«Средняя общеобразовательная школа №53 города Набережные Челны Республики Татарстан»
Учебник: Математика. Г.В.Дорофеев; Т.Н.Миракова М.: «Просвещение». 2015г.
Цель урока | Образовательные: Познакомить с названиями компонентов при вычитании. Способствовать развитию математической речи, умения читать, составлять и записывать выражения, используя термины «уменьшаемое, вычитаемое, разность», умение выполнять устно и письменно арифметические действия . Воспитывать культуру поведения при фронтальной работе, парной работе, самостоятельной работе. |
Тип и вид урока | ОНЗ (технология деятельностного обучения) |
Планируемые результаты (предметные) | Учащиеся научатся использовать математическую терминологию при составлении, чтении и записи математических равенств на вычитание; выполнять устно и письменно арифметические действия с числами (сложение и вычитание в пределах 10). |
Универсальные учебные действия (предметные) | Личностные: Принятие образа «хорошего ученика», развитие интереса к математике. Контролировать и оценивать свою работу и её результат. Учиться проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности. Метапредметные: Регулятивные УУД Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; учиться высказывать свое предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника; учиться работать по предложенному учителю плану. Познавательные УУД Уметь ориентироваться в своей системе знаний; отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания; находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке; выделять существенную информацию из сообщений разных видов; использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы; строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте; устанавливать аналогии; уметь оформлять свои мысли в устной и письменной форме. Коммуникативные УУД Слушать и слышать речь учителя; слушать ответы одноклассников, дополнять и уточнять их; Совместно договариваться о правилах поведения и общения на уроке и следовать им; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности. |
Формы и методы обучения | Фронтальная, групповая Практические методы, наглядные, словесные, работа с книгой. Частично-поисковый (эвристический) метод |
Основные понятия и термины | Математическая терминология: уменьшаемое, вычитаемое, разность |
Оборудование | Учебник «Математика» Г.В.Дорофеев; Т.Н. Миракова, М.: «Просвещение». 2015г. – 2 часть; рабочая тетрадь – 2 часть, карточки для учащихся (работа в парах), компьютер, презентация учителя. |
Этапы урока | Учебное содержание | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формирование универсальных учебных действий (УУД) |
I. Мотивация к учебной деятельности. 1 мин. | Включение учащихся в деятельность на личностно- значимом уровне. | Проверка готовности класса и оборудования; эмоциональный настрой на урок. Урок математики мы начинаем, Ещё одну тайну сегодня узнаем. Не отвлекайтесь, внимательны будьте! За новыми знаниями отправимся в путь. -Какими надо быть на уроке, чтобы сделать для себя новое открытие? -Желаю всем успеха! | Приветствуют учителя и гостей. Организуют свое рабочее место, проверяют наличие индивидуальных учебных принадлежностей на столе. - Быть внимательными, наблюдательными, активными. | Познавательные: строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей. Личностные: иметь представление о причинах успеха в учёбе; бережно относиться к учебнику и рабочей тетради; развитие интереса к математике. |
2.Актуализация знаний и фиксация затруднения в пробном действии (4 мин) | Повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», и выявление затруднений в деятельности каждого учащегося. Создание проблемной ситуации | - Рассмотрите эти два рисунка. Составьте по ним примеры . -Сравните записи. Что в них общего? Чем они отличаются? -Почему мы составили по этим рисункам примеры на разные арифметические действия? -Прочитайте пример на сложение разными способами. -Молодцы! Целых 5 разных способов! -Как называются компоненты при сложении? -А почему их так назвали? - Сумма в лат. языке означала «общее число». Суммой мы назвали и ответ при сложении, и сам пример. - Прочитайте теперь пример на вычитание разными способами. -Всего 3 способа? Знаем ли мы другие? | Рассматривают рисунки (Слайд ) 3+2=5 5-3=2 -Использованы одни и те же числа: 5,3,2. -Первый пример на сложение, а второй на вычитание. Числа расположены на разных местах. -Птицы прилетают, их становится больше, поэтому мы прибавляем. Лягушки спрыгивают с бревна в воду, их становится меньше, поэтому мы вычитаем. - 3+2 =5 - К 3 прибавить 2 получится 5. - 3 увеличить на 2 будет 5. - Первое слагаемое 3, второе слагаемое – 2, сумма – 5. - Сумма чисел 3 и 2 равна 5. Первое слагаемое, второе слагаемое, сумма – . Слагаемые, потому что мы их сложили. - 5-3=2 -Из 5 вычесть 3 получится 2. -5 уменьшить на 3 получится 2. - Нет. | Коммуникативные: строить монологическое высказывание. Познавательные: проводить сравнение, строить логическое рассуждение, ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя. Регулятивные: адекватно воспринимать предложения учителя; осознавать и описывать результат учебных действий, используя математическую терминологию. Личностные: активно участвовать в беседах и дискуссиях, различных видах деятельности |
