Педагогические цели | Создать условия для освоения алгоритма решения системы уравнений способом подстановки; Формировать умение применять алгоритм решения уравнений способом подстановки | |
Планируемые результаты | |
Предметные : | Предметные: определить шаги алгоритма ,понимать и применять их при решении систем уравнений способом подстановки.; Личностные: формирование способности к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности; Коммуникативные: воспитание положительной мотивации к учению, культуры общения, умения работать индивидуально и коллективно Познавательные: умения ориентироваться в своей системе знаний, добывать новые знания, преобразовывать информацию из одной формы в другую | |
Структура и ход урока |
| Деятельность учителя | Деятельность учеников |
0рг. Момент | «Первое условие, которое надлежит выполнять в математике, - это быть точным, второе - быть ясным и, насколько можно, простым.» Лейбниц Именно под таким девизом мы будем работать сегодня на уроке. | |
Актуализация знаний | 1)Ответ на вопросы( слайд 2): -Что называется системой уравнений -Что называется решением системы уравнений - Что значит решить систему уравнений 2) устные упражнения (Слайд 3-5) 1. Выразите : а) х через у, х+3у = 5 б) х через у, 2х- 5у = 6 в) у через х , -4х + у = - 7 (слайд 3) 2.Является ли пара (2; 1)чисел решением системы уравнений 3х+5у=8 5х- 3у= 7 (слайд 4) 3.Решите уравнение: 1) - 2х+13= -7х+23 2) 1,5х+41= 0,5х+1 ( слайд 5) | Два линейных уравнения с двумя переменными записанных с помощью фигурной скобки Решением системы уравнений с двумя переменной называется пара значений переменных ,образующая ,каждое уравнение в верное равенство Это значит найти пару чисел являющуюся решением или доказать, что система не имеет решения. х = 5-3у 2х=6+5у у = 4х – 7 ![](https://fsd.multiurok.ru/html/2019/04/14/s_5cb39e1b295de/1139332_1.png) ![](https://fsd.multiurok.ru/html/2019/04/14/s_5cb39e1b295de/1139332_1.png) 3• 2 + 5• 1 =8 6+5= 8 11=8 5•2 -3•1 = 7 10 – 3 = 7 7=7 -2х +7х = 23-13 ; 5х= 10; х=2 1,5х – 0,5х = 1- 41 ; х = -40 |
Мотивация учебной деятельности | Учитель: Итак, наша тема урока связана с решением систем уравнений Работа в группах Решите графически систему уравнений 1 группа 3х + 2у = 5 3х + у = 4 2 группа х – у = - 2 3х + у = 7 3 группа 3х + у = 16 х + у = -12 | |
Проблема | В чем испытали трудности при графическом решении систем уравнений ? Рассмотрим решение в группах через веб- камеру Удобный ли этот способ решения систем уравнений Сегодня мы рассмотрим новый способ решения систем уравнений | - Получилось не точное значение -Графики не пересеклись один от группы рассказывает как решали нет |
Тема урока и цели урока | Тема урока: Решение систем уравнений: способ подстановки Цели урока: | - Знакомство с новым способом решения систем уравнений - Знакомство с алгоритмом решения способом подстановки - Применение алгоритма при решении уравнений |
Открытие новых знаний | В чем заключается решение систем уравнений способом подстановки? Выразим одну переменную через другую Подставим в другое уравнение Решаем получившееся уравнение Находим значение другой переменной | |
Пробное действие | Решим системы уравнений 2 и 3 группы способом подстановки и найдем точное решение системы Решите систему х – у = - 2 3х + у = 7 Ответ:( 1,25;3,25) А графическим способом у нас получилось (1,3; 3,4) 2) 3х + у = 16 х + у = -12 Итак решением нашей системы является пара чисел 14 и - 26 | Решим системы уравнений 2 и 3 группы способом подстановки и найдем точное решение системы х – у = - 2 3х + у = 7 Выразим из 1уравнения х через у получим систему х = у -2 3х+у =7 Подставим в другое уравнение вместо х , у-2 3( у-2) +у =7 Решаем получившееся уравнение 3у -6 +у = 7 4у= 13 у = 13:4 у= 3,25 Находим значение переменной х х = 3,25- 2 = 1,25 Ответ:( 1,25;3,25) А графическим способом у нас получилось (1,3; 3,4) 2) 3х + у = 16 х + у = -12 Выразим из 1уравнения у через х получим систему у = 16 – 3х х + у = -12 Подставим в другое уравнение вместоу ,16- 3х х + (16- 3х) = -12 Решаем получившееся уравнение х +16 – 3х = - 12 -2х = -28 х = 14 Находим значение переменной у у = 16 - 3• 14 = - 26 |
Пробное действие | Стр № 1069 (а,б) у доски с подробным комментированием. | ![](https://fsd.multiurok.ru/html/2019/04/14/s_5cb39e1b295de/1139332_14.png) а) у-2х = 1 у=2х + 1 6х- у = 7 6х-у = 7 6х-(2х +1) =7 6х-2х-1=7 4х=7+1 4х=8 х=2 у= 2•2+1= 5 Ответ (2;5) ![](https://fsd.multiurok.ru/html/2019/04/14/s_5cb39e1b295de/1139332_15.png) Б) 7х-3у=13 7х-3у=13 х – 2у= 5 х = 2у+5 7(2у+5) – 3у=13 14у+35-3у=13 11у =13-35 11у= -22 у=-2 х= 2•(-2) +5= 1 Ответ: ( 1; -2) |
Физкультминутка | Для снятия утомления с плечевого пояса и рук ( слайд 9) Сидя руки на поясе. Правую руку вперед, левую вверх. Переменить положение рук. Повторить 6-8 раз, затем расслаблено опустить вниз и потрясти кистями голову наклонить вперед. Темп средний Сидя, кисти тыльной стороной на поясе. Свести локти вперед, голову наклонить вперед, локти назад, прогнуться. Повторить 6-8 раз, затем руки вниз и потрясти расслаблено. Темп медленный Сидя, руки вверх. Сжать кисти в кулак, разжать кисти. Повторить 6-8 раз, затем руки расслаблено опустить вниз и потрясти кистями. Темп средний | Выполняют упражнения |
Самостоятельная работа (взаимопроверка ) | Вариант 1 Вариант 2 (слайд 10) ![](https://fsd.multiurok.ru/html/2019/04/14/s_5cb39e1b295de/1139332_18.png) х-2у = 5 у-2х = 1 7х-3у=13 6х-у = 7 | Проверка в парах ( слайд 11) Вариант1 х=5+2у 7х-3у=13 7(5+2у)-3у=13 35 + 14у – 3у =13 11у = 13- 35 11у = -22 у=-2, х=5 + 2∙(-2)= 1. Ответ: (1 ; -2) | Вариант 2 у=1+2х 6х-у=7 6х - (1+2х) = 7 6х - 1 – 2х= 7 6х – 2х = 7 + 1 4х = 8 х= 2 y = 1 +2 ∙ 2 = 5 Ответ (2; 5) |
|
Рефлексия | Какие знания освоил сегодня на уроке ? Достигли ли вы целей поставленных на уроке? Сможешь ли ты верно оценить свою работу и работу одноклассников? | |
Домашнее задание | П.43,№№ 1068(а), 1069(в,г), 1079(а) | |