СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка открытого урока технологии в 5 классе на тему "Бытовая швейная машина"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка  урока  предназначена для учащихся 5 класса.  В ней изложеы этапы работы на уроке, описаны правила техники безопасности при работе на швейной машине, устройство  швейной  машины. В приложениях к уроку  иллюстрации  тех,кто  создал швейные машины, карточки с заданиями, кроссворд.

Просмотр содержимого документа
«приложение 7»


1.


2.

1. Деталь швейной машины: прижимная … …

2. Изобретатель швейной машины современной конструкции.

3. Деталь, при помощи которой швейная машина приводится в рабочее состояние или ставится на «холостой» ход.

4. Часть строчки.

5. Деталь швейной машины, необходимая для намотки нитки на шпульку.

6. Место соединения двух и более деталей.

7. Часть швейной машины, её основание.







Просмотр содержимого документа
«приложение5»

КАРТОЧКА 1

Задание:

1. Найди детали швейной машины по рисунку и на самой швейной машине.

2. Вклей в рабочую тетрадь карточку.







  1. Шпиндель намотки шпульки

  2. Катушечный стержень

  3. Нитенаправитель намотки шпульки

  4. Нитенаправитель

  5. Нитепритягиватель

  6. Регулятор натяжения нити

  7. Игольная пластина

  8. Отсек для хранения аксессуаров

  9. Рычаг обратного хода

  10. Ручка выбора строчек

  11. Регулятор длины стежка

  12. Прижимная лапка

  13. Игла

  14. Винт игольного стержня

  15. Рычаг подъема лапки

  16. Маховое колесо

  17. Выключатель

18.Челночное устройство




Просмотр содержимого документа
«Открытый урок технологии в 5»

Открытый урок технологии в 5-м классе по теме "Бытовая швейная машина". Раздел "Элементы машиноведения"

Подготовила и провела урок учитель технологии Биттова Л.И.

Раздел: Элементы машиноведения

Тема: Бытовая швейная машина

Практическая работа: Выполнение тренировочных упражнений в шитье на незаправленной машине

Цели:

  • образовательная: способствовать формированию знаний об устройстве бытовой швейной машины с электрическим приводом, о процессе подготовки ее к работе;

  • развивающая: способствовать формированию и развитию первоначальных навыков и умений работы на швейной машине; способствовать развитию внимания, аккуратности, усидчивости в работе, самостоятельности учащихся;

  • воспитательная: способствовать воспитанию у учащихся культуры труда, трудолюбия, ответственности за результаты своего труда.

Методическое оснащение урока:

  • Материально-техническая база: компьютер, мультимедийный проектор, универсальные швейные машины «Janome».

  • Дидактическое обеспечение: учебник «Технология.Технологии ведения дома » (вариант для девочек), 5 класс, под ред. Симоненко В. Д., 2012год, рабочая тетрадь, карточки-задания.

  • Наглядный материал: слайды по теме урока(приложения 1-7),, стенд «История швейной машины»,     портреты изобретателей швейных машин (Леонардо да Винчи, Элиас Хоу, Зингер), иллюстрация «Памятник портнихе».

  • Учебно-техническая документация: образцы объекта труда (прямые, волнистые строчки, строчки с поворотом на угол), шаблоны из картона.

  • Материалы для контроля знаний учащихся: упражнение «Проверь себя», кроссворд.

Методы обучения: словесный, наглядный, практический

Словарная работа: бытовая швейная машина, детали швейной машины, приводы швейной машины, машинные работы

Тип урока: изучение нового материалаформирование умений и навыков

ХОД УРОКА

1.Организационный момент:

Здравствуйте ,ученицы! Садитесь .Все сегодня присутствуют на уроке(проверяем присутствующих по списку).Все приготовились к уроку? Все настроились на урок?

Чтоб настрой не потерять, будем урок технологии начинать.

II. Актуализация знаний учащихся

Задание 1: Отгадайте загадки

Он по комнате ползет,
И гудит, и пыль сосет
Через длинный гибкий нос.
И зовется … (пылесос)

Хоть ворчит, но без угроз,
А внутри его – мороз,
Потому-то в нем еда
Очень свежая всегда. (Холодильник)



Если мятая одежда,
На него одна надежда.
Юбка, брюки, покрывало…
И морщин как не бывало! (Утюг)

Беседа

– Назовите одним словом. Пылесос, холодильник, утюг, телевизор, компьютер, будильник… – что это?(Бытовые предметы – машины)

– Для чего они предназначены? (Они помогают нам)

– Да, вы правы. Эти машины предназначены для облегчения домашних работ, для создания комфорта в повседневной жизни человека, высвобождают его для отдыха, занятий  спортом, любимым делом.

