СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка открытого практического занятия:СВОЙСТВА АРИФМЕТИЧЕСКОГО КВАДРАТНОГО КОРНЯ

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель:

  • Обобщить знания по теме.
  • Проверить знания, умения и навыки учащихся по теме “Свойства арифметического квадратного корня”;
  • Развивать вычислительные навыки, устную и письменную математическую речь, а так же внимание и личностные качества (целеустремленность, настойчивость);
  • Воспитывать чувство ответственности за качество и результат выполняемой работы;
  • Формировать умение осуществлять взаимоконтроль и самоконтроль.
  •      формирование представлений о структуре заданий ГИА по теме: «Квадратный корень из степени и его свойства», а также их уровне сложности.
  •        формирование математических компетенций, умения работать в команде.

Просмотр содержимого документа
«Разработка открытого практического занятия:СВОЙСТВА АРИФМЕТИЧЕСКОГО КВАДРАТНОГО КОРНЯ»

Методическая разработка

открытого урока по теме:

«Решение системы линейных уравнений на смеси и сплавы.

Подготовка к ОГЭ»













Разработала

учитель математики

Билецкая Светлана Васильевна











Урок «Решение текстовых задач на смеси и сплавы».

Если хотите научиться плавать,
то смело входите в воду, а если хотите
научиться решать задачи, то решайте их.
Дьёрдь Пойа

Дисциплина: математика

Тема раздела: элементы линейной алгебры

Тема урока: Решение систем уравнений на смеси и сплавы. Подготовка к ОГЭ

Тип урока: обобщающий урок

Вид урока: урок обобщения и систематизация знаний

Класс 9


Цели:

Образовательные:

  • Создание условий для систематизации, обобщения и углубления знаний учащихся при решении текстовых задач.

  • Повышение практической направленности предмета через решение практических задач.

Воспитательные:

  • Формирование математической грамотности учащихся.

Развивающие:

  • Развитие навыков логического, творческого мышления, сообразительности и наблюдательности.

Оборудование:

  • Раздаточный материал;

  • компьютерная презентация в программе Power Point;

  • мультимедиапроектор;

  • ПК;

  • экран.

  • Презентация 1 слайд 1

  • Итак, ребята, сегодня на уроке мы с вами рассмотрим задачи, решение которых связано с понятиями «концентрация», «процентное содержание». В условиях таких задач речь идет, чаще всего, о сплавлении каких-либо металлов, растворении друг в друге различных веществ или переливании жидкостей, состоящих из нескольких компонентов. Эти задачи входят в различные сборники заданий по подготовке к итоговой аттестации по математике за курс основной школы и включаются в варианты ЕГЭ. Презентация 1 слайд 5

  • Долей (концентрацией, процентным содержанием) α основного вещества в смеси будем называть отношение массы основного вещества m в смеси к общей массе смеси M:

  • Эта величина может быть выражена либо в долях единицы, либо в процентах. В большинстве случаев задачи на смеси и сплавы становятся нагляднее, если при их решении использовать схемы, рисунки, таблицы. Современные психологи утверждают, что решение одной задачи несколькими способами часто бывает более полезным, чем решение одним способом нескольких задач.

  • Поэтому мы с вами рассмотрим несколько способов решения задач на смеси и сплавы.
    Презентация 1 слайд 6

  • I. Рассмотрим решения задач с применением таблицы.

  • Таблица для решения задач имеет вид.

  • Презентация 1 слайд 7

    • Наименование веществ, растворов, смесей, сплавов

    • % содержание вещества (доля содержания вещества)

    • Масса раствора (смеси, сплава)

    • Масса вещества

  • Презентация 1 слайд 8

  • Задача №1 Имеется два сплава меди и свинца. Один сплав содержит 15% меди, а другой 65% меди. Сколько нужно взять каждого сплава, чтобы получилось 200г сплава, содержащего 30% меди?

