СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка открытого урока "Правовое государство"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Разработка открытого урока "Правовое государство"»

Автор разработки урока:

Бутина Екатерина Григорьевна

Тема урока: Правовое государство. (90 мин)

Урок № 31

Тип урока: урок изучения нового материала.

Вид урока: комбинированный.

Цель урока: расширение знаний о государстве и формирование представлений о правовом государстве.

Задачи урока:

Дидактические (обучающие) задачи:

1) рассмотреть историю возникновения идеи правового государства.

2) выделить признаки правового государства, определить понятие: правовое государство.

3) организовать работу с Конституцией РФ.

3) рассмотреть примеры решения задач в формате ЕГЭ на применение знаний о правовом государстве.

Воспитательные задача: способствовать формированию правовой культуры учащихся, активной гражданской позиции.

Развивающие задачи: развивать умение анализировать философские источники, работать с правовыми документами, сравнивать, сопоставлять, делать выводы; формировать умения необходимые для применения полученных знаний при решении практических задач.

Данная тема способствует достижению личностных результатов:

ЛР 1 Осознающий себя гражданином и защитником великой страны.

ЛР2 Проявляющий активную гражданскую позицию, демонстрирующий приверженность принципам честности, порядочности, открытости, экономически активный и участвующий в студенческом и территориальном самоуправлении, в том числе на условиях добровольчества, продуктивно взаимодействующий и участвующий в деятельности общественных организации.

ЛР 3 Соблюдающий нормы правопорядка, следующий идеалам гражданского общества, обеспечения безопасности, прав и свобод граждан России. Лояльный к установкам и проявлениям представителей субкультур, отличающий их от групп с деструктивным и девиантным поведением. Демонстрирующий неприятие и предупреждающий социально опасное поведение окружающих.

На уроке комбинируются методы обучения:

- пассивные методы обучения: студенты слушают лекционный материал.

- активные методы обучения: студенты совместно в течении урока находят ответы на поставленные вопросы.

- интерактивные методы обучения: студенты работают в паре над документом, и совместно находят ответы на поставленные вопросы, обмениваются информацией.

Формы работы: индивидуальная, парная и фронтальная.

Межпредметные связи: философия, история, право.

Оборудование к уроку: презентация, Конституция РФ, рабочий лист.

Понятия: правовое государство. признаки правового государства, импичмент.


Конспект урока

1 этап. Организационный момент (приветствие, проверка отсутствующих) (3 минуты)

2 этап. Мотивационный. (постановка целей и задач) (10 мин)

Притча А. Шопенгауэра о дикобразах

Стадо дикобразов легло в один холодный зимний день тесною кучей, чтобы, согреваясь взаимной теплотою, не замерзнуть. Однако вскоре они почувствовали уколы от игл друг друга, что заставило их лечь подальше друг от друга. Затем, когда потребность согреться вновь заставила их придвинуться, они опять попали в прежнее неприятное положение, так что они метались из одной печальной крайности в другую, пока не легли на умеренном расстоянии друг от друга, при котором они с наибольшим удобством могли переносить холод. — Так потребность в обществе, проистекающая из пустоты и монотонности личной внутренней жизни, толкает людей друг к другу; но их многочисленные отталкивающие свойства и невыносимые недостатки заставляют их расходиться. Средняя мера расстояния, которую они наконец находят как единственно возможную для совместного пребывания, это — вежливость и воспитанность нравов. Тому, кто не соблюдает должной меры в сближении, в Англии говорят keep your distance! Хотя при таких условиях потребность во взаимном теплом участии удовлетворяется лишь очень несовершенно, зато не чувствуются и уколы игл...

ВОПРОС: Какой смысл вкладывает Шопенгауэр в эту притчу?

Ответ: Речь идет о границах вмешательства в личностные отношения

Прочитайте исторические описания 2 государств.

а) В истории был период, когда государственная власть высоко стояла над людьми, была недосягаема. От нее зависела степень свободы человека в обществе. Его права и обязанности. Государство либо предоставляло права и привилегии тем или иным группам людей. Либо налагало определенные обязанности. (Монарх своей властью мог возвысить простолюдина до самого высокого чина, приблизить ко двору, но мог и самого знатного вельможу лишить не только имущества, но и отправить на плаху.)


б) В древнегреческих полисах между гражданами (коренными жителями) и государством складывались взаимные политико-правовые отношения. Полис заботился о своих гражданах с самого рождения и до самой смерти, кормил и защищал, обеспечивал каждого землей и работой. Полноправные граждане могли участвовать в народном собрании, которое играло важную роль в жизни полиса. Решая вопросы, граждане тем самым участвовали в управлении государством, определяли свою жизнь и полиса в целом. Поэтому каждый гражданин был искренним патриотом своего государства и ценил его интересы выше собственных.

