3
Конспект урока по теме: "Одушевленные и неодушевленные имена существительные"
Тема урока: Одушевленные и неодушевленные имена существительные
Цели:
Образовательные: -закрепить знания об имени существительном, дать понятие об одушевлённых и неодушевлённых именах существительных.
Развивающие: - развить творческую, речевую и мыслительную активность учащихся, интерес к предмету на основе языковых впечатлений.
Воспитывающие: -воспитывать познавательный интерес к русскому языку.
Оборудование: мини-таблица определения «одушевленности-неодушевленности»;
Ход урока
I. Организационный момент
II. Актуализация знаний
1. Проверка домашнего задания
Учитель:
- Мы с вами, изучая морфологию, говорили о существительном. Сейчас мы проверим, что знаем об этой части речи.
2. Опрос
-Я буду начинать фразу, а вы продолжите ее.
Имя существительное – это часть речи, которая обозначает…
Имя существительное отвечает на вопросы…
Имя существительное относится к одному из трех родов: …
Изменяется по___________ и ____________.
Сегодня мы с вами вспомним, что такое имя существительное, какие признаки оно имеет. Побываем в гостях у одушевленных и неодушевленных имен существительных. Разберемся, как отличать одушевленные имена от
неодушевленных.
3. Игра «Снежный ком»
Итак, первое задание - это снежный ком. Но он необычный, внутри него располагаются буквы. Ваша задача составить как можно больше слов, используя каждую букву всего один раз.
(Пятиклассники составляют и зачитывают получившиеся слова.)
- Слов какой части речи вы составили больше? (Существительных)
- Дайте определение имени существительному?
- Существительное- это часть речи, которая обозначает предмет и отвечает на вопросы кто?, что?.
4. Самостоятельная работа с теоретическим материалом учебника.
Запомните: Все имена существительные делятся на неодушевлённые и одушевлённые. Одушевлённые существительные обозначают лиц и животных и отвечают на вопрос КТО?
Неодушевлённые имена существительные обозначают предметы, растения, явления неживой природы. Они отвечают на вопрос ЧТО?
5. Работа с упражнением 485, стр. 50 (учебник Русский язык 5 кл. Т.А. Ладыженская, М. Т. Баранова)
6. Работа по таблице
Имена существительные |
одушевленные | неодушевленные |
мн. число |
И. братья сестры Р. братьев сестер В. братьев сестер | И. камни доски Р. камней досок В. камни доски |
В. = Р. | В. = И. |
III. Закрепление изученного материала.
7. Словарный диктант.
Запишите словарный диктант. В первой строке напишите слова одушевленные, которые отвечают на вопрос – кто?, а во второй – неодушевленные, которые отвечают на вопрос - что?
-Оказывается, не всегда так просто бывает определить, одушевленный или неодушевленный это предмет. Казалось бы, нет ничего проще: поставил вопрос и определил – одушевленное или неодушевленное имя существительное. Но у биологов и лингвистов не совпадают представления о живом. Биологи считают, что росток и поросль, береза и тюльпаны живые. А лингвисты нет. Что значит одушевленный? (Дышащий, живой, имеющий дух.). А неодушевленный? (Неживая материя.)
8. Самостоятельная работа.
В стихотворении поставить знаки препинания, выписать в 2 столбика одушевлённые и неодушевлённые имена существительные.
Где поставить запятую?
Очень-очень странный вид:
Речка за окном горит
Чей-то дом хвостом виляет
Пёсик из ружья стреляет
Мальчик чуть не слопал мышку
Кот в очках читает книжку
Старый дед влетел в окно
Воробей схватил зерно
Да как крикнет, улетая:
--Вот что значит запятая!
Заходер
IV. Подведение тогов
- Вы придёте домой, родители спросят, что интересного было на уроке, что запомнили. Что вы им расскажите?
V. Домашнее задание
§ 90, выуч. теоретический материал, стр. 51, упр. 488