СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка конспекта воспитательного мероприятия "Устный журнал "Откуда пришли слова""

Категория: Истоки

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель мероприятия: привлечение внимания воспитанников к живому русскому слову.

Просмотр содержимого документа
«Разработка конспекта воспитательного мероприятия "Устный журнал "Откуда пришли слова""»

Устный журнал «Откуда пришли слова»

Цель: привлечь внимание к живому русскому слову.

Задачи:

Обучающие:совершенствовать осознанное и произвольное построение устного высказывания;

Развивающие: совершенствовать навыки межличностного общения, умение договариваться, находить общее решение, развивать умение аргументировать свое мнение, убеждать и уступать, сохранять доброжелательное отношение друг к другу в ходе игры; развивать познавательные интересы, учебные мотивы;

Воспитательные: воспитывать бережное к базовым национальным ценностям, языку и культуре народа, воспитывать доброжелательное отношение к партнерам по командной игре, доброжелательность, доверие.


Оборудование: проектор, компьютер, презентация « Откуда пришли слова», листы бумаги, маркеры.


Ход мероприятия:



Стихотворение («О русском языке» А. Юсупова)

Здравствуйте ребята! Сегодняшняя наша встреча называется «Откуда пришли слова?» Как вы думаете о чем мы будем говорить?

Мы так привыкли к словам… Читаем, пишем, разговариваем, смеемся, шутим, поем, а то и поругиваемся . Язык нам нужен, как воздух. Но как редко мы задумываемся о том, как появилось слово, каковы его история и происхождение. А ведь это целая наука, очень интересная и серьезная, и имя ей - этимология, что в переводе с греческого означает «наука об истинном значении слова».

. И конечно, тут не обойтись без самой разнообразной литературы - захочется заглянуть в энциклопедии и словари, открыть географический атлас, полистать книги по истории. Придется рассуждать, логически мыслить, сопоставлять. Зато результат того стоит. Ведь этимология – наука, полная неразгаданных тайн, загадок, уходящих в давнее прошлое, и упорного и любознательного обязательно ждут открытия.

В этимологии прекрасно уживаются логика и фантазия. Есть этимология научная, основанная на фактах и серьезных гипотезах, а есть народная, допускающая самые невероятные с точки зрения науки предположения и ассоциации. Часто они противоречивы, а бывает, что разные пути приводят к одному результату, и это тоже здорово и интересно.

А как порой неожиданно складывается судьба слова! Иногда это значение меняется со временем до обратного . Это может зависеть и от поворотов истории, и от удачной шутки, автора которой никто уже не помнит… Меняется мир, меняется язык, появляется необходимость давать имена новым предметам и явлениям, и старые слова приобретают новый смысл. Например: конь и козел- гимнастические снаряды, кошки у верхолазов – специальные крючья, с помощью которых можно подниматься на большую высоту, мышка- прибор, без которого не обойтись при работе на компьютере. Так слово все дальше и дальше уходит от своего первоначального значения. Чем старше слово, тем сложнее разобраться в его этимологии. Часто и научных толкований бывает несколько, не говоря уже о народных, а порой этимология настолько расплывчата, что даже языковеды разводят руками.

А нужно ли доискиваться до этих ответов? Может, не так уж это и важно? Нет, важно! Великий ученый И. Павлов утверждал, что потребность познавать –такое же природное свойство человека, как есть, пить, дышать, двигаться, работать.

«Если не знаешь имен, пропадает и знание вещей» -эта мудрость пережила века. Познакомившись со словом поближе, «на ощупь, на вкус и на запах» (по выражению К. Паустовского), вы уже никогда не употребите его некстати. Узнав точное происхождение и значение фразеологизма – крылатого выражения, пословицы, поговорки, -вы не заметите по незнанию то или иное слово в обороте. Ведь на тот это и устойчивое словосочетание, чтобы ничего в нем не менять.

Речь служит яркой и, как правило, безошибочной характеристикой культурного и интеллектуального уровня каждого. «Заговори, чтоб я тебя увидел» - эти мудрые слова принадлежат философу Сократу.

Значит, речь наша – это и одежда, по которой нас встречают, и ум, по которому обычно провожают (заметьте: тот и другое вместе).

