СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка урока биологии " Цветковые растения" по ФГОС 5 класс

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок по ФГОС

Просмотр содержимого документа
«Разработка урока биологии " Цветковые растения" по ФГОС 5 класс»

Урок биологии по ФГОС 5 класс

Тема урока: Цветковые, или покрытосеменные растения

Цель урока: познакомить учащихся с особенностями и многообразием покрытосеменных растений.

Задачи:

Познавательные:

  • формирование умения выделять существенные и несущественные признаки для построения анализа;

  • находить информацию о растениях в научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках, анализировать и оценивать её, переводить из одной формы в другую;

  • сравнивать представителей разных групп растений, делать выводы на основе сравнения.

Регулятивные:

  • формирование умения в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи, самостоятельно вносить необходимые коррективы в исполнение действия, как по ходу его реализации, так и в конце;

  • работать с учебником, буклетом и дидактическими материалами;

  • составлять схемы, сообщения на основе обобщения материала на основе работы в группе.

Коммуникативные:

  • формирование умения планировать общие способы работы в совместной деятельности под руководством учителя;

  • уметь договариваться друг с другом, помогать друг другу;

  • объективно оценивать выступления одноклассников.

Личностные:

  • формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики.

Деятельностные: 

  • создание условий для формирования у учащихся способности к открытию новых знаний через выполнение практических заданий, работу с буклетом;

  • поиска решения проблемных вопросов;

  • создание условий для образовательных результатов.


Ход урока:

 Мотивация к изучению нового мате­риала. Фор­мулирование темы и целей урока.

Обеспечение мотивации учащихся. Подведение детей к фор­мулированию темы и поста­новке задач урока ( видео «Вальс цветов»)

Учитель: 1 Кто автор произведения? Как оно называется? Какое отношение имеет видеоролик к нашему уроку? О чем пойдет речь на уроке?

Ученики: выдвигают предположения ( о цветах, о растениях, которые цветут…..)

Учитель: озвучивает тему урока- Цветковые растения…

 Прием «Продолжите логическую цепочку»:

  1. Они называются цветковые, потому то… ( у них есть цветок), даже если растение за свою жизнь цветет только один раз.

  2. Цветки нужны растению для…. (Они при­влекают насекомых, которые их опыляют.)

  3. После цветения на месте цветка образуется …( плод)

  4. Внутри которого находятся…..( семена).

Фронтальная беседа:

Учитель:

1.С помощью чего размножаются голосеменные? ( семян)

2.Где у них находятся семена? ( лежат открыто на чешуйках шишек)

Информация: А у цветковых они распола­гаются не открыто, как у голосеменных, а находятся

в защитной оболочке плодов. Поэтому цветковые также получили название «покрытосеменные».

Учитель:

А что вы еще знаете о цв. растениях? Попробуйте себя проверить.

Задание ( 1 мин): Возьмите карточку №1( модель «Эй- Аргайд» сингапурская технология)

В 1 графе поставить + согласен; -не согласен; ?не знаю.

Карточка №1

1.Заполни 1 столбик таблицы( +,-, ?)

До

Утверждение

После


1. Элодея- это пустынное растение



2. Цветковые растения, также как и голосеменные имеют плоды



3.Шиповник- кустарник



4. Тюльпан- это растение степи



5.Среди цветковых есть деревья



6.Цветковые не могут жить сотни лет



7.Хлеб- продукт, получаемый из цветковых растений



8.Среди цветковых есть лекарственные растения



9. Цветковые растения включают только 2 класса



10. Гортензия- полукустарник


Учитель: постановка целей и задач урока:

А что бы вы хотели узнать о цв. растениях? ( где живут, какие бывают, чем отличаются от других, их значение, с особенностями строения и жизнедеятельности цветковых)

Учитель:

Выдвигает проблему: Ребята, а мне интересно,

- Почему покрытосеменные растения так разнообразны и господствуют на Земле?

Давайте попробуем вместе сегодня найти ответ на этот вопрос.

Усвоение новых знаний и способов действий.

