СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка урока-исследования по теме "Моральный выбор - это ответственность"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок-исследование по теме "Моральный выбор - это ответственность" разработан на основе работы с документами и воспоминаниями участников строительства Сурского и Казанского рубежей.

Просмотр содержимого документа
«Разработка урока-исследования по теме "Моральный выбор - это ответственность"»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №2» г. Новочебоксарск















Методическая разработка

для учащихся 8 класса по теме

«Моральный выбор–это ответственность»









Соловьева Наталия Михайловна

учитель истории и обществознания










Новочебоксарск, март 2021

Оглавление

  1. Введение………………………………………………..3-4

  2. Основная часть……………………………………….5-12

  3. Заключение……………………………………………...13

  4. Список используемой литературы……………………14

  5. Приложение…………………………………………15-23


































Введение

Главным действующим лицом в мире, в котором мы живем, является общество, состоящее из людей, каждый из которых - индивидуальность. И от того, как будет себя вести данное общество, как развиваться, о чем думать, какие поступки совершать, когда, где и как, зависит существования нашего мира.

Особенностью человека как живого существа является то, что он обладает свободой. Создавая культуру и общество, человек творит их не только по законам природы, но и по человеческим законам. Преобразуя окружающий мир, человек изменяет его по законам свобод. Свобода – это способность человека определять свое будущее и будущее мира.

С понятием свободы тесно связано понятие «моральный выбор личности». Моральный выбор – это выбор между различными способами поведения, между теми нормами, которым следует человек. Это выбор между различными идеалами, к которым он стремиться. В конечном счете, моральный выбор – это выбор между добром и злом, между «хочется» и «нужно». Но в моральном выборе чаша весов склоняется не в сторону притязаний, а в сторону сохранения своего нравственного достоинства. Действовать не по обстоятельствам, а зачастую вопреки им, не идя на беспринципное согласие, а стремясь не отклоняться от высоких моральных ориентиров (как бы это ни было трудно, неприятно, какой бы тебе лично ни приносило ущерб) — это и значит осуществлять правильный моральный выбор. Люди — не ангелы. Как гласит старая пословица, «конь о четырех ногах, и тот спотыкается», поэтому человек не всегда способен «наступить на горло собственной песне» и в любых ситуациях сохранять свое достоинство, оставаться порядочным, совершать нравственные поступки. Но к этому следует стремиться, чтобы за выбор не было стыдно, чтобы «не грызла совесть». Сделать нравственный выбор — дело очень сложное, тем более что подчас его надо делать «здесь и сейчас». Но именно в таких обстоятельствах выявляется моральная крепость человека. Броситься спасать человека попавшего в беду или боязливо отойти в сторону, сказать в лицо неприятную правду или «благоразумно» промолчать, прервать отношения с человеком недостойным и подлым или по соображениям целесообразности продолжать делать вид, что не замечаешь подлость. Все это — ситуации морального выбора, и, к сожалению, мы часто поступаем не так, как надо было бы, оправдывая себя тем, что, дескать, «слаб человек». Моральный выбор — это не рациональная процедура, в ходе которой взвешиваются все «за» и «против» и принимается целесообразное решение, — внутренний порыв, когда все доброе, что есть в душе человека, восстает против зла, каким бы ничтожным оно ни было в данный момент. Обычно моральный выбор связан с тем, какой системы нравственных ценностей придерживается тот или иной человек.

Ситуаций морального выбора, в которых оказывается человек на протяжении свой жизни очень много. Вот наиболее известные из них.

Во-первых, это выбор между нравственным и безнравственным поведением. Моральный выбор есть результат стойкости его характера. Именно от человека зависит, станет ли он добрым или злым, пойдет ли он по пути добродетели или порока.

Во-вторых, это выбор между своими интересами и интересами других людей. С одной стороны, считается, что добродетельный человек должен следовать интересам других. Живя вместе, люди должны помогать друг другу, даже иногда в ущерб собственным интересам и желаниям.

В-третьих, это выбор между различными обязанностями, которые есть у каждого человека. Люди связаны друг с другом очень сложной сетью взаимных обязанностей и обещаний, некоторые из которых трудно исполнить, не нарушив другой выбор между различными обязанностями, которые есть у каждого человека.

Проблема нравственного выбора всегда была актуальна и довольно болезненна для общества. Наши предки, сравнивая себя со своими предшественниками, находили, что «нравы уже не те», опасаясь, что именно они, люди N-ного поколения, последние носители нравственных умирающих истин, а уже следующее откажется от них. Но века менялись, и новые колена проникались теми же мыслями. Даже сейчас, в ХХI веке, со всем наступившим и потенциальным прогрессом общество продолжает возвращаться к вопросу об «увядающей» морали, особенно среди юношей и девушек.

