СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка программы внеурочной деятельности " Логика, математика, информатика"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа внеурочной деятельности "Логика, математика, информатика"

Просмотр содержимого документа
«Разработка программы внеурочной деятельности " Логика, математика, информатика"»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 29






Рассмотрено и одобрено на заседании МО _____________________________

Протокол № __________________

«____»________________2015 г.

Руководитель МО_____________

Согласовано

Заместитель директора по УВР

_________________________


«____»_____________2015 г.


УТВЕРЖДАЮ

Директор МБОУ СОШ

№ 29

___________________________

Приказ №___________________

от «___»_______________2015 г.






Рабочая программа

спецкурса «Речь»

(общеинтеллектуальная направленность)

Развитие познавательных способностей.

Школа развития речи» )

для 3 Б класса

2015-2016 учебный год




Составитель:

Лебедева Л.А.,

учитель начальных классов

высшей квалификационной категории

МБОУ СОШ № 29

имени С.М Кирова















г. Ульяновск

2015

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

«Школа развития речи».


Пояснительная записка.

Данная рабочая программа по внеурочной деятельности имеет предметную направленность и составлена в соответствии с программой курса «Речь», составленного преподавателями Пензенского государственного университета им. В.Г.Белинского Л.Д.Мали, О.С.Арямовой, С.А.Климовой, Н.С. Песковой и рекомендованной Управлением развития общего среднего образования Министерства образования Российской Федерации.

Автор комплекта учебно-методических пособий «Школа развития речи» Т.Н.Соколова. Пособие представляет собой методические рекомендации по работе с рабочими тетрадями для учащихся 1-4 классов. В нём даны подробные указания по проведению занятий по развитию речи, учащихся младшего школьного возраста, воспитанию у них интереса к языку. Разнообразный практический материал, содержащийся в данном пособии, также способствует развитию у детей любознательности, памяти, мышления, воображения.

Язык – это средство общения людей, орудие формирования и выражения мыслей и чувств, средство усвоения новой информации, новых знаний. Но для того чтобы эффективно воздействовать на разум и чувства, носитель данного языка должен хорошо владеть им, то есть обладать речевой культурой. Владение словом – инструментом общения, мышления – это первооснова интеллекта ребенка. Мышление не может развиваться без языкового материала. Начальный школьный период – одна из наиболее важных ступеней в овладении речью.

Дети овладевают родным языком через речевую деятельность, через восприятие речи и говорение. Вот почему так важно создавать условия для речевой деятельности детей.

Наиболее слабым звеном в общей системе обучения родному языку является работа по развитию связной речи учащихся. «Школа развития речи» направлена на достижение следующих целей:

-способствовать более прочному и сознательному усвоению норм родного языка, содействовать развитию речи детей;

- совершенствовать у них навыки лингвистического анализа,

- повышать уровень языкового развития школьников,

- воспитывать познавательный интерес к родному языку,

- решать проблемы интеллектуального развития младших школьников.

Задачи:

- обеспечение правильного усвоения детьми достаточного лексического запаса, грамматических форм, синтаксических конструкций;

- создание речевых ситуаций, стимулирующих мотивацию развития речи учащихся;

- формирование речевых интересов и потребностей младших школьников.

Материал «Школы развития речи» представлен в программе следующими содержательными линиями:

  • Слово

  • Предложение и словосочетание

  • Текст

  • Культура общения

Занятия по этим содержательным линиям распределены в течение учебного курса.

Занятия построены следующим образом:

  1. Активизация мыслительной деятельности учащихся, подготовка к выполнению заданий основной части.

  2. Основная часть. Выполнение заданий проблемно-поискового и творческого характера.

  3. Занимательные задания (игры-загадки, игры-задачи и пр.)

  4. Развитие связной речи учащихся по определенной тематике.