3. Выявление причины затруднения, целеполагание. (3 мин) | Обсуждение затруднений Формулирование темы и целей урока. | - Почему способов чтения меньше, чем при сложении? -Значит чего мы не знаем? - Как вы думаете, какая тема нашего урока? -Какие цели вы поставите перед собой? -Что мы на уроке узнаем? -Чему мы на уроке научимся? | - Потому что мы не знаем , как называются числа (компоненты) при вычитании. -Названия чисел при вычитании. - Как называются числа при вычитании. (Слайд) -Читать примеры на вычитание, используя названия компонентов. (Слайд) | Познавательные: строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей. Регулятивные: в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи. Коммуникативные: строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами; |
4. Построение проекта выхода из затруднения. (4 мин) | Решение УЗ (устных задач) и обсуждение проекта её решения. Эвристическая беседа | -Почему при сложении числа называют слагаемыми? -А что происходит с первым числом, когда из него вычитают? - Что делаем со вторым числом? - На что указывает третье число? - Сравните эти полоски. Покажите, где они совпадают. (Слайд) - Здесь полоски одинаковые по длине. - А на что указывает дуга? | - Потому что их сложили. -Оно уменьшается. - Мы его вычитаем, убираем. Ответы детей. - Голубая полоска длиннее красной. -На сколько голубая длиннее красной. - На разницу между полосками. | Личностные отвечать на вопросы учителя, активно участвовать в беседах и дискуссиях Познавательные: проводить сравнение (наглядное и по представлению); Регулятивные: понимать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале; выполнять под руководством учителя учебные действия в практической и мыслительной форме; |
5. Реализация построенного проекта. (10 мин) Физминутка (1 мин) | Исследовательская деятельность в паре. Выдвижение студентами гипотез при решении учебных проблем | -А сейчас вы поработайте в парах. На ваших партах для двоих одна карточка. Обсудите и напишите в рамочках, как бы вы назвали числа при вычитании. - Как вы назвали то число, из которого вычитаем? - Как вы назвали то число, которое вычитаем? - Как вы назвали то число, которое получилось в ответе? -В конверте вы найдете карточки со словами. Среди них есть и названия компонентов вычитания. Есть ли среди них ваши варианты? Проверьте. - Выберите карточки со словами, которые подходят для названия чисел при вычитании. Положите их на нужные рамочки на вашей схеме. - Какие названия вы выбрали? - Почему? - Откройте учебник на стр 33. Найдите правило в рамке на верхней части страницы. Прочитайте. - Сравните со своими словами на опорной схеме. -А теперь по очереди расскажите вывод друг другу в паре. - Почему числа при вычитании назвали так? - Приклейте названия компонентов на свои карточки. Работаем дружно и быстро. -Эта опорная карточка останется одному из вас. А для второго участника пары раздала такие же готовые схемы. - Какие новые способы прочтения примеров на вычитание мы узнали? (Слайд) | Работают в паре. Обсуждают и записывают на опорную схему названия компонентов при вычитании. Называют свои варианты. Читают слова - математические термины с карточек. Называют свои варианты. Читают правило про себя. Сравнивают. Чтение правила хором. Приклеивают в рамки названия компонентов. - Уменьшаемое 5, вычитаемое-3, разность-2. -Разность чисел 5 и 3 равна 2. | Познавательные: осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза; использовать знаково-символические средства, в том числе модели; ориентироваться в информационном материале учебника, осуществлять поиск необходимой информации при работе с учебником; осуществлять запись выборочной информации. Регулятивные: выполнять под руководством учителя учебные действия в практической и мыслительной форме; Коммуникативные: принимать участие в работе парами (группами); воспринимать различные точки зрения Личностные: соблюдение элементарных правил работы в паре, проявление доброжелательного отношения к сверстникам, бесконфликтное поведение, стремление прислушиваться к мнению одноклассников; |
6. Первичное закрепление во внешней речи. ( 5 мин) | Проговаривание нового знания | - В рабочих тетрадях на стр.42 найдите задание №3( №2) Прочитайте задание. -Задание будем выполнять вместе. Проговаривают по одному примеру. | Находят задание. Поднимают руки, читают пример по-новому с использованием компонентов вычитания, записывают в окошки пропущенные числа. | Регулятивные проговаривать вслух последовательность производимых действий, составляющих основу осваиваемой деятельности; Контролировать свою работу и её результат. Коммуникативные: Слушать и понимать речь других. |
7. Рефлексия (2 мин) | Дети делают выводы. Подводят итоги. | -Вот и подошел к концу наш урок. (Слайд) -Какие цели мы ставили в начале урока? -А достигли мы своих целей? -Молодцы! (Слайд) -Спасибо вам за дружную работу на уроке! | - Узнать, как называются числа при вычитании. -Научиться читать примеры на вычитание используя названия компонентов. -Да | Личностные: формирование способности к оценке своей учебной деятельности; Регулятивные определять успешность своего задания в диалоге с учителем; |