А давайте сейчас на бумажных кораблях, которые находятся на ваших партах, совершим путешествие по этим рекам. - Найдите реку Осётр. (Слайд 5) Здесь в небольшом городке установим наши корабли. Это начало пути. Учитель устанавливает над словом Осётр флажок. - Мы плывём по реке Осётр. И вдруг эта река впадает в другую реку, которая гораздо шире Осетра. Как называется эта река? (Ока). (Слайд 6) Дети во время путешествия передвигают свои корабли по рисунку в учебнике. Учитель между карточками устанавливает стрелочки. -Внимание! Слева река! Кто знает название этой реки? (Москва). (Слайд 7) Учитель устанавливает карточку «Москва» над словом «Ока», ставя стрелку. - Какая река еще впадает в Оку? Ребята, реки, которые впадают в другие реки, называются притоками. Я вижу вы немного устали. Давайте отдохнём и продолжим наше путешествие. ФИЗМИНУТКА - РЕЧКА - Плывём дальше. Река Ока становится всё шире и шире. И вот она впадает в другую реку, которая гораздо шире Оки. Как же называется эта река? (Волга) (Слайд 8) -Что вы помните об этой реке из рассказа автора? - Мы продолжаем путешествие по реке Волге. Волга – крупнейшая река Европы. Она могучая и широкая. Её длина 3550 км. Будьте осторожны! Впереди Волжская гидроэлектростанция. Давайте вспомним с предыдущих уроков, что вырабатывает эта станция? (Электрический ток). - Как человек использует реку? (По реке проплывают суда, перевозятся грузы, в Волге ловят рыбу, на берегах реки много промышленных предприятий.) - Что беспокоит людей, живущих на Волге? (Промышленные предприятия сливают в реку грязную воду.) - Сейчас дети покажут сценку. Посмотрев ее, ответьте на вопрос: «Кто страдает от загрязнения окружающей среды?» Слайд 13 Среди полей и лесов, окруженная травами, да кустарниками текла река – чистая, прозрачная со студенной водой… К реке спешили животные , чтобы напиться; дети – чтобы искупаться; рыбаки наловить рыбы. Все любили эту реку. Но вот однажды река загрустила, потому что она стала разноцветной:серой, желтой, красной, черной… -Собрались вместе обитатели реки, а узнать друг друга не могут. (Выходят дети, на головах которых шапочки с силуэтом цветной рыбки.) Жёлтая рыбка: Соседка, почему ты такая красная? Красная рыбка: На берегу нашей реки построили завод и провели к воде 2 трубы. Она берёт на завод чистую воду, а другая сливает в неё грязную. Вот я и стала от сточных вод красной. А ты почему жёлтая, как лимон? Жёлтая рыбка: Жила я на мелководье: плескалась, играла с подружками. Но вот пошёл сильный дождь. Ручей принёс с берега мутный поток. Чего только в нём не было: и удобрения, и ядохимикаты, и отходы. Пожелтела наша заводь… А ты, подружка почему такая фиолетовая? Фиолетовая рыбка. Видела бы ты, какой на мне груз лежал. Банки, брёвна, даже колёса. От такой натуги я и краснела, и зеленела, и синела… Вот и стала фиолетовой - еле-еле выбралась из под мусора. Красная рыбка. Ой, смотрите, кто это? Фиолетовая рыбка. Среди сородичей я такой не видела. Чёрная рыбка. Не пугайтесь , подружки. Я такая же рыбка, как и вы. Чёрная плёнка покрыла воду, стало нечем дышать, нечего есть, а на берегу лежат утки от нефти погибают. Красная рыбка. Что же нам делать, как дальше жить? Чёрная рыбка. А может, ребята помогут? Как очистить реку? - Как же очистить реку? - Вода – самая удивительная на земле жидкость, бесценный дар природы. Без воды не может обойтись ни человек, ни растительный и животный мир. Потребление пресной воды растёт ежегодно. Чистой воды остаётся всё меньше и меньше. И виноваты в этом люди. Слайд 10,11,12,13. В реки и озёра сливаются сточные воды заводов и фабрик, а также вода, используемая в быту. Учёные подсчитали, что каждый год во всём мире в водоёмы попадает столько вредных веществ, что ими можно заполнить 100 000 товарных поездов. Дети: Нужно экономить воду. Учитель: А как мы можем экономить воду? Дети: Не умываться под сильной струёй, хорошо закрывать кран, стараться использовать воду экономно. Не оставлять кран открытым, пока чистишь зубы и полощешь рот. _ Дальше река впадает в Каспийское море. Ребята, как вы считаете, в Каспийское море будет попадать чистая и грязная вода? (Слайд 14) - Наши корабли завершают путешествие в Каспийском море. Слайд 15 - Посмотрите, какой долгий путь совершила вода из реки Осетр, пока добралась до Каспийского. - А какая река протекает в нашей местности? (Калаус) - Кала́ус — река России на Северном Кавказе в Ставропольском крае. Название реки имеет тюркское происхождение (тюрк. "кала"- "крепость", "город"). На ногайском языке название звучит "Кылавыс" (из "кыл" - волос, струна, в значении тонкий, узкий и "авыс" - переправа). НА ДОСКУ На кабардино-черкесском языке Калаус назывался Бавуко — «плодородная, богатая долина». Работа по карте (приклеивать стикеры по ходу рассказа на карте) Река Калаус берёт начало на склоне горы Брык, протекает по Ставропольской возвышенности является левым притоком Западного Маныча. Общая длина реки Калаус 436 км. Калаус имеет 81 приток. В итоге Калаус впадает в Чограйское водохранилище (искусственно созданное озеро), на месте которого планировалось построить атомную электростанцию. В нашем городе есть тоже истоки и притоки реки Калаус. Исток реки находится на северном склоне горы Куцай. Балка Должанская и Балка Кисличанская являются правым притоком реки Калаус, протекают в черте города Светлограда. Длина каждой Балки более 12 км. Питание реки смешанное, родниковое, дождевое, снеговое. Притоки реки Кисличанская Балка— родники горы Бараничья. Распашка и выгон скота нарушают защитно-гнездовые угодья реки для многих диких зверей и птиц, приводят к сокращению их численности. Водами Калауса орошаются поля не только с кормовыми, но и с овощными культурами, которые мы употребляем в пищу. К большому сожалению, многие канализационные воды сбрасывают в реку без очистки, что усугубляет положение. Берега реки Калаус в районе города сплошь засыпаны мусором. По Балкам круглый год текут ручьи, которые так же были засорены, но в прошлом году расширили русло реки Балка Кисличанская и очистили от мусора. - Какая теперь задача стоит перед нами? (Не засорять речки бытовами отходами) |