Развитие уме­ния находить ответы на про­блемные во­просы. Подве­дение детей к самостоя­тельному вы­воду способа действий с ин­формацией

Беседа по во­просам:

-Смотрели ли вы когда- нибудь выпуск новостей по телевизору?

-Люди каких профессий задействованы, то бы подготовить выпуск? (режиссеры, редакторы, операторы, --репортеры, журналисты)

-А что надо , что бы такой выпуск сделать? ( собрать материал, оформить, транслировать в эфире)

Учитель: Организует работу учащихся по исследованию про­блемной ситуации:

предлагает подготовить один из таких выпусков новостей науки на уроке( объяснить правила работы в студиях( группах) канал 5Б TV

Время: 7 мин, репортаж по 2-3 мин

Перед репортажами- физкультминутка( видео)

 

Выступление репортеров

Студия 1 «Умники и умницы»

Задание «Кроссворд наоборот» ( ватман, маркер)

1.Вам предлагается заполненный кроссворд, где отгадки даны. А им необходимо найти определение к слову- отгадке в дополнительной литературе.

В Большом справочнике школьника-«Цветковые »

  • В учебнике -«Цветок»

  • В словаре Ожегова- «Плод»

  • В Большом справочнике школьника -« Семя»

  • Используя ноутбук в Википедии найти определение термина «Побег».

2. Впишите эти определения в таблицу:

Термин

Определение

  1. Цветковые

  2. Цветок

  3. Плод

  4. Семя

  5. Побег


Репортаж: Наша группа работала с заданием «Кроссворд наоборот». Нам были предложены отгадки, а мы дополнительной литературе нашли определения к слову - отгадке. Мы узнали, что… Цветковые- это….

Учитель: 2 мин

Работа с буклетами: элемент Л/р с заданием : Обозначить органы растения

Почему цветковые относятся к высшим? ( органы и такани)

Какие органы характерны только для растений? (цветки, плоды)

На экране «Виды растений» ( сделать подборку) Что здесь лишнее? Почему? ( водоросли, нет органов)

- Чем отличаются цветковые растения от ранее изу­ченных групп растения?

от водорослей: цветковые имеют корни, стебли, листья в отличие ;

от споровых растений ( мхов, хвощей, плаунов, папоротников): размно­жаются с помощью семян;

от голосе­менных: имеют цветок, плод в отличие

Вегетативные органы и генеративные

Студия 2 «Статисты»

Задание: Прочитайте текст «Цветковые растения». Найдите соответствие цифрам, предложенным в задании и соедините стрелочками соответствующие цифры.

250 млн. видов

250 тыс. лет назад в мезозойскую эру

390 класса

2 семейств

Цветковые растения.

Эти растения появились на Земле примерно 250 млн. лет назад в мезозойскую эру.По числу видов цветковые растения значительно превосходят все остальные группы высших растений, вместе взятые.

В литературе приводятся разные данные о числе современных видов цветковых растений. В 2009 году была опубликована работа австралийского учёного Чапмена , в которой он даёт обзор мнений по этому вопросу и делает вывод, что по состоянию на 2009 год можно оценить общее число описанных современных видов цветковых растений примерно в 250 тысяч.

Число видов покрытосеменных, составляет 250 тысяч, число родов — 13350—13400, 390 семейств, которые, в свою очередь, объединены в 59 порядков, 2 класса. Появились эти растения 250 млн. лет назад.

Источник : Википедия

Студия 3 « Экологи» (ватман, скотч)

Задание «Среда обитания цветковых растений»:

1.Заполни схему «Среда обитания». 2.Распределить карточки с названиями растений по средам их обитания.

3. Проверь себя по учебнику( стр.62, пункт «Покрытосеменные растения»)

4.Оформить «кадр» на ватмане:

Среда обитания



1.

4.

2.

3.



Примеры:

Примеры:



Примеры:



Примеры:






Репортаж: Наша группа работала с заданием «Среда обитания цветковых растений».

Нам надо было распределить предложенные растения по средам их обитания. Мы узнали, что…

В пустыне встречаются…..( перечислить ) , ….

Студия 4 « Юный биолог»

Задание «Жизненные формы цветковых растений»

Прочитайте информацию о жизненных формах растений и выполните задание.

