Урок биологии по ФГОС 5 класс
Тема урока: Цветковые, или покрытосеменные растения
Цель урока: познакомить учащихся с особенностями и многообразием покрытосеменных растений.
Задачи:
Познавательные:
формирование умения выделять существенные и несущественные признаки для построения анализа;
находить информацию о растениях в научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках, анализировать и оценивать её, переводить из одной формы в другую;
сравнивать представителей разных групп растений, делать выводы на основе сравнения.
Регулятивные:
формирование умения в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи, самостоятельно вносить необходимые коррективы в исполнение действия, как по ходу его реализации, так и в конце;
работать с учебником, буклетом и дидактическими материалами;
составлять схемы, сообщения на основе обобщения материала на основе работы в группе.
Коммуникативные:
формирование умения планировать общие способы работы в совместной деятельности под руководством учителя;
уметь договариваться друг с другом, помогать друг другу;
объективно оценивать выступления одноклассников.
Личностные:
формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики.
Деятельностные:
создание условий для формирования у учащихся способности к открытию новых знаний через выполнение практических заданий, работу с буклетом;
поиска решения проблемных вопросов;
создание условий для образовательных результатов.
Ход урока:
Мотивация к изучению нового материала. Формулирование темы и целей урока.
Обеспечение мотивации учащихся. Подведение детей к формулированию темы и постановке задач урока ( видео «Вальс цветов»)
Учитель: 1 Кто автор произведения? Как оно называется? Какое отношение имеет видеоролик к нашему уроку? О чем пойдет речь на уроке?
Ученики: выдвигают предположения ( о цветах, о растениях, которые цветут…..)
Учитель: озвучивает тему урока- Цветковые растения…
Прием «Продолжите логическую цепочку»:
Они называются цветковые, потому то… ( у них есть цветок), даже если растение за свою жизнь цветет только один раз.
Цветки нужны растению для…. (Они привлекают насекомых, которые их опыляют.)
После цветения на месте цветка образуется …( плод)
Внутри которого находятся…..( семена).
Фронтальная беседа:
Учитель:
1.С помощью чего размножаются голосеменные? ( семян)
2.Где у них находятся семена? ( лежат открыто на чешуйках шишек)
Информация: А у цветковых они располагаются не открыто, как у голосеменных, а находятся
в защитной оболочке плодов. Поэтому цветковые также получили название «покрытосеменные».
Учитель:
А что вы еще знаете о цв. растениях? Попробуйте себя проверить.
Задание ( 1 мин): Возьмите карточку №1( модель «Эй- Аргайд» сингапурская технология)
В 1 графе поставить + согласен; -не согласен; ?не знаю.
Карточка №1
1.Заполни 1 столбик таблицы( +,-, ?)
До | Утверждение | После |
| 1. Элодея- это пустынное растение | |
| 2. Цветковые растения, также как и голосеменные имеют плоды | |
| 3.Шиповник- кустарник | |
| 4. Тюльпан- это растение степи | |
| 5.Среди цветковых есть деревья | |
| 6.Цветковые не могут жить сотни лет | |
| 7.Хлеб- продукт, получаемый из цветковых растений | |
| 8.Среди цветковых есть лекарственные растения | |
| 9. Цветковые растения включают только 2 класса | |
| 10. Гортензия- полукустарник | |
Учитель: постановка целей и задач урока:
А что бы вы хотели узнать о цв. растениях? ( где живут, какие бывают, чем отличаются от других, их значение, с особенностями строения и жизнедеятельности цветковых)
Учитель:
Выдвигает проблему: Ребята, а мне интересно,
- Почему покрытосеменные растения так разнообразны и господствуют на Земле?
Давайте попробуем вместе сегодня найти ответ на этот вопрос.
Усвоение новых знаний и способов действий.
Развитие умения находить ответы на проблемные вопросы. Подведение детей к самостоятельному выводу способа действий с информацией
Беседа по вопросам:
-Смотрели ли вы когда- нибудь выпуск новостей по телевизору?
