СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка урока биологии, 7 класс, с применением ЭОР (электронно-образовательных ресурсов)

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Разработка урока биологии, 7 класс, с применением ЭОР (электронно-образовательных ресурсов)»

МКОУ Куртамышского района «Куртамышская средняя общеобразовательная школа №1» Разработка урока биологии, 7 класс, с применением ЭОР (электронно-образовательных ресурсов) Разработала: Лешукова Любовь Анатольевна, учитель биологии, высшая квалификационная категория


Тема

 Класс Земноводные, особенности строения и жизнедеятельности

Цель

Задачи

-сформировать у учащихся представления об особенностях внешнего строения, скелета и мускулатуры земноводных в связи с их средой обитания и образом жизни.

• изучать особенности происхождения, внешнего строения и строения скелета, земноводных на примере лягушки;

• развивать навыки сравнительно-аналитической мыслительной деятельности

• содействовать овладению методами научного исследования: сравнения, описания, обобщения, анализа и синтеза.

• способствовать экологическому и нравственному воспитанию на примере показа значения земноводных в природе и необходимости бережного, гуманного отношения к ним

• воспитывать коммуникативные качества, навыки взаимопомощи.

-продолжить формирование навыков по работе с Интернет-ресурсами.


Основное содержание темы, термины и понятия

Содержание темы включает: изучение общей характеристики класса земноводные. Исследование их внешнего строения, скелета и мускулатуры земноводных, происхождения, специфических черт, сходство и отличие от других живых организмов.

Понятия: амфибии (земноводные), среднее ухо, коракоиды, резонаторы.

Планируемый результат


Личностные умения


- развитие познавательных потребностей на основе интереса к изучению жизнедея­тельности животных;

- формирование ценностно-смыс­ловые установок по отношению к животному миру, осознание необходимости бережного отноше­ния к животным и их охраны.

Метапредметные умения

Познавательные:

- умение осваивать основы иссле­довательской деятельности,

- умение структурировать материал, работать с различными источниками информации, включая электронные;

- умение наблюдать за жизнедеятельностью растений;

- умение находить информацию о про­цессах жизнедеятельности растений в учебнике, научно- популярной литературе, биологических словарях и спра­вочниках, интернете и интерпретировать её.

Регулятивные:

- умение выполнять учебное задание в соответствии с целью;

- умение соотносить учебные действия с известными правилами;

- умение выполнять учебное действие в соответствии с планом.

Коммуникативные:

- умение адекватно использовать речевые средства для аргументации своей позиции;

- умение сравнивать различные точки зрения и находить общее решение;

- умение работать совместно в атмосфере сотрудничества.


Предметные умения

- умение характеризовать особенности строения и жизнедеятельности земноводных;

- умение сравнивать (сходства и отличия) земноводных с другими животными;


Организация образовательного пространства

Межпредметные связи

Ресурсы

Формы работы

Экология, литература, география, информатика

5 компьютеров, для 5 групп обучающихся, мультимедийный проектор, учебник, презентация (Приложение 1) “Строение земноводных”; презентация (приложение 2) “Презентация для групп” (избыточная презентация); ватман, фломастеры. выход в ресурсы сети Интернет на сайт «Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов» http://schoolcollection.edu.ru. Федерального центра информационно-образовательных ресурсов (http://fcior.edu.ru/). Карточки с заданиями группам.

  • http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/9eb6105d-6d65-4b25-aa88-fc48b2d914ed/%5BBIO7_09-36%5D_%5BPT_01%5D.html

  • http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/c4e8e0b1-0a01-022a-009b-2f35b8e28d10/%5BBIO7_09-36%5D_%5BIM_02%5D.swf

  • http://fcior.edu.ru/card/709/mesta-obitaniya-i-vneshnee-stroenie-zemnovodnyh-vnutrennee-stroenie-zemnovodnyh-na-primere-lyagushki.html



фронтальная -

индивидуальная –

в группе -


ТЕХНОЛОГИЯ ИЗУЧЕНИЯ ТЕМЫ

I этап. Самоопределение к деятельности (целеполагание)

Цели деятельности

Ситуативное задание

Планируемый результат


- мотивировать учащихся к учебной деятельности









-актуализировать имеющиеся знания о процессе дыхания

Вступительное слово.

