СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка открытого урока по истории по теме "Русские земли под властью Орды"

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Разработка открытого урока по истории по теме "Русские земли под властью Орды"»

Тема урока: «Русские земли под властью Орды»

Цель урока: сформировать представление о вассальном характере отношений между Русью и Ордой, о политических и экономических формах зависимости Руси от монголо-татар, о взаимоотношениях и взаимовлиянии двух государств, о различии в позициях русских князей в отношении Золотой орды.

Тип урока: урок открытия нового знания

Вид урока: проблемный урок

Планируемые результаты:

Предметные.

- формирование умения определять последовательность и устанавливать причинно - следственные связи исторических событий, явлений, процессов;

- овладение историческими понятиями и датами исторических событий, умение использовать их для решения учебных и практических задач;

- развитием умения читать и анализировать историческую карту, находить и показывать на карте исторические объекты, давать словесное описание их местоположения;

Метапредметные.

- формирование умения систематизировать и обобщать информацию в форме таблиц, схем;

- формирование умения определять познавательную задачу, овладение приемами самоорганизации учебной деятельности;

- развивать умение осуществлять анализ учебной информации, извлекать информацию из различных источников;

- формирование умения аргументировать собственную точку зрения, участвовать в обсуждении событий и личностей прошлого, раскрывать различие и сходство высказываемых оценок;

- формирование умения оценивать поступки исторических личностей, понимать мотивы их действий;

- развитие навыков сотрудничества при работе в парах;

- развитие умения осуществлять самоконтроль, рефлексию и самооценку полученных результатов;

Личностные.

- формирование и развитие познавательного интереса к изучению истории Отечества;

- формирование интереса к истории как важной составляющей современного общественного сознания.



План - конспект урока.

  1. Организационный момент (2 мин)

Учитель приветствует обучающихся, настраивает на успешную работу. Проверяет готовность к уроку.

  1. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности (3мин)

Учитель: Прежде чем перейти непосредственно к изучению темы нашего урока, я бы хотела чтобы вы заслушали слова одного китайского поэта (Су Дун По).

«Взгляни горе в лицо — тупа вершина,

А сбоку погляди — она остра.

Иди навстречу — и гора все выше,

Иди назад — и ниже все гора...

О нет, она свой облик не меняет,

Гора одна и та же — в этом суть.

А превращенья от того зависят,

С какого места на нее взглянуть».

Вопрос: Как вы понимаете эти слова? Как вы думаете, всегда ли совпадают мнения историков при оценке исторический событий? Почему это происходит?

Учитель: Тема нашего урока звучит так: "Русские земли под властью Орды". Сегодня на уроке мы будем рассматривать взаимоотношения Руси и Золотой Орды.

На слайде два высказывания историков:

  • «Русь была отброшена назад на несколько столетий …. Русь должна была вторично проходить часть того исторического пути, который был проделан до Батыя» (Рыбаков Б.А. «Ремесло Древней Руси»)

  • «Могло пройти еще сто лет и более в Княжеских междоусобиях: чем закончились бы они? Вероятно, гибелью нашего отечества: Литва, Польша, Венгрия, Швеция могли бы разделить его; тогда мы утратили бы и государственное бытие, и Веру, которые спаслися Москвою; Москва же обязана своим величием Ханам» (Карамзин Н. М. «История государства Российского»)

ПРОБЛЕМНЫЙ ВОПРОС: «Почему, несмотря на огромный ущерб экономическому, политическому и культурному развитию страны, историки говорят о положительном влиянии Золотой Орды на Русь?»

Учитель: Наука «история» никогда не стоит на месте, появляются новые исторические источники, исследования, поэтому историки начинают переосмыслить заново то или иное событие. В истории есть много спорных вопросов, которые требуют дополнительного изучения. Одной из спорных тем является тема – «монгольское нашествие и его последствия». Одни историки утверждают, что монгольское влияние на Русь было только отрицательное. Другие утверждают, что были и положительные моменты. Исходя из этих рассуждений, попробуйте определить цель нашего урока.