    • Наименование веществ, растворов, смесей, сплавов

    • % содержание меди (доля содержания вещества)

    • Масса раствора (смеси, сплава)

    • Масса вещества

    • Первый сплав

    • 15%=0,15

    • хг

    • 0,15*х

    • Второй раствор

    • 65%=0,65

    • (200 – х)г

    • 0,65*(200–х)=130–0,65х

    • Получившийся раствор

    • 30%=0,3

    • 200 г

    • 200*0,3=60

  • Сумма масс меди в двух первых сплавах (то есть в первых двух строчках) равна массе меди в полученном сплаве (третья строка таблицы):

  • Решив это уравнение, получаем х=140. При этом значении х выражение
    200 – х=60. Это означает, что первого сплава надо взять140г, а второго 60г.

  • Ответ:140г. 60г.

  • Презентация 1 слайд 9-10

  • II. Рассмотрим решение этой же задачи с помощью следующей модели. Изобразим каждый из растворов в виде прямоугольника, разбитого на два фрагмента (по числу составляющих элементов). Для того, чтобы показать, что происходит смешивание веществ поставим знак «+» между первым и вторым прямоугольниками, а знак «=» между вторым и третьим прямоугольниками показывает, что третий раствор получен в результате смешивания первых двух. Полученная схема имеет следующий вид:

  • Рассматриваемый в задаче процесс можно представить в виде следующей модели- схемы:

  • медь

    медь

    медь

  • 65%

    =

    +

    30%

    15%

  • 200г

  • Решение.презен1 слайд 16

  • Пусть хг – масса первого сплава. Тогда, (200-х)г – масса второго сплава. Дополним последнюю схему этими выражениями. Получим следующую схему:

  • Сумма масс меди в двух первых сплавах (то есть слева от знака равенства) равна массе меди в полученном третьем сплаве (справа от знака равенства):

  • Решив это уравнение, получаем х=140. При этом значении х выражение 200-х=60. Это означает, что первого сплава надо взять140г, а второго-60г.

  • Ответ:140г. 60г.

  • III. Старинный способ решения задач на смеси, сплавы и растворы. Впервые о нем было упомянуто в первом печатном учебнике математики Леонтия Магницкого.

  • Ввиду большой простоты предложенный способ применялся купцами и ремесленниками при решении различных практических задач. Но в задачниках и различных руководствах для мастеров и торговцев никаких обоснований и разъяснений не приводилось. Просто давался рецепт решения: либо, как в предыдущей задаче, рисовалась схема, либо словесно описывалась последовательность действий — поступай так и получишь ответ.

  • Дополнительно - по желанию Теория метода.

  • (рассматривается только в профильном классе или в классе с достаточным уровнем подготовки)

  • М1 – масса первого раствора

  • α1 концентрация первого раствора

  • М2 – масса второго раствора

  • α2 концентрация второго раствора

  • М1+ М2 – масса конечного раствора

  • α3 - концентрация конечного раствора

  • α1 3 2

  • m1 = α1 М1 – масса основного вещества в первом растворе

  • m2 = α2 М2 – масса основного вещества во втором растворе

  • m3 = α3 (М12) – масса основного вещества в конечном растворе

  • с другой стороны m3 = m1+ m2, получаем

  • α3 (М12) = α1 М1 + α2 М2;

  • α3 М1 + α3 М2 = α1 М1 + α2 М2;

  • α3 М1 α1 М1 = α2 М2 – α3 М2;

  • М1( α3 α1) = М2( α2 – α3);



  • Задача №2 (смешивание двух веществ, предлагалась на экзамене в 2006 году). Имеется два сплава с разным содержанием золота. В первом сплаве содержится 35%, а во втором 60% золота. В каком отношении надо взять первый и второй сплавы, чтобы получить из них новый сплав, содержащий 40% золота?

  • Задача №3 (8.21 Сборник для подготовки к ГИА под ред. Л.В.Кузнецовой) Влажность свежих грибов 90%, а сухих 15%. Сколько сухих грибов получится из 1,7 кг свежих?

  • Задача №4. Имеется склянка 20%-го раствора кислоты и склянка 40%-го раствора кислоты. Смешали 200 г раствора из первой склянки и 300 г из второй. Определите массу кислоты и её концентрацию.

  • Задача №5. Имеется два раствора поваренной соли разной концентрации. Если слить вместе 100г первого раствора и 200 г второго, то получится 50% раствор. Если слить 300 г первого раствора и 200 г второго, то получится 42% раствор. Определить концентрации первого и второго растворов.

