СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка урока и презентации по окружающему миру в 1 классе по теме: "Куда текут реки". УМК "Школа России".

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка урока и презентации по окружающему миру в 1 классе по теме:"Куда текут реки". УМК "Школа России".

Просмотр содержимого документа
«ОМ 22.12.16 1 класс Шкода С.В.»

Тема урока «КУДА ТЕКУТ РЕКИ?»

I. Цели урока:

Педагогическая: расширение и уточнение представления детей о реках, о морях, о движении реки в море; ознакомление со свойствами речной и морской воды.

Ученическая: в результате освоения данного модуля ученик научится находить и описывать реки России, Р.К., узнает особенности морской и речной воды; научится проводить исследования и наблюдения.

II. Планируемые образовательные результаты

Предметные результаты изучения темы - формирование знаний и умений:

1-я Линия развития – уметь объяснять мир:

  • называть окружающие предметы и их взаимосвязи;

  • объяснять, как люди помогают друг другу жить;

  • называть живые и неживые природные богатства и их роль в жизни человека;

2-я линия развития – уметь определять свое отношение к миру:

  • оценивать правильность поведения людей в природе;

Личностные результаты

-развитие мотивов учебной деятельности,

-формирование личностного смысла учения;

-развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, развитие доброжелательности, эмоциональной отзывчивости, привитие бережного отношения к природе.

Метапредметные результаты

Регулятивные УУД:

- целеполагание как постановка учебной задачи (подведение к теме урока)

- планирование (составление плана выполнения задания в группах)

-Развивать самостоятельность при выполнении поставленных задач, умение оценивать

правильность выполнения действий.

- контроль (самопроверка задания выполненного самостоятельно)

- коррекция (соотнесения знания, «открытого» детьми, с выводом, данным в учебнике)

- оценка (оценка работы в группах и оценка самостоятельно выполненного задания по алгоритму)

Познавательные УУД:

1.Общеучебные универсальные действия:

- формулирование темы урока

- поиск и выделение необходимой информации (работа в группах с текстом и иллюстрациями учебника, наглядными пособиями)

- умение адекватно, осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме

- смысловое чтение как осмысление цели чтения

2.Универсальные логические действия:

- анализ объектов с целью выделения существенных признаков

- синтез как составление целого из частей

- выбор оснований для сравнения

- подведение под понятия, распознавание объектов

- установление причинно-следственных связей, построение логической цепи рассуждений, доказательств

- выдвижение гипотез

3. Постановка и решение проблемы:

- самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем поискового характера

Коммуникативные УУД:

  • умение слушать и вступать в диалог

  • участвовать в коллективном обсуждении проблем

  • интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками

  • воспитывать культуру речи, доброжелательное отношение к мнению других.

  • формировать договорные отношения при решении общих задач в совместной деятельности.

  • обмениваться мнениями, слушать друг друга, строить понятные речевые высказывания

  • формулиро­вать свои затруднения; оказывать в сотрудничестве взаимопомощь.


III. Технологии развития УУД, используемые в рамках урока:

  • Технология проблемно - диалогического обучения

  • Технология продуктивного чтения

  • Технология оценки учебных успехов

  • Технология групповой работы

  • Здоровьесберегающие технологии

  • Информационно-коммуникативные технологии



IV. Методы обучения:

  • Словесные – рассказ, беседа, объяснение, инструктаж к работе.

  • Наглядные – демонстрация (презентации, наглядных пособий, иллюстраций учебника)

  • Практические – опыт. Определить и доказать, что вода обладает соленостью.


V. Формы работы: фронтальная, индивидуальная работа, работа в парах


VI. Оборудование:

  • Для учителя – предметный столик, учебник, мультимедийный проектор, пустой химический стаканчик, воронка, морская соль, интерактивная доска, иллюстрации, презентация,

  • Для учащихся – на парту: конвертики с заданиями; карта Ставропольского края, морская соль в химических стаканчиках.