Учитель. Ребята, давайте сформулируем цель нашего урока

Ученики: Цель урока - выяснить, какое влияние ордынское владычество оказало на жизнь русского народа

  1. Актуализация опорных знаний (4 мин)

Учитель: Давайте вспомним материал прошлых уроков.

Задание 1. Исторический диктант.

  1. Кто возглавил поход на Русь? (хан Батый)

  2. Когда шло завоевание Руси? (1237-1240)

  3. Кто шёл на Русь с Запада? (шведы и немецкие рыцари)

  4. Когда была Невская битва? (1240)

  5. Когда были разбиты немецкие рыцари? (1242)

  6. Кто разгромил завоевателей на Западе? (князь Александр Невский)

Задание 2. Используя схему, сделайте вывод - в каком положении оказалось Древнерусское государство в XIII веке?

Ученик. В очень тяжелом: с запада нам угрожали немецкие рыцари и шведы, с Востока монгол-татары. В результате войн нам удалось остановить натиск с Запада, а вот война с монголами завершилась разгромом русских княжеств и установлением зависимости от Золотой Орды.

Учитель. Сегодня мы рассмотрим следующие вопросы, изучив которые вы сможете ответить на главный вопрос урока

План:

  1. Образование Золотой Орды.

  2. Повинности русского населения.

  3. Борьба русского народа против ордынского владычества.

  4. Последствия монголо-татарского нашествия.

  1. Первичное усвоение новых знаний (20 мин)

А) Образование Золотой Орды.

Учитель. Итак, что же представляла собой Золотая Орда? (рассказ учителя и показ по карте, дети заполняют рабочий лист).

После возвращения из похода в Западную Европу в 1243 году Батый стал правителем собственного государства, входившего в состав Монгольской империи. В это государство вошли земли волжских булгар, Половецкая степь, Крым, Приуралье, Западная Сибирь, часть Средней Азии. Это было одно из самых больших государств Средневековья. На Руси это государство называли Золотой Ордой. Его столицей стал город Сарай.

Запишем в рабочие листы:

  • Золотая Орда – государство, созданное ханом Батыем.

  • Сарай («дворец») – столица Золотой Орды.

Работа с картой по вопросам:

  • Найдите и покажите территорию Золотой Орды и ее столицу (земли волжских болгар, половецкую степь, Крым, Приуралье, Западную Сибирь, часть Средней Азии);

  • На какой реке располагалась столица (Волга)

  • Определите по карте, входила ли Русь в состав Золотой Орды, докажите (разные границы).

Вывод: Древнерусское государство не вошло в состав Золотой Орды, но это не значит, что оно осталось свободным. Монголо-татары установили над Древнерусским государством власть, сделав его зависимым государством.

Рассказ учителя о «ярлыке» (определение, процедура вручения, присутствие ордынского посла, владимирский престол престижнее, резиденция митрополита)

Русские княжества сохраняли автономию: князья управляли подвластным населением. Однако прежней полноты власти уже не было. В 1243 году князь Владимиро-Суздальский Ярослав Всеволодович (отец Александра Невского) отправился Сарай, где получил от Батыя ярлык на великое владимирское княжение. Это означало, что впервые права великого князя были дарованы ханом.

Князья теперь должны были ездить в Орду, чтобы получать подтверждение своих прав. Поездки русских князей в Орду сопровождались унижениями и часто заканчивались их смертью. Каждому князю выдавался ярлык. Самым влиятельным был ярлык на великое владимирское княжение, так как теперь владимирский князь имел право старшинства. Центром Руси стал город Владимир. Но непосредственная власть Орды осуществлялась через ханских послов. После получения князем ярлыка в княжество приезжал ханский посол, и в его присутствии происходило торжественное возведение князя на престол.

Запишем определение:

  • «Ярлык» - это ханская грамота на (великое) княжение.

Б) Повинности русского населения.

