СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка урока

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Разработка урока»

Тема: Почвы и урожай



Цели урока:

Образовательная: организовать деятельность учащихся по изучению и первичному закреплению понятий «механический состав почв», «структура почвы», почвенное плодородие, агротехнические мероприятия

Развивающая: развивать познавательную активность учащихся, совершенствовать умения использовать компьютерные технологии; развивать умение анализировать, сравнивать, делать выводы

Воспитательная: содействовать формированию нравственного отношения к земле родного края

Средства обучения: почвенная карта России, образцы почв, влажные салфетки, презентации, компьютер, проекционная аппаратура

Методическая задача урока: создать условия для проявления творческой активности учащихся через личностно-ориентированный подход
Ход урока:

№ п/п


деятельность учителя

ответственные

время

I. Организационный этап



II Актуализация знаний учащихся



Цель: подготовить учащихся к работе на уроке.




- Начнем урок с географической разминки.

1. Разгадайте ребус: (почва)

- Мы продолжаем изучать почвы России.


- Что бы вспомнить, основные термины и понятия, вы попробуете разгадать кроссворд по изученной теме.

- Работаем в парах!!!

Решение кроссвордов по теме «Почвы» - 10 минут.



- Какие основные понятия вы встретили в кроссворде? (гумус, почвообразование, выветривание, влажность)


- Почему эти понятия между собой тесно связаны?


- Можно ли утверждать, что жизнь человека напрямую зависит от почвы?

- Отгадаем второй ребус на доске!!! ( урожай)

Итак: определите тему нашего урока?

Тема урока: «Почвы и урожай»

- Существует ли связь между понятиями ПОЧВА и УРОЖАЙ??

- Определите цель урока:

1. узнать, как почвы влияют на урожайность




Учитель
учащиеся




1 мин
4 мин

III.Этап мотивации



















IV: Этап целеполагания

















V: Этап изучения нового материала



























- Подберите синоним к слову ПОЧВА? (ЗЕМЛЯ)


- Работа в парах: Каждой паре учеников придумать словосочетание со словом - Земля!!!


Проверка работы!!! Зачитывают вслух


Итак: Землей можно назвать нашу планету или сельскохозяйственные угодья.


- Как в русских народных сказках называют Землю? (Земля - матушка)


- Это отношение отражается в поговорках, пословицах, песнях.


- Вы можете назвать пословицы или поговорки о Земле.


- На парты раздать пословицы. Чтение вслух.


Пословицы о земле:


  1. Кто мать — сыру землю любит, тот голоден не будет.

  2. Земля заботу любит.

  3. Землю удобряй заранее.

  4. Без хозяина земля круглая сирота.

  5. Господь повелел от земли кормиться.

  6. Без труда нет плода.

  7. Чужой земли не хотим, и своей не отдадим.

  8. Земля кормит людей, как мать детей.


- Какая пословица в масштабах страны больше всего подходит к нашему времени.

  1. Без хозяина земля круглая сирота.

Итак: какой вывод можно сделать? (для человека земля важная составляющая

в жизни)


- Можете привести примеры профессий, кто связан с землей?

(агроном, животновод, комбайнер, земледелец, почвовед - КАРТИНКИ)

- Какую главную цель люди этих профессий преследуют в своей работе. (сохранение повенного слоя и получение высоких урожаев)

- Как они это делают?

- Работа в 3 группы:

1 группа: Причины потери плодородия почвы.

Особое свойство почвенного покрова – его плодородие, под которым понимается совокупность свойств почвы, обеспечивающих урожай сельскохозяйственных культур. Естественное плодородие почвы связано с запасом питательных веществ в ней и ее водным, воздушным и тепловым режимами.   Почва обеспечивает потребность растений в водном и азотном питании, являясь важнейшим агентом их фотосинтезирующей деятельности.

