СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка кружка "Весёлые нотки"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Сама разработала кружок.

Просмотр содержимого документа
«Разработка кружка "Весёлые нотки"»

Пояснительная записка



Удивительный музыкальный инструмент – человеческий голос. Им наделен каждый из нас. Так высоко, так нежно и чисто звучат голоса детей, кроме того, дети любят петь, выступать на праздниках и внеклассных мероприятиях. Это придаёт им уверенность в себе, развивает эстетический и художественный вкус. Музыкально-эстетичекое воспитание и вокально-техническое развитие школьников должны идти взаимосвязано, начиная с самых младших классов. Воспитание детей на вокальных традициях является одним из важнейших средств нравственного и эстетического воспитания подрастающего поколения. Вокальное исполнительство в гимназии, школе - это эффективная форма работы с детьми разного возраста.

Современные научные исследования свидетельствуют о том, что развитие музыкальных способностей, формирование основ музыкальной культуры необходимо прививать, начиная с первых дней пребывания ребёнка в школе. Отсутствие полноценных музыкальных впечатлений в детстве, с трудом восполнимо впоследствии. И если ребёнок хочет и любит петь, важно, чтобы рядом с ним оказался взрослый, который помог бы раскрыть перед ним красоту музыки, дать возможность её прочувствовать, развить у него певческие навыки и музыкальные способности.

Современный россиянин – это уникальная по своей сущности личность, которая занимает свое, особое личностно-значимое место в обществе и принимает активное участие в решении задач преобразования. Система российского образования ориентирована на стратегические государственные задачи строится на принципиально новой образовательной парадигме: современная образовательная среда - это условия, в которых каждый ребенок развивается соразмерно своим способностям, интересам и потребностям.

Актуальность и значимость развития музыкальных способностей обусловлена и тем, что музыкальное развитие имеет ничем не заменимое воздействие на общее развитие: формируется эмоциональная сфера, пробуждается воображение, воля, фантазия, воспитывается трудолюбие. Обостряется восприятие, активизируются творческие силы разума и «энергия мышления» даже у самых инертных детей. «Без музыкального воспитания невозможно полноценное умственное развитие человека», - утверждает известный педагог Сухомлинский. Пользоваться певческим голосом человек начинает с детства по мере развития музыкального слуха и голосового аппарата. С раннего возраста дети чувствуют потребность в эмоциональном общении, испытывают тягу к творчеству.

Именно в период детства важно реализовать творческий потенциал ребенка, сформировать певческие навыки, приобщить детей к певческому искусству, которое способствует развитию творческой фантазии. Каждый ребенок находит возможность для творческого самовыражения личности через сольное и ансамблевое пение, пение народных и современных песен с музыкальным сопровождением.

Именно для того, чтобы ребенок, наделенный способностью и тягой к творчеству, развитию своих вокальных способностей, мог овладеть умениями и навыками вокального искусства, самореализоваться в творчестве, научиться голосом передавать внутреннее эмоциональное состояние, разработана программа «Весёлые нотки», направленная на духовное развитие обучающихся.

Цель – Формирование у обучающихся устойчивого интереса к пению, исполнительских вокальных навыков через активную музыкально-творческую деятельность, приобщение к сокровищнице отечественного вокально-песенного искусства.

Задачи:

1.Расширить знания обучающихся об истории Родины, ее певческой культуре на основе изучения детских песен, вокальных произведений, современных эстрадных песен. Воспитывать и прививать любовь и уважение к человеческому наследию, пониманию и уважению певческих традиций.

2.Развивать музыкальный слух, чувство ритма, певческий голос, музыкальную память и восприимчивость, творческое воображение.

3.Формировать вокальную культуру как неотъемлемую часть духовной культуры.

4.Помочь учащимся овладеть практическими умениями и навыками в вокальной деятельности.

Вокальная педагогика учитывает, что каждый обучающийся есть неповторимая индивидуальность, обладающая свойственными только ей психическими, вокальными и прочими особенностями и требует всестороннего изучения этих особенностей и творческого подхода к методам их развития. Для решения поставленных задач была определена следующая концепция содержания курса.


Концепция содержания курса «Веселые нотки».

  • Воздействие музыкального искусства на человека следует рассматривать в связи с его многофункциональным назначением: отражение действительности в художественных звуковых образах, активно воздействующих на психику человека. Музыка способна конкретно и убедительно передавать эмоциональное состояние людей.

  • Музыкальное искусство включает в себя личность композитора, музыканта, который является своего рода духовным наставником и источником передачи музыкальной культуры, народного творчества.

  • Своей детскостью восприятия музыки, её звуков, ритма, педагог близок к ребенку, и, в то же время, обогащенный жизненным опытом, талантом, он способен повлиять на формирование личности ребенка наряду с развитием у него устойчивого интереса к вокальному творчеству.

  • Те, кто становится на путь творчества, движутся к вершинам искусства, а творческий процесс возвышает и совершенствует человека.

  • Совершенствование человеческой души идет через отношение его к музыке, включающий в себя формы драматического и вокального искусства, музыки, хореографии, цирка и т.д.



Программа предполагает реализацию следующих принципов:

  • Принцип всестороннего развития. Обучение пению не должно замыкаться только на привитии певческих навыков и развитии голоса. Следует решать задачи воспитания и общего развития детей. Общение с музыкальным искусством – мощный воспитательный и развивающий фактор, и в процессе обучения важен подбор содержательного, высокохудожественного репертуара, духовно возвышающего и обогащающего каждого воспитанника.

  • Принцип сознательности предполагает формирование сознательного отношения к певческой деятельности, сознательного освоения знаний, умений и навыков в пении. Задача педагога – научить ребенка сознательно контролировать собственное звучание, определять его достоинства и недостатки.

  • Принцип посильной трудности. Продолжительность первых занятий будет зависеть от концентрации внимания ребенка. В то же время, воспитанник должен осознавать, что пение – это труд, что усидчивость и воля являются гарантией успеха в творческой деятельности.

