СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка классного часа "Основы безопасности жизнедеятельности школьника"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация к проведению классного часа "Основы безопасности жизнедеятельности школьника"

Просмотр содержимого документа
«Разработка классного часа "Основы безопасности жизнедеятельности школьника"»

Конспект открытого классного часа в 9 «А» классе по теме «Безопасность жизнедеятельности человека».

Тип классного часа: тематический классный час-беседа.

Классный руководитель: Болохова Н.Ф.

Цели классного часа:

  • проверка уровня знаний учащихся по данной теме;

  • развитие у школьников бдительности, осмотрительности и осторожности в обществе, на улице, дома;

  • развитие умения оценивать угрозу и опасность замеченных негативных факторов и решать проблемы.

План классного часа:

  • вступительное слово классного руководителя (определение актуальности заданной темы);

  • беседа классного руководителя в форме вопрос-ответ с применением информационного блока;

  • выполнение учащимися тематического теста на закрепление усвоенного материала;

  • подведение итогов классного часа (рефлексия).

Ход классного часа:

I. Вступительное слово классного руководителя, определение актуальности заданной темы.

Кл. руководитель:

Ребята! Сегодня у нас не совсем обычный классный час, а Всероссийский классный час, посвященный безопасности жизнедеятельности человека и правилам поведения человека в случае чрезвычайных ситуаций. Тема эта является по-настоящему актуальной в настоящее время. Каждый из нас смотрит новости по телевизору, читает газеты, просматривает события в интернете и понимает, что современное общество переживает сложнейшие времена.

II. Беседа с учащимися в форме вопрос-ответ с применением информационного блока.

? А начнем мы с вами с определения «чрезвычайная ситуация». Что же это такое?

(Учащиеся дают определение ЧС. Затем классный руководитель предлагает одному из помощников вытащить «билет» с правильным ответом на вопрос и зачитать его вслух.)

  • Вам следует знать что любые ЧС могут классифицироваться по масштабу распространения, по темпу развития и, конечно же, по происхождению.

? Как же могут классифицироваться ЧС по происхождению? (Чрезвычайные ситуации по происхождению бывают: техногенного характера, природного характера и экологического характера).

? Какие примеры ЧС вы могли бы отнести к каждой из этих категорий?

(Учащиеся дают ответы на поставленный вопрос. Затем один из учащихся зачитывает правильный ответ по «билету»)

  • Любому человеку кажется, что любая ЧС слишком далека от него, что все это случается лишь в фильмах, других города, новостях – где угодно, но только не с ним. Но мнение это ошибочное. В жизни может случиться все, что угодно. Именно поэтому нам необходимо знать, как себя вести в той или иной ЧС.

? Понятное дело, что правила поведения человека при ЧС зависят от самой ЧС. Как вы думаете, существуют ли общие правила поведения человека при ЧС?

(учащиеся рассуждают о правилах поведения человека в случае возникновения ЧС. Затем помощник зачитывает список правил по следующему «билету»).

  • Следующий вопрос, который я хотела бы затронуть сегодня – это те ЧС, которые могут произойти с нами в школе, дома или на улице. Это такие ЧС, как пожар и террористические акты.

1. Пожар в квартире:

? Что может стать причиной пожара в квартире?

? Как избежать пожар в квартире?

? Как вести себя в случае пожара в квартире? (Учащиеся дают ответы на вопросы).

2. Пожар в школе:

? Что необходимо делать школьнику в случае возникновения пожара в школе?

3. Акты терроризма:

? Что такое террористический акт? (Ученик читает определение понятию «террористический акт»)

? Что необходимо делать человеку при обнаружении подозрительного предмета на улице или в общественном месте? (Учащиеся дают ответ на поставленный вопрос).