VII. Литература:

Для учителя

Максимова Т.Н. Поурочные разработки по курсу «Окружающий мир»: 1 класс. -М.: ВАКО, 2012. – 368 с. (С. 172-177)

Для учащихся

Плешаков А.А. Окружающий мир. 1 класс. Учебник в 2-х частях. 1 Часть. - М.: Просвещение, 2011. – 95 с. (С. 66-67)

Плешаков. А.А. Рабочая тетрадь. 1 класс. В 2-х частях. Часть 1. - М.: Посвещение, 2012. – 67 с. (С. 43-45)

Плешаков А.А., Гара Н.Н. Тесты. 1 класс. – М.: Просвещение, 2011. - 63 с. (С.19)

Плешаков А.А. Атлас-определитель "От земли до неба". Зеленый дом. М.: Просвещение, 2009. – 368 с. (С.45)


VIII. Тип урока: предметный

Практическая работа. Опыт. Определить и доказать, что вода обладает соленостью.


Оформление классной доски:


Проблемный вопрос

ПЛАН:

  1. Путешествие

  2. Охрана

  3. Свойства


22 декабря.

КУДА ТЕКУТ РЕКИ?


ХОД УРОКА

I. Орг.момент

Громко прозвенел звонок –
Ну-ка посмотри, дружок,
Ты готов начать урок?
Все ль на месте, все ль в порядке:
Книжки, ручки и тетрадки?
Ваши ушки на макушке.
Глазки широко открыты,
Слушаем, запоминаем,
Ни минуты не теряем!

II. Мотивация к учебной деятельности

Учитель: Отгадайте загадку:

Ни начала, ни конца, 
Ни затылка, ни лица,
Знают все – и млад, и стар, 
Что она большущий шар.

Дети: Земля.

III. Актуализация знаний и фиксация затруднения в пробном учебном действии

Учитель: А вот вторая загадка:

Отгадайте загадку:

На столе передо мной
Закружился шар земной –
Африка, экватор, полюс –
Уместил всю Землю ... (глобус).

– А что такое глобус? (Глобус - это уменьшенная модель земли).   
– Только ли на глобусе мы можем увидеть земную поверхность? (Нет. Можем увидеть на карте) Слайд 1
– Скажите, какого цвета на глобусе и на карте полушарий больше? (Синего цвета больше)
– Вспомните, что на глобусе обозначается синим цветом и его оттенками? (Синим цветом обозначается вода)
– А каким цветом обозначается суша? (Суша обозначается зелёным, жёлтым, коричневым цветом)
– Чего больше на планете Земля? (Воды)
– Да, нашей планете Земля можно было бы дать и другое название – планета Океан.
С древнего языка слово «Океан» означает «водоем, в котором много воды».
Но, несмотря на то, что океанической воды много, в быту мы ее не используем, потому что она соленая. А мы используем пресную воду, которая находится в водоемах суши.
– Какие водоемы суши вы знаете? (Озёра, реки, моря)
– Угадайте, о каком из перечисленных вами водоемах идет речь:

Течет, течет, не вытечет,
Бежит, бежит, не выбежит. (Река) Слайд 2

– Правильно, это – река.


IV. Выявление места и причины затруднения

- Как вы думаете, о чем мы будем говорить на уроке? (О реках)

- Тема нашего урока: « Куда текут реки?» (Слайд 3)

Работаем по плану, а что же нам дано по плану? (По плану первое – путешествие, второе – охрана, третье - свойства).

- Ребята, а вы задавали когда-нибудь себе вопрос «Куда текут реки»? (Задавали)

Вы пытались на них ответить? (Пытались)

И какие предположения у вас были? (в океаны; в озёра; вокруг земли)

Сколько мнений у нас получилось? (Несколько)

Мнения разделились, и нам предстоит выяснить кто прав.

-Почему возникло затруднение? (точно не знаем, куда текут реки)

-Почему? (Мало знаний о реках)

V. Построение проекта выхода из затруднения

Слайд 4- Ребята, а что нужно сделать чтобы выяснить, куда же текут реки? (Посмотреть карту, атлас, глобус, книгу, фильм, видеоролик)

– Чтобы ответить на вопрос я предлагаю вам совершить путешествие по просторам нашей необъятной Родины.