Как приятно разговаривать с человеком, речь которого богата, образна; каждое слово употреблено и к месту, и ко времени. «Хромое слово – хромая речь»- гласит русская пословица. Чтобы хорошо понять прочитанное или увиденное и чтобы быть понятым, чтобы речь была не «хромой», а красивой и выразительной, надо знать много слов и выражений.

А что значит- «знать слово»? Вряд ли найдется человек, не слышавший имя А. Пушкина; уже в первом классе читают отрывки из его сказок, учат наизусть стихи. Но многие ли обогатили свою речь его словами и оборотами? Конечно, словарь Пушкина- это словарь гения, в нем более двадцати одной тысячи слов. Но даже если вы не чувствуете в себе литературного таланта, развивать свою речь необходимо.

Как этого добиться? Секрет прост: прислушайтесь к слову, приглядитесь к нему, проникните в его тайну. «Слово всегда есть, да ум наш ленив» ( Н. Некрасов).

Как это интересно -проникать в удивительный и многоцветный мир слова, разбирать и изучать его по кирпичиками, рассматривать в разных ракурсах и аспектах, ощущать в них тепло и таинственный блеск. Как тут не вспомнить слова Н. В. Гоголя: «Дивишься драгоценности нашего языка: что ни звук, то и подарок; все зернисто, крупно, как сам жемчуг, и, право, иное название еще драгоценнее самой вещи».

Слово не только называет какой-либо предмет, признак, действие, явление. Оно может дать большую информацию, накопленную нашими предками. Слова, значения которых мы понимаем, делают нас обладателями громадной библиотеки нашей памяти, а значит, обогащают нас культурно, духовно. Как бы мы узнали о событиях дней минувших, если бы не сохранились названия того, что давно кануло в Лету, реку забвения?

Но никогда не умирает то, что навечно закреплено в слове, самом могущественном памятнике истории. У предков наших всегда было презрительное отношение в «Иванам, не помнящим родства», живущим лишь сегодняшним днем.

( пробные вопросы:По мнению наших предков, этот хищник буквально уволакивал свою добычу. Назовите его.  (Волк. Произошло от слов «волочь», «тащить». Волк – буквально «таскающий»).

Как вы думаете, каково происхождение слова «снегирь»?  (Это исконно русское слово. Птица названа так потому, что прилетает к нам с севера, когда выпадает первый снег, и начинаются заморозки).



Страничка «Слово на вкус»

Асфальт. Интересно, что означало это греческое слово, когда еще не было заасфальтированных тротуаров и шоссе. Откроем древнегреческий словарь. Первый слог а – отрицание. Существительное сфальма – падение, несчастье, неудача. Итак, основное значение плохое. Приставка же а превращает это слово в противоположность, придавая ему хорошее качество. Асфалейа означает: уверенность, надежность, безопасность. Именно таким словом асфальтос была названа в Древней Греции смола хвойных растений. От смолы и пошло название асфальт – просмоленная дорога.

Берёза. От слова белый в глубокой древности произошли слова "береза", "белье", "белка". Береза – дерево с белой корой; белка белая - разновидность белки очень редкой и дорогой породы получила имя по цвету меха; "бельё от белый" по типу "старьё от старый" исконно означало некрашеное белое полотно, затем бельё из этого полотна, затем бельё вообще.

Затрапезное платье. Будничное, домашнее, повседневное. Затрапезом в прошлом веке называлась дешевая ткань – по фамилии Затрапезнова, на фабрике которого она выпускалась.

Неуклюжий. У некоторых русских писателей можно найти слово уклюжий

- ладный, складный: «Сами собой приходят ладные, уклюжие слова» ( А. Куприн). Писатели используют его из народных говоров. Происходит оно от древнего слова клюдь – порядок, краса.

Отсюда клюжий и уклюжий – красивый, статный; неуклюжий – неловкий, неизящный.

Нельзя. Что такое не – понятно, важно установить, что такое льзя. Оно некогда звучало льзъ и являлось дательным падежом от существительного льга – свобода. Следы существования слова льга мы видим в наших современных льгота, польза; отдельно оно уже не встречается.

