Предмет, класс | Литература, 6 класс |
Учитель | Замотаева Айгуль Раисовна |
Педагогическая цель | Знакомство с произведениями Великой Отечественной войны, воссоздание картины эпохи; Формирование навыка выразительного чтения, развитие творческих способностей обучающихся. |
Задачи урока | Обучающая: -обучение творческому восприятию лирического произведения; -проследить историю Великой Отечественной войны через лирические произведения военных лет; -показать особенности тематики военной лирики; -актуализировать и углубить знания учащихся о ВОВ. Развивающая: -развить познавательный интерес учащихся, навыки научно-исследовательской деятельности и анализа лирического произведения; -развить навыки -развить творческие и актерские способности учащихся. Воспитывающая: -воспитать чувство патриотизма и гражданского самосознания; -воспитать ценностное отношение, уважение к людям и событиям ВОВ; |
Тип, вид урока | литературно – музыкальная композиция. |
Планируемы результаты (предметные) | Понимание ключевых проблем изученных произведений литературы XX века. Определение в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейно-художественного содержания произведения (элементы филологического анализа). Формулирование собственного отношения к произведениям русской литературы и их оценка. Умение отвечать на вопросы по прочитанному или прослушанному тексту; создавать устные монологические высказывания разного типа. Понимание образной природы литературы как явления словесного искусства. |
Личностные результаты | Формирование представлений о патриотизме как гуманистической ценности. Мироощущение человека на войне. Всеобщий патриотический подъем, единение русских людей перед лицом врага, мужество, стойкость, героизм в дни испытаний. |
Универсальные учебные действия (метапредметные) | Познавательные: формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий. Воспитание квалифицированного читателя со сформированным эстетическим вкусом, способного аргументировать своё мнение и оформлять его словесно в устных и письменных высказываниях разных жанров, создавать развёрнутое высказывание аналитического и интерпретирующего характера, участвовать в обсуждении прочитанного. Регулятивные: умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией, смысловое чтение, формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение. Коммуникативные : развивать навыки осмысленного чтения и анализа, умения структурировать знания и представлять их разными способами, совершенствовать диалогическую и монологическую речь, способствовать формированию основ коммуникативной рефлексии, эффективного сотрудничества со взаимным контролем и оказанием необходимой помощи. |
Формы и методы обучения | Фронтальная ( обсуждение), групповая (Практическое выполнение :журавлики) |
Понятия и термины | Война, Родина, Мир |
Образовательные ресурсы | https://www.infouroki.net/konspekt-uroka-po-literature-na-temu-sorokovye-rokovye-po-stihotvoreniyam-o-velikoy-otechestvennoy-voyne.html |
Оборудование | Презентация, музыкальное сопровождение. |
Этап урока, цель | Методический приём | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Текущий контроль |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
I.Организационный момент. Проверка готовности к уроку, эмоциональный настрой на урок | Фронтальная беседа | Приветствует учащихся, просит их проверить готовность к уроку | Приветствуют учителя. Осуществляют самопроверку готовности к уроку. | Наблюдение, устные ответы |
II. Подготовка к восприятию нового материала. Актуализация знаний. | Фронтальная беседа. | Великая Отечественная война 1941- 1945 годов была кровопролитной и страшной. Прошедшая войну на передовой медицинская сестра, а позже замечательная поэтесса Юлия Друнина писала: Я только раз видала рукопашный, Раз - наяву. И тысячу – во сне. Кто говорит, что на войне не страшно, Тот ничего не знает о войне. И сегодня, десятилетия спустя, людям дорого всё, что напоминает о тех тяжёлых героических годах. Внуков и правнуков защитников Отечества волнуют те же чувства, которые переживали люди на фронте и в тылу, те же песни, которые пелись там, в окопах.