  • Принцип систематичности и последовательности проявляется в постепенном усложнении певческого репертуара и вокальных упражнений.

  • Принцип единства художественного и технического развития голоса. Задача технического развития голоса должна быть полностью подчинена художественным целям.

Особое место уделяется концертной деятельности: обучающиеся исполняют произведения в рамках школьных, городских мероприятиях, посвященных разным памятным датам. Все это помогает юным вокалистам в шутливой, незамысловатой работе-игре постичь великий смысл вокального искусства и научиться владеть своим природным инструментом – голосом.

В основу программы «Весёлые нотки» для организации творческого

процесса воспитания вокалистов в условиях школьного кружка положены, в первую очередь, практические рекомендации и концептуальные положения, разработанные основоположником русской вокальной школы М.И.Глинки, который рекомендовал специальные этюды и упражнения для развития певческих навыков, предостерегал от увлечения темпом обучения и учил осторожному подходу к молодому голосовому аппарату.

Метод известного учителя-исследователя В.В.Емельянова принят мной как один из основополагающих. По его системе ежедневно десятки тысяч детей, подростков и взрослых поют странные забавные упражнения, и это имеет положительный результат для развития здорового, сильного выразительного голоса на всех уровнях – от детского сада до консерваторий и оперных театров.

Классические методики, которые используются при реализации программы, позволяют научить обучающихся слышать и слушать себя, осознавать и контролировать свою певческую природу, владеть методами и приемами, снимающие мышечные и психологические зажимы.

Вокальная педагогика учитывает, что каждый обучающийся есть неповторимая индивидуальность, обладающая свойственными только ей психическими, вокальными и прочими особенностями и требует всестороннего изучения этих особенностей и творческого подхода к методам их развития.


Основные принципы содержания программы:

- принцип единства художественного и технического развития пения;

- принцип гармонического воспитания личности;

- принцип постепенности и последовательности в овладении мастерством пения, от простого к сложному;

- принцип успешности;

- принцип соразмерности нагрузки уровню и состоянию здоровья сохранения здоровья ребенка;

- принцип творческого развития;

- принцип доступности;

- принцип ориентации на особенности и способности - природосообразности ребенка;

- принцип индивидуального подхода;

- принцип практической направленности.


Методы и формы.

В качестве главных методов программы избраны методы: стилевого подхода, творчества, системного подхода, импровизации и сценического движения,

        1. Стилевой подход: широко применяется в программе, нацелен на постепенное формирование у членов ансамбля осознанного стилевого восприятия вокального произведения. Понимание стиля, методов исполнения, вокальных характеристик произведений.

        2. Творческий метод: используется в данной программе как важнейший художественно- педагогический метод, определяющий качественно- результативный показатель ее практического воплощения.

Творчество понимается как нечто сугубо своеобразное, уникально присущее каждому ребенку и поэтому всегда новое. Это новое проявляет себя во всех формах художественной деятельности вокалистов, в первую очередь в сольном пении, ансамблевой импровизации, музыкально- сценической театрализации.

В связи с этим в творчестве и деятельности преподавателя и члена, вокального кружка проявляется неповторимость и оригинальность, индивидуальность, инициативность, индивидуальные склонности,

особенности мышления и фантазии.

        1. Системный подход: направлен на достижение целостности и единства всех составляющих компонентов программы - ее тематика, вокальный материал, виды концертной деятельности. Кроме того, системный подход позволяет координировать соотношение частей целого (в данном случае соотношение содержания каждого года обучения с содержанием всей структуры вокальной программы). Использование системного подхода допускает взаимодействие одной системы с другими.

4.Метод импровизации и сценического движения: это один из основных производных программы. Требования времени - умение держаться и двигаться на сцене, умелое исполнение вокального произведения, раскрепощенность перед зрителями и слушателями. Все это дает нам предпосылки для умелого нахождения на сцене, сценической импровизации, движения под музыку и ритмическое соответствие исполняемому репертуару. Использование данного метода позволяет поднять исполнительское мастерство на новый профессиональный уровень, ведь приходится следить не только за голосом, но и телом.


Место факультативного курса в учебном плане

Программа рассчитана на 4 года, 138 часов. В 1 классе – 33 часа, 2-4 классы - 35 часов. Занятия проводятся 1 раз в неделю по 35 минут в 1 классе, по 45 минут в 2-4 классах. Курс изучения программы рассчитан на учащихся 1–4-х классов.


Планируемые результаты освоения предмета.

Данная программа обеспечивает формирование универсальных учебных действий, а также достижение необходимых предметных результатов освоения факультативного курс.


Универсальные учебные действия.


Личностные УДД:

- Формирование интереса к вокальному исполнительству; мотивации к самовыражению при исполнении песен, творческой деятельности; эмоционального отношения к исполняемому репертуару, первоначального уровня рефлексии и адекватной самооценки, стремления к успешности учебной деятельности.


Познавательные УДД:

- наличие повышенного интереса к вокальному искусству и вокальным произведениям, вокально - творческое самовыражение (пение в ансамбле и соло, участие в импровизациях, активность в музыкально- драматических постановках); определять характерные черты музыкального образа в связи с его принадлежностью к лирике, драме, эпосу; определять средства музыкальной выразительности в музыкальных произведениях.



Коммуникативные УДД:

- Корректировать действия участников коллективной творческой деятельности, Ориентироваться в понятиях дружба, дружеские отношения, уметь двигаться под музыку, не бояться сцены, культура поведения на сцене.

Содержание программы.


Программа имеет четырёхуровневую (по годам обучения) и тематическую структуру. И содержит следующие разделы:



Разделы

Общее кол-во часов

Практика

Теория

1. Вокально – хоровые навыки


88

78

10

2. Музыкально –теоретическая подготовка

27

8

19

3.Концерт – исполнительская деятельность



23

23

-

Итого:

138

109

29


Учебно-тематический план

(1-й год обучения)


Цель: раскрыть певческий голос ребенка через основы вокала, исполнение детских песенок, песен из мультфильмов и сказок, русских народных песен и прибауток.