-Люди каких профессий задействованы, то бы подготовить выпуск? (режиссеры, редакторы, операторы, --репортеры, журналисты)
-А что надо , что бы такой выпуск сделать? ( собрать материал, оформить, транслировать в эфире)
Учитель: Организует работу учащихся по исследованию проблемной ситуации:
предлагает подготовить один из таких выпусков новостей науки на уроке( объяснить правила работы в студиях( группах) канал 5Б TV
Время: 7 мин, репортаж по 2-3 мин
Перед репортажами- физкультминутка( видео)
Выступление репортеров
Студия 1 «Умники и умницы»
Задание «Кроссворд наоборот» ( ватман, маркер)
1.Вам предлагается заполненный кроссворд, где отгадки даны. А им необходимо найти определение к слову- отгадке в дополнительной литературе.
В Большом справочнике школьника-«Цветковые »
В учебнике -«Цветок»
В словаре Ожегова- «Плод»
В Большом справочнике школьника -« Семя»
Используя ноутбук в Википедии найти определение термина «Побег».
2. Впишите эти определения в таблицу:
Термин | Определение |
Цветковые Цветок Плод Семя Побег | |
Репортаж: Наша группа работала с заданием «Кроссворд наоборот». Нам были предложены отгадки, а мы дополнительной литературе нашли определения к слову - отгадке. Мы узнали, что… Цветковые- это….
Учитель: 2 мин
Работа с буклетами: элемент Л/р с заданием : Обозначить органы растения
Почему цветковые относятся к высшим? ( органы и такани)
Какие органы характерны только для растений? (цветки, плоды)
На экране «Виды растений» ( сделать подборку) Что здесь лишнее? Почему? ( водоросли, нет органов)
- Чем отличаются цветковые растения от ранее изученных групп растения?
от водорослей: цветковые имеют корни, стебли, листья в отличие ;
от споровых растений ( мхов, хвощей, плаунов, папоротников): размножаются с помощью семян;
от голосеменных: имеют цветок, плод в отличие
Вегетативные органы и генеративные
Студия 2 «Статисты»
Задание: Прочитайте текст «Цветковые растения». Найдите соответствие цифрам, предложенным в задании и соедините стрелочками соответствующие цифры.
250 млн. видов
250 тыс. лет назад в мезозойскую эру
390 класса
2 семейств
Цветковые растения.
Эти растения появились на Земле примерно 250 млн. лет назад в мезозойскую эру.По числу видов цветковые растения значительно превосходят все остальные группы высших растений, вместе взятые.
В литературе приводятся разные данные о числе современных видов цветковых растений. В 2009 году была опубликована работа австралийского учёного Чапмена , в которой он даёт обзор мнений по этому вопросу и делает вывод, что по состоянию на 2009 год можно оценить общее число описанных современных видов цветковых растений примерно в 250 тысяч.
Число видов покрытосеменных, составляет 250 тысяч, число родов — 13350—13400, 390 семейств, которые, в свою очередь, объединены в 59 порядков, 2 класса. Появились эти растения 250 млн. лет назад.
Источник : Википедия
Студия 3 « Экологи» (ватман, скотч)
Задание «Среда обитания цветковых растений»:
1.Заполни схему «Среда обитания». 2.Распределить карточки с названиями растений по средам их обитания.
3. Проверь себя по учебнику( стр.62, пункт «Покрытосеменные растения»)
4.Оформить «кадр» на ватмане:
Среда обитания
1.
4.
2.
3.
Примеры:
Примеры:
Примеры:
Примеры:
Репортаж: Наша группа работала с заданием «Среда обитания цветковых растений».
Нам надо было распределить предложенные растения по средам их обитания. Мы узнали, что…
В пустыне встречаются…..( перечислить ) , ….
Студия 4 « Юный биолог»
Задание «Жизненные формы цветковых растений»
Прочитайте информацию о жизненных формах растений и выполните задание.
Вам предложены фото растений, растущих около нашей школы. Определите к какой жизненной форме относятся каждое из них? Заполните таблицу.
