СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка рабочей программы "Экологические основы природопользования"

Категория: Экология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа разработана по предмету "Экологические основы природопользования" для студентов 2 курса ЕН цикла.

Просмотр содержимого документа
«Разработка рабочей программы "Экологические основы природопользования"»

Министерство образования Красноярского края

краевое государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

«Шарыповский строительный техникум»




УТВЕРЖДАЮ


Зам. директора по УПР

КГБПОУ «Шарыповский строительный техникум»


__________Н.И. Катникова


«02» сентября 2019г.









Рабочая ПРОГРАММа учеБной дисциплины

ЕН.02 Экологические основы природопользования



для специальности

19.02.10 Технология продукции общественного питания




очная форма обучения

базовая подготовка

среднего профессионального образования















г. Шарыпово, 2019

РАССМОТРЕНА

предметно-цикловой комиссией профессионального цикла

Протокол №_ от «__» сентября 2019г.

Председатель ПЦК ____________ Р.П. Чилинбаева

ОДОБРЕНА

Методическим советом техникума

Протокол №_ от «__» сентября 2019г.

Председатель ____________Н.И. Салимова



Рабочая программа учебной дисциплины ЕН.02 Экологические основы природопользования разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по специальности среднего профессионального образования (далее СПО) 19.02.10 Технология продукции общественного питания,   входящей в укрупненную группу 19.00.00 Промышленная экология и биотехнологии.








Организация-разработчик: КГБПОУ «Шарыповский строительный техникум»







Разработчики:

Веселкова Галина Васильевна - преподаватель

Салимова Надежда Ивановна - методист




СОДЕРЖАНИЕ

 

1.  ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ    ПРОГРАММЫ   УЧЕБНОЙ  ДИСЦИПЛИНЫ      4    

2.  СТРУКТУРА СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ   ДИСЦИПЛИНЫ                          6            

3 УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ   УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 12          

4.  КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ   УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 13


  1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ЕН.02 Экологические основы природопользования
    1. Область применения программы

Рабочая программа учебной дисциплины ЕН.02 Экологические основы природопользования является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО 19.02.10 Технология продукции общественного питания, входящей в укрупненную группу специальностей 19.00.00 Промышленная экология и биотехнологии.

    1. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:

Дисциплина: « Экологические основы природопользования» относится к математическому и естественнонаучному циклу учебного плана.

    1. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:

В результате освоения дисциплины «Экологические основы природопользования» обучающийся должен уметь:

  • анализировать и прогнозировать экологические последствия различных видов деятельности;

  • использовать в профессиональной деятельности представления о взаимосвязи организмов и среды обитания;

  • соблюдать в профессиональной деятельности регламенты экологической безопасности;

В результате освоения дисциплины студент должен знать:

  • принципы взаимодействия живых организмов и среды обитания;

  • особенности взаимодействия общества и природы, основные источники техногенного воздействия на окружающую среду;

  • об условиях устойчивого развития экосистем и возможных причинах возникновения экологического кризиса;

  • принципы и методы рационального природопользования;

  • методы экологического регулирования;

  • принципы размещения производств различного типа;

  • основные группы отходов, их источники и масштабы образования;

  • понятие и принципы мониторинга окружающей среды;

  • правовые и социальные вопросы природопользования и экологической безопасности;

  • принципы и правила международного сотрудничества в области природопользования и охраны окружающей среды;

  • природоресурсный потенциал Российской Федерации;

  • охраняемые природные территории

Дисциплина «Экологические основы природопользования» способствует формированию у обучающихся следующих общих и профессиональных компетенций:

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий.

ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.

ПК 1.1. Организовывать подготовку мяса и приготовление полуфабрикатов для сложной кулинарной продукции.

ПК 1.2. Организовывать подготовку рыбы и приготовление полуфабрикатов для сложной кулинарной продукции.

ПК 1.3. Организовывать подготовку домашней птицы для приготовления сложной кулинарной продукции.

ПК 2.1. Организовывать и проводить приготовление канапе, легких и сложных холодных закусок.