Так что же такое свобода и моральный выбор человека, мы попробуем определить эти понятия и разобраться в них на примере трудового подвига чувашского народа при строительстве Сурского оборонительного рубежа.

Изучение материала данного урока строится по технологии проблемно – диалогического обучения. Учащиеся в ходе групповой работы изучают исторический материал строительства Сурского и Казанского оборонительных рубежей в период Великой Отечественной Войны и решают поставленную проблему в начале урока. Урок включает шесть этапов. На каждом этапе используется мультимедийная презентация.



Цель урока: способствовать формированию умения анализировать жизненные ситуации, выстраивая алгоритм рассуждения на основе понятий обществоведческого курса моральный выбор, свобода, ответственность, долг и совесть.

Задачи урока:

Педагогические задачи урока

Познакомить учащихся с особенностями процесса научного познания, ступенями исследовательской деятельности.

Научить их различать проблемы, формулировать и отбирать полезные гипотезы, интерпретировать данные, делать выводы.

Заинтересовать учащихся исследовательской деятельностью, поиском новых проблем, вопросов.

Дидактические задачи урока.

Образовательные

1. Показать связь между свободно выбранным поступком и ответственностью за сделанный выбор, поступок.

2. Подвести к пониманию, что только наличие ответственности делает выбор нравственным деянием.

Развивающие

  1. Способствовать формированию навыков самостоятельной познавательной деятельности учащихся через активные формы обучения: умения самостоятельно работать с целью поиска необходимой информации в различных источниках (учебник, документы, дополнительная литература, исторические карты); выполнять проблемные задания версионного характера и задания с ситуацией предположения; делать собственные аргументированные выводы.

  2. Продолжить работу по развитию умений работать в группе, аргументировать свои суждения, применять полученные теоретические знания для определения социальноодобряемого поведения и порядка действий в конкретных ситуациях.

Воспитательные

  1. Активизация чувств патриотизма и гордости за самопожертвование и героизм чувашского народа.

  2. Воспитание мотивов самосовершенствования.

  3. Воспитанию интереса к военной истории.

Обеспечение потенциала:

коммуникативного – общение в группах, оптимальное размещение в пространстве участников коммуникации;

познавательного – усвоение базовых понятий темы; выполнение заданий на анализ, синтез; определение учащимися зон своего ближайшего развития;

ценностного – создание ситуаций морального выбора; оценка поступков на основе общечеловеческих ценностей.

Тип урока: комбинированный.

Форма урока: урок-исследование

Метод: практический, поисково-исследовательский.

Форма организации деятельности учащихся на уроке – групповая работа. Ученики класса разбиты на 5 творческих групп.

Оборудование: 1) раздаточный материал для учащихся; 2) мультимедийное оборудование: компьютер и проектор.

Основные понятия:

- моральный выбор

- свобода выбора

- ответственность и свобода

- критерии выбора

- моральные знания и поведение личности.


План проведения урока

Определение задач урока, мотивация учащихся.

Постановка проблемы.

Определение темы и цели исследования.

Выдвижение рабочей гипотезы.

Подтверждение гипотезы (сбор, оформление, интерпретация данных).

Формулирование вывода по результатам исследования.

Подведение итогов урока


Этапы урока

Решаемые задачи

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1. Организационный этап.

Подготовка к работе на уроке.

Приветствие учащихся. Формирование групп учащихся для работы на уроке

Учащиеся рассаживаются по группам за парты

2. Этап актуализации

1. Обеспечение мотивации



































2. Постановка темы, целей и проблемы урока

Учитель обеспечивает мотивацию урока, осуществляет проверку изученного материала.

Устный ответ:

1 задание. Каждой группе раздаются карточки с определениями, а вы должны правильно сформулировать их и озвучить.

1. Мораль

2. Долг

3. Совесть

4.Нравственная культура личности

5. Ценности

2 задание. Задача ответить «да» или «нет»

1. Понятие «Личность» выражает то, что присуще данному человеку, совокупность его внутренних свойств как существа общественного (Да)

2. Мораль – это результат, продукт размышления о жизни, делах, поступках людей (Да)

3. Быть человеком ответственным – это значит предвидеть общественные последствия своих поступков и уметь отвечать за них (Да)

4. Задача морали – регулировать нашу жизнь – это значит предвидеть общественные последствие своих поступков и уметь отвечать за них (Да)



Учитель: Какое поведение вызывает моральное одобрение и моральное осуждение? Что такое моральный выбор? Какие общественные последствия предполагает моральный выбор каждого человека?