Тема занятий

Часы

Формы проведения занятий

Общее

кол-во

Теория

Прак-

тика

1.

Введение, знакомство с голосовым аппаратом.

1

1

0

Групповые

2.

Певческая установка. Дыхание.

2

0,5

1,5

Групповые

3.

Распевание.

9

1

8

Групповые

4.

Вокальная позиция.

2

0,5

1,5

Групповые

5.

Звуковедение. Использование певческих навыков.

5

0,5

4,5

Групповые

6.

Знакомство с различной манерой пения. Дикция. Артикуляция.

4

1

3

Групповые

7.

Беседа о гигиене певческого голоса.

1

1

0

Групповые

8.

Работа над сценическим образом.

3

0,5

2,5

Групповые

9.

Праздники, выступления.

6


6

Конкурсы, праздники


Итого

33

6

27































Учебно–тематический план

(2-й год обучения)


Цель: сформировать у обучающихся основы вокальных умений и навыков через усложнение репертуара, ритма и метра, использование голосовых импровизаций, пунктирного ритма.


Тема занятий

Часы

Формы проведения занятий

Общее кол-во

Теория

Прак-

тика

1.

Введение, владение своим голосовым аппаратом. Использо- вание певческих навыков

2

0,5

1,5

Групповые

2.

Знакомство с произведения ми различных жанров, манерой исполнения. Великие вокалисты. Вокальные навыки

2

2

0

Групповые

3.

Овладение собственной манерой вокального исполнения.

Выявление индивидуальных красок голоса.

8

0

8

Групповые

4.

Дыхание, артикуляция, певческая позиция. Вокально-хоровая работа. Нотная грамота.

5

1

4

Групповые

5.

Использование элементов ритмики. Движения под музыку.

Сценическая культура.

3

0

3

Групповые

6.

Дикция. Вокальные навыки.

3

0,5

2,5

Групповые

7.

Беседа о гигиене певческого голоса.

1

1

0

Групповые

8.

Работа над сценическим образом.

3

1

2

групповые

9.

Праздники, выступления.

8

0

8

Конкурсы, праздники


Итого

35

6

29


















Учебно–тематический план

(3-й год обучения)


Цель: через исполнение популярных произведений с обязательной голосовой импровизацией способствовать формированию позиции обучающегося в мире искусства и вокала, совершенствованию исполнительского мастерства.



Тема занятий

Часы

Формы проведения занятий

Общее кол-во

Теория

Прак-тика

1.

Введение, владение голосовым аппаратом. Использование певческих навыков. Знакомство с великими вокалистами прошлого и настоящего. Собственная манера исполнения вокального произведения.

3

1

2

Групповые

2.

Работа над собственной манерой вокального исполнения. Сценическая культура.

2

0

2

Групповые

3.

Дыхание. Певческая позиция. Отработка полученных вокальных навыков.
Знакомство с многоголосным пением. Вокально-хоровая работа. Нотная грамота.

7

2

5

Групповые


4.

Дикция. Расширение диапазона голоса.

4

0

4

Групповые

5.

Использование элементов ритмики. Движения под музыку. Постановка танцевальных движений.

4

1

3

Групповые

6.

Вокально-хоровые навыки в исполнительском мастерстве.

3

0

3

Групповые

7.

Беседа о гигиене певческого голоса.

1

1

0

Групповые

8.

Работа над сценическим образом.

3

1

2

Групповые

9.

Праздники, выступления.

8

0

8

Конкурсы, праздники


Итого

35

6

29
















Учебно–тематический план

(4-й год обучения)


Цель: через исполнение популярных произведений с обязательной голосовой импровизацией способствовать формированию позиции обучающегося в мире искусства и вокала, совершенствованию исполнительского мастерства.



Тема занятий

Часы

Формы проведения занятий

Общее кол-во

Теория

Прак-тика

1.

Введение, владение голосовым аппаратом. Использование певческих навыков. Знакомство с великими вокалистами прошлого и настоящего. Собственная манера исполнения вокального произведения.

3

1

2

групповые

2.

Работа над собственной манерой вокального исполнения. Сценическая культура.

3

0

3

групповые

3.

Дыхание. Певческая позиция. Отработка полученных вокальных навыков.
Знакомство с многоголосным пением. Вокально-хоровая работа. Нотная грамота.

7

2

5

групповые

4.

Дикция. Расширение диапазона голоса.

4

0

4

групповые

5.

Использование элементов ритмики. Движения под музыку. Постановка танцевальных движений.

3

1

2

групповые

6.

Вокально-хоровые навыки в исполнительском мастерстве.

3

0

3

групповые

7.

Беседа о гигиене певческого голоса.

1

1

0

групповые

8.

Работа над сценическим образом.

3

1

2

групповые

9.

Праздники, выступления.

8

0

8

Конкурсы, мероприятия


Итого

35

6

29














Содержание программы.


Программа имеет четырёхуровневую (по годам обучения) и тематическую структуру. И содержит следующие разделы:



Разделы

Общее кол-во часов

Практика

Теория

1. Вокально – хоровые навыки


88

78

10

2. Музыкально –теоретическая подготовка

27

8

19

3.Концерт – исполнительская деятельность



23

23

-

Итого:

138

109

29































Основные требования к знаниям, умениям и навыкам

( 1 год обучения)

В результате обучения по курсу «Веселые нотки» воспитанник должен знать, понимать:

- строение артикуляционного аппарата;

- особенности и возможности певческого голоса;

- гигиену певческого голоса;

- понимать по требованию педагога слова – петь «мягко, нежно, легко»;

- понимать элементарные дирижерские жесты и правильно следовать им (внимание, вдох, начало звукоизвлечения и его окончание);

- основы музыкальной грамоты;

- различные манеры пения;

- место дикции в исполнительской деятельности.