Простить. Этимология этого слова может показаться неожиданной. Древнерусское простъ, соответствующее нашему простой, значило прямой, несогнутый. Простъ поэтому имело значение выпрямить, а затем- разрешить виноватому, согнувшемуся в извинительном поклоне, выпрямиться. Возглас «Прости меня!» значил поэтому: « Позволь мне поднять повинную голову, встать с колен…». Простить – значит освободить, сделать свободным.

Радуга. Слово радуга фиксируется в словарях русского языка лишь начиная с 18 века. Это слово является по своему происхождению восточнославянским, образованным от прилагательного радъ в значении веселый. Сначала слово радуга относилось к чему-то веселому, а позже – к блестящему, сверкающему. Связь значения слова радуга со значением веселый подтверждается и тем, что в некоторых областных говорах радугу называют веселка, веселуха.

Сутки. Когда-то существовало суток – столкновение. Так именно, как встреча дня и ночи, их совокупность, и понималось первоначально это слово.

Итак, попробуем: страничка «История слова!»

Предполагают, что название это морской гиены пришло к нам из древнескандинавских языков, вероятнее всего, из норвежского, где эта рыба именовалась haakall. У нас это слово немного изменилось и получило окончание –а. Может быть, потому, что в русском языке само слово рыба так оканчивается. А как вы думаете, почему именно с севера пришло это слово, ведь она живет преимущественно в южных морях? Да потому, наверное, что викинги были превосходными мореплавателями и доплыли на своих кораблях даже до берегов Северной Америки ( почти на полвека раньше Колумба!). (Акула)

Удивительно милая и наивная история у этого замечательного слова, первоначально означавшего «душа бабушки», «дух прародительницы».

Наши далекие предки, следя за полетом красивых насекомых, наблюдая, как кружатся они возле окон и дверей жилья, упрямо летят на свет, задумались: да уж не порхает ли это вокруг родного дома душа умершей родоначальницы тех, кто в нем теперь живет? Само название старейшины рода, матери отцов и матерей, родилось, конечно же, в детской речи, в лепете малышей-внучат.

Интересно, что эти слова, близкие по смыслу и звучанию, встречаются в языках многих народов. Стоит задуматься… (Бабочка)

Многие, наверное, думают, что это слово появилось у нас недавно. Но это не так. Уже в XVI веке московские богатеи охотно лакомились провозимыми из Голландии «китайскими яблоками». По -голландски аппель-«яблоко», Сина- Китай. Так заморское словечко прибыло в новую страну одновременно с продуктом, его обозначающим.

Его родина- Южный Китай. В Европе известен с XV века. Там они нашли восторженных поклонников; специально для этих плодов стали строит закрытые стеклянные помещения для их выращивания-оранжереи. Тогда-то и возникло слово оранжерея- от оранжей- искаженного названия, данного фрукта арабами по оранжевому цвету плодов. В 1714 году под Петербургом был построен Орениебаум, но название «оранжей» не привилось в России. (Апельсин)

Это слово восходит к древнему млинъ, что означало «жернов», «нечто круглое». Раньше он был млином. А потом уже м перешло в б. (Блины)

В Древне Руси у него было очень неожиданное для нас с вами значение: «торговая дорога», то есть дорога, по которой ездили с товарами богатые гости – купцы.

Поразмыслив, вы поймете, почему эти словом сначала назывались различные товары, подарки, получаемых от заезжих купцов-гостей, затем- всякие дары: разные мелочи, сладости и другие лакомства, приносимые в дом со стороны, с дороги. (Гостинец)

Здесь нас подстерегают много неожиданностей. В глубокой древности это слово означало «чужак» , то есть «возможный враг». Время было свирепое, жестокое - каждый посторонний мог в любую минуту оказаться смертельным врагом. Мало-помалу нравы стали смягчаться: французское hote значит уже «посетитель», «постоялец».