На чём будем путешествовать? (На корабле, т.к. быстрее, удобнее. Все поместимся.)

А где будем путешествовать? (По рекам)

Почему по рекам? (Нужно ответить на вопрос, куда текут реки)

Ребята, а у каждого путешественника есть…? (Карта)

Где взять карту? (Составить, в учебнике) Слайд 4

И первым нам на помощь придет автор учебника Андрей Анатольевич Плешаков.
– Откроем учебник на стр. 66.

VI. Реализация построенного проекта






– Сейчас я прочитаю его рассказ, который называется

«Вода – путешественница»
– К рассказу будет рисунок в учебнике.

– Итак, начнем путешествовать по рисунку. Я буду читать рассказ, а вы находите на рисунке названия, которые встретятся в рассказе и запоминаете их. Работа по учебнику.

Вода – путешественница.

Я родился в небольшом городе под Москвой. Он стоит на реке Осётр.

В детстве мне было очень интересно – куда же течёт река Осётр? И вот что я узнал. Осётр впадает в другую реку – Оку. Она шире и длиннее, чем Осётр. Она впадает в реку Волгу. Волга – великая русская река. Местами она так широка, что другой берег почти не виден. Волга несёт свои воды в Каспийское море.

-Почему же автор назвал рассказ «Вода-путешественница»? (Вода проходит много километров, прежде чем впасть в моря, океаны)

Ребята, теперь вы можете ответить на вопрос «Куда текут реки?»? (Да. Они текут к морям и океанам.)

VII. Первичное закрепление во внешней речи

А давайте сейчас на бумажных кораблях, которые находятся на ваших партах, совершим путешествие по этим рекам.

- Найдите реку Осётр. (Слайд 5) Здесь в небольшом городке установим наши корабли. Это начало пути. Учитель устанавливает над словом Осётр флажок.

- Мы плывём по реке Осётр. И вдруг эта река впадает в другую реку, которая гораздо шире Осетра. Как называется эта река? (Ока). (Слайд 6) Дети во время путешествия передвигают свои корабли по рисунку в учебнике. Учитель между карточками устанавливает стрелочки.

-Внимание! Слева река! Кто знает название этой реки? (Москва). (Слайд 7)


Учитель устанавливает карточку «Москва» над словом «Ока», ставя стрелку.


- Какая река еще впадает в Оку? Ребята, реки, которые впадают в другие реки, называются притоками.

Я вижу вы немного устали. Давайте отдохнём и продолжим наше путешествие.

ФИЗМИНУТКА - РЕЧКА

- Плывём дальше. Река Ока становится всё шире и шире. И вот она впадает в другую реку, которая гораздо шире Оки. Как же называется эта река? (Волга) (Слайд 8)


-Что вы помните об этой реке из рассказа автора?

- Мы продолжаем путешествие по реке Волге. Волга – крупнейшая река Европы. Она могучая и широкая. Её длина 3550 км.

Будьте осторожны! Впереди Волжская гидроэлектростанция. Давайте вспомним с предыдущих уроков, что вырабатывает эта станция? (Электрический ток).


- Как человек использует реку? (По реке проплывают суда, пере­возятся грузы, в Волге ловят рыбу, на берегах реки много промышлен­ных предприятий.)

- Что беспокоит людей, живущих на Волге? (Промышленные предпри­ятия сливают в реку грязную воду.)

- Сейчас дети покажут сценку. Посмотрев ее, ответьте на вопрос: «Кто страдает от загрязнения окружающей среды?» Слайд 13

Среди полей и лесов, окруженная травами, да кустарниками текла река – чистая, прозрачная со студенной водой… К реке спешили животные , чтобы напиться; дети – чтобы искупаться; рыбаки наловить рыбы. Все любили эту реку. Но вот однажды река загрустила, потому что она стала разноцветной:серой, желтой, красной, черной…

-Собрались вместе обитатели реки, а узнать друг друга не могут. (Выходят дети, на головах которых шапочки с силуэтом цветной рыбки.)