уметь:

- правильно дышать: делать небольшой спокойный вдох, не поднимая плеч;

- петь короткие фразы на одном дыхании;

- в подвижных песнях делать быстрый вдох;

- петь без сопровождения отдельные попевки и фразы из песен;

- петь легким звуком, без напряжения;

- на звуке ля первой октавы правильно показать самое красивое индивидуальное звучание своего голоса, ясно выговаривая слова песни;

- уметь делать распевку;

- к концу года спеть выразительно, осмысленно.






Основные требования к знаниям, умениям и навыкам

(2-й год обучения)

В результате обучения по курсу «Веселые нотки» воспитанник должен знать, понимать:

- соблюдать певческую установку;

- понимать дирижерские жесты и правильно следовать им (внимание, вдох, начало звукоизвлечения и его окончание);

- жанры вокальной музыки;

- произведения различных жанров;

- великих вокалистов России и мира;

уметь:

- правильно дышать, делать небольшой спокойный вдох, не поднимая плеч;

- точно повторить заданный звук;

- в подвижных песнях делать быстрый вдох;

- правильно показать самое красивое индивидуальное звучание голоса;

- петь чисто и слаженно в унисон;

- петь без сопровождения отдельные попевки и отрывки из песен;

- дать критическую оценку своему исполнению;

- характеризовать выступления великих вокалистов

- использовать элементы ритмики и движения под музыку;

- работать в сценическом образе;

- принимать активное участие в творческой жизни вокального коллектива.







Основные требования к знаниям, умениям и навыкам

( 3 год обучения)

В результате обучения по курсу «Веселые нотки» воспитанник должен знать, понимать:

- основные типы голосов;

- жанры вокальной музыки;

- типы дыхания;

- поведение певца до выхода на сцену и во время концерта;

- реабилитация при простудных заболеваниях;

- особенности многоголосого пения;

- обоснованность сценического образа.

уметь:

- петь достаточно чистым по качеству звуком, легко, мягко, непринужденно;

- петь на одном дыхании более длинные музыкальные фразы;

- исполнять вокальные произведения выразительно, осмысленно;

- принимать активное участие во всех концертах, фестивалях, конкурсах.







Основные требования к знаниям, умениям и навыкам

( 4 год обучения)

В результате обучения по курсу «Веселые нотки» воспитанник должен знать, понимать:

- основные типы голосов;

- жанры вокальной музыки;

- типы дыхания;

- поведение певца до выхода на сцену и во время концерта;

- реабилитация при простудных заболеваниях;

- особенности многоголосого пения;

- обоснованность сценического образа.

уметь:

- петь достаточно чистым по качеству звуком, легко, мягко, непринужденно;

- петь на одном дыхании более длинные музыкальные фразы;

- исполнять вокальные произведения выразительно, осмысленно;

- принимать активное участие во всех концертах, фестивалях, конкурсах.





















Список литературы:

  1. Андрианова Н.З. Особенности методики преподавания эстрадного пения. Научно-методическая разработка. – М.: 1999.

  2. Алиев Ю.Б. Настольная книга школьного учителя-музыканта. М. Владос,2000.

  3. Апраксина О.А. Методика развития детского голоса: Учебное пособие Ютв.ред. Г.П.Стулова; МГПИ им.В.И.Ленина.М., 1983г.

  4. Голубев П.В. Советы молодым педагогам-вокалистам. - М.: Государственное музыкальное издательство, 1963.

  5. Емельянов Е.В. Развитие голоса. Координация и тренинг, 5- изд., стер. – СПб.: Издательство «Лань»; Издательство «Планета музыки», 2007.

  6. Исаева И.О. Эстрадное пение. Экспресс-курс развития вокальных способностей /И.О. Исаева – М.: АСТ; Астрель, 2007.

  7. Кабалевский Д.Б. Про трех китов и про многое другое. Книжка о музыке. М.: Дет. Литература, 1970.

  8. Музыка. 1-8 классы \Сост. Ю.Б.Алиев, В,К.Белобородова, Е.В.Николаева, Б.С. Рачина, С. Л.Старобинский; под общей редакцией Ю.Б.Алиева// Программы для средних общеобразовательных учебных1 заведений. М.: Просвещение, 1993.

  9. Стулова Г.П. Развитие детского голоса в процессе обучения пению. М.:1 Прометей, 1992.

  10. Стулова Г.П. Теория и практика работы с детским хором. М. Владос,1 2002.

  11. Струве Г.А. Школьный хор. М.: 1981.

  12. Царева Н.А. Слушание музыки: Методическое пособие. – М.: ООО «Издательство «РОСМЕН-ПРЕСС», 2002. ,


















Материально- техническое обеспечение программы:

А)Специфическое сопровождение (оборудование):

-портреты композиторов, исполнителей, художников.

-Репродукции картин, иллюстрации.

-Библиотека книг для занятий, дидактические материалы для работы с учащимися, памятки, рекомендации;

- Фонограммы, ноты.

Б)Электронно-программное обеспечение:

-записи музыкальных произведений,

-видеофильмы,

-презентации к занятиям

В) Технические средства обучения:

-мультимедийный проектор, ноутбук

-демонстрационный материал,

-музыкальный центр,

-магнитная доска.






Планируемые результаты:


знать:

-основы вокально –хоровых навыков;

-правила пения;

-виды дыхания;

-муз.штрихи;

-средства муз. выразительности.

уметь:

-применять правила пения на практике;

-петь чисто ансамблем в унисон;

-применять упражнения на дикцию, дыхание, артикуляцию в работе над репертуаром;

-сценически оформлять концертный номер.


















Формы организации вокальной деятельности:


- музыкальные занятия;

- занятия – концерт;

- репетиции;

- творческие отчеты.

Основной формой работы является музыкальное занятие, которое предполагает взаимодействие педагога с детьми и строится на основе индивидуального подхода к ребенку.