Принципы, лежащие в основе построения рабочей программы:

  • личностно-ориентированные: развития, творчества, психологической комфортности;

  • личностно-ориентированные: систематичности, непрерывности, ориентированной функции знаний, овладение культурой языка;

  • деятельностно-ориентированные: деятельности, смыслового отношения к языку, адаптивности, перехода от совместной учебно-познавательной деятельности к самостоятельной деятельности ученика.

Формой занятий по развитию речи учащихся может быть специально выделяемый один раз в неделю урок в рамках дополнительно предоставляемых образовательных услуг или внеклассные факультативные занятия.

Программа «Школы развития речи» изучается в течение всего обучения с 1-4 класс по 1 ч. в неделю. Всего 34 часа в год.


Результаты освоения курса внеурочной деятельности

  • личностные:

У учащихся будут сформированы:

- ориентация в нравственном содержании и смысле поступков как собственных, так и окружающих людей (на уровне, соответствующем возрасту);

- осознание роли речи в общении людей;

- понимание богатства и разнообразия языковых средств для выражения мыслей и чувств; внимание к мелодичности народной звучащей речи;

- устойчивой учебно-познавательной мотивации учения, интереса к изучению курса развития речи.


- чувство прекрасного – уметь чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию речи;

- интерес к изучению языка.

Метапредметные:

  • коммуникативные:

Учащиеся научатся:

- вступать в диалог (отвечать на вопросы, задавать вопросы, уточнять непонятное);

- договариваться и приходить к общему решению, работая в паре;

- участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы;

- строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми;

- выражать свои мысли с соответствующими возрасту полнотой и точностью;

- быть терпимыми к другим мнениям, учитывать их в совместной работе.

- оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учетом речевых ситуаций;

- адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач;

- владеть монологической и диалогической формами речи.

  • познавательные:

Учащиеся научатся:

- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, используя справочные материалы;

- моделировать различные языковые единицы (слово, предложение);

- использовать на доступном уровне логические приемы мышления (анализ, сравнение, классификацию, обобщение)

- выделять существенную информацию из небольших читаемых текстов.

- вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную;

- пользоваться словарями, справочниками;

- строить рассуждения.

  • Регулятивные

Учащиеся научатся на доступном уровне:

- адекватно воспринимать оценку учителя;

- вносить необходимые дополнения, исправления в свою работу;

- в сотрудничестве с учителем ставить конкретную учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно.

- составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;

- в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.



Содержание курса внеурочной деятельности


Речь. Техника и выразительность речи

3 класс

Общее понятие о культуре речи. Основные качества речи: правильность, точность, богатство. Выразительность речи. Интонация: сила, темп, тембр,мелодика речи. Монолог и диалог.

Умение самостоятельно подготовиться к выразительному чтению произведения. Умение выразительно прочитать текст после самостоятельной подготовки.

Слово

Слово, его значение. Слова нейтральные и эмоциональные и эмоционально окрашенные. Знакомство со словарём синонимов. Изобразительно- выразительные средства языка: метафора, эпитет, сравнение, олицетворение. Умение выделять их в тексте, определять значение и назначение, использовать при создании текста в художественном стиле.

Крылатые слова. Умение определять значение устойчивого выражения, употреблять его в заданной речевой ситуации.

Научные слова. Умение выделять их в тексте, объяснять значение с помощью толкового словаря, употреблять в тексте научного стиля.

Жизнь слова. Откуда берутся слова? Как живут слова? Основные источники пополнения словаря. Знакомство с элементами словообразования.

Знакомство с происхождением некоторых антропонимов и топонимов.

Устаревшие слова. Умение выделять их в тексте, определять значение, стилистическую принадлежность.


Предложение и словосочетание

Предложение. Умение редактировать простое предложение: исправлять порядок слов и порядок частей, заменять неудачно употреблённые слова, устранять лишние и восстанавливать недостающие слова, распространять предложения.

Текст

Тема, микротема, основная мысль текста. Опорные слова. Структура текста. План, виды плана.

