СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка конспекта урока Черчение 9 класс ТЕМА: «Разрезы. Виды разреза. Отличие разреза от сечения. Расположение, обозначение на чертежах»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная тема урока расчитана на 7 часов. Урок входит в раздел "Сечения и разрезы на чертежах". На уроке используются как традиционные методы обучения - наглядные, словесные, практические, так и нетрадиционные - работа в группах, метод проектов, технологии мультимедиа, благодаря чему появляется возможность совмещать теоретический и демонстрационный материал.

Просмотр содержимого документа
«Разработка конспекта урока Черчение 9 класс ТЕМА: «Разрезы. Виды разреза. Отличие разреза от сечения. Расположение, обозначение на чертежах»»

МАОУ «Натальинская СОШ»









Разработка конспекта урока


Черчение


9 класс



ТЕМА: «Разрезы. Виды разреза.

Отличие разреза от сечения.

Расположение, обозначение на чертежах»










Составитель: Лагунова Ольга Алексеевна

учитель черчения, ВВК


















п. Натальинск, 2016 год


Конспект открытого урока

Учебный предмет: черчение

Класс: 9


Тема: «Разрезы. Виды разреза. Отличие разреза от сечения. Расположение, обозначение на чертежах» (первый час)

Тип урока: комбинированный

Цель: раскрыть особенности разреза как графического изображения

Задачи:

  1. Дать представление о разрезе с помощью сравнения изображений сечения и разреза.

  2. Рассмотреть виды разреза и назначение его в современной жизни.

  3. Познакомить с правилами выполнения и обозначения разрезов на чертежах деталей.

  4. Формировать умения выполнять простые разрезы на чертежах деталей, используя метод проецирования.

  5. Совершенствовать умения групповой деятельности.

Оборудование:

Для учителя: компьютер, проектор, плакаты, демонстрационные модели

Для обучающихся: модели деталей из пластилина, резак, краски, кисти, баночка с водой, формат А4, чертежные инструменты, рабочие тетради, корректор, конверты с подсказками.

Зрительный ряд

  • Видеоряд: видеоролик «Работа двигателя внутреннего сгорания»

  • Изобразительный ряд: презентация «Разрезы. Виды разреза. Отличие разреза от сечения. Расположение, обозначение на чертежах», демонстрационные модели деталей, плакаты.

  • Литературный ряд: учебник по черчению

  • Раздаточный материал: модели деталей из пластилина, карточки-задания, алгоритм решения задач.

Аннотация:

Данная тема урока рассчитана на 7 часов. Урок входит в раздел «Сечения и разрезы на чертежах». На уроке используются как традиционные методы обучения – наглядные, словесные, практические, так и нетрадиционные – работа в группах, компоненты метода проектов, технологии мультимедиа, благодаря чему появляется возможность совмещать теоретический и демонстрационный материал (слайды, видеоролик, презентация).


Ход урока

  1. Организационный момент

Приветствие учащихся, проверка готовности к уроку.


  1. Проверка знаний 2 мин.

Вопрос: С помощью таблицы ответьте на вопрос какое изображение на чертеже имеет штриховку? Слайд 2

Ответ: Изображение называется сечением.

Вопрос: Дайте определение сечения.

Ответ: Сечением называется изображение фигуры, полученное при мысленном рассечении предмета плоскостью. В сечении показывается только то, что попало в секущую плоскость.

Вопрос: Какие виды сечений вам известны?

Ответ: существуют вынесенные (расположены на свободном поле чертежа) и наложенные (расположены на изображении вида детали).

Вопрос: Рассмотрите чертеж на доске. Под каким номером сечение выполнено верно?








1 2 3

Ответ: Все варианты верны.


  1. Актуализация знаний обучающихся 1 мин

Просмотр видеоролика. работа двигателя внутреннего сгорания (go.mail.ru/search_video?q=%D0%B2%D0%B8%D0%B4%D0%B). При просмотре обратите внимание на конструкцию деталей.

Вопрос: Как вы считаете, достаточно ли выполнить только чертеж детали, чтобы разобраться в конструкции?

Ответ: Не достаточно. Необходимы дополнительные изображения, например сечения.