Используемые методы и приемы обучения:

- наглядно – слуховой (аудиозаписи)

- наглядно – зрительный (видеозаписи)

- словесный (рассказ, беседа, художественное слово)

- практический (показ приемов исполнения, импровизация)

- частично – поисковый (проблемная ситуация – рассуждения – верный ответ)

- методические ошибки

- методические игры































Календарно-тематический план


п/п

Тема занятий

Дата



1-2кл

3-4кл

1

Вводный урок. Техника безопасности. Правила поведения на кружке.




2

Пение гласных, правильная посадка (положение корпуса), работа над дыханием. Пение несложных попевок. «Уж как шла лиса», «Во поле береза стояла».





3

Работа над дикцией, произношение согласных в слове. Знакомство с ритмом, пунктирный ритм. Паузы. Пение знакомых песен.





4

Разучивание песен «Бабушка», «У бабушки в деревне»,

«Осень постучалась к нам».




5

Подготовка к празднику «День пожилых людей» Закрепление песен «Бабушка», «У бабушки в деревне», «Осень постучалась к нам».




6

Работа над песнями. Работа над ритмом, динамикой, дыханием.





7


Разучивание песни «Лукоморье», «Грустная песенка»



8

Сочинение мелодий на заданный ритм. Повторение песен «Бабушка», «Осень постучалась к нам», «У бабушки в деревне».




9

Разучивание песни «Мир на планете»



10

Выступление на «Осеннем балу» МОУ СОШ

определение на слух изученных песен. Определение самого высокого звука в песнях и самого низкого.




11

Слушание произведений на тему «Музыка осени».




12

Подготовка ко Дню Матери. Выбор репертуара и разучивание песен: «Радуга желаний», «Шарики воздушные».



13

Разучивание песни «Счастье моё».



14

Отработка песни «Счастье моё». Повторение изученных песен.



15

Подготовка к празднику «Новый год». Разучивание хороводных песен «Елочка», «Новогодний хоровод», «К нам приходит Новый год».




16

Отработка песен «Новый год», «Елочка», «Новогодний хоровод», «К нам приходит Новый год».




17

Разучивание песен «Станция слонов», «Танцуй и пой», «Кораблик», «Солнечный гном», «Балалайка», «Гармонист Тимошка».





18

Работа над песнями «Станция слонов», «Танцуй и пой», «Кораблик», «Солнечный гном», «Балалайка», «Гармонист Тимошка».





19

Работа над сценическим образом песен.





20

Подобрать песни к смотру художественной самодеятельности. Выбор репертуара песен: «Мир на планете», «Цветик-семицветик», «Детские мечты»



21

Подготовка к празднику «День защитника Отечества». Разучивание песен «Про папу», «Лучше папы друга нет», «Папа», «Сегодня салют».




22

Работа над песнями «Про папу», «Лучше папы друга нет», «Папа», «Сегодня салют».




23

Отработка песен к смотру художественной самодеятельности.



24

Подготовка к празднику 8 Марта. Изучение песен «Где же ,ты мама?», «Мама»




25

Разучивание песни «Сонная песенка»



26

Отработка песни «Сонная песенка». Исполнение изученных песен.



27

Подготовка к концертной программе (неделя эстетического цикла).





28

Разучивание песни «Где живут волшебники»



29

Работа над песней «Где живут волшебники»



30

Подобрать песни к празднику «День Победы»



31

Разучивание песен к празднику День Победы. «Главный праздник», «Ветераны», «День Победы».





32

Участие в вахте памяти погибших в ВОВ.




33

Концертная деятельность.

Выступление в детском саду.



34

Повторение репертуара песен, изученных за год







План работы и ход занятий хорового кружка «Весёлые нотки» для учащихся 1-4 классов



Руководитель: Шарашова С. И.



День занятий: понедельник



Число занятий: 1 раз в две недели



Время занятий: 13.25 – 14.10



Количество учащихся: 24 человека




































Список кружка:



4 класс

Ахмедьянов Рафаэль

Дисимбаев Ильдар

Каштанов Максим

Кудухова Анастасия

Лосева Софья

Палагутина Альбина

Синицын Захар

Чикина Арина



2 класс

Кудухова Елена

Кузнецов Максим

Соловьёв Арсений

Золотов Кирилл

Францев Матвей

Бикбаев Данил




3 класс

Байкова Надежда

Веселовская Анастасия

Веселовская Валерия

Фролов Артём

Синицын Матвей

Пукач Снежанна

Ноздренёва Кристина

1 класс

Ершова Ангелина

Колдина Варвара

Ничепурнова Дарья



















Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа с. Новая Порубёжка Пугачёвского района Саратовской области»



«Согласовано» «Утверждено»

Зам.дир. по ВР «МОУ СОШ с. Новая Директор «МОУ СОШ

Порубёжка» с. Новая Порубёжка»

________/Ноздренёва А, М./ __________/Долгополова О. Н. /

«___»_____________20 г. Приказ № __от «__» ________20 г.





Рабочая программа внеучебной деятельности

художественно – эстетического направления

хорового объединения

«Весёлые нотки»

Возраст учащихся в группе 7-10 лет

Рассмотрено на заседании

педагогического совета

Протокол №

от «___» ______20 г.



Руководитель:

учитель начальных классов

1 квалификационной категории

Шарашова Светлана Ивановна

2018– 2019 учебный год

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа с. Новая Порубёжка Пугачёвского района Саратовской области»



«Согласовано» «Утверждено»

Зам.дир. по ВР «МОУ СОШ с. Новая Директор «МОУ СОШ

Порубёжка» с. Новая Порубёжка»

________/Ноздренёва А, М./ __________/Долгополова О. Н. /

«___»_____________20 г. Приказ № __от «__» ________20 г.





Рабочая программа кружка

эколого – биологического направления

«Юный эколог»



Возраст учащихся в группе 9-10 лет

Рассмотрено на заседании

педагогического совета

Протокол №

от «___» ______20 г.



Руководитель:

учитель начальных классов

1 квалификационной категории

Шарашова Светлана Ивановна







2014 – 2015 учебный год



План работы кружка

«Юный эколог» для учащихся 3-4 класса.