ПК 2.2. Организовывать и проводить приготовление сложных холодных блюд из рыбы, мяса и сельскохозяйственной (домашней) птицы.

ПК 2.3. Организовывать и проводить приготовление сложных холодных соусов.

ПК 3.1. Организовывать и проводить приготовление сложных супов.

ПК 3.2. Организовывать и проводить приготовление сложных горячих соусов.

ПК 3.3. Организовывать и проводить приготовление сложных блюд из овощей, грибов и сыра.

ПК 3.4. Организовывать и проводить приготовление сложных блюд из рыбы, мяса и сельскохозяйственной (домашней) птицы.

ПК 4.1. Организовывать и проводить приготовление сдобных хлебобулочных изделий и праздничного хлеба.

ПК 4.2. Организовывать и проводить приготовление сложных мучных кондитерских изделий и праздничных тортов.

ПК 4.3. Организовывать и проводить приготовление мелкоштучных кондитерских изделий.

ПК 4.4. Организовывать и проводить приготовление сложных отделочных полуфабрикатов, использовать их в оформлении.

ПК 5.1. Организовывать и проводить приготовление сложных холодных десертов.

ПК 5.2. Организовывать и проводить приготовление сложных горячих десертов.

ПК 6.1. Участвовать в планировании основных показателей производства.

ПК 6.2. Планировать выполнение работ исполнителями.

ПК 6.3. Организовывать работу трудового коллектива.

ПК 6.4. Контролировать ход и оценивать результаты выполнения работ исполнителями.

ПК 6.5. Вести утвержденную учетно-отчетную документацию.

    1. Количество часов на освоение программы дисциплины:

максимальной учебной нагрузки обучающегося – 90 часов, в том числе: обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося – 60 часов; самостоятельной работы обучающегося – 30 часов.


















2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Объём учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Объём часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

90

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

60

в том числе:


практические занятия

18

контрольные работы

2

Самостоятельная работа обучающихся

30

  • работа с основной и дополнительной литературой, интернет ресурсами для создания справочного материала;

  • поиск информации по теме с последующим ее представлением в аудитории в форме рефератов, презентаций, докладов;

  • поиск информации по профессии и ее оформление в форме тематического буклета.

  • Составление опорных конспектов

8


14


4

4

Промежуточная аттестация в форме дифференцированного зачета

2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины ЕН.02 «Экологические основы природопользования»

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работ (проект) (если предусмотрены)

Объем часов

Домашнее задание

Вид учебного занятия

Форма текущего контроля

Код формируемых компетенций

1

2

3

4

5

6

7

Раздел 1


Основные понятия экологии

8


Тема 1.1

Общая характеристика экологии как науки.

Особенности взаимодействия общества и природы

Содержание учебного материала:

1-2

Понятие о дисциплине «экология». Её цели и задачи, связь с другими науками. Взаимодействие общества и природы.

2

Конспект

Самостоятельная работа №1

Комбинированный урок

Итоги выполнения сам. работы

ОК.1- 9

Практические занятия

-


Самостоятельная работа №1

4


Составление глоссария по основным экологическим понятиям №1

4



Тема 1.2.

Понятие экологической системы. Устойчивость систем.


Содержание учебного материала:



3-4

Экологические системы и их устойчивость. Экологические законы, принципы и правила.

2

с. 14-20 (Е.В. Титов Экология)

Комбинированный урок

Опрос по глоссарию

ОК 01- 09


Практическая работа

-


Самостоятельная работа

-



Тема 1.3. Обзор экологических проблем возникающих за счет воздействия антропогенных факторов.


Содержание учебного материала:






5-6

Глобальные проблемы экологии: разрушение озонового слоя, парниковый эффект, глобальное потепление

Уничтожение тропических лесов, дефицит воды, загрязнение Мирового океана

2

с. 12-23

В.М. Константинов

Комбинированный урок

Опрос по глоссарию

ОК 01- 09


Практическая работа



7-8

Составление и анализ таблицы «Глобальные экологические проблемы»

2

Метод.

руководство по практ. работе

Урок-практикум

Отчёт по практической работе

ОК 01- 09


Раздел 2

Основы природоохранной деятельности

52





Тема 2.1.

