СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка урока биологии в 7 классе по теме «Класс Земноводные. Местообитания, особенности внешнего строения, скелета и мускулатуры земноводных».

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель урока: изучить строение, значение и многообразие земноводных на примере лягушки.

Задачи:

образовательные: сформировать знания об особенностях строения земноводных на примере лягушки в связи с наземно-воздушной средой обитания; о многообразии, значении в природе и жизни человека; охране Земноводных; познакомить с редкими и исчезающими видами земноводных;

 

 развивающие: развивать умение работать с учебником и дополнительной литературой; выделять главное в изучаемом материале, делать выводы; развивать навыки коммуникативного общения, развивать познавательный интерес к предмету, расширять кругозор;

воспитательные: организовать совместную деятельность учащихся через вовлечение в процесс поиска информации при работе с дополнительной литературой; формирование единой картины мира; воспитание убеждения в необходимости бережного отношения к земноводным, в связи с их важным практическим значением.

 

Тип урока: урок изучения нового материала и первичного закрепления.

Методы обучения: частично – поисковый.

Формы организации познавательной деятельности: фронтальная, групповая.

Оборудование: ноутбук, скелет лягушки,  звукозапись "Голоса земноводных", компьютерная презентация о земноводных, учебник и листки с дополнительной литературой.

Просмотр содержимого документа
«Разработка урока биологии в 7 классе по теме «Класс Земноводные. Местообитания, особенности внешнего строения, скелета и мускулатуры земноводных».»

Разработка урока биологии в 7 классе по теме «Класс Земноводные. Местообитания, особенности внешнего строения, скелета и мускулатуры земноводных».

«Лягушкам только образования не хватает,
а так они на все способны» 
М.Твен.

Цель урока: изучить строение, значение и многообразие земноводных на примере лягушки.

Задачи:

образовательные: сформировать знания об особенностях строения земноводных на примере лягушки в связи с наземно-воздушной средой обитания; о многообразии, значении в природе и жизни человека; охране Земноводных; познакомить с редкими и исчезающими видами земноводных;


развивающие: развивать умение работать с учебником и дополнительной литературой; выделять главное в изучаемом материале, делать выводы; развивать навыки коммуникативного общения, развивать познавательный интерес к предмету, расширять кругозор;

воспитательные: организовать совместную деятельность учащихся через вовлечение в процесс поиска информации при работе с дополнительной литературой; формирование единой картины мира; воспитание убеждения в необходимости бережного отношения к земноводным, в связи с их важным практическим значением.



Тип урока: урок изучения нового материала и первичного закрепления.

Методы обучения: частично – поисковый.

Формы организации познавательной деятельности: фронтальная, групповая.

Оборудование: ноутбук, скелет лягушки, звукозапись "Голоса земноводных", компьютерная презентация о земноводных, учебник и листки с дополнительной литературой.






ХОД УРОКА:

1. Организационный момент.

Учитель. Здравствуйте, ребята!

Пусть этот урок принесет радость общения, и наполнить душу прекрасными чувствами. Готовы к уроку? Тогда вперед!

План урока.

  1. мозговой штурм

  2. работа по группам

  3. физкультминутка

  4. работа с текстом

  5. синквейн

2.Этап вызова. Мы с вами сейчас устроим мозговой штурм. Я задаю вам вопрос, а вы быстро генерируете идеи. И в конце мы с вами выберем более рациональную идею.

Что произойдет, если на Земле исчезнут все растения?

Что произойдет, если исчезнут все животные?

3. Этап осмысления.

А. Мотивация. А сейчас, ребята, вы мне поможете определить тему нашего урока (Звучат голоса земноводных). 
Вы узнаете эти голоса? Кому они принадлежат? (лягушкам, а они являются яркими представителями касса Земноводные). (1 слайд)

Тема нашего урока «Земноводные» – это значит живущие в воде и на земле. Название Земноводные – русское, а название научное – «Амфибии», что значит двойная жизнь. Как вы думаете, на какие вопросы мы будем отвечать на сегодняшнем уроке? Что нам предстоит изучить? Какова же цель урока? (Учащиеся самостоятельно определяют цель).

Ответы:

  1. Как они могут жить и в воде и на суше?

  2. Какие представители входят в данный класс?

  3. Особенности строения этих животных?

Сообщение целей урока. (3 слайд)



- Откроем тетради, запишем число и тему урока

Б. Этап получения новых знаний.

Земноводные – первые наземные позвоночные, и приспосабливаться им пришлось ко многому.  Земноводные произошли от древних кистепёрых рыб около 350 млн. лет назад. Это наиболее просто организованные наземные позвоночные животные. У большинства из них сохраняется постоянная связь с водной средой, и они могут жить как в воде, так и на суше. Класс земноводных насчитывает около 4500 видов. Внешний вид их разнообразен. 

Представьте себе, что вы молодые ученые и вам выпала возможность попробовать себя в роли научных работников и участвовать в мини-викторине. Наша викторина посвящена знакомству с классом Земноводные.

И участвуют морфологи, анатомы, экологи, зоологи, физиологи и ученые-систематики. Работаем по группам, на столах у каждой группы задании и дополнительные материалы. Вам надо ответить на вопросы и заполнить опорные конспекты используя текст учебника и дополнительные материалы на листочках. А выступать будет 1 участник с группы.

Задания.(слайд 4) 1. Ученые – систематики.