Я хотела бы узнать, что вы знаете из истории о ВОв. Проведём небольшую викторину и ответим на вопросы: 1.Назовите даты начала и окончания Великой Отечественной войны. Ответ: 22 июня 1941- 9 мая 1945. 2.Какое государство в 1941 году без объявления войны вторглось в пределы нашей Родины? Ответ: Германия 3. Кто был Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами СССР в годы Великой Отечественной войны? Ответ: Иосиф Сталин 5. Какие сражения Великой Отечественной войны Вы знаете? Ответ: Оборона Заполярья, Московская битва, Блокада Ленинграда, Ржевская битва, Сталинградская битва, Курская битва, Битва за Берлин. 6. Назовите известных Вам советских полководцев и военачальников, участвовавших в Великой Отечественной войне. Ответ: Иосиф Сталин, Георгий Жуков, Александр Василевский, Иван Конев, Семен Буденный, Климент Ворошилов, Константин Рокоссовский. | Слушают учителя. Отвечают на поставленные вопросы. | Устные ответы |
III. Целеполагание Выявление места и причины затруднения. | Фронтальная беседа. | - После того, как мы ответили на вопросы викторины, мы наверное сможем сформулировать тему нашего урока? - Итак, как мы сможем сформулировать тему урока? Какие задачи мы ставим перед собой? | Формулируют тему урока. Поясняют важность изучения новой темы. Формулируют цель урока. Решение учебной задачи. | Устные ответы |
IV. Овладение новой учебной единицей 1. Выразительное чтение стихотворения. 2. Коллективное обсужде-ние услышанного. 3.Прослушивание аудио-записи стихотворения Да-вида Самойлова (Дави́д Самуи́ловичКа́уфман)«Сороковые». 4. Словарная работа (по стихотворению Давида Самойлова «Сороковые»). | Фронтальная беседа | Включает лирическую музыку Задаёт вопросы На протяжении всего творческого пути Давид Самойлов, с гордостью причислявший себя к фронтовому поколению, постоянно обращался а годам своей молодости, к теме войны.Это стихотворение – воспоминание. Поэт ведёт с читателем задушевный разговор о пережитом, гордится поколением юных защитников Родины, сумевших выстоять и победить! Включает аудиозапись со стихотворе-нием. Задаёт вопросы: - Как поэт рисует картины войны? -Найдите антитезу в стихотворении. что она выражает? Просит найти и обратить внимание на незнакомые слова в стихотворении: эшелон, полустанок, кисет, мундштук. Выясняют лексическое значение этих слов. | Ученица выразительно читает наизусть стихотворение Зосимы Мирошник «Минута молчания». (Сопровождается презентацией). Отвечают на вопросы Учащие слушают Учащиеся отвечают: -Создаётся впечатление, как будто бывший солдат листает альбом с фотографиями, а может страницы своей памяти. - «Война гуляет по России,/ А мы такие молодые!» Молодость противопоставляется войне. Война противоречит жизни, убивает её, калечит судьбы людей. Учащиеся отвечают и записывают ответы в тетрадях. Эшелон - временное формирование при перевозке войск по железной дороге. Полустанок - небольшая железнодорожная станция. Кисе́т- небольшой мешочек для хранения вещей, затягиваемый шнурком. Мундшту́к - узкая полая часть табачной трубки, которую берут в рот при курении. | Устные ответы Устные ответы и письменная работа |
V. Физ.минутка | | Проводит релаксационные упражнения: А сейчас мы с вами, дети, улетаем на ракете. На носки поднимись, а потом руки вниз. Раз, два, три, четыре – вот летит ракета ввысь! (1-2- стойка на носках, руки вверх, ладони образуют «купол ракеты»; 3-4- основная стойка.) | Выполняют упражнения. | Наблюдение |
VI. Первичное закрепление изученного материала.
Звучит песня «Журавли» в исполнении Марка Бернеса. | Закрепляющая беседа, фрон-тальная работа. | Просит выразительно прочитать стихотворение Марины Терентьевой «Письмо сыну с фронта». Вся страна переживала огромный патриотический подъём. Люди не жалели сил, отдавая всё победе. И музы не молчали! В 1965 г. Известный артист Марк Бернес прочитал стихотворение Расула Гамзатова, посвящённое двум погибшим на войне братьям. Начиналось оно: Мне кажется порою, что джигиты, С кровавых не пришедшие полей, В могилах братских не были зарыты, А превратились в белых журавлей… Стихотворение было сокращено и переработано. Как опытный и чуткий артист, Бернес почувствовал, что краткость песни усилит её эмоциональное воздействие. Затем он показал стихотворение «Журавли» композитору Яну Френкелю, попросил написать к нему музыку. Так родилась проникновенная песня. Песня «Журавли» принесла Расулу Гамзатову при жизни фантастическую популярность. Каждый год в День Победы она звучит как гимн всем ушедшим, не вернувшимся с войны. А сейчас я предлагаю сделать бумажного журавлика в память о тех, кто не вернулся и вероятно всего в семье каждого из Вас есть такие герои. Включает аудиозапись «Журавли» | Выразительно читают стихотворение Марины Терентьевой «Письмо сыну с фронта». Учащиеся слушают Делают бумажные журавлики Учащиеся слушают исполнение | Устные ответы |
VII. Закрепление изученного. | Фронтальная беседа. | 1. Почему поэзия оказалась необходима людям - и тем, кто был на фронте, и тем, кто работал в тылу? 2. Какими чувствами вы прониклись, слушая стихи поэтов-фронтовиков? 3. Как вы думаете, стихи, пришедшие из боя, остаются в строю? 4. Скажите пожалуйста, почему наш урок проходил под названием «Сороковые-роковые?» | Отвечают на вопросы. Высказывают свои мнения. | Устные ответы |
VIII. Рефлексия | Фронтальная работа | - Какую задачу ставили? - Удалось ли решить поставленную задачу? - Каким способом? - Какие получили результаты? | Высказывания учащихся. Отвечают на вопросы. Оценивают свое состояние. | Устные ответы |
IX. Подведение итогов Выявление качества и уровня овладения знаниями, их коррекция | Закрепляющая беседа Домашнее задание | Оценивает работу учащихся во время урока, комментирует оценки. Отмечает степень вовлечённости учащихся в работу на уроке. 1. Подготовить выразительное чтение стихотворения наизусть, посвящённое Великой Отечественной войне. 2. Подготовить рассказ о дедах и прадедах, участвовавших в ВОв. | Слушают учителя Записывают дом.задание. | Устные ответы Наблюдение |