Как вам уже известно, 2021 год в Чувашской Республике - Год, посвященный трудовому подвигу строителей Сурского и Казанского оборонительных рубежей. Мы постараемся разобраться с этими вопросами на примере подвига чувашского народа при строительстве Сурского и Казанского оборонительных рубежей.

Давайте попытаемся, работая с дополнительными источниками, которые были открыты для всеобщего обозрения сравнительно недавно, узнать, каким образом выбор нашего поведения отражается на последствиях, как это влияет на окружающую действительность?


Учитель: Вы уже не раз слышали, что человек, в отличие от животных, - существо свободное. Поведение животных, как вам известно, из уроков биологии, подчинено строгим естественным законам. Животные действуют по программе, которая заложена природой. И глупо было бы называть аморальными, скажем, кошку за то, что она ведет себя непочтительно по отношению к мышке, а парнокопытных за то, что вытаптывают траву или обрывают плоды с деревьев. У них нет иного выбора: такая у них жизненная программа.

С человеком все обстоит намного сложнее. Его деятельность вряд ли можно считать запрограммированной. Как природное существо, человек, конечно, зависит от многих естественных обстоятельств - тепла, холода, атмосферного давления, голода, обмена веществ и т. д. Но как существо социальное (общественное) и разумное, свое индивидуальное поведение человек все-таки выбирает сам.


Осуществляется целеполагание


Формулируется проблема урока.

- Что предполагает моральный выбор?

Благодаря чему человек совершает те или иные поступки?




Отвечают на вопросы

индивидуально, фронтально
































Записывают тему урока


























































Принимают участие в целеполагании.



Выдвигают гипотезы

3. Этап изучения новых знаний и способов действий.

Работа в группах по историческим документам


















Работа в группах



Анализ исторического источника
















































Выводы

Проверка гипотезы

Предлагает работу с документами:

Группа 1.Воспоминания тружеников.

Группа 2. Характеристики трудящихся.

Группа 3. Характеристики трудящихся.

Группа 4. Протокол № 105 заседания Первомайского райкома ВКП(б) о представлении к правительственной награде рабочих и работников строительного участка № 1 Алатырского ВПС № 4. 15 января 1942 г. Постановление Совнаркома Чувашской АССР «О денежном премировании участников строительства Сурского оборонительного рубежа» от 20 февраля 1942 г.

Группа 5. Отрывок из Постановления.

Работая с текстом документов, выписывают причины выбора и последствия поведения участников строительства.

1 группа: Воспоминания участниц строительства Сурского рубежа говорят нам о том, что, не смотря на тяжелые условия, холод, голод они верили, что своим трудом приближают победу.

Учитель: Что, по вашему мнению, стало причиной их выбора поведения?

2 группа: данные представленных нам характеристик говорят нам о том, что участники строительства своим личным трудом показывали образец перевыполнения ежедневного задания и высокого качества работы.

Учитель: Какой выбор поведения сделали участники, и к каким последствиям он привел?

3 группа: изученные нами характеристики показывают, что за время работы на строительстве они не имели ни одного дня отлучки и ежедневно выполняли дневные нормы, проявляли исключительную чуткость и заботу к рабочим-колхозникам строительства.

Учитель: Что, по вашему мнению, стало причиной их выбора поведения?

4 группа: документы, которые изучила наша группа, говорят нам о том, что советское правительство всячески поддерживало и стимулировало тружеников строительства, что явилось не маловажным фактором досрочного окончания стройки.

Учитель: Как вы считаете, могло ли это повлиять на выбор поведения строителей?

5 группа: из документа нам стало известно, что люди самовольно покидали стройку, поэтому по всем дорогам от строительства были установлены круглосуточные милицейские посты, была установлена железная дисциплина и уголовная ответственность за невыполнение приказов.


Учитель: О каком выборе поведения говорят нам эти данные?

Выводы: человек, сталкиваясь с определенной ситуацией, всегда стоит перед выбором – как ему поступить? Он может быть добрым, великодушным, милосердным, честным, благородным и т. д. Но он способен и на подлость, ложь, предательство, безмерную жестокость и т. д.

Вместо программы, которая заложена природной эволюцией, человеку в его действиях дана свобода выбора между добром и злом, моральным и аморальным. Это великий дар, которым не обладает больше ни одно живое существо. Человек сам всегда решает, как ему поступить: соблюдать или не соблюдать моральные нормы.

