Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Верхнедонского района
Шумилинская средняя общеобразовательная школа
Методическая разработка урока
по обществознанию
7 класс
Учитель Любимова Светлана Николаевна
Раздел: Подросток и закон
Тема: Мир взрослых и детей.
Тип урока: изучение нового материала
Методы и средства: групповая работа, анализ , сравнение, сопоставление, самостоятельность в познавательной деятельности.
Цели: 1. Познакомить обучающихся со спектром прав и обязанностей
взрослых и детей, с механизмами реализации и защиты прав
несовершеннолетних граждан Р.Ф.
2.Развивать познавательные способности учащихся, способность
самостоятельно разбираться в существе вопроса и правильно
формулировать ответ, при этом аргументируя его; развивать
умение работать с различными источниками информации.
3.Воспитывать гражданскую ответственность, уважение к
социальным нормам, приверженность гуманистическим и
демократическим ценностям, закреплённым в Конституции Р.Ф
Оборудование: компьютер, экран, проектор, мультимидийная презентация,
ксерокопии документов, учебник, тетради, листы А3,
маркеры.
Ход урока:
1.Орг.момент,мотивационная деятельность:
-Здравствуйте, юные друзья. Я рада снова с вами встретиться , пообщаться и найти ответы порой даже на самые сложные вопросы.
-Скажите, вы любите что-нибудь изучать , познавать новое, проводить исследования?( ответы детей)
-Сегодня на уроке мы проведём исследовательскую работу, в результате которой я думаю, вы сделаете для себя правильный вывод. Обратите внимание на экран.(слайд 1-ситуативная задача)
Двенадцатилетняя девочка Маша получила в наследство от бабушки дом . Так как Маша жила с родителями и не нуждалась в жилище, то она решила подаренный ей дом продать. Когда девочка обратилась в газету «Луч» с объявлением, ей отказали в просьбе . Чем могли мотивировать отказ Маше в редакции?
(ответы детей)
- А что ещё могут делать взрослые, а дети не могут?(ответы детей)
- Вы догадались ,о чём пойдёт речь на сегодняшнем уроке?(ответы детей)
- Тема нашего урока (слайд 2)
Тема:
Мир взрослых и мир детей.
- Откройте тетради, запишите число и тему урока.
2. Изучение нового материала
-Что вас заинтересовало? Что бы вы хотели узнать нового на уроке? ( ответы детей).
2.1 Постановка проблемного вопроса
- Сейчас мы сформулировали проблему, которая требует решения.
(слайд 3- проблема)
Взрослый человек обладает бОльшим спектром прав нежели ребёнок.
Это дискриминация или забота о детях?
- Мы проведём собственное расследование , работая с различными источниками информации и попробуем решить данную проблему .Для этого мы создали группы, каждая из которых будет работать с различными документами. Ваша задача: проанализировать материал учебника, статьи документов, относящихся к нашему уроку и сделать вывод
2.2. Работа в группах.
1 группа работает с :
-принципами 2;4;6;7 Декларации прав ребёнка.
-текстом учебника на с.121-122
2 группа работает со :
- статьями 7;9;13;19 Конвенции о правах ребёнка
-текстом для дополнительного чтения в учебнике с. 123.
3 группа работает со :
- статьями Конституции Р.Ф.17;38;39;43
- текстом учебника на с. 121.
Работая в группах дети заполняют таблицу
Название документа | Краткие сведения о документе | Главная мысль документа |
| | |
Вывод: |
2.3. Формулировка выводов по работе в группах
По окончании работы дети зачитывают результаты своей деятельности и формулируют выводы.
Примерный вывод 1 группы: Декларацией прав ребёнка провозглашены 10 принципов , по которым общество наделило несовершеннолетних правами соответствующими их возрасту и определило специальную охрану со стороны взрослых.
Примерный вывод 2 группы: Ребёнок является человеком и юным гражданином своего государства. Основные права взрослого человека принадлежат и ребёнку, но в разном объёме и разной степени. Это значит ,что образование, полноценное развитие , поддержка и защита гарантированы детям взрослыми. Взрослые умнее, старше и опытнее детей.
Примерный вывод 3 группы :Конституция- это основной закон государства, которым определены взаимоотношения гражданина и государства Самостоятельно осуществлять свои права гражданин может только по достижению совершеннолетия.
- Перед вами результаты вашей работы( таблицы крепятся на доске). Вы выслушали представителей от каждой группы .Проанализируйте всю информацию, которую вы получили на уроке и попробуйте сделать общий вывод по вашей работе.(ответы детей)
2.4. Работа над проблемой
-Вернёмся к нашей проблеме ( слайд 3 )
Взрослый человек обладает бОльшим спектром прав, нежели ребёнок.
Это дискриминация или забота о детях?
- Вы, изучая права человека, гражданина, права детей и взрослых уже убедились в том, что у взрослого человека действительно больше прав, Так что же это дискриминация или забота о детях? ( ответы детей)
-Значит вы согласны со следующими словами.
(слайд 4-вывод )
Вывод:
У детей меньше прав, чем у взрослого человека. В силу своей физической и психологической незрелости, они нуждаются в защите со стороны взрослых.
С возрастом спектр прав детей увеличивается и прибавляются обязанности. Это забота со стороны взрослых и защита со стороны государства.
-Запишите вывод в тетрадь.(записывают)
3.Закрепление изученного. Рефлексия
- Всегда ли существовали права детей и взрослых?(ответ детей)
- Какова ваша позиция по вопросу о правах детей и взрослых? ( ответ детей)
- Согласитесь ли вы с шестидесятой статьёй Конституции Российской Федерации , которая гласит ( слайд 5)
Гражданин Российской Федерации может самостоятельно осуществлять в полном объёме свои права и обязанности с 18 лет.
- А сейчас я предлагаю вам решить ситуативные задачи по праву.
(слайд6-9)
А.) Тринадцатилетний Иван заявляет родителям:
« С завтрашнего дня я буду жить отдельно от вас, через квартал снял квартиру. А еще я хочу поменять прописку.» Сможет ли Иван на законных основаниях совершить задуманное?
Б.) Игорь, которому недавно исполнилось 14 лет, зашёл в салон сотовой связи с намерением купить SIM карту для своего смартфона.
Но менеджер по продаже деликатно мальчику отказал. Чем мог мотивировать свой отказ менеджер?
В).В фойе школы произошла ссора между двумя одноклассниками. Павел в порыве гнева схватил портфель Виктора , стоявший неподалёку , и швырнул его в сторону так, что оторвавшаяся ручка портфеля осталась в руках у Павла, а сам портфель , порвавшись на две части отлетел в сторону. Предположите, каким образом может быть разрешена данная ситуация?
Г.) Подбежав к старшему брату, Надя громко воскликнула :
« Дима, ты получил паспорт! Теперь имеешь право служить в армии!?»
Что должен ответить сестре Дима?
4.Итог урока.
-Выскажите своё мнение об уроке с позиции его полезности и подачи материала.( дети высказываются)
- Сегодня на уроке мы много говорили о правах, но никогда не забывайте и о своих обязанностях.(слайд 10)
Просыпаясь утром , спроси себя:
« Что я должен сделать?»
Вечером, прежде, чем заснуть:
« Что я сделал?»
- Я хочу, чтобы эта мудрая мысль древнегреческого мыслителя Пифагора стала вашим жизненным кредо.
- Спасибо за участие в уроке. ( вручение буклетов).