СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка урока истории для 8 класса на тему «Начало освоения Новороссии и Крыма».

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка урока истории для 8 класса на тему: «Начало освоения Новороссии и Крыма».

Просмотр содержимого документа
«Разработка урока истории для 8 класса на тему «Начало освоения Новороссии и Крыма».»

История 6 класс

Тема: «Формирование системы земель – самостоятельных государств на Руси»

Цель урока: познакомить с причинами и последствиями политической раздробленности в Европе и на Руси; определить особенности этого процесса на Руси.

Планируемые результаты:

Предметные:

  • определить хронологические рамки периода раздробленности Руси

  • проанализировать причины и последствия политической раздробленности Руси, выделяя положительные и отрицательные последствия, выявить особенности политической раздробленности Руси;

  • ознакомить и систематизировать информацию из источника «Слово о полку Игореве» для характеристики последствий раздробленности на Руси

Личностные:

  • развивать устойчивую мотивацию к изучению истории России, через умение высказывать свою точку зрения и участвовать в дискуссиях;     

  • формировать историко-географический образ, включая представление о территории и границах Руси периода политической раздробленности;

  • формировать познавательный интерес к историческому наследию своей страны

Метапредметные:

  • организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками;

  • способность сознательно организовывать и регулировать свою учебную деятельность;

  • вырабатывать умения работать с учебной информацией, давать оценку историческим событиям и процессам; устанавливать причинно-следственные связи, строить логические рассуждения, умозаключения; использовать таблицы, схемы, модели для получения информации; анализировать материал учебника и дополнительный материал.

Тип урока: урок усвоения новых знаний

Технологии– технология проблемного обучения, ИКТ.

Оборудование: учебник История России. 6-й класс Н.М. Арсентьев, А.А. Данилов и др.; под ред. А.В. Торкунова - М: Просвещение,2022.; карта «Русь в XII-XIII вв.; презентация «Политическая раздробленность на Руси»; рабочие листы

Ход урока.

I. Организационный момент

II. Мотивационно-целевой этап

Велика и могущественна была Русь во времена Ярослава Мудрого и Владимира Мономаха, но внутренний мир сохранялся, увы, недолго. С 1132 г. началось тяжелейшее время опустошительных княжеских усобиц.

План:

1.Время политической раздробленности в Европе.

2.Формирование системы земель – самостоятельных государств на Руси.

3.Идея единства Руси

4.Государственное управление в период раздробленности

5.Развитие русской культуры: формирование региональных центров.

Проблемный вопрос: Является ли период раздробленности неизбежным этапом в истории Руси?

III. Введение в новый материал

Работа с рабочим листом.

Беседа:

1.Какие важные события происходили в XI-XII вв. в Германии, Франции, Англии?

IV. Работа по теме урока

1.Время политической раздробленности в Европе.

Задание 1. Сравните причины политической раздробленности в Западной Европе и на Руси.

Западная Европа

Русь













2.Формирование системы земель – самостоятельных государств на Руси.

Задание 2. Подтвердите слова летописца «раздрася вся Русская земля». Ответ запишите в виде тезисов.

Задание 3. Работа с учебником. Выпишите экономические и политические причины раздробления государства Русь?

Экономические причины

Политические причины









4.Государственное управление в период раздробленности.Задание 4. Составьте примерную схему управления отдельными землями Руси.

Задание 5. Работаем с контурной картой. 1 .Используя карту с.105, определите, какие из русских земель были самыми большими по площади.

2.Покажите на карте поход новгород-северского князя Игоря Святославича против половцев.

3.Назовите города – центры русских земель.

4.Назовите центры формирующихся земель в конце XII в.

5.Назовите русские земли, имевшие границы с королевством Польшей.

6.Используя карту, назовите земли, которые в наибольшей степени страдали от набегов половцев.

Работа со словарем понятий и терминов.

Политическая раздробленность - закономерный этап в развитии феодального государства, сопровождающийся политической и экономической децентрализацией.

Удел — владение младших членов княжеского рода.

Вотчина — вид наследственного землевладения.

­­­­­­­­­­Задание 6. Работа с рубрикой «История в лицах. Современники». Дайте характеристику историческим личностям.

Игорь Святославович (1151-1201)

Ричард Львиное Сердце.(1157-1199)





5.Развитие русской культуры: формирование региональных центров

Работа с историческим документом «Слово о полку Игореве». 