Задание 2: Отгадайте еще одну загадку про бытовую машину, которая тоже является помощником в доме:

На полянке шерстяной 
Пляшет тонконожка,
Из-под туфельки стальной
Выползает стежка  (Швейная машина)

III. Целеполагание

Сегодня на уроке я познакомлю вас со швейной машиной, с историей ее появления, мы будем учиться готовить машину к работе, выполним тренировочные упражнения в шитье на незаправленной машине. 
Ваши успехи в шитье во многом зависят от того, насколько хорошо вы научитесь пользоваться швейной машиной.

IV. Изучение нового материала

Швейная машина – это устройство, предназначенное для сшивания текстильных материалов и кожи, для изготовления одежды, обуви и других швейных изделий с помощью швейных ниток.

Швейные машины нужны не только для того, чтобы шить одежду. Есть немало хобби, которые связаны с шитьем – например, квилтинг, соединение разноцветных лоскутков в оригинальные пестрые одеяла или художественные панно. Но во всех случаях, когда необходимо соединить друг с другом несколько деталей, швейные машинки могут помочь.

Желание одеваться красиво, модно и оригинально, иметь уютный дом и время от времени творить маленькие или большие рукодельные чудеса присуще каждой женщине. Сегодня существует огромный выбор готовых вещей – и для гардероба, и для придания уюта дому, достаточно только пройтись по магазинам. Но все же остается немало людей, которые хотели бы создавать уют собственными руками, а в своем шкафу иметь вещи оригинальные, эксклюзивные, выполненные в единственном экземпляре.

Еще в давние времена умение шить считалось одним из главных достоинств женщин. Они проводили за шитьем круглые сутки, создавая с помощью обычной иголки с ниткой наряды для своего гардероба и одежду для всей семьи. Это была тонкая, кропотливая работа, поэтому люди оценили ее по достоинству, создав «Памятник портнихе».

Иллюстрация «Памятник портнихе» (Приложение 1)
Рукодельницы и представить себе не могли, что когда-нибудь появится магазин швейных машинок, где можно будет купить чудо-устройство, способное шить самостоятельно.

Сообщение «Знакомство с историей швейной машины»(читает сообщение ученица 5кл Корчагина Настя)

Первые швейные машины были изобретены еще в конце XVIII столетия. Их создатели постарались скопировать обычный ручной стежок, в связи с чем такие машины работали медленно, но ненадежно.
Первый проект швейной машины был предложен в конце 15 века Леонардом да Винчи.

Иллюстрация «Портрет Леонардо да Винчи» ( Приложение 2)

Немец Карл Вензенталь изобрел машину, копирующую ручной стежок.
Американец Уолтер Хант – первую машину челночного стежка.
Другой американец Элиас Хоу считается отцом швейных машин, он создал машинку челночного стежка, которая заменяла труд пяти портных.

Иллюстрация «Портрет Элиаса Хоу» (Приложение 3)

Швейные машинки стали выставляться в музеях и на выставках, вызывая восторг и большой интерес у публики, а создатели стремились их причудливо украсить.
На вопрос: «Кто изобрел швейную машину?» – большинство, не задумываясь, ответят – Зингер.

Иллюстрация «Портрет Зингера» (Приложение 4)

Действительно, швейная машинка, изобретенная Исааком Зингером, была практически доведена до современного вида и пользовалось большим спросом. Купленные прабабушками, они до сих пор исправно работают в некоторых семьях. Зингер, получая патент на свое изобретение, из множества узлов и деталей запатентовал только одно устройство: иглу с ушком внизу. Сконструировать механическую часть машинки можно было по-разному, но непрерывный шов двумя нитками получается только с помощью иглы новой конструкции.

Швейные машины в своем развитии прошли довольно долгий путь. При этом они значительно изменились, поменялись многие принципы их работы. Вполне возможно, что если бы изобретателям первых швейных машин показали современные швейные машинки, они бы очень удивились и не узнали в них наследниц своих изобретений.