В языках славянских народов это слово очень рано стали обозначать заезжего торговца, приятеля, посетителя, друга . (Гость)

Пришло к нам это итальянское слово в XVIII веке со значением… «пирожное». Происхождение этого слова до сих пор не совсем ясно. Обычно его связывают с греческим macaria-кушаньем из ячневой крупы или муки, «вызывающим удовольствие, блаженство». Да, действительно, это очень приятная еда, особенно с сыром, мясом, томатным соусом. (Макароны)

Из всех видов игр, когда-либо придуманных человеком, есть одна, которая близка и спорту, и науке, и искусству. Они развивают память и внимание, смекалку и воображение, воспитывают волю, находчивость, характер, усидчивость. Александр Алехин считал, что они прежде всего учат быть объективным. (Шахматы)

Это слово славянское и образовалось, от слова зыркать, в диалектах- зеркать, что означает «смотреть», «видеть»; родственные слова: зреть, зоркий, зрак. (Зеркало)

Это то, что защищает платье, костюм, юбку, а может, и брюки; это то, что находится перед ними. (Передник)

Перед нами пример влияния Востока; персидское сарапа означало «с головы до ног», «всецело», а также род длинной одежды. К нам пришло, вероятнее всего, через тюркские языки, а возможно, и через греческий . Пути проникновения этого слова до сих пор неясны.

Трудно поверить, что это- национальная русская женская одежда- назван заимствованным словом. Заметим, что до XVII века, как предполагают языковеды, так у нас называли только мужскую одежду, особенно боярскую и царскую: нечто вроде длиннополого кафтана, а с XVII века слово упоминается уже и в значении одежды женской, а еще позже- только женской. (Сарафан)

Это слово произошло от древнего Алефбет (алеф-бык, бет-дом). (Алфавит)

А что за слово означает «собрание букв», равно как словарь- «собрание слов». (Букварь)

Первоначальное значение - «знающий», «опытный», позже, слово приобретает значение «учтивый». Если подумать, это вполне закономерно - ведь человек образованный вряд ли

Это слово является синонимом к слову предмет. По-латыни дисцэрэ- «учиться»; ципулюс- «ученик». Это слово сначало значило «наука», «обучение» и только потом приобрело еще и смысл «строгий порядок», «выдержка»- это ведь качества необходимые для занятия наукой, школьными предметами. (Дисциплина)

А вы можете назвать слова, которые пришли к нам из других языков?

Футбол, бутерброд, банкрот, селфи, монстр, салат, салфетка?



Ведущий: Русский язык. Россия. Русь. Сколько глубины в этих понятиях! Сколько признаний в любви им посвящено! Вот одно их них.

Страничка «Художественная»

Миниатюра «РУСЬ»

Русь. Короткое – в один слог всего!  - а какое просторное и загадочное слово! Оно пришло к нам из седой древности и навеки осталось с нами. Учёные высказали много соображений, что оно обозначает: и кто из учёных прав, а кто нет, я не знаю. Положа руку на сердце, я считаю, что у слова «Русь» много значений, как много притоков у великой реки.

Русь.  Русские.  Россия.  Россияне.

Не мне одному представляется, что эти слова родственны слову «русло» (ложе реки по которому она течёт).

«Русалка» - сказочная обитательница рек и озёр с прекрасным лицом и рыбьим хвостом.

«Роса» и производное от неё слово «росяница» - обильная, «толстая» роса, лежащая поутру на травах или деревьях.

Иными словами, Русь – это страна, где много рек, озёр, а русский – это человек, живущий у воды.

Есть у слова «Русь» ещё одно значение, которое я не вычитал в книгах, а услышал их первых уст, от живого человека. На  севере, за лесами, за болотами встречаются деревни, где старые люди говорят по – старинному, почти так же, как тысячу лет назад.

Тихо – смирно я жил в такой деревне и «ловил» старинные слова.

Моя хозяйка Анна Ивановна как – то внесла в избу горшок с красным цветком. Говорит, а у самой голос подрагивает от радости.

- Цветочек – то погибал. Я его вынесла на русь – он и зацвёл.

- На русь? – ахнул я.

- На русь, соколик, на русь. На самую что ни на есть русь.

Осторожно спрашиваю:

- Анна Ивановна, а что такое русь?

- Русью светлое место зовём. Где солнышко.  Да всё светлое, почитай так зовём. Русый парень, русая девушка. Русая рожь – спелая. Убирать пора. Не слыхал, что ли, никогда?

Я слова вымолвить не могу.

Русь – светлое место! Русь – страна света.

Милая, светоносная моя Русь, Родина, родительница моя!