Основным органическим веществом, содержащим питательные вещества, является гумус. Подсчитано, что в условиях Центрально-Черноземной зоны каждый гектар пашни ежегодно теряет 0,5-1 тонну гумуса, а это составляет 0,2-0,5% его общего запаса в почве. Почти 120 лет назад основная часть земель Воронежской области содержала 7-10% гумуса, при этом на значительной площади количество его достигало 10-13%. Сейчас земель, содержащих 10-13% гумуса не осталось. Резко уменьшилась площадь почв, содержащих 7-10% гумуса, возросла площадь с содержанием гумуса 4-7% и появились почвы с 2-4% гумуса. Подсчитано, что почти каждый год в Центрально-Черноземной зоне потери питательных веществ, уносимых с полей, в 2 раза превышают количество минеральных удобрений, ежегодно вносимых хозяйствами.

Возделывание сельскохозяйственных культур сопровождается выносом элементов питания с урожаем и усилением минерализации гумуса за счет повышения количества

Воздуха и влаги в почве при интенсивных механических обработках. В результате происходят потери гумуса. Они особенно велики в условиях достаточного увлажнения и прогревания почвы, и меньше в сухой, недостаточно аэрируемой почве. Поэтому проблема бездефицитного и положительного баланса гумуса одна из самых важных.

  1. Назовите основные причины потери плодородия почвы?

  2. Как можно определить, что почва утратила

2 группа: Способы сохранения плодородия почв.

В настоящее время, одним из основных способов восполнения плодородных свойств почвы является внесение минеральных и органических удобрений.

Чтобы улучшить пищевой режим почв и растений, обеспечить бездефицитный баланс питательных веществ в почве, необходимо применять органические и минеральные удобрения.

Необходимый элемент системы удобрения – составление баланса питательных веществ. Подсчитывают, сколько вынесут планируемые урожаи азота, фосфора, калия, сколько питательных элементов будет восполнено заделкой навоза, сколько азота оставят в почве многолетние и однолетние бобовые, сколько потребуется минеральных удобрений.

Органические удобрения.

Особая роль принадлежит органическим удобрениям - навозу. Подстилочный навоз - самое ценное органическое удобрение. В среднем в тонне навоза содержится 0,5 % азота, 0,25 % фосфора, 0,6 % калия (на 1 тонну навоза при 75 % влажности). Кроме того, навоз содержит значительное количество микроэлементов: бор, марганец, цинк, молибден, кобальт и др. Вносить навоз следует в полу перепревшем состоянии в теплое время года, равномерно разбрасывая по поверхности поля. Доза навоза на паровых полях, по которым будут посеяны озимые 50-55 т/га, при внесении навоза под картофель, овощи или другие пропашные культуры, дозу увеличивают до 80 т/га.

Жидкий навоз, как и подстилочный, следует вносить в оптимальных дозах, равномерно распределяя его по поверхности почвы. Примерные дозы жидкого навоза под пропашные культуры составляют 40-90 т/га, зерновые 25-35 т/га.

Наиболее доступный способ пополнения объемов органических удобрений - запашка измельченной соломы. Зерновые, солома которых не используется на хозяйственные нужды, убирают комбайном с измельчителем. После уборки вносят разбросным способом по 10-15 килограммов азотных удобрений на тонну соломы и все это заделывают на глубину 8-12 см.

Минеральные удобрения.

Наряду с органическими, широко применяют и минеральные удобрения.

70-80 % минеральных удобрений следует вносить с осени под глубокую пахоту. Остальную часть удобрений вносят в виде подкормки и при посеве в рядки. Удобрения, как твердые, так и жидкие, вносят поверхностно разбросным способом, внутрипочвенно и опрыскиванием жидкими удобрениями (внекорневая подкормка). Равномерность внесения удобрений зависит от качества удобрений (сыпучесть, вязкость жидких), применяемых машин и их регулировки, поверхности почвы, погодных условий и др. В последние годы все шире получает распространение локальное внесение удобрений, т.е. размещение удобрений в зоне распространения корневой системы растений. Эффективность локального внесения удобрений в 2-5 раз выше разбросного.



