Предмет: математика
Класс: 5
Тема урока: Сложение и вычитание смешанных чисел
Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний и способов деятельности
Цели: организовать деятельность учащихся по восприятию, осмыслению и первичному закреплению новых знаний и способов деятельности по изучаемой теме
Задачи:
- формирование познавательных УУД : навыки использования правил «сложения и вычитания смешанных чисел»
- формирование коммуникативных УУД: навыки общения, ведение диалога, участие в коллективном обсуждении проблем.
- формирование регулятивных УУД: навыки нахождения и обработки информации; выбор рационального способа решения задач; рефлексия способов и условий действия, оценка и контроль результатов и процесса деятельности.
Формы работы учащихся: индивидуальная, фронтальная, парная.
Виды деятельности учащихся:
- постановка проблемы и способы её решения (совместно с учителем);
- определение темы и цели урока;
-повторение и закрепление правил сложения и вычитания смешанных чисел;
-выполнение упражнений из текста учебника;
- самостоятельное решение задач;
-оценивание себя и друг друга.
Оборудование: компьютер, проектор, интерактивная доска, учебники по математике, раздаточный материал, электронная презентация, выполненная в программе Power Point
Планируемые образовательные результаты
Личностные | Метапредметные | Предметные |
Уметь читать и записывать смешанные числа, грамотно излагать свои мысли, подмечать сходство и различие отдельных выражений; Развивать активность и находчивость при решении задач, умение общаться в коллективе. | Увидеть роль и место смешанных чисел в других дисциплинах и окружающей жизни | Усвоить правило сложения (вычитания) смешанных чисел; Научиться складывать (вычитать) смешанные числа; |
Основные понятия, изучаемые на уроке: смешанное число, целая часть числа, дробная часть числа, неправильная дробь, числитель и знаменатель дроби, сумма и разность чисел.
План урока
I. Организационный этап.
II. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
На доске: 3; 1; 4 ; 1; 2; 5.
- Прочитайте числа. ( Слайд 1)
-Что заметили? (Это смешанные числа, в знаменателе числа 3 и 8)
- Составьте примеры на сложение и вычитание, используя данные числа.
(Учащиеся предлагают примеры, а учитель их записывает на доске)
- Как вы сформулируете тему сегодняшнего урока? (Сложение и вычитание смешанных чисел) (Слайд 2)
- А зная тему можно сформулировать цель урока.
(Мы будем учиться складывать и вычитать смешанные числа).
III. Восприятие и осмысление учащимися нового материала. Первичная проверка пониманий.
Решение задачи №1. (Слайд 3).
Малыш принес для Карлсона две банки с вареньем. Масса одной банки 2 кг и она легче второй банки на 1 кг. Сколько варенья скушал «самый больной в мире» Карлсон из двух банок?
Предоставляется возможность детям решить эту задачу. Выясняются возникающие при поиске решения проблемы и находятся способы её разрешения. Подробно рассматривается решение задачи.
(Слайд 4)
1) 5 + 1 = 6 = 7 (кг) – было варенья во второй банке.
2) 5 + 7 = 12 (кг) – варенья скушал Карлсон из двух банок.
Ответ: 12 кг.
-С каким действием при решении данной задачи мы встретились?
(Сложением смешанных чисел).
-Давайте посмотрим на решение этой задачи и сформулируем правило сложения смешанных чисел (Учащиеся пытаются сформулировать правило).
- Можно ли подобным образом произвести вычитание двух смешанных чисел?
- Сформулируйте правило.
Решение задачи №2. (Слайд 5)
Волк, догоняя Зайца, проехал на автомобиле 8 км, что оказалось на 3 км больше, чем он проехал на велосипеде. Какое расстояние проехал Волк на автомобиле и велосипеде вместе?
Предлагается ученикам решить самостоятельно. Затем рассматривается на доске. (Слайд 6)
8 –3 =(8 – 3) - =5 - =4 ( м) – расстояние проехал Волк на велосипеде.
8 + 4 = 12 (м) – расстояние проехал Волк на автомобиле и велосипеде вместе.
Ответ: 12 м.
- С какими действиями при решении данных задач мы встречались.
(Вычитание смешанных чисел).
-Давайте посмотрим на решение этой задачи и сформулируем еще одно правило вычитания смешанных чисел (Учащиеся пытаются сформулировать правило).
- Теперь откроем учебник на с.174 и прочитаем эти правила и сравним с нашими формулировками.
IV. Физкультминутка
V.Первичное закрепление. (Слайд 7)
1.Работа по учебнику.
№1115 (прочитать, проанализировать, записать решение на доске)
– количество конфет в двух коробках.
Ответ: .
№1116 (прочитать, проанализировать, записать решение на доске)
- длина белой ленты.
Ответ:
2.Работа в парах. (Слайд 8)
I пара выполняет примеры (а, и, е) №1117
II пара – примеры (г, з, к) №1117
3.Работа у доски. № 1117 (б,в,д,ж) (Слайд 9)
Резерв. №1119
VI. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению
Прочитать теоретический материал п.29 на стр.174 (Слайд 10)
Выполнить письменно
№1136 (а-г),
№1137.
Подготовить устный рассказ «Для чего мне нужны смешанные числа?»
VII. Рефлексия (подведение итогов занятия) (Слайд 11)
- Назовите ключевые слова урока?
- Можете ли вы назвать тему урока?
- Вам было легко или были трудности?
- Что у вас получилось лучше всего и без ошибок?
- Какое задание было самым интересным и почему?
- Как бы вы оценили свою работу?