Стили речи: разговорный и книжный( художественный и научный). Умение определять стилистическую принадлежность текстов, составлять текст в заданном стиле.

Типы текста. Повествование, описание, рассуждение. Умение составлять описание предметов и явлений, рассуждение в художественном и научном стилях. Умение составлять повествование с элементами описания.

Связь между предложениями в тексте. Цепная и параллельная связи. Средства связи при цепном построении текста. Средства связи в тексте с параллельным построением. Видовременная соотнесённость глаголов, единообразие синтаксических конструкций.

Культура общения

Волшебные слова: слова приветствия, прощания, просьбы, благодарности, извинение. Умение дискутировать, использовать вежливые слова в диалоге с учётом речевой ситуации.

знать:

- многозначные слова, омонимы, омоформы, омофоны, фразеологизмы;

- изобразительно-выразительные средства языка: метафоры, сравнения, олицетворение, эпитеты;

- стили речи: разговорный и книжный;

уметь:

- распознавать типы текстов;

- устанавливать связь предложений в тексте;

- распознавать стили речи;

- выделять многозначные слова, омонимы, омоформы, омофоны, фразеологизмы в тексте.










Тематический план.


Содержание тематического блока

Всего часов

Умение, вырабатываемые в результате деятельности учащихся

Слово (16 часов)

Многозначные слова.

1

Изобразительно-выразительные средства языка: метафора, эпитет, сравнение, олицетворение. Уметь определять значения и назначение, использовать при создании текста в художественном стиле.

Жизнь слова. Откуда берутся слова? Как живут слова? Основные источники пополнения словаря. Определить происхождение некоторых антропонимов и топонимов.

Дать объяснение устаревшим словам.

Омонимы, омоформы омофоны.

1

Фразеологизмы.

1

Сравнения.

1

Олицетворение.

1

Изобразительно-выразительные средства языка. Эпитеты.

1

Слова нейтральные и эмоционально окрашенные.

1

Откуда приходят слова.

1

Этимология.

1

Как тебя зовут?

2

Наши фамилии.

1

Топонимы.

1

Устаревшие слова.

1

Сочинение по картине В.М. Васницова «Богатыри».

1

Проверочная работа.

1

Текст (10 часов)

Типы текстов.

1

Определить типы текстов. Умение составлять описание предметов и явлений, рассуждение в художественном и научном стилях. Уметь составлять повествование с элементами описания. Различать средства связи в тексте с параллельным построением.

Темы текстов. Опорные слова.

1

Связь предложений в тексте.

1

Цепная связь предложений в тексте.

2

Параллельная связь предложений в тексте.

1

Сочинение по картине В.Е. Маковского «Свидание».

1

Единый временной план текста.

3

Стили речи (8 часов)

Стили речи.

2

Определять стили речи. Давать общее понятие о культуре речи. Умение определять стилистическую принадлежность текстов, составлять текст в заданном стиле. Умение пользоваться словарями.

Культура общения.

1

Научный стиль.

1

Словари.

2

Проверь себя.

2

Календарно-тематическое планирование


№ п\п

Тема занятия

Кол-во часов

Элементы содержания

Дата план

Дата факт

Виды деятельности учащихся

1


Многозначные слова.


1

Знакомство с многозначными словами.


04.09



Учатся различать многозначные слова; уметь находить выражения с прямыми значениями слов.


2

Омонимы, омоформы омофоны.

1

Познакомить с омонимами, омоформами, омофонами.


11.09



Учатся находить омонимы, омоформами и омофонами; уметь составлять с омонимами предложения, в которых раскрывался бы смысл слов.

3

Фразеологизмы.

1


Познакомить с понятием «фразеологизмы».


18.09




Учатся находить в тексте фразеологизмы; уметь объяснять значение фразеологизмов; уметь уместно употреблять крылатые слова в речи.

4

Сравнения.


1

Познакомить с понятием «сравнение».