Вопрос: В чем же еще выражалась зависимость Руси от Золотой Орды? Чтобы ответить на этот вопрос вам понадобится учебник.

Задание 3: прочитать текст учебника на с. 146-147 пункт «Ордынская власть над Русью» и ответить на вопросы в рабочих листах

  1. Кто такие «баскаки»? Для чего они были нужны?

  2. Что такое «ордынский выход»?

  3. Кто такие «численники»?

  • «Ордынский выход» - регулярная дань на Руси для хана Золотой Орды.

  • «Баскаки» - сборщики дани на Руси.

  • «Численники» - монгольские чиновники, переписчики.


Учитель. В русские города ханы посылали своих наместников – баскаков, они опирались на вооруженные отряды, следили за тем, чтобы все население платило дань. «Великий баскак» имел даже свою резиденцию во Владимире.

Одной из самых тяжелых повинностей для всех слоев русского населения были ежегодные платежи Орде – «ордынский выход» или ордынская дань.

Чтобы никто не ушел от дани, проводилась перепись населения (число). В 1257-1259 годах монгольские чиновники – численники – провели на Руси перепись населения. Дань не платило только духовенство. Сбор дани всегда сопровождался насилием и грабежом, тех кто не платил обращали в рабов. Но повинности русского населения на этом не заканчивались (отметьте у себя в рабочих листах): обязанность кормить и содержать послов хана, а также обязанность поставлять воинов в монголо-татарское войско и принимать участие в военных походах.

Вывод: (Ученик) Древняя Русь находилась в политической и экономической зависимости от Орды.

В) Борьба русского народа против ордынского владычества

Учитель. Ребята, какие чувства испытывал наш народ, оказавшись в таком тяжелом положении? Что он мог сделать?

Действительно в 1257-1259 годах монголы провели на Руси перепись населения. Во все города приехали численники. В 1262г в Ростове, Суздале, Владимире начались народные волнения, многие баскаки были убиты, остальные изгнаны из городов.

  • Ребята, кто мог защитить народ от угнетения? (князья).

  • Почему? (Народ им верил, уважал, у них была дружина, князья были мудрыми).

  • Какой выбор должны были сделать русские князья в отношениях с Золотой Ордой?

Просмотр видеофрагмента «Неврюева рать»

Учитель. В 1252 году отряды князя Андрея потерпели поражение от карательного войска ордынца Неврюя - «Неврюева рать». В этом же году ярлык на великое княжение Батый передал Александру Невскому.

Вопрос: какие две позиции русских князей по отношению к власти Золотой Орды мы можем выделить?

  • Первая - открытое вооруженное выступление, стремление немедленно добиться освобождения от зависимости, что вело к разорению их земель, гибели их самих и тысяч людей.

  • Вторая политика сотрудничества с монголо – татарами, её проводил и Александр Ярославич, княживший тогда в Новгороде. Такая позиция подвергалась осуждению, как современниками, так и его потомками.

Вопрос: как можно охарактеризовать политику Александра Невского по отношению к Золотой Орде?

Ученик. Политику Невского можно охарактеризовать как политику подчинения или умиротворения. Александр Невский- князь мудрый, предвидел будущее, понимал, что у него недостаточно сил, чтобы идти войной на татар. Тем более, что были враги и на Западе. Надо было сохранить на время мир, чтобы уберечь землю от новых разорений.

Учитель. Действительно, иногда в конфликтной ситуации нужно идти на уступки даже врагу, чтобы сохранить жизнь другим людям, собрать силы для отпора, успокоить врага.

Вопрос: Выбор какого из князей вам кажется наиболее верным и необходимым русскому государству в этот период?

Учитель. Верно. Политика Александра Невского оказалась более правильной и разумной на тот период.

Физ. Минутка (3 мин)

Учитель: Давайте немного отдохнём и заодно проверим, как вы усвоили новый материал. Ответ «Да» – стоя поднять руки над головой, потянуться вверх. Ответ «Нет» - Присесть.