  1. Какими способами можно сохранить плодородие почвы?

  2. Какие удобрения относятся к органическим?

  3. Какие удобрения относятся к минеральным?

  4. Какие виды удобрений вы используете на своем земельном участке?

3 группа: Механическая обработка почвы:

Обработка почвы является важнейшим агротехническим мероприятием, способствующим повышению урожайности культурных растений. В результате обработки почвы происходит уничтожение сорняков, создаются водный, воздушный, питательный и тепловой режимы для корней растений, а также для микроорганизмов почвы.

Наиболее важными способами основной обработки почвы являются вспашка, плоскорезная обработка почвы и фрезерование почвы.

Вспашка — это основной прием обработки почвы. При этом происходит рыхление пласта почвы на глубину 20-25 см. Обычно вспашку производят плугом с предплужником. Предплужник способен срезать лишь поверхностный слой почвы около 10-12 см толщиной.

Плоскорезную обработку почвы осуществляют с помощью специальных плоскорезов, при этом остается нетронутой значительная часть стерни (стерня — срезанные стебли злаков, оставшиеся на корню после жатвы). Зимой стерня задерживает снег, снижает скорость ветра в приземном слое и тем самым предохраняет почву от выдувания и повышает в ней запасы продуктивной влаги.

Фрезерование — обработка почвы с применением вращающихся фрез на глубину до 20 см, что позволяет тщательно перемешивать и измельчать как верхний плодородный слой почвы, так и более глубинные бесполезные слои. Обычно его применяют на подзолистых и серых лесных почвах для более интенсивного их окультуривания.

Существуют также способы поверхностной обработки почвы: лущение, культивация, боронование и прикатывание.

Лущение почвы проводят на глубину — 6-16 см, при этом подрезают стерню и сорняки, а также крошат и частично оборачивают почву. Иногда применяют лущение на уже вспаханных участках с целью сохранения влаги. Для лущения используют лемешные или дисковые лущильники.

Культивация — это рыхление почвы на глубину от 5 до 10 см без оборачивания верхнего слоя. С помощью культивации подрезают сорняки, обрабатывают пропашные культуры, а также готовят почву к посеву. Культивацию проводят с использованием культиваторов или окучников.

Боронование — рыхление почвы боронами конструкции на глубину от 2 до 8 см. Боронование применяют для обработки почвы после дождей или зимы с целью перемешивания и выравнивания поверхности почвы с частичным уничтожением сорняков.

Прикатывание — способ уплотнения почвы, например, после вспашки, осуществленной в сухую погоду. Прикатывание позволяет разбить глыбистые части почвы. Для этого используют различные катки.

Сочетание различных приемов и способов обработки почвы создает систему обработки почвы под яровые, озимые культуры.

Существуют основная (зяблевая), весенняя предпосевная и послепосевная обработки почвы. Зяблевую обработку проводят осенью после сбора урожая и осеннего лущения стерни.

Проверка выполнения работы!!! Отчеты групп.

ВЫВОД: Урожай сельскохозяйственных культур зависит от плодородия.


- Которое зависти от внесения органических и минеральных удобрений и правильной механической обработки.




Учитель
Учащиеся


Учитель совместно с учащимися




1 мин

2 мин


VI :Закрепление новых знаний и способов действий


- Как поддержать плодородие почв?


-Только ли количеством перегноя оценивается плодородие почвы, ее урожайность?

Верны ли утверждения:

  1. Механический состав оказывает влияние на содержание в почве влаги и воздуха.

  2. Чем меньше в почве перегноя, тем она плодороднее.

3. Структура почвы это способность частиц объединяться в комочки.


- Вам дали участок земли под огород. Что нужно сделать, чтобы получился хороший, богатый урожай?