  • Как вы видите, ребята, каждому человек необходимо знать, как действовать в той или иной ситуации. И мне очень приятно, что вы знаете ответы на те вопросы, что сегодня прозвучали. И для закрепления сегодняшнего материала я попрошу вас выполнить небольшой тест, который покажет, насколько вы бдительны и осмотрительны, а так же, насколько вы были внимательны сегодня во время нашей беседы.

III. Выполнение учащимися тематического теста на закрепление усвоенного материала.

После выполнения теста классный руководитель и учащиеся проверяют правильность ответов.

IV. Подведение итогов классного часа (рефлексия).

Итог урока. Кл. руководитель:

Ну вот, ребята, подходит к завершению наша с вами беседа. Я надеюсь, что вы поняли всю важность осведомленности человека в современном мире по любому вопросу, а тем более по вопросу ЧС. Итак, почему же каждому человеку важно знать правила поведения в случае ЧС?

(Учащиеся отвечают на вопрос и подводят итоги ). Спасибо за ваше активное участие в беседе.

Как же выживать в этом мире, как быстро и правильно принимать решения, куда обращаться за помощью? ( ответы детей)


Вывод «Твоя безопасность – в твоих руках!».



*****Ребята, отгадайте загадку: что на свете всего дороже? (Здоровье)

Здоровье-это отсутствие болезней.


При этом есть болезни, которые зависят только от нашего поведения и образа жизни. Именно об этих заболеваниях, которыми, к огромному сожалению, болеет большое количество молодёжи мы поговорим. Токсикомания……





























ПРАВИЛА ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

1. Какой номер вызова пожарных и спасателей и как правильно следует сообщить о происшествии?

/01- при этом необходимо назвать точный адрес, что случилось, свою фамилию, имя и отчество/.


2*. Почему на чердаке дымоходы должны быть всегда побелены?

/На побеленной поверхности дымоходов легче обнаружить трещины и щели, через которые огонь может проникнуть на чердак, по обнаружению таковых, необходимо заделать изъяны глиняным, песчаным раствором и побелить/.

3. Какие правила надо соблюдать, чтобы не допустить возникновения пожара при топке печей?

/Нельзя растапливать дрова в печи бензином, керосином и другими огнеопасными жидкостями, топить печь с открытыми топочными дверцами, сушить дрова и другие горючие материалы на печах или около них, топить неисправные печи и главное, поручать топку печей малолетним детям/.

4. Можно ли открывать окна и двери в доме или квартире во время пожара?

/Нельзя, т.к. через открытые оконные и дверные проемы в помещение будет поступать кислород, что способствует усилению горения/.

5. Если в квартире произошла утечка газа, можно ли включать свет?

/Нельзя. При включении или выключении выключателя или штепсельной розетки может возникнуть искрение между контактами и произойти взрыв газа/.

6. Почему в учреждениях выходы из помещений устраиваются, открывающимися наружу?

/Чтобы в случае возникновения пожара двери не стали препятствием для эвакуации людей/.

7. Какие правила пожарной безопасности нужно соблюдать при разведении костра в лесу?

/Очистить от сгораемых предметов площадку для костра, окопать ее.

Перед уходом из леса угли следует залить водой, либо засыпать землей/.

8. Как тушить загоревшуюся на человеке (на самом себе) одежду?

/Повалить человека на землю и накрыть плотной тканью, но не с головой/.

/Упасть, кататься по земле (полу), плотно прижимаясь горящими участками одежды к земле/.

9*. Какими средствами пожаротушения должен быть обеспечен каждый дом или квартира?

/В каждой квартире обязательно должен быть огнетушитель и специально оборудованный шкаф со шлангом (15м) для тушения пожара. Возле частного дома дополнительно должна находиться емкость с водой не менее чем на 200л (в летний период)/.

10. Что необходимо сделать при уходе из квартиры (дома), чтобы не допустить пожар?

/Выключить электроприборы, газ, свет, закрыть окна, двери смежных комнат, убрать спички от детей/.