Верите ли вы, что

  • Баскаки – это командиры ордынского войска? Нет

  • Князья получали в Орде «ярлыки»? Да

  • Русский народ оказывал сопротивление ордынцам? Да

  • «Выход» платили все жители Руси? Нет

  • Александр Невский выбрал путь сотрудничества с Ордой? Да

  • Русь стала составной частью Золотой Орды? Нет



Г) Последствия монголо-татарского нашествия.

Задание 4. Самостоятельная работа в парах.

Прочитайте текст раздаточного материала «Последствия ордынского владычества», обсудите этот вопрос в парах, и определите какие из них были положительные, а какие отрицательные и заполните таблицу в рабочих листах.



Текст

Ордынское владычество имело очень тяжёлые последствия для Руси. Были разрушены и разорены десятки городов, забыты многие ремёсла. Из русских земель в казну хана выплачивалась огромная дань. В своём хозяйственном развитии северо-восточные княжества оказались отброшенными назад на 50—100 лет. Именно тогда началось экономическое отставание нашей страны от западноевропейских государств. Прервались связи южных и юго-западных княжеств с северо-восточными.

В результате ордынского владычества изменился и характер княжеской власти. Русские князья часто бывали в Орде и видели, что хан обладает огромной властью, никто не имеет права перечить ему. И в этом князья видели источник могущества Золотой Орды. Вернувшись домой, они старались усилить свою власть, тем более что сделать это теперь было значительно проще. Жители княжеств сами были заинтересованы в сильном правителе, который мог бы защитить их от набегов ордынцев.

Вечевые традиции постепенно угасали. Ведь теперь те вопросы, которые раньше обсуждались на вече, решал ордынский хан. Эти политические перемены происходили ещё и потому, что наиболее древние и развитые города — Ростов, Суздаль, Владимир — пришли в упадок, уступив первенство новым центрам — Твери, Москве, Нижнему Новгороду, которые стали столицами самостоятельных княжеств уже при ордынском владычестве.

В то же время длительное общение Руси и Золотой Орды привело к обоюдному взаимному влиянию друг на друга в хозяйстве, быту, языке.

Таблица «Последствия ордынского владычества»

«-»

«+»

Произошла утрата многих ремесел


Появление новых центров (Тверь, Москва, Нижний Новгород)

Разрушены города

Усиление власти князей

Выплата огромной дани

Духовенство освобождалось от выплаты дани

Отставание в хозяйственном развитии на 50-100 лет

Взаимообогащение Руси и Золотой Орды в хозяйстве, быту, языке.

Угасание вечевых традиций


Сократилась численность населения


Русская культура пришла в упадок (из-за пожаров погибло множество произведений искусства, письменных источников).




Учитель. Вернемся к нашему главному вопросу: какое влияние оказало ордынское иго на жизнь русского народа?

Ответы: Ордынское иго оказало как отрицательное влияние на жизнь русского народа, так и положительное.

Вывод. Правильно, нельзя давать однозначную оценку данного события. Ордынское владычество нанесло сильный удар по экономической жизни людей, привело к изменению характера власти, но при этом произошло взаимообогащение народов Руси и Орды.

  1. Первичное закрепление (5 мин)

Вопросы:

  • Какую цель ставили?

  • Удалось решить поставленную цель?

  • Какие большие выводы по теме нашего урока вы можете сделать?

  • Какую мысль или вывод лично для себя вы запомнили, чтобы использовать в жизни?

  1. Рефлексия (подведение итогов занятия) (3 мин)

Учитель. А теперь я предлагаю вам написать SMS-сообщение своему другу о том, как у вас прошёл урок. В сообщении можно рассказать о том, что вы чувствовали во время урока, было ли вам интересно, что вы не поняли на уроке или наоборот, что у вас очень хорошо получалось (дети получают карточки в виде смартфона, на экране которого открыт «Чат»).





















Приложение 1.

Работа с картой



Таблица «Последствия ордынского владычества»

Отрицательные

Положительные




















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!