СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка урока истории по теме: «Восстание под предводительством Емельяна Пугачева»

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок открытия новых знаний,обретение новых навыков

Просмотр содержимого документа
«Разработка урока истории по теме: «Восстание под предводительством Емельяна Пугачева»»

8 класс.

Тема урока «Восстание под предводительством Емельяна Пугачева»

Тип урока

Открытие новых знаний, обретение новых умений и навыков


Цель урока

 Определить причины и программу восставших, социальный состав восстания под предводительством Е. Пугачева, охарактеризовать его этапы и историческое значение.

Образовательные
ресурсы

Учебник История России, 8 класс, конец XVII- XVIII век/ А.В.Торкунов и др.-М. : «Просвещение», 2016.

Оборудование урока

Карта восстания, исторические документы

План урока

  1. Хронологические рамки

  2. Причины восстания.

  3. Предводитель восстания.

  4. Программа восставших.

  5. Социальный, национальный состав участников восстания

  6. Основные этапы восстания.

  7. Значение и итоги восстания.


Личностно значимая проблема

Емельян Пугачев - герой или преступник?


методы, приемы и формы
обучения

Методы: исследовательский кейс, проблемного обучения

Приемы: кластер, « Если бы…», синквейн

Формы: групповая, фронтальная, индивидуальная.

Основные понятия

Крестьянское восстание (война), манифест


Планируемые результаты

Предметные

Метапредметные УУД

Личностные УУД

Научатся: характеризовать свои потребности и способности; проявлять личностные свойства в основных видах деятельности.

Получат возможность научиться: работать с текстом документа; анализировать документ, карту,; высказывать собственное мнение, суждения

Познавательные: устанавливают причинно-следственные связи и зависимости между объектами.

Коммуникативные: планируют цели и способы взаимодействия; обмениваются мнениями, слушают друг друга, понимают позицию партнера, в том числе и отличную от своей, согласовывают действия с партнером.

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; учитывают выделенные учителем ориентиры действия. Обучающийся сможет:

  • анализировать существующие и планировать будущие образовательные результаты;

- определять главную проблему;

  • выдвигать версии решения проблемы,

Сохраняют мотивацию к учебной деятельности; проявляют интерес к новому учебному материалу; выражают положительное отношение к процессу познания; способность к нравственному самосовершенствованию; веротерпимость, уважительное отношение к религиозным чувствам, взглядам людей или их отсутствию;













СТРУКТУРА УРОКА


  1. Мотивация к учебной деятельности:

Проблемное задание: Исправьте не менее восьми ошибок в тексте. (на экране)

«Е.И. Пугачев происходил из казаков станицы Зимовейской на Яике. Он участвовал в

Северной войне, где приобрёл опыт в кавалерийском деле. Сбежав из армии, он испытал немало лишний. Пугачёв решил выдать себя за «чудесно спасшегося» императора Ивана Антоновича и привлёк на свою сторону донских казаков. Самозванец собрал большое войско и осадил город Астрахань. Под её стенами он разгромил правительственные войска.


Учащиеся еще не могут исправить текст, определяют направление деятельности на уроке.

Задание на урок: Е. Пугачев – герой или преступник?


  1. Актуализация знаний

Вспомнить, какие крестьянские восстания были изучены (Астраханское восстание 1705 г., восстание под предводительством Булавина (1707-1708 г.) Рассматривают карту восстания Е.И. Пугачева, формулируют тему урока, определяют цели учебной деятельности. Задание: по ходу изучения темы составить кластер III. Изучение нового материала
  1. Работа с терминами, хронологические рамки восстания.

  2. Работа в группах. Изучение документов с целью выяснения причин восстания.

1 группа «Указ о запрещении крестьянам жаловаться на помещиков (22 августа 1767)»


Во всенародное известие. «… дабы никто в собственные руки мимо учрежденных на то правительств и определенных особо для того персон, челобитен подавать отнюдь не отваживался, под опасением предписанного в оном указе наказания, а именно: когда кто не из дворян и не имеющих чинов осмелится высочайшую особу подачею в собственные руки челобитен утруждать, то за первое дерзновение отсылать таковых в работу на каторгу на месяц; за второе, с наказанием публично, отсылать туда же на год, возвращая оных по прошествии срока на прежние жилища; а за третие преступление с наказанием публично плетьми ссылать вечно в Нерчинск, с зачетом крепостных помещикам их в рекруты.»

«… чтоб помещичьи люди и крестьяне… имели бы к помещикам своим должное повиновение и беспрекословное во всем послушание, как о том издревле от самодержавных предков узаконено, без всякой отмены, повелевая таковых, кто отважится возмущать людей и крестьян к неповиновению их помещикам, тотчас брать под караул и приводить в ближайшие присутственные места, которым без продолжения времени поступать с ними по указам, как с нарушителями общего покоя, без всякого послабления.»