Природно-ресурсный потенциал

Содержание учебного материала:






9-10

Природно-ресурсный потенциал Земли.

Природные ресурсы и их классификация. Классификация сырья.

2

с. 27-47

Комбинированный урок

Ответы на контрольные вопросы стр.33

ОК 01- 09


Практическая работа

-





Самостоятельная работа

-





Тема 2.2.

Использование и охрана атмосферы

Содержание учебного материала:






11-12

Загрязнение атмосферы, его последствия, меры по предотвращению загрязнения.

2

Стр. 53-67

Комбинированный урок

Опрос

Отчет по выполнению заданий и Сам. работ

ОК 01- 09


13-14

Мониторинг качества и степени загрязнения воздуха

2

Стр. 71

Комбинированный урок

Ответы на контрольные вопросы стр.72


ОК 01- 09


Практическая работа






15-16

Методика изучения рационального использования и мониторинг атмосферного воздуха.

2


Урок-практикум

Отчёт по практической работе

ОК 01- 09

Самостоятельная работа

-





Тема 2.3.

Рациональное использование и охрана водных ресурсов

Содержание учебного материала:






17-18

Основные загрязняющие вещества и источники загрязнений водных ресурсов.

2

Стр. 83-92

Комбинированный урок

Опрос

Отчет по выполнению заданий и Сам. работ

ОК 01- 09


19-20

Предотвращение загрязнений, мониторинг.

2

Стр. 95

Комбинированный урок

Ответы на контрольные вопросы стр.96

ОК 01- 09


Практическая работа

-





Самостоятельная работа

-





Тема 2.4.

Использование и охрана недр

Содержание учебного материала:






21-22

Распределение и запасы минерального сырья в мире и в России. Исчерпаемость минеральных ресурсов, использование недр, мониторинг их состояния.

2

Стр.97-103

Комбинированный урок

Ответы на контрольные вопросы стр.114

ОК 01- 09


Практическая работа






23-24

Методика изучения рационального использования и мониторинг недр, земельных ресурсов

2

Метод.

руководство по практ. работе

Урок-практикум

Отчёт по практической работе

ОК 01- 09

Самостоятельная работа

-






Тема 2.5.

Использование и охрана земельных ресурсов



Содержание учебного материала:






25-26

Значение почв, результаты антропогенного воздействия на почвы и меры по их охране.

2

Стр. 115-122

Конспект

Самостоятельная работа №2

Комбинированный урок

Итоги выполнения сам. работы

ОК 01- 09


Практическая работа






27-28

Методика изучения рационального использования и мониторинг растительного мира

2


Урок-практикум

Отчёт по практической работе

ОК 01- 09

Самостоятельная работа №2

4





Презентация «Недра, Полезные ископаемые и их распространение»






Тема 2.6.

Использование и охрана растительности

Содержание учебного материала:






29-30

Антропогенное воздействие на лесные ресурсы и его последствия, рекреационное значение лесов, воспроизводство и охрана лесов. Охрана лугов и пастбищ.

2

Стр.144-156

Комбинированный урок

Ответы на контрольные вопросы стр.159

ОК 01- 09


Практическая работа






31-32

Оценка загрязнений окружающей среды токсичными и радиоактивными веществами.

2

Самостоятельная работа №3


Итоги выполнения сам. работы

ОК 01- 09




Самостоятельная работа №3






Методика изучения рационального использования и мониторинг земельных ресурсов.

4





Тема 2.7.

Использование и охрана животного мира

Содержание учебного материала:






33-34

Воздействие человека на животных и причины их вымирания, охрана редких и вымирающих животных

2

Стр. 163-178

Конспект

Самостоятельная работа №4

Комбинированный урок

Итоги выполнения сам. работы



ОК 01- 09


Практическая работа

-





Самостоятельная работа №4

-





Способы ликвидации последствий заражения окружающей среды токсичными и радиоактивными веществами

4





Тема 2.8.