Автор: С. Романовский





Страничка «Научные термины»

  1. Наука, занимающаяся описанием земли (география)

  2. Слова, называющие новые предметы и явления (неологизмы)

  3. Префикс (приставка)

  4. Слова с противоположным лексическим значением (антонимы)

  5. Наука, о происхождении человека (антропология)

  6. Художественное преувеличение (гипербола)

  7. Наука, изучающая древности (археология)

  8. Наука, всесторонне изучающая животный мир (зоология)

  9. Наука, изучающая внутренний мир человека, его душу (психология)

  10. Наука о заболеваниях полости рта (стоматология)

Следующая страничка: «Физкультминутка: «Знаешь ли ты фразеологизмы»»

Стреляный воробей

Белая ворона

Повесить нос

Перевернуть с ног на голову

Ариаднина нить

Петь Лазаря

Вавилонское столпотворение

Волк в овечьей шкуре

Зарыть талант в землю

Кричать во всю Ивановскую

-Что означают? Что такое фразеологизмы?

Кто из вас читал сказ Н.С. Лескова о левше? Помните, как простой тульский мастер старался объяснить значение иностранных слов: двухместную карету называл двухсестной, микроскоп – мелкоскопом. В сочинении Поповой Юлии мы читаем: «Маленький человек уже исследователь он называет лопатку «копаткой», сладкие ягоды – «вкусникой», сухарик – «кусариком». Малыш все старается объяснить и понять». Объявляется конкурс «Народная этимология». Восстановите литературное слово, искаженное народной речью.









Страничка «Народная этимология»

Гудильник – будильник

Строгнанок – рубанок

Копатка – лопатка

Колоток – молоток

Мазелин –вазелин

Спинжак – пиджак

Полуклиника – поликлиника

Судоплат – мастер по ремонту судов

Рудомет – врач, лечивший кровопусканием (рудый – красный, метать – бить струей, течь с силой)

Волнотеп – шерстобит, (бить овечью или козью шерсть тепати – бить)



Страничка «Модных слова». объясните значение этого слова и уместность его употребления в речи.

Фиолетово

Прикол

Круто, крутяк, крутышка, крутозавр

Жесть!

Досвидос

Замени!

Абсолютный — совершенный
Абстрактный — отвлеченный
Аграрный — земледельческий
Адекватный — соответствующий
Активный — деятельный
Актуальный — злободневный
Анализ — разбор
Аргумент — довод

Бизнес — дело
Бойфренд — приятель
Брифинг — летучка

Вариант — разновидность

Габариты — размеры
Герметичный — непроницаемый
Гипотетический — предположительный
Голкипер — вратарь
Гуманность — человечность

Дайвер — ныряльщик
Дайджест — обзор
Дебаты — прения
Девальвация — обесценивание
Демонстрация — показ
Детальный — подробный
Диалог — беседа
Директор — управляющий
Дуэль — поединок

Игнорировать — пренебрегать
Идентичный — тождественный
Имидж — образ
Импорт — ввоз
Индивидуальный — единоличный
Индифферентный — безразличный
Индустрия — промышленность
Инертный — равнодушный
Интервенция — вторжение
Интернациональный — международный
Инфицированный — зараженный
Информация — сведения

Камуфляж — прикрытие
Коммерсант — торговец
Компенсация — возмещение
Комфорт — удобство
Комфортабельный — удобный, благоустроенный
Конкретный — определенный
Конкурент — соперник
Конкурс — состязание
Констатировать — устанавливать
Конструировать — устраивать, строить
Конструктивный — созидательный
Континент — материк
Контракт — договор
Конфронтация — противостояние
Концентрация — сосредоточение
Коррективы — поправки
Корреспонденция — переписка; сообщение
Кредитор — заимодатель
Криминальный — преступный

Легитимный — законный
Лепта — вклад
Ликвидация — уничтожение
Лингвист — языковед
Лифтинг — подтяжка кожи

Максимальный — наибольший, предельный
Маска — личина
Менталитет — склад ума
Метод — прием
Минимальный — наименьший
Мобильность — подвижность
Модель — образец
Модернизация — обновление
Момент — миг
Моментальный — мгновенный
Монолог — речь
Монумент — памятник
Монументальный — величественный