Руководитель: Шарашова С.И.



День занятий: понедельник



Число занятий- 1 раз в неделю



Время занятий- 14.15-15.00.





Количество учащихся- 9 человек

























Список кружка

3 класс:

  1. Ахметова Виктория

  2. Большакова Ангелина

  3. Жук Максим

  4. Сердюков Николай





4 класс:

  1. Байкова Александра

  2. Журбин Артём

  3. Петрова Елена

  4. Фёдоров Денис

  5. Чикин Артём































ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

         Воспитание экологической культуры - актуальнейшая задача сложившейся социально-культурной ситуации начала XXI века.

         В условиях разностороннего глубочайшего экологического кризиса усиливается значение экологического образования в начальной школе как ответственного этапа в становлении и развитии личности ребенка. Закон «Об экологическом образовании», принятый во многих регионах России, ставит своей задачей создание системы непрерывного всеобъемлющего экологического образования и является основанием для поиска и разработки эффективных средств экологического образования населения. Анализ теоретической и методической экологической литературы, а также состояния практики экологического образования в начальных школах свидетельствует о необходимости совершенствования всей системы воспитательной работы с младшими школьниками, одной из приоритетной целей которой должно стать становление экологически грамотной личности, способной гармонично взаимодействовать с окружающим миром и осознающей свое место в Природе. Актуальность разработанной программы продиктована также отсутствием в теории и практике экологического образования в начальной школе единой, рассчитанной на весь период обучения, программы дополнительного образования с экологической направленностью для младших школьников.

  1. Цель и задачи курса «Юный эколог»

        Цель: формирование и развитие экологически сообразного поведения у младших школьников.

        Программа  ставит перед собой следующие задачи:

1. Формирование знаний о закономерностях и взаимосвязях природных явлений, единстве неживой и живой  природы, о взаимодействии  и  взаимозависимости  природы,  общества и человека.

2.  Формирование   осознанных   представлений   о   нормах и правилах поведения в природе и привычек их соблюдения в своей жизнедеятельности.

3.   Формирование экологически  ценностных   ориентации в деятельности детей.

4.   Воспитание ответственного отношения к здоровью, природе, жизни.

5.   Развитие способности формирования научных, эстетических, нравственных и правовых суждений по экологическим вопросам.

6.   Развитие: альтернативного мышления в выборе способов решения экологических проблем, восприятия прекрасного и без образного, чувств удовлетворения и негодования от поведения и поступков людей по отношению к здоровью и миру природы.

7.  Развитие потребности в необходимости и возможности  решения экологических проблем, доступных младшему школьнику, ведения здорового образа жизни, стремления к активной практической деятельности по охране окружающей среды.

8. Развитие знаний и умений по оценке и прогнозированию состояния и охраны природного окружения.





Занятия проводятся 1 раз в неделю.

Новизна программы.

Программа составлена в соответствии с образовательным компонентом «Окружающий мир» для начальной школы, соответствует требованиям к содержанию образовательных программ дополнительного образования детей, построена с учетом преемственности экологического образования дошкольников (программа Н. Н. Кондратьевой «Мы») и младших школьников, опирается на теоретический, практический и личностный опыт учащихся, полученный при изучении курса «Окружающий мир» на уроках.

Основные принципы содержания программы:

  • принцип единства сознания и деятельности;

  • принцип наглядности;

  • принцип личностной ориентации;

  • принцип системности и целостности;

  • принцип экологического гуманизма;

  • принцип краеведческий;

  • принцип практической направленности.

     Курс  включает и раскрывает основные содержательные линии:

  • Земля - единая экосистема.

  • Человек – существо, биосоциальное часть экологической системы.

  • Уникальная ценность природных существ вне зависимости от формы проявления.

      Спецификой курса является подход к выбору педагогических средств реализации содержания программы, учитывающий действенную, эмоционально-поведенческую природу младшего школьника, личную активность каждого ребенка, где он выступает  в  роли субъекта экологической деятельности и поведения. Педагог создает на занятиях эмоционально-положительную творческую атмосферу, организует диалогическое общение с детьми о взаимодействии с природой.

        В соответствии с таким подходом содержание программы реализуется через создание на занятиях  проблемных ситуаций, ситуации эмпатии во взаимоотношениях с природой, ситуации оценки и прогнозирования последствий поведения человека, ситуации свободного выбора поступка по отношению к природе.

        Практическая, деятельностная направленность курса осуществляется через исследовательские задания, игровые занятия, практикумы и опытническую работу. Формы организации деятельности детей разнообразны: индивидуальная, групповая, звеньевая, кружковая.

       Одним из основных методов обучения являются систематические фенологические наблюдения, раскрывающие экологические взаимосвязи в природе и позволяющие заложить основы экоцентрической картины мира у детей. Данный вид деятельности предполагает систематическую работу с «Календарем природы» в классных уголках «Юный эколог», а также ведение индивидуальных блокнотов или тетрадей «Дневник юного эколога».

        Средствами эффективного усвоения программы курса являются ролевые, дидактические, имитационные игры, творческие задания, опыты и практические работы, создание экологических проектов, изготовление поделок из природных материалов, экскурсии и прогулки в природу, моделирование, разработка и создание экознаков, театрализованные представления, экологические акции, знакомство с определителями, гербаризация, составление памяток. Предполагаются различные формы привлечения семьи к совместной экологической деятельности: семейные экологические домашние задания, участие в работах на пришкольном участке, в проведении общешкольной Недели экологии, помощь в оборудовании и озеленении холлов, классных комнат и «Зеленой комнаты», являющейся местом проведения занятий с детьми, участие в организации праздников и в выполнении летних заданий.