ВОПРОСЫ:

  1. Сравните эти два государства, в чем заключается главное отличие?

  2. Сравните идею Шопенгауэра, и описания этих государств.

  3. Как вы думаете, о чем пойдет сегодня речь на уроке?



Ответ: сегодня на уроке у нас будет вестись речь о границах, о политических инструментах, которые согласовали бы интересы государства и личности, границы вмешательства в личностные отношения.

Зачитываются цели и задачи урока.

3 этап. Объяснение нового материала.

История возникновения идеи правового государства (30 мин)

 Термин «Правовое государство» Rechtsstaat  возник и утвердился в немецкой юридической литературе в первой трети XIX в. Проблема построения правового государства всегда волновала мыслителей древности, средневековья, современности и находилась в поле зрения философов, юристов, историков независимо от их взглядов и убеждений.

Античные философы (Аристотель, Платон, Цицерон) ставили вопросы о справедливости полиса, правильные и неправильные государства.

 В диалоге "Законы" Платон писал: "Я вижу близкую гибель того государства, где закон не имеет силы и находится под чьей-либо властью. Там же, где закон — владыка над правителями, а они — его рабы, я усматриваю спасение государства и все блага, какие только могут даровать государствам боги"

ВОПРОС: в чем заключается смысл идеи Платона?

Власть по своей природе не может не вызывать опасений, независимо от личности, самое тяжкое бремя это власть. Государь на одной планке с Богами. Идею нравственного обоснования власти развил в своих трудах Макиавелли. (Макиавеллизм- термин в политологии, обозначающий государственную политику, основанную на культе грубой силы, пренебрежении нормами морали.)

С одной стороны: законодательству и праву Макиавелли придавал большое значение: благодаря законам Ликурга Спарта просуществовала 800 лет. Нерушимость законов он связывал с обеспечением общественной безопасности, а тем самым спокойствия народа: "Когда народ увидит, что никто ни при каких обстоятельствах не нарушает данных ему законов, он очень скоро начнет жить жизнью спокойной и довольной". Но для Макиавелли право — орудие власти, выражение силы.

ВОПРОС: что вам известно о Спарте?

"Людей следует либо ласкать, либо изничтожать, ибо за малое зло человек может отомстить, а за большое — не может". "Следует или вовсе не обижать никого, или удовлетворять своей злобе и ненависти одним ударом, а потом успокоить людей и возвратить им уверенность в безопасности".

Лучше убить, чем грозить, — грозя, создаешь и предупреждаешь врага, убивая — отделываешься от врага окончательно. Лучше жестокость, чем милосердие: от наказаний и расправ страдают отдельные лица, милосердие же ведет к беспорядку, порождающему грабежи и убийства, от которых страдает все население.

ВОПРОС: можно ли согласиться с Макиавелли? В чем опасность подобных воззрений?

 Французский просветитель, правовед и философ Ш. Монтескье в своем труде «О духе законов» (1748) пи­сал: «Для того чтобы предупредить... злоупотребление властью, необходимо, как это вытекает из самой приро­ды вещей, чтобы одна власть сдерживала другую. Когда законодательная и исполнительная власти объединяют­ся в одном и том же органе... не может быть свободы. С другой стороны, не может быть свободы, если судебная власть не отделена от законодательной и исполнитель­ной... И наступит конец всему, если одно и то же лицо или орган, дворянский или народный по-своему характе­ру, станет осуществлять все три вида власти».

ВОПРОС: Основоположником какой теории в политологии стал Ш. Монтескье?

ВОПРОС: В чем заключается ее сущность?

ВОПРОС: Приведите три примера, подтверждающих вывод автора о том, что всему наступит конец, «если одно и то же лицо или орган, дворянский или народный по-своему характе­ру, станет осуществлять все три вида власти».

Основатель идея правового государства считается Иммануил Кант

«Только в обществе, и именно в таком, в котором членам его предоставляется величайшая свобода, а стало быть, существует полный антагонизм, – только в таком обществе может быть достигнута высшая цель природы — развитие всех ее задатков, заложенных в человечестве; при этом природа желает, чтобы эту цель, как и все другие предначертанные ему цели, оно само осуществило».

Иммануил Кант.

Природа заложила в основу человека для развития именно конфликты, и только посредством прохождения и переживания различных столкновений человечество сможет прийти к порядку и к установлению правильных нравственных и юридических законов. Рассуждая о природных задатках человека, Кант отмечал, что, с одной стороны, человек склонен общаться с подобными себе, а с другой – желает организовывать жизнь исключительно по-своему. Замысел природы направлен не на житейской благополучие человеческого рода, а внутрь него ­– человек должен всецело создать из себя, и поступательным образом достичь совершенства, используя исключительно свой разум.

