СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка урока "Имена существительные: одушевленные и неодушевленные" 5 класс

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока к учебнику Т. А. Ладыженской и др. "Имена существительные: одушевленные и неодушевленные"

Просмотр содержимого документа
«Разработка урока "Имена существительные: одушевленные и неодушевленные" 5 класс»

3


Конспект урока по теме: "Одушевленные и неодушевленные имена существительные"

Тема урока: Одушевленные и неодушевленные имена существительные

Цели:

Образовательные: -закрепить знания об имени существительном, дать понятие об одушевлённых и неодушевлённых именах существительных.

Развивающие: - развить творческую, речевую и мыслительную активность учащихся, интерес к предмету на основе языковых впечатлений.

Воспитывающие: -воспитывать познавательный интерес к русскому языку.

Оборудование: мини-таблица определения «одушевленности-неодушевленности»;


Ход урока

I. Организационный момент

II. Актуализация знаний

1. Проверка домашнего задания

Учитель:

- Мы с вами, изучая морфологию, говорили о существительном. Сейчас мы проверим, что знаем об этой части речи.

2. Опрос

-Я буду начинать фразу, а вы продолжите ее.

  • Имя существительное – это часть речи, которая обозначает…

  • Имя существительное отвечает на вопросы…

  • Имя существительное относится к одному из трех родов: …

  • Изменяется по___________ и ____________.

Сегодня мы с вами вспомним, что такое имя существительное, какие признаки оно имеет. Побываем в гостях у одушевленных и неодушевленных имен существительных. Разберемся, как отличать одушевленные имена от

неодушевленных.

3. Игра «Снежный ком»

Итак, первое задание - это снежный ком. Но он необычный, внутри него располагаются буквы. Ваша задача составить как можно больше слов, используя каждую букву всего один раз.

(Пятиклассники составляют и зачитывают получившиеся слова.)

- Слов какой части речи вы составили больше? (Существительных)

- Дайте определение имени существительному?

- Существительное- это часть речи, которая обозначает предмет и отвечает на вопросы кто?, что?.

4. Самостоятельная работа с теоретическим материалом учебника.

Запомните: Все имена существительные делятся на неодушевлённые и одушевлённые. Одушевлённые существительные обозначают лиц и животных и отвечают на вопрос КТО?

Неодушевлённые имена существительные обозначают предметы, растения, явления неживой природы. Они отвечают на вопрос ЧТО?

5. Работа с упражнением 485, стр. 50 (учебник Русский язык 5 кл. Т.А. Ладыженская, М. Т. Баранова)

6. Работа по таблице



Имена существительные

одушевленные

неодушевленные

мн. число

И. братья сестры

Р. братьев сестер

В. братьев сестер

И. камни доски

Р. камней досок

В. камни доски

В. = Р.

В. = И.



III. Закрепление изученного материала.

7. Словарный диктант.

Запишите словарный диктант. В первой строке напишите слова одушевленные, которые отвечают на вопрос – кто?, а во второй – неодушевленные, которые отвечают на вопрос - что?

-Оказывается, не всегда так просто бывает определить, одушевленный или неодушевленный это предмет. Казалось бы, нет ничего проще: поставил вопрос и определил – одушевленное или неодушевленное имя существительное. Но у биологов и лингвистов не совпадают представления о живом. Биологи считают, что росток и поросль, береза и тюльпаны живые. А лингвисты нет. Что значит одушевленный? (Дышащий, живой, имеющий дух.). А неодушевленный? (Неживая материя.)

8. Самостоятельная работа.

В стихотворении поставить знаки препинания, выписать в 2 столбика одушевлённые и неодушевлённые имена существительные.


Где поставить запятую?

Очень-очень странный вид:

Речка за окном горит

Чей-то дом хвостом виляет

Пёсик из ружья стреляет

Мальчик чуть не слопал мышку

Кот в очках читает книжку

Старый дед влетел в окно

Воробей схватил зерно

Да как крикнет, улетая:

--Вот что значит запятая!

Заходер




IV. Подведение тогов

- Вы придёте домой, родители спросят, что интересного было на уроке, что запомнили. Что вы им расскажите?

V. Домашнее задание

§ 90, выуч. теоретический материал, стр. 51, упр. 488




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!