11*. Какие правила пожарной безопасности нужно соблюдать при устройстве новогодней елки?

/Нельзя применять свечи, бенгальские огни, хлопушки. Нельзя делать костюмы из ваты, марли, бумаги, непропитанные огнезащитным составом/.

12. Какие меры нужно принять, чтобы не допустить пожар из-за шалости детей с огнем?

/Следить, чтобы дети не играли со спичками, не включали электроприборы, не разводили костры/.

13. Как выйти из помещения, заполненного дымом?

/Ползком, закрыв лицо мокрым платком, ползти вдоль стены/.


14. Каковы ваши действия при загорании телевизора?

/Сообщить в пожарную охрану. Выключить из розетки и тушить подручными средствами /порошковый или углекислотный огнетушитель, кошма или плотное шерстяное одеяло, песок, земля из цветочного горшка/.

15. Назовите основные причины пожаров в быту.

/Неосторожное обращение с огнем, в т.ч. при курении, короткое замыкание электропроводки, оставленные включенными в сеть электроприборы, неисправность печного отопления, детская шалость, поджоги/.

ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ В ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЯХ


1. Какой основной сигнал оповещения Гражданской обороны Вы знаете?

/Основной сигнал оповещения Гражданской обороны «Внимание всем!»/.


2. Назовите порядок подачи сигнала Гражданской обороны «Внимание всем!».

/Подается для предупреждения населения о непосредственной угрозе нападения противника или заражения. Сигнал доводится до населения при помощи сирен непрерывного звучания в течение 3 минут, повторяется несколько раз и дублируется гудками на предприятиях, транспортом/.


3. Что нужно сделать при получении сигнала Гражданской обороны «Внимание всем!»?

/Включить радио- и телевизионные приемники и прослушать информацию/.


4. При необходимости эвакуации следует:

/Собрать в сумку документы, деньги, ценности, предметы первой необходимости; приготовить запас консервированных и сухих продуктов, воды; закрыть окна, перекрыть газ, воду отключить электроэнергию, закрыть за собой дверь/.


5*. Назовите ваши действия, если Вы оказались в заложниках?

/Главное не конфликтовать, постараюсь установить нормальные отношения, ограничу свои движения, на всякое действие буду спрашивать разрешение, попытаюсь запомнить максимум информации о захватчиках, использую любую возможность для спасения, но только в том случае, если буду уверен в успехе/.


6*. Что нужно сделать в случае химических ожогов кожи?

/При поражениях любой агрессивной жидкостью (кислотой, щелочью, растворителем, спецтопливом, маслами и т.п.) – необходимо промывать под струей холодной воды до прибытия «Скорой помощи»/.

7*. Если вы обнаружили подозрительный предмет?

/Заметив взрывоопасный предмет, а также подозрительные предметы, не подходите близко к ним, позовите людей и попросите немедленно сообщить о находке в милицию/.

8. Какие вы знаете естественные безопасные укрытия на улице и относительно безопасные места в доме?

/На улице: овраг, яма, ров, канава, кювет дороги. Дома: ниши стен, дверные проемы, встроенные шкафы/.

9. Во время урагана, бури, смерча вы оказались на улице….

/Находись в удалении от зданий; найди естественное укрытие, ляг на землю и прижмись, закрой голову руками; жди снижения порыва ветра и быстро перейди в более надежное укрытие/.

/Нельзя подходить ближе, чем на 5 метров/.


ПРАВИЛА БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ В БЫТУ

1. Как избежать отравлений препаратами бытовой химии?

/Никогда не пользоваться незнакомыми препаратами бытовой химии;

не пить жидкости из незнакомых бутылок и банок, особенно если они стоят на полу или в «укромном месте»; не пользоваться спичками рядом с банками или бутылками с резким запахом, не распылять содержимое аэрозольных баллончиков вблизи открытого огня, хранить химические вещества в закрывающихся шкафчиках/.