Перед изучением новой темы хочу привести слова Винсона Брауна о том, что накопление знаний подобно росту дерева. Постепенно на нем появляются все новые и новые ветви, увеличивается толщина ствола, и я надеюсь, что на этом уроке мощный ствол биологических знаний каждого из учеников прирастет новой веточкой знаний, об удивительных животных которых мы изучим сегодня.

 Сегодня мы приступаем к изучению нового класса позвоночных животных. Но какого? Я специально не записала тему нашего урока на доске. Вы сами, с помощью моих подсказок должны угадать, о ком пойдет речь.

Итак, подсказка первая – эту группу животных считают переходной формой от водных животных к наземным.

Подсказка вторая – эти животные имеют огромное значение в природе и жизни человека: являются пищей для некоторых видов птиц, млекопитающих, слизь кожных выделений содержит ядовитые вещества, которые у некоторых видов могут быть смертельно опасны для других организмов.

Третья подсказка – многих представителей держат в аквариумах и террариумах – для красоты, а также служат объектом для науки, классическим подопытным животным, им построено 2 памятника.

           Итак, речь действительно пойдет сегодня о земноводных. (слайд №1)

Это необычные животные. В чем же их необычность? Это нам с вами и предстоит выяснить.


- Мы узнаем сегодня об удивительных животных, способных жить и в воде, и на суше. Класс, к которому учёные относят этих животных называется Земноводные. (слайд №2)

Для того, чтобы плодотворно работать мы поступим так: (слайд №3)

  1. Выясним кто они «Земноводные»

  2. Изучим внешнее строение их тела

  3. Узнаем, каков образ их жизни


Проблема: Какие особенности строения земноводных помогают им жить и на суше и в воде?


Но сначала мы вспомним , что мы знаем о рыбах. (слайд № 4)

(выполняют тест по домашнему параграфу на листочках и сдают)


- проявление интереса к поставленной проблеме

-умение работать с информацией на опережение;


II этап. Учебно-познавательная деятельность (изучение нового содержания)


Цели деятельности


Учебные задания

и методы работы с информацией

Планируемый результат


Цель:

научить школьников:

- определять выход из проблемы

- составлять

- объяснять


- Итак, земноводные, кто они?

-Что, по-вашему, означают слова земноводные и амфибии, являются ли они синонимами?

(Предположения обучающихся)

-Слово «амфибия» имеет греческое происхождение и означает «двоякоживущие». Русское название «земноводные» содержит в себе названия сред, где обитает животное. Оба названия класса, «земноводные» (рус. Земля и вода) и «амфибии» (с греч. двоякоживущие), подчёркивают главную особенность этих животных. (слайд №5)

Откройте свои тетради и запишите тему урока:

Класс Земноводные, особенности строения и жизнедеятельности.



Задание 1 группы

Общая характеристика класса земноводных

1. Используя интернет ресурсы http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/9eb6105d-6d65-4b25-aa88-fc48b2d914ed/%5BBIO7_09-36%5D_%5BPT_01%5D.html и учебник стр. 174-175

2. Дать общую характеристику класса земноводные.

3. В презентации выбрать слайды, подтверждающие ваши слова. Лишние слайды удалить. Сделать титульный слайд с названием задания.

4. Сделать вывод: Есть ли связь между средой обитания земноводных и характерными признаками.