  • Задача №6 (для самостоятельного решения) (Сборник заданий для подготовки к государственной итоговой аттестации в 9 классе, 8.22). Сколько граммов воды нужно добавить к 180 г сиропа, содержащего 25% сахара, чтобы получить сироп, концентрация которого равна 20%?

  • Первый способ:

    • Наименование веществ, растворов, смесей, сплавов

    • % содержание вещества (доля содержания вещества)

    • Масса раствора (смеси, сплава)

    • Масса вещества

    • Сироп

    • 25%=0,25

    • 180 г.

    • 0,25180=45 (г.)

    • Вода

    • 0%

    • х г.

    • -

    • Новый сироп

    • 20%=0,2

    • (180+х) г.

    • 0,2(180+х)=36+0,2х (г.)

  • 45 = 36 + 0,2х;

  • 0,2х = 9;

  • х=45.

  • Ответ: 45 г.

  • Второй способ:

  • вода

    сахар

    сахар

    вода

    вода

  • 180 г.

  • 0,75180+х=0,8(180+х);

  • 135+х=144+0,8х;

  • 0,2х=9;

  • х=45.
    Ответ: 45 г.

  • Третий способ.

  • Дополнительные задачи:

  • Задача №5. Смешали некоторое количество 12% раствора соляной кислоты с таким же количеством 20 % раствора этой же кислоты. Найти концентрацию получившейся соляной кислоты. Ответ: 16 %.

  • Задача №6. В 4кг сплава меди и олова содержится 40% олова. Сколько килограммов олова надо добавить к этому сплаву, чтобы его процентное содержание в новом сплаве стало равным 70%? Ответ:4кг.

  • Подведение итогов урока.

  • Выставление оценок

  • Домашнее задание

  • Морская вода содержит 5% соли по массе. Сколько пресной воды нужно добавить к 30 кг морской воды, чтобы концентрация соли составляла 1,5%?

  • Литература :

  • 1.Галицкий М.Л. Сборник задач по алгебре

  • 2. Алгебра : сб. заданий для подгот. к гос. итоговой аттестации в 9кл. /[Л.В.Кузнецова, С.Б.Суворова, Е.А.Бунимович и др.].

  • 3.Алгебра 9-й класс. Подготовка к государственной итоговой аттестации : учебно –методическое пособие /Под ред. Ф.Ф. Лысенко – Ростов-на-Дону: Легион-М.,

  • 4.Сикорский К.П. Дополнительные главы по курсу математики 7-8 классов для

  • факультативных занятий.

  • Дидактические материалы для тренировки:

  1. Сколько нужно взять 10% и 30% растворов марганцовки, чтобы получить 200 г 16% раствора марганцовки?

  2. Сколько граммов 35% раствора марганцовки надо добавить к 325 г воды, чтобы концентрация марганцовки в растворе составила 10%?

  3. Сколько граммов воды нужно добавить к 5% йодной настойке массой 100г, чтобы концентрация йода уменьшилась до 1%?

  4. Требуется приготовить 100г 10%-го раствора нашатырного спирта. Сколько для этого потребуется воды и 25% - го раствора нашатырного спирта?

  5. Собрали 8 кг свежих цветков ромашки, влажность которых 85%. После того как цветки высушили, их влажность составила 20%. Чему равна масса цветков ромашки после сушки?

  6. Имеется руда из двух пластов с содержанием меди 6% и 11%. Сколько надо взять «бедной» руды, чтобы при смешивании с «богатой» получить 20 т руды с содержанием меди 8%?

  7. Имеется два сосуда, содержащие 30 кг и 35 кг раствора кислоты различной концентрации. Если смешать оба раствора, то получится раствор, содержащий 46 % кислоты. Если смешать равные массы этих растворов, то получится раствор, содержащий 47% кислоты. Какова концентрация данных растворов?

  8. В сосуде объемом 10 л содержится 20%-й раствор соли. Из сосуда вылили 2 л раствора и долили 2 л воды, после чего раствор перемешали. Эту процедуру повторили ещё один раз. Определите концентрацию соли после первой и второй процедуры.

1



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!