Задание к документу: 1. С какими историческими событиями связано создание «Слова о полку Игореве»? 2. Какова, по мнению автора, причина того, что прошли на Руси «времена счастливые»?

3. Какой основной призыв звучит в этом художественном произведении?

4.Что препятствовало полному распаду Руси?

Беседа:

1.Какая связь существовала между экономическим развитием отдельных земель и политической раздробленностью? 2. Каковы были политические причины раздробления Древнерусского государства? 3. Как вы думаете, какие слои населения и почему были заинтересованы в освобождении своих земель от власти Киева?4. Как изменилось государственное управление на Руси в период раздробленности?5. Сформулируйте положительные и отрицательные последствия политической раздробленности Руси.

Решение проблемного вопроса

­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­Является ли период раздробленности неизбежным этапом в истории Руси?

Вывод: В XII в. государство Русь распадается на ряд фактически самостоятельных государственных образований — земель, в большинстве из которых правили представители разросшегося рода Рюриковичей. Несмотря на фактическую самостоятельность земель, у многих их жителей продолжало существовать представление о единстве Руси.

V. Подведение итогов.

Домашнее задание:

1.Изучить § 14 учебника (ч. 1).

2. Выполнить задания 1—4 рубрики «Думаем, сравниваем, размышляем» на с. 108 учебника (ч. 1).

3.Используя Интернет, подготовить презентацию (экскурсию) по одному из городов — столиц отдельных русских земель (по выбору).






Разработка урока истории для 8 класса на тему «Начало освоения Новороссии и Крыма».


Цель: познакомить обучающихся с причинами, ходом и значением освоения Новороссии и Крыма для Российской державы.

Планируемые результаты:

Личностные: уметь излагать собственное мнение, аргументируя свою точку зрения в соответствии с возрастными возможностями.       

Предметные: указывать хронологические рамки и называть даты сражений, уметь определять последовательность событий, проводить самостоятельный поиск информации в исторических источниках в соответствии с заданиями.

Метапредметные: уметь организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; логически строить выводы, обосновывая их фактами и аргументировать выбор собственной позиции.

Тип: урок освоения новых знаний.

Предметные:

  • определить хронологические рамки периода раздробленности Руси

  • проанализировать причины и последствия политической раздробленности Руси, выделяя положительные и отрицательные последствия, выявить особенности политической раздробленности Руси;

  • ознакомить и систематизировать информацию из источника «Слово о полку Игореве» для характеристики последствий раздробленности на Руси

Личностные:

  • развивать устойчивую мотивацию к изучению истории России, через умение высказывать свою точку зрения и участвовать в дискуссиях;     

  • формировать историко-географический образ, включая представление о территории и границах Руси периода политической раздробленности;

  • формировать познавательный интерес к историческому наследию своей страны

Метапредметные:

  • организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками;

  • способность сознательно организовывать и регулировать свою учебную деятельность;

  • вырабатывать умения работать с учебной информацией, давать оценку историческим событиям и процессам; устанавливать причинно-следственные связи, строить логические рассуждения, умозаключения; использовать таблицы, схемы, модели для получения информации; анализировать материал учебника и дополнительный материал.

Тип урока: урок усвоения новых знаний

Технологии– технология проблемно-проэктного обучения, ИКТ.

Оборудование: учебник История России. 6-й класс Н.М. Арсентьев, А.А. Данилов и др.; под ред. А.В. Торкунова - М: Просвещение,2022.; карта «Русь в XII-XIII вв.; презентация «Политическая раздробленность на Руси»; рабочие листы

Ход урока.

I. Организационный момент

II. Мотивационно-целевой этап


Задачи:

Оборудование: учебник, историческая карта, авторская презентация, рабочий лист к уроку.

Ход урока.

I. Организационный момент.

II. Актуализация опорных знаний.

Проверка домашнего задания (работа с рабочим листом)

III. Мотивационно-целевой этап.

Сегодня на уроке мы охарактеризуем одно из направлений внешней политики времен правления Екатерины II - взаимоотношения России и Турции, рассмотрим причины и результаты двух русско-турецких войн.

– Какие задачи предстояло решить правительству Екатерины II? Назовите причины предстоящей   войны России с Турцией.

В результате этого:

– ликвидировалась бы опасность набегов со стороны Крымского ханства;
– открылась возможность заселения и  освоения южных плодородных земель;
– развивались внешнеторговые связи с Западом через Черное море (экспорт хлеба из России).

