. Багаж в Аэропорту

И ван Иванович летит в отпуск на самолете авиакомпании «Сокол». Он узнал, что в салон самолета можно взять ручную кладь весом не более 7 кг. Также в стоимость билета входит 1 место багажа весом до 20 кг.

За каждый «лишний» килограмм сверх двадцати, нужно заплатить 300 р. (вес округляется в большую сторону до кг). Или можно оформить одно или несколько дополнительных мест багажа. Дополнительное место – один предмет весом до 20 кг – стоит 1000 р.

Прибыв в аэропорт, Иван Иванович взвесил каждый предмет своего багажа.

















► Чемодан 19 кг 900 г





► Рюкзак 3 кг 900 г





► Коробка 4 кг 500 г

► Ноутбук 1 кг 800 г



Вопрос 1. Какие предметы может взять с собой в салон самолета Иван Иванович?

Укажите все возможные варианты набора предметов. Ответ: ___

Вопрос 2. Как Ивану Ивановичу поступить с багажом, который нельзя взять в

салон самолета? Какое решение будет более выгодным Ивану Ивановичу?

Объясните свой ответ: _________________







Критерии оценивания

Задание

Критерии оценивания

Уровень сложности

Цель вопроса

ПИНГВИНЫ

Вопрос 1

1 балл: С. 41%

0 баллов: другие ответы.


Третий уровень сложности

Описание: вычислить проценты в рамках контекста ситуации.

Область математического содержания: количество.

Контекст: научный.

Познавательная деятельность: применение.


ПИНГВИНЫ

Вопрос 2

2 балла: приведён верный ответ (12000) с подробным решением;

1 балл: ответ:12 000

0 баллов: Другие ответы ИЛИ ответ отсутствует.

Решение:

1) 10000+5000=15000(п.) всего взрослых и птенцов

2) 15000*0,2=3000(п.) умрут за год

3) 15000-3000=12000(п.) будет через год

Ответ:12000 пингвинов.


Пятый уровень сложности

Описание: проанализировать реальную ситуацию для расчета конкретного числа,

основываясь на изменениях, а также учитывая процентное увеличение / уменьшение.

Область математического содержания: количество.

Контекст: научный.

Познавательная деятельность: формулировать.


ПИНГВИНЫ

Вопрос 3

1 балл: B. P = 10 000 x (1.5 x 0.8)7

0 баллов: Другие ответы.


Шестой уровень сложности

Описание: проанализировать ситуацию и выбрать подходящую математическую модель.

Область математического содержания: изменение и зависимости. Контекст: научный.

Познавательная деятельность: формулировать.


Багаж в Аэропорту

Вопрос 1

2 балла – приведены два верных ответа: «коробка и ноутбук» и «рюкзак и

ноутбук» и не указан неверный ответ; также принимаются дополнительно к

этим ответы: «только ноутбук», «только коробка», «только рюкзак»;

1 балл – приведен один из верных ответов и не приведен неверный ответ;

0 баллов - другой ответ ИЛИ ответ отсутствует.


Третий уровень сложности

Описание: сравнивать величины;

выполнять прикидку результата сложения двух или

нескольких величин,

обосновывать

Область математического содержания: Количество

Контекст: Личная жизнь

Познавательная деятельность: Формулировать

Багаж в Аэропорту

Вопрос 2

2 балла – дан верный ответ: «Сдать в багаж чемодан и оплатить второе место

багажа» и дано объяснение: Осталась коробка. За нее нужно заплатить или

1500 р. (по 300 р. за 5 кг) или 1000 р. за дополнительное место багажа.

Дешевле оплатить второе место багажа.

ИЛИ: Остался рюкзак. За него нужно заплатить или 1200 р. (по 300 р. за 4 кг)

или 1000 р. за дополнительное место багажа. Выгоднее оплатить второе

место багажа.

1 балл – дан верный ответ: «Сдать в багаж чемодан и оплатить второе место

багажа», а объяснение, неполное, но не содержит неверных утверждений,

или объяснение не приведено;

0 баллов - другой ответ ИЛИ ответ отсутствует.




Четвертый уровень сложности

Описание: сравнивать величины; округлять величины;

выполнять прикидку результата сложения двух или

нескольких величин,

обосновывать Область математического содержания: Количество

Контекст: Личная жизнь

Познавательная деятельность: Рассуждать





III.Естественнонаучная грамотность


Задание 1. ВЕТРОЭЛЕКТРОСТАНЦИИ

Многие верят, что в будущем в качестве источников энергии для производства электричества вместо нефти и угля будут использоваться ветроустановки. Механизмы, продемонстрированные на картинке ниже, представляют собой ветряные мельницы c лопастями, приводимыми в движение ветром. Данные вращения производят электричество при помощи генераторов, которые активируются ветряными мельницами.