Натуральный — естественный
Негативный — отрицательный
Нивелировать — уравнивать

Объективный — беспристрастный
Оригинал — подлинник
Отель — гостиница

Параметр — величина
Паркинг — стоянка
Пассивный — бездеятельный
Персональный — личный
Плюрализм — множественность
Позитивный — положительный
Полемика — спор
Потенциальный — возможный
Превалировать — преобладать
Претензия — притязание
Прециозный — изысканный
Приватный — частный
Примитив — посредственность
Прогноз — предсказание
Прогресс — продвижение
Пропаганда — распространение
Публикация (действие) — обнародование, издание

Радикальный — коренной
Реакция — отклик
Реализовать — претворить в жизнь
Ревизия — проверка
Революция — переворот
Регресс — упадок
Резолюция — решение
Резонанс — отзвук
Результат — следствие, последствие
Реконструкция — перестройка
Рельеф — очертание
Ренессанс — возрождение
Респектабельный — почтенный
Реставрация — восстановление
Реформа — преобразование

Секретный — тайный
Сервис — обслуживание
Симпозиум — заседание
Симптом — признак
Синтез — сбор, обобщение
Синхронно — одновременно
Ситуация — положение, обстановка
Социальный — общественный
Социология — обществоведение
Спонсор — благотворитель (меценат)
Стабильность — устойчивость
Стагнация — застой
Стресс — напряжение, потрясение
Структура — устройство
Субъективный — личный, предвзятый
Сфера — область

Тема — предмет
Толерантность — терпимость
Томаты — помидоры
Трансформация — превращение

Фактический — действительный
Форум — собрание
Фундаментальный — основополагающий

Хобби — увлечение

Шеф — глава
Шопинг — покупки
Шоу — зрелище

Эксклюзивный — исключительный
Эксперимент — опыт
Экспозиция — выкладка
Экспорт — вывоз
Эмбрион — зародыш
Эра — летосчисление

Юриспруденция — правоведение

Страничка «Старорусские слова»

 Катавасия — клубок повседневных дел или событий.

 Коцать — портить.

 ТрусИть — бежать мелкими шажками.

 Пёхать, плестись — медленно идти, не успевать за кем-либо.

 Косяк — ошибка.

 Спиногрыз — вредный ребенок.

 РундУк — крыльцо.

 ПОдловка — чердак.

 К верху дрыком — вверх ногами.

 КагалОм — всем вместе.

 ВОшкаться — возиться, не находить места перед засыпанием в постели.

 Лобызать, лобзать — целовать.

 Несуразица — словесный бред.

 Гаманок — кошелёк.

 Айда — пойдём, давай (айда сходим в магазин).

 Экзерсис — упражнение. Упражняться — делать экзерсисы, faire ses exercices

 Фигляр — шут, кривляка.

 Фат — болтун, хвастун.

 Сквалыга — скупой.

 Кавардак — беспорядок.

 Пустомеля — болтун.

 Маза — маленький (от латышского Мазайс).

 Нонче — нынче.

 Апофеоз — обожествление, прославление, возвеличение какого-либо лица, события или явления.

 Расчихвостить — отругать кого-то.

 САжалка, мочИло — небольшой искусственный водоем около огорода.

 Пропесочить — отругать.

 Эпидерсия — случайность, неожиданность.

 Пердимонокль — нелогичный неожиданный вывод.

 СкопидОмство = жадность.

 Чихвостить — ругать.

 Крыжить — отмечать каждую сверенную позицию списка галочками.

 Де-факто — фактически, на самом деле.

 Де-юре — юридически, формально.

 Резочек — отрезанный кусочек продукта (из жизни).

 Пупочка — что-то маленькое, приятное (Набоков).

 Шпак — любое гражданское лицо (Куприн).

 Бильбоке — игрушка (ловить шарик на верёвочке палочкой) (Л.Толстой).

 Бибабо — кукла на руку, как у Образцова.

 Надысь — намедни, недавно, напылить, нахвастать, набахвалить.

 Изгваздать — испачкать.

Страничка «Слово о словарях»

Ведущий: так ли необходим словарь нам в жизни, как считал Анатоль Франс?