– Как можно было решить задачи?

Учащиеся приходят к выводу, что мирным путем решить эти вопросы было нельзя,  так как  здесь сталкивались интересы двух стран: России и Турции.

Задача выхода к южным морям поставленная Петром I, была решена в правлении императрицы Екатерины II.

План:

1.Время политической раздробленности в Европе.

2.Формирование системы земель – самостоятельных государств на Руси.

3.Идея единства Руси

4.Государственное управление в период раздробленности

5.Развитие русской культуры: формирование региональных центров.

Проблемный вопрос: Какое значение для Российской державы имело освоение Новороссии и Крыма?

III. Введение в новый материал

Работа с рабочим листом.


В ходе лекции, ученики делают записи событий.

Первоначально, учитывая неудачи, Екатерина II хотела оторвать Крымское ханство от подчинения Османской империи и превратить Крым в самостоятельное государственно-политическое образование. Но на российские предложения крымский хан ответил отказом.

В своей государственной военно-политической деятельности Екатерина II опиралась на военных руководителей. Среди них был: Григорий Александрович Потемкин-Таврический, Петр Александрович Румянцев, Александр Васильевич Суворов, Федор Федорович Ушаков и другие.

Решающей в судьбе Крыма, стала русско-турецкая война 1768-1774 годов.

В начале мая 1771 года вторая русская армия с новым главнокомандующим Василием Михайловичем Долгоруковым, начинает наступление. Успешно преодолены перекопские укрепления, и продвижение русской армии в глубь Крымского полуострова. Добравшись до центра полуострова, Долгоруков устроил укрепленный лагерь на реке Салгир, рядом с Ак-Мечетью (поселение на месте которого в 1784 году года был заложен в город Симферополь).

Заняв степную часть полуострова, Долгоруков потребовала от хана и местной знати отказаться от вассальной зависимости от Турции и перейти под покровительство российской императрицы.

Физкультминутка

Правительство Крымского полуострова понимало, что надеяться на военную помощь турок не приходится, а сопротивление собственными силами бессмысленно. В этих условиях избранный хан Сахиб-Гирей и калга Шахин-Гирей на собрании крымско-татарской знати заявили, что отказываются от турецких благ и вступают под российское покровительство.

В русский лагерь под Кафой (Феодосия) татарские уполномоченные привезли присяжный лист, подписанный знатными лицами ханства. Этот документ провозглашал ханство независимым государством и закреплял вступление в союз с Российской империей.

Еще более двух с половиной лет русско-турецкая война завершилась поражением Турции. По мирному договору, заключенному в небольшой болгарской деревушки, Кючук-Кайнарджи, турецкий султан вынужден признать за Российской империи статус черноморской державы.

К России отходили Азов, Керчь, Еникале и Кинбурн. Россия теперь могла держать военный флот на Черном море, а ее торговые суда получили право свободно проходить через Босфор и Дарданелы. Третья статья договора определяла новое положение Крымского ханства: она отменяла его вассальную зависимость от Османской империи.

После заключения Кючук-Кайнарджийского мирного договора попытки турецкого султана переиграть итоги войны не прекращались. Турки и часть татарской знати всеми силами стремились не допустить утверждение России в Крыму.Они продолжали провоцировать недовольства и выступления местного населения против российского присутствия на полуострове.

8 апреля 1783 года Екатерина II Манифестом объявила, что Крымское ханство ликвидируется, а его территория включается в состав Российской империи.

V. Рефлексия.

VI. Подведение итогов.

Таким образом завершилась многовековая история русско-турецких и русско-крымских войн и конфликтов, которые несли страдания людей и разрушения. В 1784 году на территории бывшего ханства была образована Таврическая область. В 1797 году Крым вошел в состав вновь образованной Новороссийской губернии, а в 1802 году была учреждена Таврическая губерния.

Выставление оценок.

Домашнее задание: Чит. конспект.

Цели и задачи урока : Сформировать интерес и любовь учащихся к изучению

истории России, фактов, событий, судеб исторических личностей, свидетельствующих о культурно-

исторической общности России и Новороссии.



Стимулировать учащихся к проведению собственных

исторических исследований и креативному

представлению результатов.



Приобщить учащихся к изучению, сохранению и

возрождению культурного наследия, традиций и

идеалов исторической Новороссии.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!