2*. Вы разбили в комнате градусник. Что сделать, чтобы ртуть не причинила вреда вашему здоровью?

/Открою окна и двери, чтобы проветрить помещение. С помощью резиновой груши соберу ртутные шарики в банку с водой, закрою плотной крышкой. Обработаю поверхность 5% раствором марганцовки. Ртуть сдам в штаб Гражданской обороны/.

3*. Чем опасна ртуть?

/Очень токсична. Пары ртути вызывают у людей острые отравления. Особенно усиливается опасность, когда увеличивается площадь испарения (при растирании ее по поверхности или когда множество мелких капелек забивается в щели и другие углубления).

МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ ИНФОРМАЦИОННОГО БЛОКА

Билет№1


Чрезвычайная ситуация — это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей природной среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.


Билет№2



Чрезвычайные ситуации по происхождению бывают: техногенного характера, природного характера и экологического характера



Билет№3

Чрезвычайные ситуации техногенного характера:

Транспортные аварии (катастрофы); пожары, взрывы, угрозы взрывов (в зданиях, в транспорте, в общественных местах); аварии с выбросом химических или биологических опасных веществ (например, на производстве); внезапное обрушение зданий, сооружений и другие ЧС.

Чрезвычайные ситуации природного характера:

Землетрясения, извержения вулканов, бури, ураганы, лесные пожары и другие ЧС.

Чрезвычайные ситуации экологического характера:

ЧС, связанные с изменением состояния почвы (например, наличие тяжелых металлов в почве), атмосферы (например, резкие изменения погоды и климата или разрушение озонового слоя), водной среды (например, недостаток питьевой воды вследствие истощения водных источников или их загрязнения).




Билет№4

Общие правила поведения при ЧС:

  1. Не паникуйте и не поддавайтесь панике. Призывайте окружающих к спокойствию.

  2. По возможности немедленно позвоните по телефону «01», сообщите что случилось, укажите точный адрес места происшествия, назовите свою фамилию и номер своего телефона. Если Вы оказались очевидцем и Вам ничего не угрожает, постарайтесь оставаться на месте до прибытия пожарных, спасателей, сотрудников милиции.

  3. Если Вы оказались вблизи пострадавшего, окажите ему первую медицинскую помощь.

  4. Включите радио, телевизор, прослушайте информацию, передаваемую через уличные громкоговорители и громкоговорящие устройства. В речевом сообщении до Вас доведут, основные рекомендации и правила поведения.

  5. Выполняйте рекомендации специалистов (пожарных, спасателей, сотрудников милиции, медицинских работников).

  6. Не создавайте условий, препятствующих и затрудняющих действия спасателей, пожарных, медицинских работников, сотрудников милиции, сотрудников общественного транспорта.


Билет№5

В случае пожара в квартире:

1) Сразу же вызвать пожарную охрану.

2) Если загорелся электроприбор – его нужно обесточить.

3) Не паниковать.

4) Не прятаться под кроватью, за шкафом и в др.местах.

5) Плотно закрыть двери горящей комнаты, чтобы огонь не распространился по всей квартире.

6) Если вы видите, что ликвидировать возгорание своими силами не удается, немедленно уходите. Возьмите документы, деньги и покиньте квартиру через входную дверь. Если путь к входной двери отрезан огнем и дымом - спасайтесь через балкон. Кстати, самые безопасные места в горящей квартире - на балконе или возле окна. Здесь пожарные найдут вас быстрее!

7) Очень полезно иметь огнетушитель.





Билет№6


Террористические акты – намеренные деяния человека или группы лиц, которые чаще всего приносят массовые человеческие жертвы, влекут разрушение материальных и духовных ценностей, не поддающихся порой восстановлению, сеют вражду между государствами, провоцируют войны, недоверие и ненависть между социальными и национальными группами, которые иногда невозможно преодолеть в течение жизни целого поколения.