Высшая цель природы – развитие всех задатков человечества, причем развитие исключительно силами человечества. Конечный предел и величайшая цель развития человеческого рода после многовековой передачи достижений человеческого разума от поколения к поколению – установление всеобщего гражданского состояния.

Также И. Кант полагает, что максимального развития своих природных задатков человек может достичь только будучи членом гражданского общества, которое, с свою очередь, зиждется на двух столпах – морали и праве.

«Поступай так, чтобы максима твоей воли могла бы быть всеобщим законом»

Этот нравственный закон, не находящийся в зависимости от посторонних факторов, обеспечивает человеку наибольшую свободу и позволяет прогрессу осуществляться беспрепятственно.

Принципы правового государства (30 мин)

(практическая часть урока -заполнение рабочего листа)

работа с Конституцией РФ

1) Верховенство права в обществе.

Он означает решение всех вопросов общественной и государственной жизни с позиций права, закона. Право имеет наибольшую возможность выражать общественные интересы, облекая их в форму законов. Право детально регламентирует компетенцию органов государства. Право, в отличие от других социальных норм (морали, обычаев, традиций, религиозных норм), носит формально определенный (письменный) и общеобязательный характер.

Работа с Конституцией: Глава 1 «Основы конституционного строя», статья 1, статья 15, статья 19.

Верховенство права предполагает подчинение закону всех граждан, организаций, а также самого государства, его органов и должностных лиц.

За последние 3 года были привлечены к ответственности: Федеральные чиновники (19 человек) (Анатолий Сердюков- министр обороны) Руководители регионов (75 человек)

ВОПРОС: всегда ли бы будем считать государство правовым, если в нем строго выполняются законы?

Законы должны соответствовать естественным неотчуждаемым правам человека. правовом государстве должны действовать правовые законы: гуманные, справедливые, закрепляющие права человека.

Например: Статья 58 УК СССР о контрреволюционной деятельности.

С 1921 по 1953 год за контрреволюционные преступления по статье 58 было осуждено 3 777 380 человек, в том числе приговорены к высшей мере наказания — расстрелу 642 980 человек.

ВОПРОС: является ли СССР правовым государством?

2) Незыблемость прав человека, их охрана и гарантированность. Личность, ее права -высшая ценность. (работа с конституцией. Глава 2)

Какие формы ограничения равенства прав и свобод человека и гражданина запрещены Конституцией РФ? (глава 2 «Права и свободы человека и гражданина» статья 19.).

ВОПРОС: перечислите конституционные права человека. (глава2)

ВОПРОС: перечисленные права - подарок государства?

Наивно думать, что эти права (право на жизнь, на достойное существование, на свободу совести, мысли, слова и пр.) дарует человеку государство. Они принадлежат ему от природы и являются поэтому естественными и неотчуждаемыми. В правах человека выражена его свобода – возможность действовать в различных сферах общественной жизни: экономической, политической, социальной, культурной, личной (частной).

Вместе с тем свобода, выраженная в правах, не может быть абсолютной, а предполагает ограничения, т.е. имеет определенную меру. При этом мера должна быть равной для всех. Например, человек, имеющий право на жизнь, должен поступать так, чтобы не подвергать опасности жизнь другого человека, а тем более покушаться на нее. Иначе право одного человека становится произволом, бесправием для другого, превращается в одностороннюю привилегию.

3) Принцип взаимной ответственности государства и личности. Ответственность государственной власти обеспечивается системой гарантий, которые исключают административный произвол. К ним относятся:

(Работа с конституцией, ответы записываются в рабочий лист)

ВОПРОС: перечислите ответственность личности перед государством (статьи 57, 58, 59) Государство гарантирует защиту всех тех прав, которые мы перечислили.

ВОПРОС: Найдите в главе 2 ответственность государства в защите прав человека.

(Работа с конституцией, ответы записываются в рабочий лист)

Что для вас уже сделало государство?

Существует дисциплинарная, гражданско-правовая или уголовная ответственность должностных лиц государства любого уровня за нарушения прав и свобод конкретных лиц, за злоупотребление служебным положением. Крайняя мера- импичмент. Импичмент – это привлечение высшего должностного лица государства к юридической ответственности. Оно влечет отстранение его от должности по основаниям, установленным Конституцией.

ВОПРОС: Укажите 2 обстоятельства, при которых президент РФ прекращает исполнение полномочий досрочно. (Конституция РФ, статья 92,93)

(Работа с конституцией, ответы записываются в рабочий лист)

  1. Принцип разделения государственных властей.