Сообщение «Знакомство с современными швейными машинами»(сообщение читает ученица 5кл Смирнова Лиза)

Современная швейная машина сегодня имеет полное право стать частью «умного дома», потому что в своем деле она умеет практически все. Она шьет, вышивает, обметывает, выполняет множество декоративных строчек, прошивает кожу и различные виды тканей, пришивает пуговицы, шьет двойной иглой и даже разноцветными нитками, сама настраивается на оптимальный вариант, подсказывает дальнейшие шаги портнихе и даже подключается к Интернету, чтобы получить свежую информацию для работы. В них автоматизировано практически все – от заправки нитки в иглу до ее обрезки по окончании шитья.

Знакомство с классификацией швейных машин

Все швейные машины различают:

  • по выполняемым операциям: специальные,  универсальные;

  • по виду приводов: с ручным, ножным, электрическим.

Специальные машины выполняют только одну определенную технологическую операцию: выполнение петель, пришив пуговиц и т. д.

На универсальных машинах можно выполнять швы различных видов, строчки разной длины и направления, используя специальные приспособления можно выполнять петли и т. д.

Основной элемент электрических швейных машин – это электрический привод. Он представляет собой электромотор, с помощью которого приводится в движение маховое колесо. Управление работой привода обычно осуществляется с помощью ножной педали, причем скорость шитья пропорциональна силе нажатия на педаль. Подавляющее число выпускаемых сегодня бытовых швейных машин снабжены электроприводом – это главное отличие такого типа машин от механических, которые бывают ручными или ножными.

Демонстрация учителем основных деталей швейной машины

Швейные машины могут отличаться по внешним признакам, выполняемым операциям, но все они имеют основные рабочие органы.
Основными рабочими органами швейной машины являются: игла, двигатель ткани, лапка, нитепритягиватель, челнок.
Работу каждого рабочего органа швейной машины обеспечивает соответствующий механизм. Образование строчки обеспечивается слаженной работой всех механизмов. А сейчас мы познакомимся с теми механизмами ,из которых состоит швейная машина.

Детали швейной машины:

  1. Шпиндель намотки шпульки

  2. Катушечный стержень

  3. Нитенаправитель намотки шпульки

  4. Нитенаправитель

  5. Нитепритягиватель

  6. Регулятор натяжения нити

  7. Игольная пластина

  8. Отсек для хранения аксессуаров

  9. Рычаг обратного хода

  10. Ручка выбора строчек

  11. Регулятор длины стежка

  12. Прижимная лапка

  13. Игла

  14. Винт игольного стержня

  15. Рычаг подъема лапки

  16. Маховое колесо

  17. Выключатель

18.Челночное устройство

19.Педаль

20.Соединительный шнур

V. Самостоятельная работа учащихся. Работа с терминами

Знакомство с бытовой универсальной швейной машиной с электрическим приводом

Задание:

1. Найди детали швейной машины по рисунку и на самой швейной машине. Воспользуйся карточкой 1. (Приложение 5) 
2. Вклей в рабочую тетрадь карточку.

VI. Физкультминутка

 А теперь все тихо встали,

Дружно руки вверх подняли

В стороны, вперёд, назад,

Повернулись вправо, влево

Тихо сели, вновь за дело.



VII. Закрепление знаний учащихся

Упражнение «Проверь себя»

Задание:

Напиши названия деталей швейной машины. Воспользуйся карточкой 2. (Приложение 6)

VIII. Подготовка к выполнению машинных работ

1. Вводный инструктаж учителя

При освоении навыков работы на любой швейной машине, чтобы не причинить вред здоровью, следует выполнять ряд правил.

Задание 1:

Прочитайте правила безопасной работы на швейной машине (учебник, стр. 125).(читает ученица 5кл. Мамаева Арина)

Правила техники безопасности при работе на швейной машине( Мамаева Арина)

    1. Перед началом работы на швейной машине волосы убрать под косынку, одежду застегнуть.

    2. Убрать от машины посторонние предметы.

    3. Во время работы не наклоняться близко к движущимся и вращающимся частям машины.

    4. Не держать пальцы возле движущийся иглы.

    5. Утолщенные места прошивать на пониженной скорости.

    6. При появлении запаха гари или дыма вынуть вилку из розетки.

    7. После работы выключить машину, опустить иглу и лапку ,предварительно подложив под них кусочек ткани.

Назовите правила безопасного труда, которые необходимо соблюдать при выполнении машинных работ.

Рабочее место для выполнения машинных работ – это стол, на котором установлена швейная  машина и разложены необходимые инструменты, приспособления и детали швейного изделия. Рабочее место должно находиться в полном порядке, на рабочем столе не должно быть посторонних предметов.