Задание 2 группы

Внешнее строение земноводных

1. Используя Интернет-ресурсы http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/c4e8e0b1-0a01-022a-009b-2f35b8e28d10/%5BBIO7_09-36%5D_%5BIM_02%5D.swf; http://fcior.edu.ru/card/709/mesta-obitaniya-i-vneshnee-stroenie-zemnovodnyh-vnutrennee-stroenie-zemnovodnyh-na-primere-lyagushki.html и учебник п. 36 стр. 175-176.

2. Определить особенности внешнего строения лягушки и показать отличие от внешнего строения рыб.

3. В презентации выбрать слайды, подтверждающие ваши слова. Лишние слайды удалить. Сделать титульный слайд с названием задания.

4. Представить презентацию.

5. Сделать вывод.

Задание 3 группы

Скелет земноводных

1. Используя интернет ресурсы http://fcior.edu.ru/card/16085/praktika-stroenie-skeleta-lyagushki-uglublennoe-izuchenie.html и учебник п. 36 стр. 176-177.

2. Выбрать основные части скелета земноводных.

3. В чем отличие скелета земноводных от скелета рыб (п. 32 с. 155-157).

4. В презентации выбрать слайды, подтверждающие ваши слова. Лишние слайды удалить. Сделать титульный слайд с названием задания.

5. Представить презентацию.

6. Сделать вывод.

Задание 4 группы

Земноводные - обитатели воды.

1. Используя Интернет-ресурсы http://fcior.edu.ru/card/709/mesta-obitaniya-i-vneshnee-stroenie-zemnovodnyh-vnutrennee-stroenie-zemnovodnyh-na-primere-lyagushki.html и учебник п. 36 стр. 175-176

2. Выбрать признаки земноводных доказывающие, что они обитают в воде.

3. Написать признаки на листе (формат А3)

4. Представить работу.

5. Сделать вывод, ответив на вопрос “Как земноводные приспособились к обитанию в воде?”

Задание 5 группы

Земноводные - обитатели суши.

1. Используя интернет-ресурсы http://fcior.edu.ru/card/709/mesta-obitaniya-i-vneshnee-stroenie-zemnovodnyh-vnutrennee-stroenie-zemnovodnyh-na-primere-lyagushki.html и учебник п. 36 стр. 175-176.

2. Выбрать признаки земноводных доказывающие, что они обитатели суши.

3. Написать их на листе (формат А3)

4. Представить работу.

5. Сделать вывод, ответив на вопрос “Как земноводные приспособились к обитанию на суше?”

Время подошло к концу. Давайте немного расслабимся: потянитесь, опустите руки вниз, встряхните кистями рук. Продолжаем работать.

Представление презентаций!

-Какой вопрос мы поставили в начале урока?

-Можем ли мы теперь ответить на него?

Ответ на проблемный вопрос: Какие особенности строения земноводных помогают им жить и на суше и в воде? (слайд № 6)


Черты земноводных, связывающие их жизнь с водой:

  1. Перепонки между пальцами

  2. Размножение и развитие личинки в воде

  3. Рельефно выделяющиеся глаза и ноздри

  4. Кожное дыхание


Черты земноводных, связывающие из жизнь с сушей

  1. Лёгочное дыхание

  2. Наличие настоящих конечностей

  3. Глаза, способные мигать

  4. Усложнённое строение переднего мозга

  5. Ухо, воспринимающее колебания воздуха

  6. Два круга кровообращения

Познавательный:

-умение работать с понятийным аппаратом урока;

Регулятивный - умение выполнять учебное задание по алгоритму действий. Коммуникативный - умение выполнять учебные задания в группе, совместно формулировать выводы.

Предметный - умение логически верно выстроить цепочку доказательств и рассуждений.

III этап. Диагностика качества освоения темы


Цели деятельности

Цель – установить степень усвоения темы.


- стимулировать интерес к выполнению заданий развивающего характера;

- планировать свои действия в соответствии с учебным заданием, представлять результат свой деятельности.


Проблемная задача:

1.Если кожу лягушки смазать растительным маслом или обсыпать крахмалом, то через некоторое время она погибнет. Чем это можно объяснить?