Вам предложены фото растений, растущих около нашей школы. Определите к какой жизненной форме относятся каждое из них? Заполните таблицу.

«Жизненные формы цветковых растений»

Название растения

Жизненная форма



Репортаж: выполняя задание мы узнали, что различают несколько жизненных форм цветковых растений, это…..Нам надо было распределить фото растений, растущих около школы по жизненным формам. У нас получилось, что береза- дерево ,

Информация…. Жизненные формы растений

Покрытосеменные растения составляют большую часть всех известных растений. Количество известных в настоящее время видов достигает 250 000. Среди покрытосеменных встречаются все известные жизненные формы.Побеги древесных растений одревесневают, т.е. покрываются корой к концу первого вегетационного периода. Деревья имеют один главный ствол, сохраняющийся в течение всей жизни растения (клен, береза, ель, сосна). У долгожителей, например, у секвойи, дендрона, живущего более 3-4 000 лет диаметр стволов достигает 10-12 м!

Кустарники имеют несколько стволиков, которые развиваются при отмирании главного стебля, из боковых( ива, шиповник, спирея). Возраст стволиков всегда меньше возраста самого растения. Обычно они живут 5-6 лет. Кустарнички имеют несколько стволиков и небольшие размеры до 1,5 м ( черника, брусника, голубика).по строению близки к кустарникам, но всегда значительно ниже их, от 10-20 см до 1- 1,5 м.У полукустарников растений побеги одревесневают не полностью, а частично. Полукустарники – эфедра, полынь, гортензия.Травянистые растения, или травы очень разнообразны. Они имеют мягкие , не одревесневающие стебли: клевер, манжетка, одуванчик и другие .

  Студия 5 « Агрономы»

Задание: Используя параграф 17 учебника, вставьте в предложенный текст пропущенные слова.

Информация Продолжительность жизни цветковых растений

По продолжительности жизненного цикла их делят на ______________, __________и ___________ травы.

_____________ растения живут один год, в конце которого дают семена.

У _______________растений к концу первого года формируются зимующие подземные органы с запасом питательных веществ. На второй год за счет этих веществ формируются генеративные органы, дающие семена. Пример: двулетняя редька, капуста, морковь

Надземные части _______________ растений отмирают ежегодно. В почве перезимовывают подземные органы с почками. Семена образуются ежегодно. Пример: сердечник луговой

  Студия 6 «Практики» ( маркер, ватман)

Задание: «Догадайся»

Определите к какой группе культурных растений относятся предложенные муляжи и гербарии

  1. Овощные

  2. Хлебные

  3. Плодово- ягодные

  4. Масличные

  5. Лекарственные

  6. Декоративные

Репортаж: выполняя задание «Догадайся» , мы предположили, что…..

P.S.Слово учителя: пройдет время. Вы окончите школу, сдадите экзамены и будите выбирать профессию. И может быть кто то захочет стать журналистом, оператором, репортером или режиссером. И у вас это обязательно получиться, только нужно очень хотеть и уверенно идти к своей цели.

IV. Первичное закрепление изученного материала.

Обобщение изученного. Акцентирует внимание на конечных результатах учебной деятельности учащихся на уроке. Организует беседу, связывая результаты урока с его целями.

  Учитель: взять карточки №1 ( сингапурская технология) и заполнить 3 графу- 1 мин,проверить

  Решение проблемы урока

- Теперь вы можете ответить на проблемный вопрос: почему по­крытосеменные растения так разнообразны и господ­ствуют на Земле?

Они имеют :

  • различные формы: травы, кустарники, деревья;

  • образуют цветки, пло­ды, которые защищают их от неблагоприятных условий;

  • могут расти в различных условиях.

V. Рефлексия учебной деятельности

  Осуществляют самоанализ деятельности:

Сегодня мне удалось узнать…

Особенно меня удивило…

Хочу похвалить свою студию за…

Испытываю трудности при…

Могу справиться с трудностями…

Оценивает работу учащихся во время урока, комментирует оценки. Рейтинг ( стикерами на доске)

Дом. задание: дает комментарий к домашнему заданию: учебник,

чит. покрытосеменные, или цветковые вывод выучить;






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!