СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка урока биологии в 5 классе на тему "Водоросли.Значение водорослей в природе и жизни человека"

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка урока биологии по теме "Водоросли". Пасечник В.В. 5 класс 

Просмотр содержимого документа
«водоросли»

4



Тема урока:   Водоросли.

Тип урока: урок открытия нового знания (ОНЗ)

Цель урока:  сформировать представление о водорослях как о низших растениях, научить отличать водоросли от других растений

Используемое оборудование и материалы:

1.Мультмедийный проектор

2.Презентация «Водоросли»

Ход урока

    1. Мотивация учебной деятельности учащихся.

Ребята, сегодня мы вместе отправимся в путешествие. Куда, вы мне сейчас скажете сами.

Прослушайте загадки и подумайте, о чём мы сегодня будем говорить.

1.Есть змеи стометровые,
Зеленые, лиловые,
Есть бурые, бордовые.
А капитану в море,
От них большое горе.


2.Нет красивее чудес!
Это настоящий лес!
Только вырос он тайком
Под водой на дне морском.



Как вы, думаете, о чем мы с вами будем сегодня говорить? (о водорослях)

Правильно, сегодня на уроке мы познакомимся с водорослями.

А зачем нам нужны знания о водорослях? Что мы хотим узнать о водорослях? (Где они встречаются (среда обитания ); Зачем нужны водоросли (Определим значение водорослей в природе и жизни человека).

2. Актуализация знаний.

Итак, мы сегодня будем говорить о водорослях. Водоросли изучает раздел биологии ботаника.

Вспомните, какие живые организмы изучает ботаника? (Ботаника – наука о растениях, их строении, жизнедеятельности, условиях обитания.)

Почему растения выделили в самостоятельное царство? Какие признаки присущи растениям? (Растения выделены в отдельное царство, так как они в процессе фотосинтеза способны образовывать органические вещества из неорганических.)

Мы с вами говорили, что растения делятся на две большие группы – высшие и низшие растения. Чем отличаются эти группы? (у высших растений, в отличие от низших, тело разделено на органы (стебель, корень, листья).

Скажите, водоросли это растения? А если это растения, то какие высшие или низшие? (учащиеся испытывают трудности.)

3. Выявление причины затруднения и постановка цели.

Что нужно знать, чтобы доказать, что водоросли это растения? (Могут ли они образовать органические вещества? Есть ли в их клетках зелёный краситель- хлорофилл?)

Какие знания необходимы, чтобы понять водоросли высшие или низшие растения? (Есть у них органы или нет?)

Итак, какова цель сегодняшнего урока? (Доказать что водоросли - это растения. Определить, водоросли высшие или низшие растения.)

Чтобы ответить на эти вопросы, что вы должны узнать? (Где обитают водоросли? Какое имеют строение? Какие виды водорослей встречаются в природе? сколько их? Зачем нужны водоросли)

Строение водорослей.

Водоросли это живые организмы?

А если они живые, из каких «кирпичиков» все они состоят? (из клеток)

Строение клетки водорослей.

Клетки водорослей по строению напоминают клетку наземных растений. Вспомните, какие органоиды растительной клетки вы знаете?

( Ядро, цитоплазма, оболочка, вакуоль, хлоропласты.)

Найдём эти органоиды в клетках водорослей.

Задание .Запишите основные органоиды клеток водорослей в рабочей тетради



Сверху клетки водорослей покрыты клеточной оболочкой, богатой целлюлозой и пектиновыми веществами.

Центр клетки - ядро. Водоросли содержат хлорофилл, содержащийся в хроматофорах различного строения - грушевидного, спиралевидного (спирогира) и т.д.

Помимо хлорофилла - зеленого пигмента, в клетках водорослей могут содержаться красные и желтые пигменты.

Есть так же вакуоли и цитоплазма.


Делают вывод: В состав клетки входят: ядро, хроматофор, цитоплазма, оболочка. У некоторых представителей могут присутствовать жгутики и глазок.

Скажите, пожалуйста, почему водоросли отнесены к царству растения? (В составе их клеток есть зелёный пигмент, значит, они могут образовывать органические вещества.