2 группа Объявления о продаже крепостных в «Московских ведомостях», 1797 г.

В 15 части 2 кварт., под № 183, в приходе Адриана и Наталии, во 2-й Мещанской, близь церкви, продаётся дворовой человек 25 лет, женской башмачник, знающий совершенно своё мастерство; при том исправляет все домашние господские надобности, лакейскую и кучерскую должности и к столу приготовляет; у него жена 22 лет, знает шить, гладить, крахмалить, за госпожою ходить и к столу кушанье готовить; у них дочь 3 году.

Желающие купить 2 человек из крестьян хорошего поведения и годных в рекруты и во всякую крестьянскую работу, могут спросить в 5 части 1 кварт. под № 83, в приходе Триех Святителей на Кулишках, у домоправителя Ивана Шутова. В оном же доме продаётся пара выежанных бурых белогривых весьма хороших лошадей за сходную цену; также несколько кусков из верблюжьей с чёрною шленскою шерстью байки, способной для сюртуков.

3 группа А.Н. Радищев об угнетении крестьян помещиками

отрывок из «Путешествия из Петербурга в Москву» 

Я обозрел в первый раз внимательно всю утварь крестьянской избы.

Четыре стены, до половины покрытые так, как и весь потолок, сажею; пол в щелях, на вершок по крайне мере поросший грязью; печь без трубы, но лучшая защита от холода, и дым, всякое утро зимою и летом наполняющий избу; окончины , в коих натянутой пузырь смеркающий в полдень пропускал свет; горшка два или три.

Деревянная чашка и кружки, тарелками называемые; стол, топором срубленной, который скоблят скребком по праздникам. Корыто кормить свиней или телят, буде есть; спать с ними вместе, глотая воздух, в коем горящая свеча, как будто в тумане.

Посконная рубаха, обувь, данная природою, онучки с лаптями для выхода.

Тут видна алчность дворянства, грабеж, мучительство наше и беззащитное нищеты состояние. Звери алчные, пиявицы ненасытные, что крестьянину мы оставляем? То, чего отнять не можем,- воздух. Да, один воздух!

Отъемлем нередко у него не токмо дар земли, хлеб и воду, но и самый свет. Закон запрещает отъяти у него жизнь. Но разве мгновенно? Сколько способов отъяти ее у него постепенно. С одной стороны, почти всесилие, с другой - немощь беззащитная. Ибо помещик в отношении крестьянина есть законодатель, судия, исполнитель своего решения и, пожеланию своему, истец, против которого ответчик ничего сказать не смеет.

4 группа «О положении работных людей»

«…Оренбургский губернатор князь Путятин и его канцелярия неоднократно сообщали в Берг-коллегию (1760-е годы), что находящиеся по договорам в работах на заводах разного звания люди задерживаются силой долее указанных в паспортах сроков. Получив при заключении договора задаток по 8—10 руб., эти люди «по вступлении в заводские работы сделаются почти все кабальными и по жизнь их неоплатными должниками потому, что весьма малая им дача за всю их работу там производится». 

«….дороговизна наемного труда, заставила Демидова, Осокина и других заводчиков настойчиво добиваться сначала прикрепления навечно всех пришлых и беглых к заводам, а затем их закрепощения.»


5 группа «О положении нерусских народов Поволжья и Приуралья»

«…Практически сразу же после покорения Казанского ханства начался процесс колонизации края. Завершился он к середине XVIII столетия.

Не только землевладельцы -- помещики и монастыри появились на территории бывшего Казанского ханства. Здесь сформировалась и прослойка русского трудового населения. Русские помещики и монастыри переводили сюда своих крестьян. На Волгу от непосильных тягот бежали крестьяне из центральных районов России. Это делало еще более пестрым национальный состав населения края, усиливало хозяйственные и культурно-бытовые связи между крестьянами разных национальностей. Крестьяне испытывали общий гнет феодального государства, что подготавливало почву для последующих совместных выступлений против угнетателей»


6 группа «Упадок казачьего самоуправления»


Указом Петра I от 3 марта 1721 г. Войско Донское перешло в подчинение Военной коллегии. Этим актом завершилась ликвидация суверенных прав и государственной автономии Войска Донского. С 1723 г. Петр I стал назначать атаманов своими указами. Такие атаманы получили название «наказных».

С 1738 г. должность войскового атамана превращается в жалуемый и далее наследуемый чин. А указом Екатерины II от 31 декабря 1765 г. вообще строго регламентировалась свобода выборов «во всякие чины по порядку из десятников в сотники, из сотников в есаулы, из есаулов в старшины, из старшин в войсковые старшины производить атаману по учиненным приговорам, а о войсковых старшинах представлять и резолюцию ожидать от Военной коллегии, а собою, отнюдь не производить».