  1. Объяснение нового материала 13 мин

Проблемная ситуация: Рассмотрите 2 изображения. Сравните и определите из них знакомое изображение. Слайд 3


Ответ: Под номером 2 дано изображение сечения, потому что представлена внутренняя конструкция предмета, полученная при мысленном рассечении предмета секущей плоскостью. Фигура сечения выделена штриховкой.

Вопрос: Чем отличаются изображения?

Ответ: На сечении показано, что попало в секущую плоскость, а на первом изображении помимо внутренней конструкции показана внешняя.

Учитель: Изображение под №1 является разрезом. Попробуйте, глядя на рисунок, сформулировать определение разреза.

Ответ: Разрезом называется изображение, полученное при мысленном рассечении детали секущей плоскостью.

Вопрос: В чем разница между сечением и разрезом?

Ответ: На сечении показывают то, что попало в секущую плоскость, а на разрезе – что попало в секущую плоскость и что осталось за ней (запись в тетрадь). Слайд 4, 5

Вопрос: Как вы считаете, для чего нужен разрез? Приведите примеры из современной жизни. В каких областях человеческой деятельности применяется разрез? (медицина, строительство, кулинария, машиностроение и др.) Слайд 6

Учитель: Из вышесказанного можно предположить, что разрезов существует несколько видов. Давайте познакомимся с ними (демонстрирую модель простой конструкции). Слайд 7



Вопрос: Для того, чтобы понять внутреннюю конструкцию детали, как необходимо расположить секущую плоскость относительно плоскости проекций?

Ответ: Секущую плоскость лучше расположить вертикально, параллельно фронтальной плоскости проекций.

Учитель демонстрирует модель сложной конструкции. Как необходимо расположить секущую плоскость в этом случае? Слайд 8



Ответ: В этом случае нужно использовать несколько секущих плоскостей.

Вопрос: Как вы считаете, если для получения разреза используется одна секущая плоскость, как он будет называться?

Ответ: Простой

Вопрос: А если будет использовано несколько секущих плоскостей, какое название будет носить разрез?

Ответ: Сложный

Учитель: Мы будем работать с вами с простыми разрезами. Сделаем схему. Слайд 9

При демонстрации моделей, вы могли увидеть, что секущая плоскость располагается в разных направлениях. Каких?

Ответ: Вертикальном, горизонтальном, наклонно. Слайд 10

Вопрос: В зависимости от расположения секущей плоскости относительно плоскостей проекций происходит название разреза. Какие вы помните плоскости проекций?

Ответ: Существуют фронтальная, горизонтальная, профильная плоскости проекций.

Вопрос: Попробуйте сформулировать определения простых разрезов.

Ответ: Если секущая плоскость расположена параллельно фронтальной плоскости проекций, то разрез называется фронтальным и изображается на виде спереди. Слайд11

Ответ: Если секущая плоскость параллельна горизонтальной плоскости проекций – разрез горизонтальный, изображается на виде сверху. Слайд 12

Ответ: Если секущая плоскость параллельна профильной плоскости проекций – разрез профильный, изображается на профильной плоскости проекций. Слайд 13

Ответ: Если секущая плоскость расположена под наклоном к плоскостям проекций – разрез наклонный.


  1. Самостоятельная работа 1 этап 10 мин.

Работа в группах. Приложение 1. Распределить функционал, указать фамилии (один учащийся рассекает деталь плоскостью - ФИ, второй – выполняет оттиск на бумаге - ФИ, третий – достраивает изображение - ФИ, четвертый – формулирует определение вида разреза - ФИ).


Учитель: На столе у вас стоит предмет из мягкого материала, секущая плоскость (резак), краски, кисти, фА4. Работу надо выполнить по алгоритму в течение 8 минут.

Задание. Выполнить рациональный разрез детали. Приложение 2

Ознакомимся с алгоритмом решения.

Алгоритм. Приложение 1.

  1. Внимательно рассмотрите конструкцию детали.

  2. Определите расположение главного вида.

  3. Для рассмотрения внутренней конструкции детали определите вид разреза и расположение секущей плоскости.

  4. Рассеките предмет.

  5. На листе бумаги выполните оттиск (если разрез фронтальный, то оттиск расположить в верхнем левом углу; если разрез горизонтальный – оттиск в нижнем левом углу; если разрез профильный – оттиск в правом верхнем углу). Слайд 14

  6. Достроить изображение, проведя недостающие линии.