9 минут


IX Рефлексия

1. Вспомните тему и цели урока?

2. Как вы считаете, мы их достигли?

3. Теперь, я знаю, что…-

4. Я запомнил(а)-

5. Мне понравилось…………..

6. Было трудно…




2 мин


VIII Итог урока Оценивание учащихся с комментарием



VI Инструктаж о домашнем задании.

Домашнее задание по выбору параграф 20











Причины потери плодородия почвы.

Особое свойство почвенного покрова – его плодородие, под которым понимается совокупность свойств почвы, обеспечивающих урожай сельскохозяйственных культур. Естественное плодородие почвы связано с запасом питательных веществ в ней и ее водным, воздушным и тепловым режимами.   Почва обеспечивает потребность растений в водном и азотном питании, являясь важнейшим агентом их фотосинтезирующей деятельности.

Основным органическим веществом, содержащим питательные вещества, является гумус.Подсчитано, что в условиях Центрально-Черноземной зоны каждый гектар пашни ежегодно теряет 0,5-1 тонну гумуса, а это составляет 0,2-0,5% его общего запаса в почве. Почти 120 лет назад основная часть земель Воронежской области содержала 7-10% гумуса, при этом на значительной площади количество его достигало 10-13%. Сейчас земель, содержащих 10-13% гумуса не осталось. Резко уменьшилась площадь почв, содержащих 7-10% гумуса, возросла площадь с содержанием гумуса 4-7% и появились почвы с 2-4% гумуса. Подсчитано, что почти каждый год в Центрально-Черноземной зоне потери питательных веществ, уносимых с полей, в 2 раза превышают количество минеральных удобрений, ежегодно вносимых хозяйствами [Лопырев М.И.,1999. с.3].

Возделывание сельскохозяйственных культур сопровождается выносом элементов питания с урожаем и усилением минерализации гумуса за счет повышения аэрации при интенсивных механических обработках. В результате происходят потери гумуса. Они особенно велики в условиях достаточного увлажнения и прогревания почвы, и меньше в сухой, недостаточно аэрируемой почве. Поэтому проблема бездефицитного и положительного баланса гумуса одна из самых важных.





Способы сохранения плодородия почв.

В настоящее время, одним из основных способов восполнения плодородных свойств почвы является внесение минеральных и органических удобрений.

Чтобы улучшить пищевой режим почв и растений, обеспечить бездефицитный баланс питательных веществ в почве, необходимо применять органические и минеральные удобрения.

Необходимый элемент системы удобрения – составление баланса питательных веществ. Подсчитывают, сколько вынесут планируемые урожаи азота, фосфора, калия, сколько питательных элементов будет восполнено заделкой навоза, сколько азота оставят в почве многолетние и однолетние бобовые, сколько потребуется минеральных удобрений.

Органические удобрения.

Особая роль принадлежит органическим удобрениям - навозу. Подстилочный навоз - самое ценное органическое удобрение. В среднем в тонне навоза содержится 0,5 % азота, 0,25 % фосфора, 0,6 % калия (на 1 тонну навоза при 75 % влажности). Кроме того, навоз содержит значительное количество микроэлементов: бор, марганец, цинк, молибден, кобальт и др. Вносить навоз следует в полу перепревшем состоянии в теплое время года, равномерно разбрасывая по поверхности поля. Доза навоза на паровых полях, по которым будут посеяны озимые 50-55 т/га, при внесении навоза под картофель, овощи или другие пропашные культуры, дозу увеличивают до 80 т/га.

Жидкий навоз, как и подстилочный, следует вносить в оптимальных дозах, равномерно распределяя его по поверхности почвы. Примерные дозы жидкого навоза под пропашные культуры составляют 40-90 т/га, зерновые 25-35 т/га.