Это и есть моральный выбор.

Моральный выбор - это поступок, деяние, при котором человек не только внутренне выбирает свое моральное отношение, но и действует в соответствии с этим выбором.

Что такое ответственность?

Ответственность - способность действовать сознательно, всегда понимать, как отзовутся твои действия на других, предвидеть возможные последствия каждого своего шага.

Быть человеком ответственным — это значит правильно понимать свои и чужие проблемы, трудности, стараться предвидеть результаты своих поступков и уметь отвечать за них. Есть разные виды ответственности, но самый главный — ответственность моральная, ответственность перед собственной совестью.

Работают с дополнительным материалом

























Анализируют данные источников


Записывают выводы














































Сравнивают выводы с выдвинутыми гипотезами




















Запись термина в тетрадь.






Запись термина в тетрадь.


3. Этап закрепления изученного.


1.Итоги, решение проблемы












Учитель обращает внимание на выводы, сделанные учащимися в ходе работы с документами:

- Какая проблема стояла перед строителями оборонительного рубежа?

- Каково значение постройки этого сооружения?

- Какой моральный выбор стоял перед тружениками?

- Какими нравственными ценностями руководствовались рабочие при выборе поведения?

К каким последствиям привел их выбор?

Учитель обращает внимание на поставленную проблему, предлагает обсудить и сделать вывод. Поощряет за участие в обсуждении.

-Какой ответ на проблемный вопрос урока мы можем дать?

-Чьи версии подтвердились?

-Как вы оцениваете работу в группах?




Отвечают на вопросы учителя










Выступают с решением

проблемы.


Оценивают собственную работу на уроке

5.Этап информации о домашнем задании

Домашнее задание:

Сообщает домашнее задание:

- параграф 7, стр.64 «В классе и дома» №1,2 письменно.


Записывают домашнее задание в дневник.

6. Рефлексия


Рефлексия

Учащиеся заполняют таблицу:

Узнал новое:

                             

Думал иначе:

 

Не понял:

 

Особенно запомнилось:

 










Заключение


Методическая разработка урока «Моральный выбор – ответственность» направлена на(в):

- изменения в качестве знаний учащихся;

- овладении практическими умениями;

- изменения в уровне воспитанности;

- изменения в развитии интереса к предмету.


Проведение урока в форме урока-исследования дает возможность приобретение учащимися функционального навыка исследования как универсального способа получения новых прочных знаний (получаемых самостоятельно и поэтому являющихся личностно значимыми, а значит прочными), развитие способности к исследовательскому типу мышления, активизации личностной позиции учащегося в образовательном процессе. Таким образом, главным результатом урока – исследования является интеллектуальный, творческий продукт (знания), устанавливающий ту или иную истину в результате процедуры исследования.

Метод исследования организуется на основе совместной (чаще групповой) деятельности учащихся, что отвечает не только их возросшей потребности в межличностном общении, но и создает условия для их личностного роста.

Урок-исследование дает ребенку опыт групповой интеллектуальной деятельности, становится источником востребуемых культурой поведенческих привычек и навыков общения, интеллектуального взаимодействия: не произносить резких категорических суждений, не подчеркивать интеллектуального превосходства, не пренебрегать мнениями других, не перебивать выступающего, но и самому быть лаконичным и четким в высказываниях и т.д.


Методическая разработка может быть использована в практике работы других учителей.








Список используемых источников Интернета:


http://dodiplom.ru/ready/115867

https://proza.ru/2014/09/09/1431

https://nsportal.ru/detskiy-sad/materialy-dlya-roditeley/2016/12/09/svoboda-i-moralnyy-vybor

http://gasi.culture21.ru/

https://сурскийрубеж.рф/о-проекте/архив-документов/

https://nsportal.ru/detskiy-sad/materialy-dlya-roditeley/2016/12/09/svoboda-i-moralnyy-vybor

https://proza.ru/2014/09/09/1431

https://nsportal.ru/shkola/obshchepedagogicheskie-tekhnologii/library/2015/03/30/urok-issledovanie



























Приложение 1

1 группа. Воспоминания тружеников строительства Сурского оборонительного рубежа

Одна из тех, кто и сегодня помнит те тяжелые месяцы - Любовь Михайловна Кузьмина.