- Он даёт лексическое значение слова.  (Толковый)

- Он подбирает близкие по значению слова (Словарь синонимов)

- Он подбирает противоположные по лексическому значению слова. (Словарь антонимов)

- Он содержит информацию об истории возникновения слова. (Этимологический)

- Он содержит информацию об устойчивых словосочетаниях, употребляемых в переносном значении. (Фразеологический).

- Он указывает на правильное произношение слов. (Орфоэпический).

- В нём дано правильное написание слова. (Орфографический).

-Слова, которые имеют несколько лексических значений. (Многозначные)

- Слова, употребляемые в той или иной профессии. (Профессионализмы)

- Слова, употребляемые в той или иной местности. (Диалектные)

- То, что слово обозначает. (Лексическое значение)

- Слова, не имеющие лексического значения и загрязняющие нашу речь. (Слова - паразиты)

- Словарный запас человека. (Лексикон).

ЭПИЛОГ

Ведущий: в качестве эпилога я предлагаю вам викторину.

ВОПРОСЫ ВИКТОРИНЫ.

1. Имя апостола Петра в переводе с древнееврейского обозначает именно это.  Он бывает краеугольным, а бывает – преткновения. Плохой человек носит его за пазухой. В споре коса может на него найти.    (Камень)

2.  Она очень маленькая, но с её помощью можно прервать жизнь одного сказочного героя, отличающегося своей чрезмерной худобой. Глупый человек  будет искать её в стоге сена, а тот, кто очень волнуется, будет на них сидеть. Новая одежда только что с неё. Что это за предмет?     (Иголка)

3. В неё можно переместить водоплавающую птицу, но всё будет безрезультатно. Её можно толочь в ступе и носить в решете. Можно прятать в неё концы и водить по ней вилами. Она бывает мёртвая, живая и на киселе. А если вы не хотите отвечать на мой вопрос, то её можно в рот набрать. Но в ваших же интересах на него ответить. Что это?     (Вода)

4. Её нужно съесть пуд, чтобы чему – нибудь научиться. Давным – давно она была почти на вес золота. Её помещали гостю прямо в яства. Если гостя уважали, то клали этого много, а если нет – то и вообще не клали. Что же это за съедобный предмет?      (Соль)

5. Она обладает странной способностью воспламеняться на том, кто участвует в краже. Её можно снимать, ломать, хватать в охапку; ими можно даже закидать! Без неё никак не обойтись в обычной жизни, учитывая особенности нашего климата. А у сказочных героев она часто бывает невидимая. И что же это за необходимый предмет?    (Шапка)

6. Странно, почему – то все бояться узнать, где он зимует, но с нетерпением ждут, когда он , взобравшись на гору, свистнет. Когда человеку стыдно или он после бани, то становится похож именно на него. Это пресноводное беспозвоночное увековечено в одной из басен И. А. Крылова. Вы догадались, кто это?     (Рак)

7. Оно бывает пятым у телеги вопреки всякому здравому смыслу. И что самое удивительное, некоторые шутники любят вставлять в него палки. На нём даже можно жить, а можно в нём вертеться. Но особенно его почему – то любят белки. Что это?     (Колесо)

8.  Молодожёны очень хорошо знают его, потому что он рядом с ними целый месяц. А когда его целая бочка, то находятся, не побоюсь сказать этого слова, вредители, которые готовы испортить его, добавив туда ложку дёгтя. Его обожал один представитель млекопитающих, любящий прикидываться тучкой. И что же это?    (Мёд)

9. Он может бить, а может открывать дверь. Он может быть мокрым, а может быть сухим. Иногда его можно потрогать, а иногда это всего лишь средство для разгадки или понимания чего – либо. Что же это такое(Ключ)



Подведение итогов. Рефлексия.

В заключении хочется сказать: «Какой бы вы ни выбрал способ общения, ПОМНИТЕ: попробуйте не наступить, а уступить;

не захватить, а отдать;

не кулак показать, а протянуть ладонь;

не спрятать, а поделится;

не кричать, а выслушать;

не разорвать, а склеить.





Список использованной литературы:

В.Володина «Откуда пришли слова» «АСТ ПРЕСС» 95,

Успенский «Слово о словах», М.,1974,

Мокиенко «Загадки русской фразеологии», М.,1990.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!