  7. Сформулировать определение вида разреза.

Если будут затруднения в работе. На столах в конвертах лежат подсказки.Приложение 3

Проверка и анализ выполненных заданий.

Вопрос: Что в результате вы увидели при выполнении одного из видов разреза?

Ответ: Работа над данным заданием нам позволила освоить технологию выполнения разреза, рассмотреть внутреннюю и внешнюю конструкцию предмета и усвоить определение видов разрезов.


  1. Новый материал 6мин.

Вопрос: Внимательно рассмотрите 2 чертежа на доске одной и той же детали. В чем их отличие?

Слайд 15





  1. 2.


Ответ: На чертеже под №2 применен разрез, так как фигура сечения выделена штриховкой.

Вопрос: Какой из видов разрезов изображен?

Ответ: Фронтальный, профильный.

Учитель: Теперь мы с вами познакомимся с правилами выполнения разрезов на видах детали, глядя на эти чертежи. (объяснение учитель проводит на доске)

Вопрос: Как выполняются разрезы? Приложение 1.

  1. Разрезы выполняются в проекционной связи с другими изображениями чертежа

Вопрос: Обратите внимание на типы линий. Что с ними происходит?



Вид детали Разрез детали

2. Невидимые контуры на разрезе становятся видимыми.

Вопрос: Как выделяется фигура сечения?

3. Фигура сечения выделяется штриховкой под углом 450, выполненной тонкой сплошной линией.

4. Видимые линии вида удаляются.

Учитель: Обратите внимание на обозначение разрезов. Слайд 16

Ответ: Разрез обозначается так же, как сечение. Штрихами разомкнутой линии показывают расположение секущей плоскости. К штрихам разомкнутой линии на расстоянии 2-3 мм от внешнего края ставят стрелки, указывающие направление взгляда. С внешней стороны стрелок пишут прописные буквы русского алфавита. Изображение разреза подписывается надписью типа А-А, Б-Б.

Учитель: Но есть исключения из правил. Рассмотрите внимательно в учебнике рисунки на странице 171, 172, 174, подумайте и скажите, когда разрез не обозначается?

Ответ: Если секущая плоскость совпадает с плоскостью симметрии детали, то разрез на чертеже не обозначается.


  1. Самостоятельная работа 2 этап 5 мин.

Работа в группах

Выполните рациональный разрез детали, используя изученные правила выполнения разрезов на чертеже. При необходимости разрез обозначить.


  1. Подведение итогов 3 мин.

- Что такое разрез?

- Какие виды разрезов существуют?

- Для чего применяется разрез?

- Перечислите правила выполнения разрезов.

- В каких случаях разрез не обозначается?

Оцените работу каждого учащегося в группе (напротив фамилии поставьте отметку)

А теперь проанализируйте сегодняшний урок с вашей точки зрения.

узнал…

запомнил…

смог…

хочу узнать…

не понял…

Я







Домашнее задание: № 38, стр.176 № 5, стр. 178 № 7

Приложение 1



Алгоритм

  1. Внимательно рассмотрите конструкцию детали.

  2. Определите расположение главного вида.

  3. Для рассмотрения внутренней конструкции детали определите вид разреза и расположение секущей плоскости.

  4. Рассеките предмет.

  5. На листе бумаги выполните оттиск (если разрез фронтальный, то оттиск расположить в верхнем левом углу; если разрез горизонтальный – оттиск в нижнем левом углу; если разрез профильный – оттиск в правом верхнем углу). Слайд 14

  6. Достроить изображение, проведя недостающие линии.

  7. Сформулировать определение вида разреза.





Таблица распределения функционала участников групп


ФИ

Функции

Отметка

1.


рассекает деталь плоскостью


2.


выполняет оттиск на бумаге


3.


достраивает изображение


4.


формулирует определение вида разреза





Правила выполнения разрезов на чертеже

  1. Разрезы выполняются в проекционной связи с другими изображениями чертежа

2. Невидимые контуры на разрезе становятся видимыми.

3. Фигура сечения выделяется штриховкой под углом 450, выполненной тонкой сплошной линией.

4. Видимые линии вида удаляются.


12



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!