Внешнее строение.

Водоросли произошли от различных предков. Ботаники насчитывают 30 тыс. видов водорослей – от одноклеточных организмов до гигантов длинной в десятки метров. Рассмотрите слайд, сделайте вывод о внешнем строении водорослей.

Как называется тело водоросли?( талом или слоевище) Разделено ли оно на органы? (нет).

Общие признаки водорослей: тело – талом или слоевище, не разделено на органы, следовательно, у них нет листьев, стебля, корней. Тело некоторых водорослей напоминает тело наземных растений, с листьями и стеблем, но на самом деле это разветвления слоевища. У водорослей, живущих на дне водоемов, тело крепится к дну ризоидами.


Можем ли мы ответить на вопрос, водоросли это высшие или низшие растения? (Да. Водоросли состоят из слоевища и ризоидов. Они не имеют корней, ни стеблей, ни листьев, следовательно, водоросли – низшие растения.)

Разделение водорослей на группы в основном совпадает с характером их окраски, что, в свою очередь, связано с набором пигментов, а также основано на общих особенностях строения. Мы выделим 3 группы: зеленые, бурые, красные.


Значение водорослей.


Источник питательных веществ, для человека и животных,

Образуют органические вещества и кислород в толще воды.

Используются для получения удобрений, БАДов,

Как индикаторы состояния водоемов, биотопливо, для очистки водоемов.

Вызывают цветение водоемов

Среда обитания для других животных


Водоросли играют важную роль в природе и жизни человека. Наличие водорослей – необходимое условие для нормальной жизни водоемов.



Водоросли относят к низшим растениям, так как они ни имеют органов стеблей, корней, листьев. Окраску листьям придают хроматофоры, зелёную окраску придаёт хлорофилл, благодаря которому зелёные водоросли способны осуществить процесс фотосинтеза, характерный для растений. Некоторые водоросли, несмотря на своё название, обитают не только в пресной и солёной воде но и на сырых участках почвы, коре деревьев, переживая засуху в состоянии покоя.

Домашнее задание

1.Обязательное: познакомиться с содержанием параграфа 18 учебника

2. По желанию: подготовить сообщения об интересных представителях водорослей. (О кровавом снеге, о водоросли – космонавте, о морской капусте, о том, почему назвали море Саргассово и другие)






Просмотр содержимого презентации
«водоросли»

Водоросли

Водоросли

Одноклеточные водоросли

Одноклеточные водоросли

«Цветущая» вода

«Цветущая» вода

Хлорелла

Хлорелла

Многоклеточные водоросли

Многоклеточные водоросли

Слоевище Ризоиды

Слоевище

Ризоиды

Улотрикс

Улотрикс

Спирогиры

Спирогиры

Ульва (морской салат)

Ульва (морской салат)

Харовые водоросли Нителла (блестянка гибкая)

Харовые водоросли

Нителла (блестянка гибкая)

Значение водорослей  Источник питательных веществ, для человека и животных,  Образуют органические вещества и кислород в толще воды.  Используются для получения удобрений, БАДов,  Как индикаторы состояния водоемов, биотопливо, для очистки водоемов.  Вызывают цветение водоемов  Среда обитания для других животных

Значение водорослей

  • Источник питательных веществ, для человека и животных,
  • Образуют органические вещества и кислород в толще воды.
  • Используются для получения удобрений, БАДов,
  • Как индикаторы состояния водоемов, биотопливо, для очистки водоемов.
  • Вызывают цветение водоемов
  • Среда обитания для других животных

Домашнее задание   1.Обязательное: познакомиться с содержанием параграфа 18 учебника 2. По желанию: подготовить сообщения об интересных представителях водорослей. (О кровавом снеге, о водоросли – космонавте, о морской капусте, о том, почему назвали море Саргассово и другие)

Домашнее задание

  • 1.Обязательное: познакомиться с содержанием параграфа 18 учебника
  • 2. По желанию: подготовить сообщения об интересных представителях водорослей. (О кровавом снеге, о водоросли – космонавте, о морской капусте, о том, почему назвали море Саргассово и другие)


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!