Задание 1. Вставьте пропущенные слова: (слайд № 7)

  1. Они первыми из позвоночных научились дышать с помощью…(легких)

  2. Для более эффективного использования нового органа дыхания они обзавелись вторым кругом кровообращения, а сердце стало...(трехкамерным)

  3. Амфибии первыми встали…. (на ноги)

  4. У них есть позвоночник, они первыми научились…(поворачивать голову)

  5. Чтобы защитить глаза от повреждения они первыми начали…(мигать)

  6. Чтобы на суше было легко глотать сухую добычу они превратились в…(слюнтяев)

  7. В воздушной среде, чтобы слышать, у Амфибий появился новый орган ….(среднее ухо)

  8. 9.     Освоив сушу, они не порвали связь…(с водой)


Задание 2. Игра «Верю – не верю!»: выслушав утверждение, школьники должны ответить «хлопок в ладоши - верю»; «просто сидят - не верю».

1. У земноводных постоянная температура тела. (Нет)

2. Земноводные живут в морях. (Да)

3. Тело земноводных покрыто влажной слизистой кожей. (Да)

4. Сердце взрослых земноводных двухкамерное. (Нет)

5. У взрослых земноводных два круга кровообращения, а у личинок – один. (Да)

6. Органы дыхания взрослых земноводных – легкие и кожа. (Да)

7. Конечности земноводных имеют пальцы. (Да)

8. Развитие яиц земноводных происходит в воде или влажной среде. (Да)

9. Личинки земноводных дышат лёгкими. (Нет)

10. Лягушки ловят добычу, выбрасывая липкий язык. (Да)


Задание 3. «Чёрный ящик».

В нем находятся два предмета, которые изобрел человек, наблюдая за особенностями строения земноводных: 1-й используют в плавании, а 2-й – особый вид одежды. Угадайте, что в черном ящике. (В нем находятся ласты - сконструировал Луи де Корле в 1929 г. и ткань с камуфляжной окраской, подобная окраске одного из видов жабы).


Вывод: Строение тела земноводных позволило им стать первыми животными, покинувшими водную среду и выжить в более трудных, по сравнению с водой, условиях суши. (Слайд 8)


Планируемый результат

Личностный:

- творческое отношение к процессу выполнения заданий

сообразно планируемому результату

Познавательный:

- умение выбирать вариант выполнения задания.

- умение использовать полученные знания

Регулятивный: умение выполнять учебное действие в соответствии с планом.

Коммуникативный: умение адекватно использовать речевые средства для представления результата.



IV этап. Рефлексивная деятельность


Цели деятельности


Самоанализ и самооценка

ученика

Результат деятельности

Научить школьников:

научить школьников:

- соотносить полученный результат с поставленной целью;

- оценивать результат своей деятельности;

- осуществлять самоконтроль овладения учебным материалом;

- верно, определять степень усвоения нового материала;


-Проанализируйте знания, полученные на уроке и сделайте вывод: что нового узнали о ? (слайд 9)

( раздаются детям карточки и геометрические фигурки) , приклеить ту, которая соответствует вашему уровню полученных знаний и закончить предложения.

Я доволен(льна) тем, что сегодня самостоятельно смог(ла) ………………..

Я не доволен(льна) тем, что сегодня …………………


(слайд 10)

И если случайно лягушку ты встретишь,
То тихо скажи ей: "Лягушка, прости!"
Погладь осторожно прохладную лапку,
На волю, как в сказке, ее отпусти!


Личностный:

- позитивный эмоциональный заряд учащихся

Познавательный:

-реализованы умения учащихся работать с ключевыми терминами и понятиями по теме;

Регулятивный:

-учащиеся обучены способам поиска информации по теме урока из различных источников

Коммуникативный:

-разнообразные форм организации познавательной деятельности учащихся способствуют выполнению целей и задач урока коллегиально




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!