Результативность. Результативность и целесообразность работы по программе «Юный эколог» выявляется с помощью комплекса диагностических методик: в конце каждого года обучения проводятся тестирование и анкетирование учащихся, анкетирование педагогов и родителей; в течение учебного года осуществляется пролонгированное наблюдение и анализ творческих работ детей. Формами подведения итогов и результатов реализации программы выступают ежегодные Недели экологии, традиционные экологические праздники: ярмарка «Золотая осень», «День птиц», «День Земли» и др.

























Планируемые результаты:

Показатели в личностной сфере ребенка:

- интерес к познанию мира природы;

- потребность к осуществлению экологически сообразных  поступков;

-осознание места и роли человека в биосфере как существа биосоциального;

- преобладание мотивации гармоничного взаимодействия с природой с точки зрения экологической допустимости.

Учащиеся должны знать:

   -наиболее типичных представителей животного мира России, Ставропольского края;

   -какую пользу приносят представители животного мира;

   -некоторые пословицы, поговорки, загадки о животных;

- планета Земля - наш большой дом;

- Солнце - источник жизни на Земле;

- неживое и живое в природе;

-основные группы растительных и животных организмов и их приспособленность к условиям существования (примеры);

- влияние деятельности человека на условия жизни живых организмов (примеры);

- самоценность любого организма;

- значение тепла, света, воздуха, почвы для живых существ, связи между ними (примеры);

- значение растений и животных в жизни человека, условия их выращивания и правила ухода;

- многообразие растений, животных, грибов, экологические связи между ними;

- основные виды растений и животных различных экосистем (леса, луга и т. д.);

-организмы, приносящие ущерб хозяйству человека, и некоторые меры борьбы с ними;

- человек   существо природное и социальное; разносторонние связи человека с окружающей природной средой;

-условия, влияющие на сохранение здоровья и жизни человека и природы;

- различия съедобных и несъедобных грибов;

- позитивное и негативное влияние деятельности человека в природе;

-способы сохранения окружающей природы;

  • что такое наблюдение и опыт;

  • экология - наука об общем доме;

  • экологически сообразные правила поведения в природе.

Учащиеся должны уметь:

- узнавать животных и птиц в природе, на картинках, по описанию;

-ухаживать за домашними животными и птицами;

  • выполнять правила экологически сообразного поведения в природе;

  • применять теоретические знания при общении с живыми организмами и в практической деятельности по сохранению природного окружения и своего здоровья;

  • ухаживать за культурными растениями и домашними животными (посильное участие);

  • составлять экологические модели, трофические цепи;

  • доказывать, уникальность и красоту каждого природного объекта;

  • заботиться о здоровом образе жизни;

  • заботиться об оздоровлении окружающей природной среды, об улучшении качества жизни;

  • предвидеть последствия деятельности людей в природе (конкретные примеры);

-улучшать состояние окружающей среды (жилище, двор, улицу, ближайшее природное окружение);

  • осуществлять экологически сообразные поступки в окружающей природе;

  • наблюдать предметы и явления природы по предложенному плану или схеме;

  • оформлять результаты наблюдений в виде простейших схем, знаков, рисунков, описаний, выводов;

  • ставить простейшие опыты с объектами живой и неживой природы;















Содержание программы

«ВВЕДЕНИЕ». (1 час)

Тема 1. Введение.  Жизнь на Земле (1 час)

Проведение инструктажей по технике безопасности при проведении наблюдений в природе, работе на участке. Беседа о целях занятий в новом учебном году. Работа со схемой Возникновение жизни на Земле». Нахождение сходств и различий между растительным и животным миров разные эпохи развития Земли.

                Раздел 1.      «СРЕДА ОБИТАНИЯ» (6 часов)

Тема 2. Времена года на Земле (1 час)

Сравнение  времен года в разных географических  поясах Земли. Зависимость разных форм жизни от изменений температуры и осадков

 Тема 3. Наблюдения за сезонными изменениями в неживой и живой природе (1час)

Найти признаки ранней осени. Построить предположения о том, какими мы увидим небо, деревья и животных через 1-2 недели.

 Тема 4.  Изменения окружающей среды (1час)

 Смена естественных и регулярных изменений, их взаимосвязь (количество растительности – численность травоядных – численность хищников)

 Тема 5. Практическое занятие «Осень на пришкольном участке»  (1час)

Виды сельскохозяйственного труда, выращиваемые культуры и их значение. Инструктаж по технике безопасности при работе с с/х инвентарем.

Тема 6. Условия жизни растений (1час)

Дикорастущие и культурные растения. Теплолюбивые и светолюбивые растения

Тема 7.  Разнообразие животных, условия их жизни (1час)

Представление о классификации животного мира. Местообитание животных в экосистеме. Цепи питания.

               Раздел 2.      «ЖИЗНЬ ЖИВОТНЫХ» (4 часа)

Тема 8. Динозавры – вымерший вид животных (1час)

Обсуждение прочитанных книг о динозаврах, рассматривание рисунков

Тема 9. Просмотр видеофильма о жизни динозавров (1час)

Рассматривание и обсуждение внешнего вида и образа жизни различных видов динозавров.

Тема 10. Экологический проект «Почему нужно защищать природу? (1час)

Полезные взаимосвязи природы и человека. Что делать для сохранения вымирающих видов? Подбор и обрабатывание материала к теме проекта.

Тема 11.  Красная книга – способ защиты редких видов животных и растений (1час)

Знакомство с разделами Красной книги. Красная книга Ставропольского края.  Разгадывание загадок.

                Раздел 3.    «РЕКИ И ОЗЕРА   » (8 часов)

Тема 12. Реки и озера (1час)

Пресная вода. Осадки.