Наиболее доступный способ пополнения объемов органических удобрений - запашка измельченной соломы. Зерновые, солома которых не используется на хозяйственные нужды, убирают комбайном с измельчителем. После уборки вносят разбросным способом по 10-15 килограммов азотных удобрений на тонну соломы и все это заделывают на глубину 8-12 см.

Минеральные удобрения.

Наряду с органическими, широко применяют и минеральные удобрения.

70-80 % минеральных удобрений следует вносить с осени под глубокую пахоту. Остальную часть удобрений вносят в виде подкормки и при посеве в рядки. Удобрения, как твердые, так и жидкие, вносят поверхностно разбросным способом, внутрипочвенно и опрыскиванием жидкими удобрениями (внекорневая подкормка). Равномерность внесения удобрений зависит от качества удобрений (сыпучесть, вязкость жидких), применяемых машин и их регулировки, поверхности почвы, погодных условий и др. В последние годы все шире получает распространение локальное внесение удобрений, т.е. размещение удобрений в зоне распространения корневой системы растений. Эффективность локального внесения удобрений в 2-5 раз выше разбросного.

  1. Какими способами можно сохранить плодородие почвы?

  2. Какие удобрения относятся к органическим?

  3. Какие удобрения относятся к минеральным?

  4. Какие виды удобрений вы используете на своем земельном участке?



Механическая обработка почвы:

Обработка почвы является важнейшим агротехническим мероприятием, способствующим повышению урожайности культурных растений. В результате обработки почвы происходит уничтожение сорняков, создаются водный, воздушный, питательный и тепловой режимы для корней растений, а также для микроорганизмов почвы.

Наиболее важными способами основной обработки почвы являются вспашка, плоскорезная обработка почвы и фрезерование почвы.

Вспашка — это основной прием обработки почвы. При этом происходит рыхление пласта почвы на глубину 20-25 см. Обычно вспашку производят плугом с предплужником. Предплужник способен срезать лишь поверхностный слой почвы около 10-12 см толщиной.

Плоскорезную обработку почвы осуществляют с помощью специальных плоскорезов, при этом остается нетронутой значительная часть стерни (стерня — срезанные стебли злаков, оставшиеся на корню после жатвы). Зимой стерня задерживает снег, снижает скорость ветра в приземном слое и тем самым предохраняет почву от выдувания и повышает в ней запасы продуктивной влаги.

Фрезерование — обработка почвы с применением вращающихся фрез на глубину до 20 см, что позволяет тщательно перемешивать и измельчать как верхний плодородный слой почвы, так и более глубинные бесполезные слои. Обычно его применяют на подзолистых и серых лесных почвах для более интенсивного их окультуривания.

Существуют также способы поверхностной обработки почвы: лущение, культивация, боронование и прикатывание.

Лущение почвы проводят на глубину — 6-16 см, при этом подрезают стерню и сорняки, а также крошат и частично оборачивают почву. Иногда применяют лущение на уже вспаханных участках с целью сохранения влаги. Для лущения используют лемешные или дисковые лущильники.

Культивация — это рыхление почвы на глубину от 5 до 10 см без оборачивания верхнего слоя. С помощью культивации подрезают сорняки, обрабатывают пропашные культуры, а также готовят почву к посеву. Культивацию проводят с использованием культиваторов или окучников.

Боронование — рыхление почвы боронами конструкции на глубину от 2 до 8 см. Боронование применяют для обработки почвы после дождей или зимы с целью перемешивания и выравнивания поверхности почвы с частичным уничтожением сорняков.

Прикатывание — способ уплотнения почвы, например, после вспашки, осуществленной в сухую погоду. Прикатывание позволяет разбить глыбистые части почвы. Для этого используют различные катки.

Сочетание различных приемов и способов обработки почвы создает систему обработки почвы под яровые, озимые культуры.

Существуют основная (зяблевая), весенняя предпосевная и послепосевная обработки почвы. Зяблевую обработку проводят осенью после сбора урожая и осеннего лущения стерни.







Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!