СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка урока "Мы живем среди людей"

Категория: ОРКиСЭ

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Разработка урока "Мы живем среди людей"»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №1 имени Маргелова В.Ф.»

муниципального образования городской округ Красноперекопск Республики Крым







УРОК ОРКСЭ

(ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР И СВЕТСКОЙ ЭТИКИ)

4 КЛАСС



на тему: «Мы живем среди людей»









Выполнила

Учитель музыки

Зайцева Елена Ивановна

















Г.Красноперекопск

2020г.

ОТКРЫТЫЙ УРОК


ОРКСЭ

4-А класс

Учитель: Зайцева Елена Ивановна, МБОУ «СОШ №1 им.Маргелова В.Ф.»

Г.Красноперекопск

Тема урока: Мы живем среди людей

Цель: формирование этических и культурных ценностей  обучающихся.

Задачи:

Предметные:

● формировать знания о понятиях добро и зло как об основополагающих в этике;

● знакомство со взаимосвязями между культурой, моральными традициями и поведением людей.

● знакомство со значением этических норм, норм морали и нравственности в жизни людей

● формировать умение рассуждать на тему морали и этики с привлечением личного опыта;

Развивающие:

● развивать познавательный интерес к предмету;

● развивать коммуникативные навыки и культуру выражения мысли;

● развивать логическое мышление, воображение, эмоциональную сферу;

● развивать творческие способности;

Личностные:

● формировать положительное отношение к нравственным поступкам;

● формировать навыки доброжелательности, уважения к другому Человеку, адекватной самооценки;

● воспитывать добропорядочность, неравнодушное отношение к окружающему миру, к людям

Метапредметные

•Самостоятельный поиск и получение информации ; аналитические навыки (анализ информации, сравнение и обобщение, умение работать в группе; умение высказать свое предположение на основе работы текстом

•Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действий

•Готовность слушать собеседника и вести диалог.

УУД :

- развитие мотивации к продуктивной созидательной деятельности;

-развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных

социальных ситуациях;

- овладение способностью понимания и сохранения целей и задач учебной деятельности, поиска оптимальных средств их достижения;

- развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях

- формирование готовности слушать собеседника и вести диалог, готовности признавать возможность существования различных точек зрения и право каждого иметь свою собственную, умений излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

- совершенствование умений в области работы с информацией, осуществления информационного поиска для выполнения учебных заданий;


-навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях;

- формирование готовности слушать собеседника и вести диалог, готовности признавать возможность существования различных точек зрения и право каждого иметь свою собственную, умений излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

- умение адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей ;

Методы обучения: беседа, диалог-дискуссия, работа с учебником, игра «Комплимент», «Магнит», работа с притчей, прием- «Неоконченное предложение», работа в парах, самостоятельная и практическая работа.

Оборудование: ноутбук, экран, презентация, Учебник «Основы религиозной культуры и светской этики. Светская этика, Шемшурина А. И.», раздаточный материал.



Ход урока.


1.МОТИВАЦИЯ К УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Организационный момент.

Здравствуйте, ребята, я рада приветствовать вас на нашем сегодняшнем уроке. Желаю вам успехов, хорошего настроения на нашем уроке, и надеюсь, что вы узнаете что-то новое.

(Звучит фрагмент песни «Родина моя» на фоне слайдов №1-7)

2. АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ (УМЕНИЙ)

Какое слово в этой песне определяет главную мысль? А что такое Родина для вас?
( место, где родился и живет человек.

3.ОРГАНИЗАЦИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

3.1. Целеполагание

- Ребята, послушайте притчу, которая и определит тему нашего урока.
Слайд №7.Приложение 1 «Река и ручеек»

-Что случилось с ручейком? Почему он пострадал? Какой ответ дала ручейку река?

Какова главная мысль притчи?

Также и с людьми, важно относиться к ним с уважением и они обязательно помогут.

3.2.Определение темы и цели урока /сообщение темы урока

-Как вы думаете, какая тема нашего урока? Слайд №8

-Какую цель вы можете поставить перед собой? Что нового вы хотели бы узнать?

Да, ребята, сегодня мы будем говорить о людях, о том, как жить среди других людей, о взаимоотношениях между людьми.

4. Изучение новой темы. Слайд№9

4.1.Вводная часть.

Слайд №10.Мы живем среди людей. Некоторые ребята считают, что знать правила поведения ни к чему. Может быть, действительно, все равно, как человек здоровается, обращается к людям и, самое главное, как он поступает? Может быть поведение каждого – его личное дело? Наверное, да. Но только в одном случае – когда человек живет на необитаемом острове. Но мы живем среди людей. И нам нужно думать о том, удобно, легко ли рядом с нами окружающим. У каждого из нас за день происходит много контактов с самыми разными людьми. Это может быть пять уроков за одной партой с товарищем. Минутный разговор в коридоре. И каждый день нам приходится принимать решения, совершать поступки и действия, которые важны не только для нас, но и для многих людей вокруг. Чтобы не обидеть окружающих своим поведением мы должны знать правила и законы, которые признают все люди. Какое золотое правило этики?