Ветроэлектростанция


Вопрос 1:

Графики ниже демонстрируют среднюю скорость ветра в четырех разных местностях в течение года. На каком из графиков указано самое подходящее место для установки ветроэлектростанции с целью производства электричества?


Вопрос 2:

Чем сильнее ветер, тем быстрее скорость вращения лопастей и мощнее производство электроэнергии. Однако в реальной ситуации прямое отношение между скоростью ветра и электроэнергией отсутствует.

Ниже перечислены четыре необходимые условия работы при генерации электроэнергии на реальной ветроэлектростанции.


Лопасти ветряной мельницы начинают вращаться, когда скорость ветра достигает V1.

Производство электроэнергии достигает максимума (W), когда скорость ветра равняется V2.

В целях безопасности лопасти не могут достичь скорости, превышающей ту, которую они развивают при скорости ветра равной V2.

Лопасти прекращают вращение при скорости ветра равной V3.


Какой из графиков наиболее точно показывает отношение между скоростью ветра и производством электроэнергии в рамках данных условий работы?


Вопрос 3:


Чем больше высота, тем медленнее вращение лопастей ветряных мельниц при неизменной скорости ветра.

Какое из утверждений наилучшим образом обосновывает медленное вращение лопастей ветряных мельниц в более высокой местности

при неизменной скорости ветра?


A. Плотность воздуха уменьшается по мере увеличения высоты. B. Температура снижается по мере увеличения высоты.

C. Сила притяжения уменьшается по мере увеличения высоты.

D. В более высокой местности чаще идут дожди.


Вопрос 4:


Приведите одно значимое достоинство и один значимый недостаток использования ветряной энергии для производства электричества в сравнении с использованием ископаемого топлива, например, угля и нефти.


Достоинство: ......................................................................................................................................................................................................................................................................................................................

……………………………………………………………………………………………………...


Недостаток: ......................................................................................................................................................................................................................................................................................................................

……………………………………………………………………………………………………...




Критерии оценивания


Задание

Критерии оценивания

Уровень сложности

Цель вопроса


Вопрос 1

1 балл: С.

0 баллов: Другие ответы ИЛИ отсутствие ответа.



Уровень сложности низкий

Поиск и выбор нужного графика


Вопрос 2

1балл: В.

0 баллов: Другие ответы ИЛИ отсутствие ответа.



Низкий уровень сложности

Поиск и выбор нужного графика


Вопрос 3

1балл: А. Плотность воздуха уменьшается по мере увеличения высоты.

0 баллов: Другие ответы ИЛИ отсутствие ответа.



Средний

уровень сложности

Интеграция и генерация выводов


Вопрос 4

2 балла: Приводится одно значимое достоинство и один значимый недостаток.

Комментарий по оценке: возможно, затраты на ветряные мельницы могут быть восприняты как преимущество или недостаток в зависимости от рассматриваемого аспекта (например, организационные расходы или текущие расходы). Таким образом, упоминание «стоимости» без последующего объяснения является недостаточным для определения того, является это достоинством или же недостатком.

Достоинство

Не осуществляется выброс углекислого газа (CO2).

Не потребляет ископаемые виды топлива.

Ресурс ветряной энергии неиссякаем.

После установки ветрогенератора стоимость генерации электроэнергии становится меньше.

Отсутствие отходов и/или токсичных веществ.

Использование природных сил или экологически чистой энергии.

Является довольно экологически безопасным и имеет большой период длительности.

Недостаток

Генерация по мере необходимости невозможна. [Так как скорость ветра нельзя контролировать.]

Ограниченное количество действительно хороших мест для размещения ветряных мельниц.

Ветряная мельница может быть повреждена слишком сильным порывом ветра.

Объем энергии, производимый каждой ветряной мельницей, достаточно мал.

В некоторых случаях может присутствовать шумовое загрязнение.

Иногда птицы попадают в винты мельницы и погибают.

Изменение пейзажа [Визуальное загрязнение окружающей среды].

Процесс установки довольно дорогостоящий.


1 балл: Приводится либо достоинство, либо недостаток (как показано в примерах к полному ответу),

0 баллов: Не представлено ни достоинство, ни недостаток.


Отдельные примеры неприемлемых достоинств и недостатков представлены ниже.

Подходит для окружающей среды или природного мира. [Данный ответ является общим оценочным суждением.]

Оказывает плохое воздействие на окружающую среду или природный мир. Стоимость построения ветроэлектростанции намного ниже, чем стоимость построения электростанции на ископаемом топливе. [Данное утверждение упускает тот факт, что для генерации объема энергии, производимого электростанцией на ископаемом топливе, необходимо будет построить большее количество ветроэлектростанций.]

Стоимости будут различны.


Высокий

уровень сложности

Интеграция и генерация выводов






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!