Жёлтая рыбка: Соседка, почему ты такая красная?

Красная рыбка: На берегу нашей реки построили завод и провели к воде 2 трубы. Она берёт на завод чистую воду, а другая сливает в неё грязную. Вот я и стала от сточных вод красной. А ты почему жёлтая, как лимон?

Жёлтая рыбка: Жила я на мелководье: плескалась, играла с подружками. Но вот пошёл сильный дождь. Ручей принёс с берега мутный поток. Чего только в нём не было: и удобрения, и ядохимикаты, и отходы. Пожелтела наша заводь… А ты, подружка почему такая фиолетовая?

Фиолетовая рыбка. Видела бы ты, какой на мне груз лежал. Банки, брёвна, даже колёса.

От такой натуги я и краснела, и зеленела, и синела…

Вот и стала фиолетовой - еле-еле выбралась из под мусора.

Красная рыбка. Ой, смотрите, кто это?

Фиолетовая рыбка. Среди сородичей я такой не видела.

Чёрная рыбка. Не пугайтесь , подружки. Я такая же рыбка, как и вы. Чёрная плёнка покрыла воду, стало нечем дышать, нечего есть, а на берегу лежат утки от нефти погибают.

Красная рыбка. Что же нам делать, как дальше жить?

Чёрная рыбка. А может, ребята помогут? Как очистить реку?

- Как же очистить реку?

- Вода – самая удивительная на земле жидкость, бесценный дар природы. Без воды не может обойтись ни человек, ни растительный и животный мир. Потребление пресной воды растёт ежегодно. Чистой воды остаётся всё меньше и меньше. И виноваты в этом люди.

Слайд 10,11,12,13. В реки и озёра сливаются сточные воды заводов и фабрик, а также вода, используемая в быту. Учёные подсчитали, что каждый год во всём мире в водоёмы попадает столько вредных веществ, что ими можно заполнить 100 000 товарных поездов.

Дети: Нужно экономить воду.

Учитель: А как мы можем экономить воду?

Дети: Не умываться под сильной струёй, хорошо закрывать кран, стараться использовать воду экономно. Не оставлять кран открытым, пока чистишь зубы и полощешь рот.

_ Дальше река впадает в Каспийское море. Ребята, как вы считаете, в Каспийское море будет попадать чистая и грязная вода?

(Слайд 14)


- Наши корабли завершают путешествие в Каспийском море.

Слайд 15

- Посмотрите, какой долгий путь совершила вода из реки Осетр, пока добралась до Каспийского.

- А какая река протекает в нашей местности? (Калаус)

- Кала́ус — река России на Северном Кавказе в Ставропольском крае. Название реки имеет тюркское происхождение (тюрк. "кала"- "крепость", "город"). На ногайском языке название звучит "Кылавыс" (из "кыл" - волос, струна, в значении тонкий, узкий и "авыс" - переправа).

НА ДОСКУ

На кабардино-черкесском языке Калаус назывался Бавуко — «плодородная, богатая долина».

Работа по карте (приклеивать стикеры по ходу рассказа на карте)

Река Калаус берёт начало на склоне горы Брык, протекает по Ставропольской возвышенности является левым притоком Западного Маныча. Общая длина реки Калаус 436 км. Калаус имеет 81 приток. В итоге Калаус впадает в Чограйское водохранилище (искусственно созданное озеро), на месте которого планировалось построить атомную электростанцию.

В нашем городе есть тоже истоки и притоки реки Калаус. Исток реки находится на северном склоне горы Куцай. Балка Должанская и Балка Кисличанская являются правым притоком реки Калаус, протекают в черте города Светлограда. Длина каждой Балки более 12 км. Питание реки смешанное, родниковое, дождевое, снеговое. Притоки реки Кисличанская Балка— родники горы Бараничья.

Распашка и выгон скота нарушают защитно-гнездовые угодья реки для многих диких зверей и птиц, приводят к сокращению их численности. Водами Калауса орошаются поля не только с кормовыми, но и с овощными культурами, которые мы употребляем в пищу.