25.09



Учатся подбирать и употреблять сравнения в устной и письменной речи.

5

Олицетворение.

1

Познакомить с понятием «олицетворение».

02.10



Учатся употреблять олицетворения в устной и письменной речи.

6

Изобразительно-выразительные средства языка. Эпитеты.


1

Познакомить с эпитетами, их назначением.

09.10



Учатся употреблять эпитеты в устной и письменной речи.

7

Слова нейтральные и эмоционально окрашенные.

1

Познакомить с эмоционально окрашенной лексикой.

16.10



Учатся выделять эмоционально окрашенные слова из текста и употреблять их в речи.

8

Откуда приходят слова.


1

Познакомить с заимствованными словами.

23.10



Учатся находить слова с одной фонетической приметой нерусского происхождения, с двумя, с тремя.

9

Этимология.


1

Познакомить с разделом языка – этимология. Обсуждение о происхождении и понятии слов в языке.




Учатся использовать этимологический словарь; уметь объяснять происхождение слов.

10

Как тебя зовут?


1

Познакомить с происхождением и значением имен.




Учатся объяснять происхождение имен.

11

Как тебя зовут?

1


Познакомить с происхождением отчеств.




Учатся объяснять происхождение отчеств.

12

Наши фамилии.


1

Познакомить с происхождением фамилий.




Учатся высказывать предположения о происхождении фамилии.

13

Топонимы.

1


Знакомить с топонимами.




Учатся объяснять топонимы.

14

Устаревшие слова.


1

Исследовать устаревшие слова.




Учатся находить и объяснять значение устаревших слов.

15

Сочинение по картине В.М. Васнецова «Богатыри».

1

Знакомить с написанием сочинения – описание картины.



Учатся употреблять фразеологические обороты. Описывают картину. Составляют опорные слова. Пишут сочинение.

16

Проверочная работа.

1





17

Типы текстов.


1

Знакомим с разными типами текстов и их признаками.



Учатся различать типы текстов.

18

Темы текстов. Опорные слова.


1

Знакомить с признаками текста, совершенствовать навыки определения опорных слов.



Учатся определять тему текста; уметь определять опорные (ключевые) слова в тексте; на основе опорных слов создавать текст.

19

Связь предложений в тексте.

1

Обсуждение признаков текста.



Учатся из предложений составлять текст.

20

Цепная связь предложений в тексте.


1

Обсудить способы цепной связи предложений в тексте.



Учатся определять способы цепной связи предложений в тексте.

21

Цепная связь предложений в тексте.

1

Обсудить понятие цепной связи предложений в тексте.



Учатся составлять из предложений текст, в котором предложения соединяются цепной связью.

22

Параллельная связь предложений в тексте.


1

Обсудить параллельную связь предложений в тексте.



Учатся составлять из предложений текст с параллельной связью.

23

Сочинение по картине В.Е. Маковского «Свидание».

1




Учатся правильно определять и употреблять связь между предложениями в тексте.

24

Единый временной план текста.


1

Исследовать единый временной план в текстах с цепной и параллельной связью предложений.



Определяют типы текста, учатся находить глаголы в тексте и определять их время.

25

Единый временной план текста.


1

Знакомство с понятием о временной соотнесённости глаголов в повествовательных текстах.



Учатся объяснять фразеологизмы; уметь ставить в тексте в нужную форму.

26

Единый временной план текста.

1

Обсуждение с временной соотнесённостью глаголов.



Учатся редактировать повествовательные тексты.

27

Стили речи.


1

Знакомство с понятием «стиль речи» и с разновидностями стилей речи.



Учатся различать тексты в разговорном стиле и в книжном.

28

Стили речи.


1

Исследовать разговорный стиль речи; дать понятия «Монолог» и «Диалог».



Учатся находить текст в разговорном стиле.

29

Культура общения.

1


Исследовать правила речевого этикета во время спора, дискуссии.



Учатся соблюдать речевой этикет в споре, дискуссии.