Билет№7

Правила поведения при обнаружении подозрительного предмета:

Если вам на глаза попался подозрительный предмет, вам следует:

1)отойти на безопасное расстояние;

2) жестами или голосом постараться предупредить окружающих об опасности;

3) сообщить о найденном предмете по телефону «02» и действовать только в соответствии с полученными рекомендациями;

4) до приезда сотрудников милиции не подходить к подозрительному предмету и не предпринимать никаких действий по его обезвреживанию.

Если Вы стали свидетелем подозрительных действий неизвестных лиц (доставка в жилые дома подозрительных на вид ёмкостей, упаковок, мешков и т.п.), то Ваши действия:

1) не привлекать на себя внимание лиц, действия которых показались Вам подозрительными;

2)сообщить о происходящем по телефону «02»;

3)попытаться запомнить приметы подозрительных лиц, записать номера их машин;

4)до приезда сотрудников милиции не предпринимать никаких активных действий.













Тест

 Что такое чрезвычайная ситуация?

а) особо сложное социальное явление
б) определенное состояние окружающей природной среды
в) обстановка на определенной территории, которая может повлечь за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью, значительные материальные потери и нарушения условий жизнедеятельности.

 Чем характеризуется каждая ЧС?

а) Химической сущностью
б) физической сущностью
в) своими, только ей присущими причинами возникновения
г) особенностями воздействия на человека и среду обитания

 Как подразделяются ЧС по характеру источника?

а) на природные и техногенные
б) на экологические
в) на биолого-социальные
г) на военные

 Что является основным источником ЧС природного характера?

а) магнитные бури
б) антропогенное воздействие
в) стихийные бедствия
г) биологические процессы

 Как различают (классифицируют) техногенные ЧС?

а) по количеству погибших
б) по месту возникновения
в) по причине возникновения
г) по характеру основных поражающих факторов

 Как называется крупная авария, приведшая к человеческим жертвам?

а) беда
б) авария
в) коллапс
г) катастрофа

 Что представляет собой транспортная авария?

а) уничтожение и повреждение транспортных сооружений и средств
б) происшествие, повлекшее за собой уничтожение и повреждение
транспортных сооружений и средств или ущерб окружающей среде
в) происшествие, повлекшее за собой причинение пострадавшим тяжелых телесных повреждений
г) происшествие, повлекшее за собой гибель людей

 Что принято понимать под эпидемией?

а) одиночное распространение в пределах определенного региона заразных болезней среди животных
б) медленное распространение в пределах определенного региона острозаразных болезней среди животных
в) массовое распространение в пределах определенного региона острозаразных болезней среди людей
г) быстрое распространение в пределах определенного региона острозаразных болезней среди людей

 Что представляет собой военная ЧС?

а) политическая обстановка на определенной территории
б) обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате применения противником современных средств поражения, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы
в) обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате применения противником современных средств поражения, которые нанесли или могут нанести ущерб здоровью людей и окружающей природной среде и вызвали нарушение нормальных условий жизнедеятельности населения.

 Как подразделяются военные ЧС по масштабу распространения и тяжести последствий?

а) на локальные и местные
б) на местные и районные
в) на территориальные и региональные
г) на федеральные и глобальные

 Каковы основные последствия ЧС?

а) затопления и разрушения
б) радиоактивное загрязнение, химическое и бактериальное заражение в) естественные пожары и радиоактивность
г)массовые пожары, опасные для жизни, здоровья и благополучия значительных групп населения

 Что такое очаг поражения

а) территория, на которой произошла ЧС
б) территория, на которую воздействуют факторы ЧС
в) территория, на которую воздействуют вредные факторы ЧС, с расположенными на ней населением, животными, зданиями и сооружениями, инженерными сетями и коммуникациями
г) территория, на которую воздействуют опасные факторы ЧС, с расположенными на ней населением, животными, зданиями и сооружениями, инженерными сетями и коммуникациями










Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!