К большому сожалению, многие канализационные воды сбрасывают в реку без очистки, что усугубляет положение. Берега реки Калаус в районе города сплошь засыпаны мусором.

По Балкам круглый год текут ручьи, которые так же были засорены, но в прошлом году расширили русло реки Балка Кисличанская и очистили от мусора. 

- Какая теперь задача стоит перед нами? (Не засорять речки бытовами отходами)

VIII.

Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

-Чем отличается река от моря? (Река имеет два берега, море очень широкое) (Слайд 18,19)

-Чем отличается вода из речки от воды из моря? (Вода в реке – пресная, в море – соленая).

Послушайте загадку: Кругом вода, а с питьём беда. (морская вода)

-Почему так говорят? (Солёную воду нельзя пить)

-Можно ли искупаться в «море» не выходя из дома? (Нет)

-Сейчас мы проделаем опыт и убедимся, что в море искупаться не выходя из дома можно.

На столе у меня стаканы с водой, морская соль, ложка.

Вызываю учеников двух

- Насыпьте в стакан с пресной водой морскую соль и смешайте. Вода в стакане получилась морская. Если вы смешаете морскую соль в ванной, то вы сможете искупаться в морской воде, не выходя из дома.

IX. Включение в систему знаний и повторение

Ребята, я буду читать высказывания, если вы согласны с высказыванием поднимите зелёный кружок, если вы не согласны, то красный кружок.

Глобус - уменьшенная модель земли. (зелёный)

Вода на глобусе показана коричневым цветом. (красного)

Реки впадают в другие реки, моря. (зелёный)

В реке вода солёная. (красный)

В море вода пресная. (красный)

Молодцы.

Ребята, о чём говорят нам эти иллюстрации? (Нельзя загрязнять водоёмы, реки, моря)

Почему воду нужно беречь и охранять? (Вода входит в состав любого организма; вода – это жизнь, красота и здоровье; количество воды ограничено; вода – помощник человека)

X. Рефлексия учебной деятельности

-Вернемся к плану нашего урока. Смогли мы научиться всему, что планировали? ( Да, мы узнали, куда падают реки; научились описывать реки России, узнали свойства морской и речной воды, научились проводить исследования и наблюдать)

-Что вы запомнили по охране природы? (Нельзя загрязнять водоемы, реки, моря, так как вода – помощник человека).

- У вас на столе лежат модели солнца, тучи и грозы. Если вам было легко выполнять задания, отвечать на вопросы и понравился урок, то покажите солнце; немного затруднялись - тучка; трудно - гроза.

XI. Домашнее задание

Нарисуйте схему реки Калаус.

XII. Организованный конец урока

Спасибо всем за работу. Повернитесь в парах друг к другу и подарите улыбку. Теперь встали. Урок окончен.






5


Просмотр содержимого презентации
«ОМ 22.12.16 г. 1 класс»

Течет, течет — не вытечет,  Бежит, бежит — не выбежит.

Течет, течет — не вытечет, Бежит, бежит — не выбежит.

Куда же текут реки?

Куда же текут реки?

МОСКВА ВОЛГА ОКА КАСПИЙСКОЕ МОРЕ ОСЁТР

МОСКВА

ВОЛГА

ОКА

КАСПИЙСКОЕ МОРЕ

ОСЁТР

Осётр

Осётр

Ока

Ока

Москва

Москва

Волга

Волга

Что беспокоит людей, живущих на реке? Кто от этого страдает?

Что беспокоит людей, живущих на реке?

Кто от этого страдает?

Каспийское море

Каспийское море

МОСКВА ВОЛГА ОКА КАСПИЙСКОЕ МОРЕ ОСЁТР

МОСКВА

ВОЛГА

ОКА

КАСПИЙСКОЕ МОРЕ

ОСЁТР

Река Калаус

Река Калаус

Чем различаются река и море?

Чем различаются река и море?

У реки видны оба берега, а у моря другого берега не видно, потому что оно очень большое.

У реки видны оба берега, а у моря другого берега не видно, потому что оно очень большое.

М О Л О Д Ц Ы !

М

О

Л

О

Д

Ц

Ы

!


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!