В 41-м году в Чувашии были организованы 6 военно-полевых сооружений: 4 по Сурскому оборонительному рубежу - с центрами в Ядрине, Шумерле, Порецком, Алатыре и два на Казанском направлении - в селах Октябрьское и Янтиково. Процессом руководили из Чебоксар. Любови Михайловне довелось участвовать в возведении Казанского обвода. Тогда девушке только исполнилось 17. Жила она в деревне Кугеево, на тот момент находившейся в административном ведении Козловского района. Окопы нужно было рыть вдоль реки Аниш. На работы были призваны все, кто остался в деревне, в том числе подростки, старики. Тягот хватало. Грянули небывалые морозы - столбик термометра опускался ниже 40 градусов.

- Кувалдой стучали, ломами, если ком выйдет - хорошо и такой-то не могли. Осенью сначала хорошо было, когда земля не замерзла, когда замерзла - невозможно было, - вспоминает ветеран тыла Любовь Кузьмина.

Семья Любови Михайловны еще приютила у себя в доме восьмерых человек - строителей укрепсооружений: тех, кто приходил из более отдаленных селений. Они оставались на ночь после работы.

- Эти люди мокрые, холодные, у нас изба вся посинела - потолок от сырости, спали на полу, женщины были, - делится Любовь Кузьмина.

Колхозы должны были организовать поставку одежды, продуктов и фуража на строящиеся участки, также обустроить там медицинские пункты. Однако с поставленной сверху задачей справлялись не везде. Еду никто не привозил - перебивались кто чем может, рассказывает Любовь Михайловна. Одежда тоже у всех была своя. Многим не хватало теплых вещей.

- Костры зажигали, прыгали, чтобы погреться, плясали. Только погреешься, у нас хмелесушка была, погреешься там, пока дойдешь до места, на носу уже щиплет, мороз опять, - рассказала Любовь Михайловна.

Но молодость даже тут брала свое.

- А все равно молодежь ведь, нам весело было, веселились, молодые были, - добавила ветеран.

Строительство Казанского обвода закончилось на пять дней позже, чем Сурского рубежа - 25 января 1942 года. Любовь Кузьмина признается: вспоминать те дни - тяжело. Многих, кто с ней тогда работал, нет в живых, да и большинство друзей-одноклассников полегли на полях сражений. В 43-м Любовь Михайловна была мобилизована на охрану Чапаевского завода. А в 45-м она уже встретила мужа. Воспитали троих дочерей. Любовь Кузьмина трудилась и на заводе, работала в магазине. Сейчас у нее - не только внуки, уже есть правнуки и даже праправнуки. Большой дружной семьей они любят собираться у бабушки дома.

«Никто из нас на жизнь не жаловался. Мы верили, что своим трудом приближаем победу!». Судьба 93-летней Зои Гурьяновой, которая строила Сурский рубеж, трудилась на торфоразработках и никогда не унывала

На Сурском рубеже она работала 15-летней девочкой. Рассказывает, как тяжело было выживать в условиях лютой зимы, но никто не унывал. «Наш народ смог выстоять в самых тяжелых условиях, — говорит пожилая женщина».

После окончания семилетней школы Зоя трудилась на колхозных полях наравне со взрослыми, а когда ей исполнилось 15 лет, получила задание — отправиться на строительство Сурского рубежа. Туда отправили пять сельчан. Оборонительные укрепления строили на границе Ульяновской области и Мордовии. «Трудились с утра до вечера практически без отдыха, даже поесть нормально не успевали, — вспоминает пожилая женщина. — Кое-как перекусим — и за работу. Мороз сильный был. Мы рыли окопы. А некоторые мужики — более крепкие — блиндажи строили… Бьем по земле топорами — только мерзлые клочья летят! Спали на полу в избе, завернувшись в старые тряпки. Хозяева, у которых жили, оказались строгие. Даже посудой пользоваться не разрешали. Хорошо кое-что из дома привезли. Всякое бывало, конечно. Но никто из нас на жизнь не жаловался. Мы же для большого дела старались. Верили, что своим трудом приближаем победу над фашистами. Наш народ всегда мог выстоять в самых тяжелых условиях».



























Приложение 2

2 группа



Характеристика на Ивана Огандейкина. Из фондов БУ «ГАСИ». П-101. Оп. 1. Д. 434












Приложение 3

2 группа


Характеристика на Герасима Кудряева. Из фондов БУ «ГАСИ». П-101. Оп. 1. Д. 434










Приложение 4

3 группа

Характеристика на Елену Яндайкину. Из фондов БУ «ГАСИ». П-101. Оп. 1. Д. 434




























Приложение 5

3 группа

Характеристика на Марию Мунину. Из фондов БУ «ГАСИ». П-101. Оп. 1. Д. 434





















Приложение 6

4 группа

Приложение 7

4 группа



Приложение 8

5 группа

15



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!