Его сущность в том, что ни одной из ветвей не принадлежит вся государственная власть в полном объеме. Каждая из них осуществляет только свою, присущую ей функцию и не имеет права подменять деятельность другой ветви. Такое разграничение направлено на то, чтобы удержать власть от возможных злоупотреблений. Вместе с тем если ни одна из трех ветвей государственной власти не выйдет на первое место, то механизм будет поражен постоянной борьбой между ними за фактическое верховенство и превратится из силы развития в силу торможения. В правовом государстве верховное положение занимает законодательная власть, (она формируется народом) ибо именно она облекает в закон политические решения. В качестве гарантии от всевластия какой-либо ветви при их взаимодействии выступает так называемая система сдержек и противовесов.

Глава 5 «Федеральное собрание» статья 109,111,117

ВОПРОС: при каких условиях может быть распущена Государственная Дума?

(Работа с конституцией, ответы записываются в рабочий лист)

Правительство осуществляет исполнительную власть. Оно организует исполнение законов, оперативно решает все вопросы, влияет на законодательный процесс (имеет право законодательной инициативы), дает заключения на те законопроекты, которые требуют дополнительных финансовых средств. Возможность выражения недоверия правительству со стороны законодательной власти сбалансирована возможностью роспуска парламента Президентом. Глава 6 «Правительство Российской федерации» статья 117.

ВОПРОС: при каких условиях может быть распущено правительство? Статья 117

(Работа с конституцией, ответы записываются в рабочий лист)

Конституционный, Верховный и Высший арбитражный суды России имеют право законодательной инициативы по вопросам их ведения. В пределах своей компетенции они рассматривают конкретные дела, сторонами которых являются другие федеральные органы власти. В системе разделения властей особое место принадлежит Конституционному суду. Он решает дела о соответствии Конституции федеральных законов, осуществляет толкование Конституции.

ВОПРОС: при каких условиях можно снять судью? (статья 119, 120, 121,122)

(Работа с конституцией, ответы записываются в рабочий лист)

Президент РФ, являясь главой государства, не относится ни к одной из трех ветвей власти, а обеспечивает согласование их деятельности. Он вправе применять вето в отношении недостаточно глубоко продуманных законопроектов. В свою очередь, законодательная власть может применять в отношении Президента механизм импичмента (т. е. отстранения от должности).

Понятие: под правовым государством понимается такая организация политической власти, которая создает условия для наиболее полного осуществления прав и свобод человека, а также для наиболее последовательного связывания с помощью права механизма государства в целях ограждения его от злоупотреблений со стороны власть имущих.

  1. этап: Закрепление знаний. (задания в формате ЕГЭ) (10 мин)

1)Политические наблюдатели установили, что государство М может быть классифицировано как правовое государство. Какой признак мог бы быть назван среди прочих как доказательство сделанного вывода?

 

1)взимание налогов, использование мер государственного принуждения

2)наличие суверенитета

3)наличие исключительных права, в том числе на принятие законов

4)действие принципа разделения властей

2)Вставьте слова в предложение:

_____ государство — это демократическое государство, в котором соблюдаются принципы верховенства права, гарантируются _____ и свободы граждан, осуществляется принцип _____ властей, существует взаимная ответственность гражданина и_____.

Правовое Права Разделения Государства

3)Ветви государственной власти

Подберите примеры к ветвям государственной власти.

Законодательная Суды РФ

Судебная Государственная Дума

Исполнительная Правительство РФ

4) В 1974 г. 35 молодых американских юристов собрали неопровержимые доказательства того, что президент США, республиканец Ричард Никсон, причастен к установлению в штаб-квартире своих «коллег»-демократов подслушивающего устройства. Разгорелось так называемое «уотергейтское дело». Состоялся судебный процесс. Суд признал Никсона виновным, он вынужден был уйти в отставку. Какие принципы правового государства проявились в «уотергейтском деле»? Свой ответ поясните.

5 этап: Подведение итогов (рефлексия) (7 мин)

Основные источники:

1) Обществознание.11 кл.: учеб. для общеобразовательных организаций: базовый уровень/Л.Н. Боголюбов, Ю.И. Аверьянов, Н.И. Городецкая и др.; под ред. Л.Н. Боголюбова, А.Ю. Лазебниковой; Рос. акад. наук, Рос. акад. образования, изд-во «Просвещение» - 4-е изд.-М. Просвещение, 2022. – 351 с.

2) Игошин, Н. А.  Обществознание : учебное пособие для среднего профессионального образования / Н. А. Игошин, И. К. Пархоменко, В. И. Гутыра ; под общей редакцией Н. А. Игошина. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 242 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-14913-5. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/520292 (дата обращения: 20.04.2023).

Нормативные правовые акты:

Конституция Российской Федерации с поправками 2020 года, принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. -М. Айрис пресс, 2021. -92 с.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!