«Жизненные формы цветковых растений»
Название растения | Жизненная форма |
| |
Репортаж: выполняя задание мы узнали, что различают несколько жизненных форм цветковых растений, это…..Нам надо было распределить фото растений, растущих около школы по жизненным формам. У нас получилось, что береза- дерево ,
Информация…. Жизненные формы растений
Покрытосеменные растения составляют большую часть всех известных растений. Количество известных в настоящее время видов достигает 250 000. Среди покрытосеменных встречаются все известные жизненные формы.Побеги древесных растений одревесневают, т.е. покрываются корой к концу первого вегетационного периода. Деревья имеют один главный ствол, сохраняющийся в течение всей жизни растения (клен, береза, ель, сосна). У долгожителей, например, у секвойи, дендрона, живущего более 3-4 000 лет диаметр стволов достигает 10-12 м!
Кустарники имеют несколько стволиков, которые развиваются при отмирании главного стебля, из боковых( ива, шиповник, спирея). Возраст стволиков всегда меньше возраста самого растения. Обычно они живут 5-6 лет. Кустарнички имеют несколько стволиков и небольшие размеры до 1,5 м ( черника, брусника, голубика).по строению близки к кустарникам, но всегда значительно ниже их, от 10-20 см до 1- 1,5 м.У полукустарников растений побеги одревесневают не полностью, а частично. Полукустарники – эфедра, полынь, гортензия.Травянистые растения, или травы очень разнообразны. Они имеют мягкие , не одревесневающие стебли: клевер, манжетка, одуванчик и другие .
Студия 5 « Агрономы»
Задание: Используя параграф 17 учебника, вставьте в предложенный текст пропущенные слова.
Информация Продолжительность жизни цветковых растений
По продолжительности жизненного цикла их делят на ______________, __________и ___________ травы.
_____________ растения живут один год, в конце которого дают семена.
У _______________растений к концу первого года формируются зимующие подземные органы с запасом питательных веществ. На второй год за счет этих веществ формируются генеративные органы, дающие семена. Пример: двулетняя редька, капуста, морковь
Надземные части _______________ растений отмирают ежегодно. В почве перезимовывают подземные органы с почками. Семена образуются ежегодно. Пример: сердечник луговой
Студия 6 «Практики» ( маркер, ватман)
Задание: «Догадайся»
Определите к какой группе культурных растений относятся предложенные муляжи и гербарии
Овощные
Хлебные
Плодово- ягодные
Масличные
Лекарственные
Декоративные
Репортаж: выполняя задание «Догадайся» , мы предположили, что…..
P.S.Слово учителя: пройдет время. Вы окончите школу, сдадите экзамены и будите выбирать профессию. И может быть кто то захочет стать журналистом, оператором, репортером или режиссером. И у вас это обязательно получиться, только нужно очень хотеть и уверенно идти к своей цели.
IV. Первичное закрепление изученного материала.
Обобщение изученного. Акцентирует внимание на конечных результатах учебной деятельности учащихся на уроке. Организует беседу, связывая результаты урока с его целями.
Учитель: взять карточки №1 ( сингапурская технология) и заполнить 3 графу- 1 мин,проверить
Решение проблемы урока
- Теперь вы можете ответить на проблемный вопрос: почему покрытосеменные растения так разнообразны и господствуют на Земле?
Они имеют :
различные формы: травы, кустарники, деревья;
образуют цветки, плоды, которые защищают их от неблагоприятных условий;
могут расти в различных условиях.
V. Рефлексия учебной деятельности
Осуществляют самоанализ деятельности:
Сегодня мне удалось узнать…
Особенно меня удивило…
Хочу похвалить свою студию за…
Испытываю трудности при…
Могу справиться с трудностями…
Оценивает работу учащихся во время урока, комментирует оценки. Рейтинг ( стикерами на доске)
Дом. задание: дает комментарий к домашнему заданию: учебник,
чит. покрытосеменные, или цветковые вывод выучить;