После обсуждения в группах учащиеся, с помощью учителя формулируют причины восстания под предводительством Е. Пугачева


Причины восстания:

  1. Усиление власти помещиков над крестьянами;

  2. Тяжелое положение работных людей;

  3. Ухудшение положения нерусских народов Поволжья и Приуралья;

  4. Ликвидация казачьего самоуправления на Дону и Яике.



  1. Предводитель восстания.

Рассказ обучающегося об Е. Пугачеве.

Учитель : За кого выдаёт себя Е. Пугачев? (Петр III). Обсуждение причин

  1. Программа восставших.

Анализ исторического источника «Манифеста» Емельяна Пугачева

Самостоятельная работа

Я, единственный царь всей России, Петр III.... В ближайшее время всю Россию и престол, доставшийся мне еще от дедов, верну под свое крыло, а моим любимым (уважаемым народам) дам возможность жить свободно, счастливо и мирно.

Поэтому все солдаты, воюющие против моих войск, должны немедленно прекратить войну и перейти на мою сторону. Коменданты городов и крепостей должны сдаться на мою милость. Князья должны прекратить притеснять народ, помещики должны наделить своих крестьян землей и отпустить на свободу. Все, кто немедленно исполнит этот мой приказ и присоединится ко мне, по моей милости будут прощены за борьбу против нас, а кто ослушается и будет продолжать борьбу, впоследствии будет жестоко казнен. Я хочу, чтобы весь народ был свободным. Поэтому и народам иной веры даю свободу. Ликвидирую власть князей над ними. Приказываю им избрать руководителей из своей среды, кого они пожелают. Казаки, киргизы, башкиры, татары, чуваши и черемисы пусть уже сейчас воспользуются моим обещанием. Все угнетенные и ограбленные народы радуйтесь, пришли дни вашей свободы.

1.Какие цели поставили восставшие?

2.Что обещал Пугачев народу?

3.Что предлагал делать с непокорными?

4.Всех ли дворян Пугачев признал врагами?


Обсуждение ответов учеников, отражение в кластере.



  1. Социальный, национальный состав участников восстания

Опираясь на указанные причины, карту обучающиеся определяют социальный и национальный состав участников восстания (казаки, крестьяне, горожане, работные люди. Русские, башкиры, чуваши, марийцы, удмурты, калмыки, казахи)

  1. Основные этапы восстания

Работа с текстом учебника, картой, фронтальная проверка итога этой работы (стр.125-128). Основные события.

I этап: сентябрь 1773 г. – март 1774 г.

II этап: апрель 1774 г. – июль 1774 г.

III этап: июль 1774 г. – январь 1775 г.

  1. Значение и итоги восстания.

Фронтально, пользуясь текстом учебника, картой. Ввести понятие «крестьянская война», определить ее признаки.



IV. Первичное осмысление и закрепление изученного

Решение проблемного задания

Проблемное задание: Исправьте не менее восьми ошибок в тексте. (на экране)

«Е.И. Пугачев происходил из казаков станицы Зимовейской на Яике. Он участвовал в

Северной войне, где приобрёл опыт в кавалерийском деле. Сбежав из армии, он испытал немало лишний. Пугачёв решил выдать себя за «чудесно спасшегося» императора Ивана Антоновича и привлёк на свою сторону донских казаков. Самозванец собрал большое войско и осадил город Астрахань. Под её стенами он разгромил правительственные войска.


Исправленный текст:

«Е.И. Пугачев происходил из казаков станицы Зимовейской на Дону. Он участвовал в Семилетней войне, где приобрёл опыт в кавалерийском деле. Оставив службу из-за болезни, он испытал немало лишний. Пугачёв решил выдать себя за «чудесно спасшегося» императора Петра III и привлёк на свою сторону яицких казаков. Самозванец собрал большое войско и осадил город Казань. Ворваться в кремль ему не удалось и он был разгромил правительственными войсками


Задание на урок: Е. Пугачев – герой или преступник?


Учащиеся высказывают свою точку зрения, аргументируя фактами – развитие познавательной компетенции

V. Итоги урока. Рефлексия

Обобщение полученных на уроке сведений с использованием составленного кластера


Рефлексия Приём «Что, если…?»

  1. Что, если бы Е. Пугачев не появился на Яике?

  2. Что, если бы гарнизоны не переходили на его сторону?

  3. Что, если бы его не поддержали работные люди, нерусское население?

  4. Что, если бы Е. Пугачева не предали?


Творческое задание: составить Синквейн. (При недостатке времени можно дать задание на дом.


VI Домашнее задание: § 15, приготовить презентацию


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!