СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка урока " Брюхоногие"

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Разработка урока " Брюхоногие"»

Тема: Класс Брюхоногие моллюски.

Ход урока.

Организационный момент (1 -3 минуты). (Проверить готовность учащихся к уроку. Самоопределение к деятельности.).

Учитель: Добрый день! На прошлом уроке мы с вами начали изучение следующего типа из царства Животные – Моллюски. И начнем мы наш урок с проверки домашнего задания.

Проверка домашнего задания.

3.Этап изучения нового материала: (слайд 1 и 2)

Представители этого класса встречаются почти повсеместно и являются нашими спутниками: на озерах, прудах, заводях – большой прудовик, в лесной подстилке, лугах, садах и огородах – голый слизень. Но, не смотря на большое разнообразие, можно выделить общие черты: (слайд 3)

(Учащиеся смотрят на плакат и рисунок в учебнике называют общие признаки класса Брюхоногих и отвечают на вопросы.

Возможные ответы учащихся:

  • Раковина спирально закручена, а, следовательно, и тело тоже.

  • Тогда какой тип симметрии будет характерен для них? (ассиметричное строение.).

  • Раковина имеет начальный узкий и слепой конец- вершина и открытый широкий - устье.

  • Отделы тела такие же, как у всех моллюсков, какие? (голова, нога и мешковидное туловище)

  • Сверху тело моллюсков покрыто особой складкой кожи - мантией. Скажите, а можно ли выделить отдельный класс только на основе внешнего строения, что ещё нужно знать? (Внутреннее строение)

Учитель: Сейчас мы рассмотрим внутреннее строение брюхоногого моллюска, и дополним наш рисунок строением систем органов. (слайд 4)

а) Пищеварительная система (рис 73 стр. 100) - учащиеся читают самостоятельно органы пищеварительной системы: Растение - рот - глотка -язык-терка(радула) – пищевод – желудок – кишечник - анальное отверстие. Учитель дополняет, что в желудок впадают протоки печени. Секрет печени растворяет углеводы.

Вопрос: почему язык прудовика сравнивают с напильником или теркой? Где находится этот орган? Какое значение имеет это приспособление в жизни моллюска? (Примерный ответ: на языке прудовика располагается огромное количество роговых зубчиков, которые по внешнему виду напоминают терку или напильник. Радула располагается в глотке. С помощью радулы моллюск добывает себе пищу, поесть соскабливает её с поверхности водорослей, подводных предметов. Учащиеся заполняют задание №3 в тетради на печатной основе.)

Мини доклад ученика: «Зубастый рекордсмен». (слайд 5)

б) Дыхательная система. (слайд 6)

Учитель: Часто вы наблюдали большого прудовика на прудах, который поднимается на поверхность, прикрепляясь к водным растениям. Как вы думаете, зачем? Тогда, что является органом дыхания? (лёгочная полость = мантийная полость + сеть капилляров). В течение 1 часа улитка поднимается на поверхность из воды 6-7 раз. У всех улиток 1 легкое, вдыхают атмосферный О2, обмен газов происходит также в легком.

в) Кровеносная система (стр.101 рис.74) незамкнутая. А что это означает?

(Ответ учащихся: это означает, что кровь из сосудов поступает в полость тела)

Сердце

(20-40 сокращений в минуту)

Кровеносные сосуды

2 камеры: 1 предсердие и 1 желудочек

Аорта, артерии, вены


(рассказ о движении крови по сосудам Рис.74) Незамкнутая, 2-х камерное сердце и сосуды, кровь – бесцветная.

г) Выделительная система.

Зачем нужна такая система?

(ответ детей: Для выведения «удаления» вредных веществ «продуктов обмена» из организма), как называется орган выделения? (ответ: Почки)

А если тело ассиметричное, то сколько их? (ответ: Одна)

Рассказ учителя о работе почек: В связи с ассиметрией тела у Брюхоногих только одна левая почка. Одним концом эта почка сообщается с околосердечной сумкой, где собираются продукты обмена веществ, а другим открывается в мантийную полость сбоку от анального отверстия.

Принцип работы почки схож с таковым у кольчатых червей, а о чём это может свидетельствовать?

(Ответ детей : моллюски берут начало от предков, общих с кольчатыми червями)

д) Нервная система. (Работа в парах. Задание на отдельном листке)

Учитель: Вставьте пропущенные слова в тексте и вы узнаете строение нервной системы:

«Не имеет принципиальных отличий, то есть состоит из……,……, имеет органы чувств: ……..

(вставить: из нескольких (3 парных) крупных нервных узлов, соединенных между собой нервными перемычками и многочисленных нервов; осязания, обоняния, равновесия)

е) Размножение и развитие (слайд 7)

Учитель: Эти животные гермафродиты (что означает термин?), но оплодотворение перекрёстное. Из отложенных яиц развиваются маленькие моллюски, похожие на взрослых (у морских развитие с превращением: яйцо- личинка (парусник)- взрослое).

Учитель: Посмотрите на улиток и скажите: Какое значение они могут иметь в природе и в жизни человека? (слайд № 8)

(ответ детей: Они имеют огромное значение в природе (входят в цепи питания), широко используются человеком (в пищу, раковины каури использовались аборигенами в качестве монет), по раковинам ископаемых моллюсков можно определить возраст горных пород, могут являться промежуточными хозяевами для паразитов человека.

Это основные особенности строения представителей класса брюхоногих моллюсков. А теперь, изучив строение, скажите, с какими системами органов тесно связана кровеносная система?

(ответ детей: дыхательная, выделительная, пищеварительная системы).

Какая система регулирует деятельность всего организма?

( ответ детей: нервная система)

Почему улитка является промежуточным хозяином для паразитов человека?

(ответ: в теле прудовика происходит бесполое размножение личинок печеночного сосальщика)

5.Этап закрепления:

Задание №4 в тетради на печатной основе

Выделить характерные особенности класса Брюхоногих (слайд 9)

  • Если остается время - ознакомится с некоторыми представителями класса Брюхоногих. (слайд 10-12)

4.Этап домашнего задания: (слайд 13)

Учитель: Хочу задать на дом задачу: « Бабушка улитки живет в домике, построенном на вершине столба. Высота столба - 10 метров. Улитка собралась в гости к бабушке. Скорость улитки такова, что за день она проползает вверх 2 метра. Вечером улитка засыпает и во сне за ночь сползает на 1 метр вниз.

Вопрос. За сколько дней улитка доползет до вершины столба?

(ответ: В итоге 8,5)


Домашнее задание: параграф 21 и вопросы к нему. Задание №1, 2, 5 в тетради на печатной основе.

6.Рефлексивный этап: Я благодарю вас за урок.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!