  1. На какие отряды делятся Земноводные?

  2. Перечислите по 3 представителя с каждого отряда.

2. Экологи-1.

  1. В каких местах чаще всего встречаются земноводные?

  2. В какое время года они наиболее активны?

  3. Морфологи.


  1. Определить особенности внешнего строения земноводных в связи со средой обитания.

  2. Перечислить черты приспособления к наземной и водной среде.


  1. Анатомы.



  1. Выяснить, какие особенности строения скелета и мускулатуры появились у лягушки в связи с переходом к наземному образу жизни.






  1. Физиологи.



  1. Напишите краткую характеристику дыхательной и кровеносной системы земноводных.

  1. Зоологи.



  1. Значение Земноводных.



  1. Экологи - 2.

  1. Какие земноводные нашей республики занесены в Красную книгу?

  2. Перечислите меры по защите земноводных.



Ребята, на этом выступлении закончились. Все хорошо выступили, молодцы! А теперь давайте обобщим, что мы узнали.

В. Закрепление знаний.

Обратите внимание на слайд. Вставьте пропущенные слова и прочтите предложения.


Земноводные — это ... животные, жизнь которых связана как с ..., так и с.... На голове ее заметны два выпученных глаза, защищенные ... . Кожа у лягушки, как у всех земноводных ..., всегда влажная благодаря жидким слизистым выделениям кожных .... Земноводные с ... температурой тела. Органами дыхания служат ... и .... В воде лягушки плавают. Лягушачий стиль плавания называется брассом. Одним из приспособлений к плаванию является... между пальцами стопы.

Физкультминутка

Г. Рефлексия.

Синквейн.

Правила составления синквейна:

1 строка – одно слово, обычно существительное, отражающее  главную идею;

2 строка – два слова, прилагательные, описывающие основную мысль;

3 строка – три слова, глаголы, описывающие действия в  рамках темы;

4 строка - фраза из нескольких слов, выражающая отношение к теме;

5 строка – одно слово (ассоциация, синоним к теме, обычно существительное, допускается описательный оборот, эмоциональное отношение к теме).



(Жизнь. 
Морская, Земная. 
Радует, изменяется, продолжается. 
Прекрасна, многообразна, красочна, любима. 
Свет.- мой пример)



Заключение урока.

Если посадить лягушку в таз с горячей водой, она мигом оттуда выпрыгнет. Но если посадить в холодную воду и медленно нагревать, то лягушка сварится, даже не осознав этого.  Экологи предупреждают нас об опасности незаметного накопления отрицательных последствий в результате постепенного отравления окружающей среды. Помните, творения природы так удивительно хрупки, и оттого, насколько разумно и бережно мы будем сегодня к ним относиться, зависит не только развитие мысли человека, но и самой жизни. 
Подведение итогов. Выставление оценок.

Домашнее задание. 

1уровень -  прочитать §34, ответить на вопросы.

2 уровень – подумать над   вопросом:

Почему Земноводные более совершенны, чем рыбы??

















Приложение.

Ученые – систематики.

Задание. Используя материал учебника(§34) и дополнительный материал на листочках ответить на вопросы и заполнить схему.

  1. На какие отряды делятся Земноводные?

  2. Перечислите по 3 представителя с каждого отряда.









Экологи – 1.

Задание. Используя материал учебника(§34) и дополнительный материал (на листочках) ответить на вопросы и заполнить схему.

  1. В каких местах чаще всего встречаются земноводные?

  2. В какое время года они наиболее активны?







Земноводные обитают: ___________________________________________

___________________________________________

___________________________________________

___________________________________________

___________________________________________

Земноводные наиболее активны____________________________________











Морфологи.

Задание. Используя материал учебника(§34) и дополнительный материал (на листочках) ответить на вопросы и заполнить схему.

  1. Определить особенности внешнего строения земноводных в связи со средой обитания.

  2. Перечислить черты приспособления к наземной и водной среде.

Приспособленность к жизни

Приспособленность к жизни





На суше в воде



___________________ __________________

___________________ ___________________

___________________ _____________________

____________________ _____________________

____________________ _____________________

_____________________ _______________________









Анатомы.

Задание. Используя материал учебника(§34) и дополнительный материал (на листочках) ответить на вопросы и заполнить схему.

  1. Выяснить, какие особенности строения скелета и мускулатуры появились у лягушки в связи с переходом к наземному образу жизни. (отделы позвоночника, конечности)



Особенности скелета:___________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
















Экологи – 2.

Задание. Используя материал учебника(§34) и дополнительный материал (на листочках) ответить на вопросы и заполнить схему.

  1. Какие земноводные нашей республики занесены в Красную книгу?

  2. Перечислите меры по защите земноводных.

В Красную книгу Республики Татарстан занесены следующие виды земноводных:













Меры по защите земноводных:


























Зоологи.

Задание. Используя материал учебника(§34) и дополнительный материал (на листочках) ответить на вопросы и заполнить схему.

  1. Значение земноводных.

Ответы:

1.



2.

3.



4.



5.



6.



7.













Физиологи.

Задание. Используя материал учебника(§34) и дополнительный материал (на листочках) ответить на вопросы и заполнить схему.

  1. Напишите краткую характеристику дыхательной и кровеносной системы земноводных.

Кровеносная система _______________ типа.

(замкнутого или незамкнутого).

Сердце ___хкамерное.









Органы дыхания


















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!