Охрана ландшафтов

35-36

Классификация ландшафтов, особо охраняемые и рекреационные территории, антропогенные формы ландшафтов

2

Стр. 190-198

Комбинированный урок

Ответы на контрольные вопросы стр.202

ОК 01- 09


Практическая работа






37-38

Изучение и классификация охраняемых природных территорий

2


Урок-практикум

Отчёт по практической работе

ОК 01- 09

Самостоятельная работа

-





Тема 2.9.

Организация рационального природопользования и охрана природы в России

39-40

Государственная политика и управление в области экологии,

2

Стр. 204-208

Комбинированный урок

Итоги выполнения сам. работы

ОК 01- 09


41-42

Законодательное и нормативно-правовое регулирование природопользования

2

Стр.206

Конспект

Самостоятельная работа №5

Комбинированный урок

Ответы на контрольные вопросы стр.208

ОК 01- 09


Практическая работа






43-44

Изучение нормативных документов, регулирующих природопользование

2


Урок-практикум

Отчёт по практической работе

ОК 01- 09

Самостоятельная работа№5






Изучение и классификация охраняемых природных территорий

6





Тема 2.10.

Международное сотрудничество в

области рационального природопользования и охраны природы

45-46

История международного природоохранного движения

2

Стр.209-211

Комбинированный урок

Итоги выполнения сам. работы

ОК 01- 09


47-48

Природоохранные конвенции и межгосударственные соглашения.

2

Стр. 212

Комбинированный урок

Опрос

Отчет по выполнению заданий и Сам. работ

ОК 01- 09


49-50

Роль международных организаций в охране природы.

2

Стр.215

Конспект

Самостоятельная работа №6

Комбинированный урок

Ответы на контрольные вопросы стр.217

ОК 01- 09


Самостоятельная работа №6, 7






История международного природоохранного движения

4





Изучение нормативных документов, регламентирующих экологическую безопасность в профессиональной деятельности

4






51-52

Образование в интересах устойчивого развития

2

Стр. 219-221

Комбинированный урок

Итоги выполнения сам. работы

ОК 01- 09


Тема 2.11

Эколого-природоохранное образование

53-54

Правовые основы экологического образования в России

2

Стр. 222

Комбинированный урок

Опрос

Отчет по выполнению заданий и сам. работ

ОК 01- 09


55-56

Экологическое образование в школе

2

Стр. 223-225

Комбинированный урок

Опрос

Отчет по выполнению заданий и Сам. работ

ОК 01- 09


57-58

Эколого-природоохранное образование в учреждениях СПО

2

Стр.228

Комбинированный урок

Ответы на контрольные вопросы стр.230

ОК 01- 09


59

Обобщающий урок

1





60

Дифференцированный зачёт

1



Итого

90



3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ

3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация программы учебной дисциплины осуществляется на базе учебного кабинета экологических основ природопользования

Оборудование учебного кабинета:

  • рабочее место преподавателя

  • рабочие места по количеству обучающихся

  • классная доска

  • демонстрационный стол

  • Стеллаж

  • Вытяжной шкаф

Технические средства обучения:

  • компьютер;

  • мультимедийный проектор

  • экран

3.2. Информационное обеспечение обучения

Основные источники:

Основные источники:

  1. Константинов В.М. Экологические основы природопользования (15-е изд., стер.). Учебник для СПО- М.: Издательский центр «Академия», 2014

  2. Титов Е.В. Экология (2-е изд., стер.). Учебник для СПО - М.: Издательский центр «Академия», 2017

Интернет ресурсы :

  1. BioDat: информационно-аналитический сайт о природе России и экологии http://www.biodat.ru

  2. Внешкольная экология: программа «Школьная экологическая инициатива» http://www.eco.nw.ru

  3. Санкт-Петербургская общественная организация содействия экологическому образованию http://www.aseko.ru

  4. Экологическое образование детей и изучение природы России http://www.ecosystema.ru

  1. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
4.1 Контроль  и  оценка  результатов  освоения  дисциплины 

Освоение содержания учебной дисциплины ЕН.02 Экологические основы природопользования обеспечивает достижение студентами следующих результатов:

Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

уметь:


анализировать и прогнозировать экологические последствия различных видов деятельности;