Тема 13. Получение кислорода под водой (1час)

Жители рек - рыбы. Как работают жабры, другие способы получения кислорода (личинки комаров - через трубочку, жук-карусельщик носит под крыльями воздушный пузырь)

Тема 14. Пресноводные животные и растения (1час)

Беседа об обитателях пресных вод. Рыбы, амфибии. Сообщения детей о жителях пресных водоемов

Тема 15. Жизнь у рек и озер (1час)

Обитатели берегов рек и озер. Водоплавающие млекопитающие (перепончатые конечности)

Тема 16. Экологический проект « Человек и его деятельность – причина загрязнения водоемов» (1час)

Кислотные дожди, нитраты. Сброс отходов, плохая очистка точных вод - причина загрязнения водоемов

Тема 17.  Околоводные птицы (1час)

Особое питание, перья и другие приспособления. Составление цепи питания

Тема 18. Подготовка акции «Сохраним первоцвет!» (1час)

Чтение рассказов о первоцветах, рассматривание первоцветов в Красной книге края.

Тема 19. Акция «Сохраним первоцвет!» (1час)

Доклады учащихся о раннецветущих растениях. Составление обращения к жителям станицы (составление и распространении листовок – призывов.

Раздел 4.      «ЧЕЛОВЕК  И  ЖИВОТНЫЕ » (8 часов)

Тема 20. Жизнь среди людей (1час)

Жизнь в городах. Человек и животное. Изготовление кормушек

Тема 21. Ролевая игра «Это все кошки» (1час)

Тема 22. Домашние животные (1час)

Знакомство с разновидностями домашних животных. Рассказы детей о своих питомцах. Конкурс загадок о животных. Работа в группах: аппликация – декупаж.

Тема 23. Викторина «Собаки – наши друзья» (1час)

Загадки, рассказ учителя (материал  из энциклопедии). Игра – викторина «Породы собак».

Тема 24. Уход за домашними животными (1час)

Разработка инструкции по уходу и содержанию домашних питомцев (кошки, собаки, хомячки, морские свинки, попугаи, канарейки).

Тема 25. Работа над проектом «Ты в ответе за тех, кого приручил». (1час)

 Подбор и обработка материала к проекту. Работа в группах.

Тема 26. Люди и паразиты (1час)

Понятие – паразиты. Питание за счёт других. Работа со справочной литературой.

Тема 27. Бактерии и вирусы. Борьба с болезнями (1час)

Жизнь бактерий и вирусов под микроскопом. Полезные и вредные вирусы и бактерии. Иммунная система человека. Мини- сочинение «Защити себя»

Раздел 5.      «СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫЙ ТРУД » (7 часов)

Тема 28. Почва   (1 час)

Представление о  необходимости перекопки и рыхления почвы, о способах перекопки. Развивать умение работать с лопатой и граблями. Практическая работа «Изучение механического состава почвы» (глинистые, песчаные, суглинистые).

Тема 29. Семена овощных и декоративных культур (1час)

Беседа о многообразии семян различных культур. Различать семена по внешнему виду. Закрепить знания о правилах хранения и посева семян.

Тема 30. Заботы хлебороба весной (1час)

Закрепить представления о сезонности труда людей. Дать представление о видах и значении труда  людей весной в поле.

Тема 31.Изготовление «Посадочных лент» семян культурных растений (1час)

Изучение площади питания семян культурных растений для распределения их на «Посадочной ленте». Приклеивание семян  овощных и цветковых растений на ленту клейстером, приготовленной  из пшеничной муки.

Тема 32. Подготовка почвы на пришкольном участке (1час) 

Инструктаж по технике безопасности с сельскохозяйственным инвентарём. Перекапывание участка, внесение органических  удобрений.

Тема 33. Высадка рассады  на участке. Составление графика полива (1час)

Инструктаж по технике безопасности.  Составление плана – проекта клумбы  (по цветовой гамме, по высоте, по времени и периоду цветения). Работа в группах.

Тема 34. Декоративные растения (1час)

Декоративные растения и цели их выращивания. Закреплять понятие об основных органах растений; учить закладывать растения в гербарные папки. Закрепить понятия «кустарник», «дерево», «травянистое растение».

































Учебно – тематический план



№ п/п

Наименование разделов программы

Кол-во часов

1

Введение

1

2

СРЕДА ОБИТАНИЯ


6

3

ЖИЗНЬ ЖИВОТНЫХ» (4 часа)


4

4

РЕКИ И ОЗЕРА   » (8 часов)

8

5

ЧЕЛОВЕК  И  ЖИВОТНЫЕ » (8 часов)


8

6

СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫЙ ТРУД » (7 часов)


7


Всего

34


































План работы кружка

«Юные исследователи » для учащихся 3-4 класса.



Руководитель: Шарашова С.И.



День занятий: четверг



Число занятий- 1 раз в неделю



Время занятий- 13.30-14.15.





Количество учащихся- 9 человек
























Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа с. Новая Порубёжка Пугачёвского района Саратовской области»



«Согласовано» «Утверждено»

Зам.дир. по ВР «МОУ СОШ с. Новая Директор «МОУ СОШ

Порубёжка» с. Новая Порубёжка»

________/Ноздренёва А, М./ __________/Долгополова О. Н. /

«___»_____________20 г. Приказ № __от «__» ________20 г.



Рабочая программа

по естественнонаучному направлению

внеурочной деятельности

«Юные исследователи»







Возраст учащихся в группе 9-10 лет

Рассмотрено на заседании

педагогического совета

Протокол №

от «___» ______20 г.



Руководитель:

учитель начальных классов

1 квалификационной категории

Шарашова Светлана Ивановна

2014 – 2015 учебный год





Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа с. Новая Порубёжка Пугачёвского района Саратовской области»



«Согласовано» «Утверждено»

Зам.дир. по ВР «МОУ СОШ с. Новая Директор «МОУ СОШ

Порубёжка» с. Новая Порубёжка»

________/Ноздренёва А, М./ __________/Долгополова О. Н. /

«___»_____________20 г. Приказ № __от «__» ________20 г.





Рабочая программа

по естественнонаучному направлению

внеурочной деятельности

«Юные исследователи»



Возраст учащихся в группе 7-8 лет

Рассмотрено на заседании

педагогического совета

Протокол №

от «___» ______20 г.



Руководитель:

учитель начальных классов

1 квалификационной категории

Позднякова Валентина Васильевна





2014 – 2015 учебный год



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!