30

Научный стиль.

1


Обсудить признаки научного стиля.



Учатся различать научный текс от других.

31

Словари.

1

Исследовать разные виды словарей (толковые, или объяснительные словари; словари – справочники).



Учатся работать со словарями.

32

Словари.

1

Исследовать разные виды словарей (толковые, или объяснительные словари; словари – справочники



Учатся работать со словарями.

33-34

Проверь себя.

2



И




Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение курса.

Арсирий А.Т., Дмитриева Т.М. Материалы по занимательной грамматике русского языка. – М.: Учпедгиз, 1963

Вартанян Э.А. Из жизни слов. – М.: Детская литература,1960

Вартанян Э.А Рождение слова. – М.: Детская литература, 1970

Вартанян Э.А Путешествие в слово. – М.: Детская литература,1976

Ветвицкий В.Г. Занимательное языкознание.-Л.: Просвещение, 1968.

Голуб И.Б. Путешествие в страну слов. – М.: Владос,1998.

Григорьян Л.Т. Язык мой – друг мой. – М.: Просвещение,1966

Грызлова М.Л. Внеклассная работа по русскому языку. М-.: Учпедгиз,1977

Евлампиева Е.А. Русская фразеология. Вопросы и задания.- Чебоксары: 1977.

Иванова В.А., Потиха З.А., Розенталь Д.Э. Занимательно о русском языке. – Л.: Просвещение, 1990.

Козловский Я.О. О словах разнообразных – одинаковых, но разных. М.: Детская литература, 1965.

Кондрашов В.Н. Грамматические игры и загадки. – Кострома: 1961

Корчиц М.А. Грамматические игры. – Липецк: 1961

Кружковая работа по русскому языку./ Сост. Н.Н.Ушаков.- М.: просвещение,1979

Лазарева Э.А. Системно-стилистические характеристики газеты.- Екатеринбург: 1993

Львов М.Р. Школа творческого мышления.- М.: Просвещение .1992

Львова С.И. Язык в речевом общении. – М.: просвещение, 1992

Львова С.И. Русский язык. За страницами школьного учебника.- М.: Дрофа,2002

Мережинская Е.К. Гуревич А.Ю., Зарицкий С.А. Занимательная грамматика русского языка. – Киев: 1968

Одинцов В.В. Лингвистические парадоксы. – М.: Просвещение. – М.: Просвещение,1982

Панов Г.А. Внеклассная работа по русскому языку. – М.: просвещение, 1980

Подгаецкая И.М. Воспитание у учащихся интереса к изучению русского языка. – М.: Просвещение,1985

Преображенская Е.П. Кружок русского языка в школе. – М.: Просвещение, 1977

Родари Д. Грамматика фантазии : введение в искусства придумывания историй. – М.: Просвещение, 1978.

Планируемые результаты изучения курса внеурочной деятельности:

Ученик научится:

- уместно использовать изученные средства общения в устных высказываниях (жесты, мимика, телодвижения, интонацию);

- выразительно читать небольшой текст по образцу;

-определять степень вежливого поведения, учитывать ситуацию общения;

- вступать в контакт и поддерживать его, умение благодарить, приветствовать, прощаться, используя соответствующие этикетные формы ;

-быть хорошим слушателем;

- определять лексическое значение слова;

- отличать текст как тематическое и смысловое единство от набора предложений;

- редактировать предложения;

- определять по заголовку, о чем говорится в тексте, выделять в тексте опорные слова;

- сочинять на основе данного сюжета, используя средства выразительности.


- распознавать типы текстов;

- устанавливать связь предложений в тексте;

- распознавать стили речи;

Ученик получит возможность:

- научиться отличать многозначные слова, омонимы, омоформы, омофоны, фразеологизмы;

- изобразительно-выразительные средства языка: метафоры, сравнения, олицетворение, эпитеты;

- стили речи: разговорный и книжный;

- типы текстов;








24



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!