Задание 2:

Какие санитарно-гигиенические требования необходимо знать при выполнении машинных работ?

С санитарно-гигиеническими требованиями при выполнении машинных работ нас познакомит Прибылова Вика (читает снитарно-гигиенические требования)

Санитарно гигиенические требования , предъявляемые к работе на швейной машине. (Прибылова Вика)

1 Опасности в работе :

Повреждение пальцев иглой

Попадание волос или концов одежды во вращающиеся части швейной машины.

Поражение электрическим током.

2.Что нужно сделать до начала работы:

Застегнуть манжеты рукавов

Проверить исправность машины.

Проверить перед соединением деталей, не остались ли в них ручные иглы или булавки

3. Что нужно делать во время работы

Установку шпульного колпачка , заправку верхней нити производить при выключенной машине

Не класть ножницы и другие инструменты около вращающихся частей машины

Не передавать ножницы , изделие или детали при включенной машине.

4.Что нужно сделать по окончанию работы.

Выключить машину,

Убрать рабочее место.

2. Демонстрация подготовки швейной машины учителем

Чтобы подготовить машину к работе, нужно выполнить несколько последовательных действий:

1) подключить машину к электропитанию;
2) включить местное освещение;
3) повернуть маховое колесо на себя и установить нитепритягиватель и игловодитель в крайнее верхнее положение;
4) поднять лапку;
5) подложить ткань, опустить иглу с помощью махового колеса, опустить прижимную лапку; 
6) осторожно надавить на педаль электропривода с целью проверки скорости;
7) выполнить пробную строчку.

Какой бы ни была современная швейная машина, для работы на ней необходимо последовательно выполнять приемы работы и четко следовать им. Только при этом условии можно получить качественную строчку и не вызвать поломку иглы.

IX. Практическая работа

Практическая работа 1: Выполнение тренировочных упражнений в шитье на незаправленной машине на лоскуте ткани

Цель: формировать первоначальные навыки подготовки швейной машины к работе

Задание:

1. Подготовь швейную машину к работе.
2. На сложенном вдвое лоскуте ткани нажатием педали проверь скорость шитья.
3. Выполни пробные машинные строчки.

Практическая работа 2:Выполнение контрольного образца на бумаге

Цель: формировать навыки выполнения ровной строчки с поворотом на угол

Задание:

1. На двойном тетрадном листе в клетку по линейке начерти прямую линию.
2. Волнистые и зигзагообразные линии начерти помощью картонного шаблона. 
3. Выполни машинные строчки строго по намеченным линиям.

Текущий инструктаж учителя:

  • проверка организованности начала работы учащихся;

  • проверка организации рабочих мест;

  • проверка соблюдения правил ТБ, санитарии и гигиены;

  • инструктирование по выполнению задания;

  • целевой обход (концентрация внимания учащихся на отдельных операциях, оказание помощи слабоуспевающим, контроль за бережным отношением к оборудованию).

Для учащихся, справившихся раньше с практической работой, предлагается дополнительное задание (по выбору):

1. Разгадать кроссворд. 
2. Подготовить рассказ об истории швейной машины, используя материалы стенда.
3. По материалам стенда найти информацию о Зингере и ответить на вопрос: «Чем знаменит Зингер у нас в России?».

Х. Подведение итогов урока

-Что нового вы узнали о швейной машине?

-Хотите вы научиться шить на швейной машине?

-Что вам больше всего запомнилось из этого урока?

-Понравилось ли вам работать на швейной машине?

XI. Инструктаж по выполнению домашнего задания

На следующем уроке мы продолжим знакомиться со швейной машиной и выполним более сложное задание: научимся заправлять машину, выполнять строчки на заправленной машине.

Домашнее задание:

1. Выучить термины, записанные на уроке в тетради.
2. Повторить правила безопасной работы на швейной машине.
3. Принести нитки, лоскут ткани и ножницы.

XII. Заключительное слово учителя:

Умение шить не дается просто так. Мастерицы, из-под рук которых выходят красивые и необычные вещи, не сразу подружились со своими швейными машинами. Поэтому необходимо понимать, что швейные машины – это лишь инструменты. Сами по себе они ничего не сошьют, нужен человек, который будет их использовать, причем использовать умело, и только тогда можно будет создавать вещи ,которые вы хотите изготовить сами.

Считаю, что цели, поставленные в начале урока, были достигнуты









Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!