экспертное оценивание выполнения практической и самостоятельной работы

использовать в профессиональной деятельности представления о взаимосвязи организмов и среды обитания;

экспертное оценивание выполнения практической и самостоятельной работы


соблюдать в профессиональной деятельности регламенты экологической безопасности;

экспертное оценивание выполнения практической и самостоятельной работы

знать:


принципы взаимодействия живых организмов и среды обитания;

устный опрос, экспертное оценивание выполнения практической и самостоятельной работы

особенности взаимодействия общества и природы, основные источники техногенного воздействия на окружающую среду;

устный опрос, экспертное оценивание выполнения практической и самостоятельной работы

об условиях устойчивого развития экосистем и возможных причинах возникновения экологического кризиса;

устный опрос, экспертное оценивание выполнения практической и самостоятельной работы

принципы и методы рационального природопользования;

устный опрос, экспертное оценивание выполнения практической и самостоятельной работы

методы экологического регулирования;

устный опрос, экспертное оценивание выполнения практической и самостоятельной работы

принципы размещения производств различного типа;

устный опрос, экспертное оценивание выполнения практической и самостоятельной работ

основные группы отходов, их источники и масштабы образования;

устный опрос, экспертное оценивание выполнения практической и самостоятельной работы

понятие и принципы мониторинга окружающей среды;

устный опрос, экспертное оценивание выполнения практической и самостоятельной работы

правовые и социальные вопросы природопользования и экологической безопасности;

устный опрос, экспертное оценивание выполнения практической и самостоятельной работы


принципы и правила международного сотрудничества в области природопользования и охраны окружающей среды;

- устный опрос, экспертное оценивание выполнения практической и самостоятельной работы


природоресурсный потенциал Российской Федерации;

- устный опрос, экспертное оценивание выполнения практической и самостоятельной работы

охраняемые природные территории

- устный опрос, экспертное оценивание выполнения практической и самостоятельной работы

    1. Формы и методы контроля и оценки результатов обучения по общим компетенциям

Результаты (освоенные общие компетенции)

Основные показатели результатов подготовки

Формы и методы контроля

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

Демонстрация интереса к будущей специальности. Положительная динамика результатов учебной деятельности.

Интерпретация результатов наблюдений за обучающимся в процессе освоения образовательной программы.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

Выбор и применение методов и способов решения поставленных учебных задач. Своевременность сдачи практических и самостоятельных работ.

Соответствие выполненных заданий условиям и рекомендациям по их выполнению.

Оценка результативности работы обучающегося при выполнении индивидуальных заданий.

ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

Решение поставленных стандартных и нестандартных учебных задач.

Проявление ответственности за результаты своей работы.

Оценка результативности работы обучающегося при выполнении практических и индивидуальных занятий.

ОК4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития

Нахождение, анализ и использование информации для эффективного решения поставленных задач, профессионального и личностного развития.

Соответствие составления запроса и найденной по запросу информации на официальных сайтах по поставленным задачам.

Оценка практической деятельности, выполнения индивидуальных заданий, рефератов с использованием различных источников информации.

ОК5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

Применение компьютерных навыков; выбор компьютерной программы в соответствии с решаемой учебной задачей.

Оценка эффективности работы обучающихся с прикладным программным обеспечением.

ОК6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

Успешность применения коммуникативных способностей на практике (умение работать в малых группах).

Соблюдение норм деловой культуры: речевой этикет, конструктивное сотрудничество.

Оценка эффективности работы обучающихся в команде.

ОК7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчинённых), результат выполнения заданий.

Понимание общей цели; применение навыков командной работы; использование конструктивных способов общения с коллегами, руководством, клиентами.

Экспертное наблюдение и оценка на практических занятиях.

ОК8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

Проявление интереса к обучению; использование знаний на практике; определение задач своего профессионального и личностного развития; планирование своего обучения.

Участие в семинарах, диспутах, производственных играх и т.д.

ОК9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.

Владение современной ситуацией в различных сферах

Оценка владения современной ситуацией





Преподаватель Г.В. Веселкова















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!