-Каким должен быть человек прежде всего? (воспитанным и культурным)

-Где с рождения человек получает воспитание? (в семье)

-Какое воспитание получает ребенок в семье? Какие нравственные истины познает?

-С каким жанром литературы вы знакомитесь впервые? (сказки)

-Чему учат сказки? (добру, дружбе и т.д.) Почему в сказках есть отрицательные персонажи?

Какая главная мысль в сказках? Что такое добро и зло?

СЛАЙД№11- А что выбирает человек? (ответы детей)

/учитель открывает доску с наглядным материалом. На доске несколько иллюстраций.(Герои из сказок)

5. Физминутка.

-Перед вами любимые персонажи из сказок и мультфильмов. Давайте проведем небольшую разминку. Если персонаж добрый –вы делаете 1 хлопок ладошками, если отрицательный- закрываете лицо ладошками. Молодцы!

СЛАЙД№12 -Как вы думаете где живет этот дракон? (Дракон живет в каждом из нас)

-Мы встретим его, какой он ? (Он не видимый)

-Когда ему хорошо ? (Когда мы врем , деремся , неправильно себя ведем, обижаем друг друга)

-Чего хочет дракон ? (Пускай исчезнет красота, любовь и совесть, дружба, честь, всё лучшее, что в людях есть)

-Как же мы сможем победить «дракона» ? (Когда себя начнёшь творить)

-Что значит творить себя? (Найти в себе все лучшее и убрать плохое)

- Во имя чего важно победить «дракона»? (Во имя блага жизни и человека, поставим перед собой конкретную ближайшую цель в нравственном самосовершенствовании )

- Что ещё необходимо сделать, чтобы победить дракона? (Важно верить в себя, чтобы воплощать свои стремления в жизни)

Слайд№13 «Одиночество».

Какое чувство вызывает эта картинка?

Много ли среди нас одиноких людей?

СЛАЙД№14 Может ли человек быть один в обществе? Как ему помочь?

СЛАЙД №15 Поразмышляем над вопросом: «Какой Я? Что во мне хорошего?»

СЛАЙД№16 .Вывод- идеальных людей нет. А потом мы будем стремиться изменить

мир сами.


6. Чтение восточной притчи о стремлении изменить мир.


Рабби Зуси решил изменить мир. Но мир такой большой, а Зуси такой маленький. Тогда Зуси решил изменить свой город. Но город такой большой, а Зуси такой маленький. Тогда Зуси решил изменить свою семью. Но семья у Зуси такая большая, одних детей десяток. Так Зуси добрался до того единственного, что он в силах изменить, будучи таким маленьким... самого себя.


-Чтобы изменить мир ,с чего нужно начинать? (Начни изменять себя)

- А что значит, на ваш взгляд, мы можем изменить в себе?..

- Как вы думаете, наше стремление стать лучше, может помочь людям, которые нас окружают?..

- А что люди могут изменить в себе?Ответы детей. /жадность, грубость, лень и т.д./

7.Работа с учебником

- С давних времен человечество пыталось найти ответы на вопросы, о которых мы сегодня говорим.

- Да, наша жизнь проходит среди людей. И что-же важно нам понять в связи с этим? Давайте посмотрим, что говорили об этом мыслители прошлого, и подумаем, как нам строить отношения с окружающими нас людьми, что является главным во взаимодействии с ними. СЛАЙД№ 17-20

Открываем учебник на стр. 60.(Раздать по группам высказывание мыслителей).

Какой вывод можно сделать из этих высказываний? Читаем на стр.61
-Что разъединяет людей? А что объединяет людей?
-Только во взаимодействии с людьми мы познаем себя. Помогая другим и соединяя свои мысли и действия, мы укрепляем отношения с другими людьми.

Слайд №21- вывод.

Слайд №22Игра «Сделай комплимент» (по парам, выходят к доске)

Итог -комплиметы доставляют радость людям.

СЛАЙД№23 Почему потребность доставлять радость людям и в тоже время уважать себя является важным качеством человека? Подсказка на стр.61

Слайд №24. Предлагаю вам игру «Магнит»

8.РЕФЛЕКСИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

(самооценка результатов своей коррекционной деятельности, а в случае, если не было ошибок, - самостоятельной деятельности).

- Ребята, о чём мы с вами сегодня говорили на уроке? Что узнали? Что является главным во взаимодействии с людьми?

-А теперь обратимся к высказыванию Жан Жака Руссо

«Люди, будьте человечными! Это ваш первый долг. Будьте такими для всех состояний, для всех возрастов, для всего, что не чуждо человеку.»

(Ответы детей)



Ребята, на ваших партах лежат ромашки. Я предлагаю вам на каждом лепестке написать, какими вы хотели бы быть, чтобы ваши отношения с окружающими складывались легко. Кто желает прочитать пожелания? (дети выходят к доске и зачитывают по 1 слову, все стоят с ромашками у доски.)

8.Итог урока.

- Да, ребята, нас много- и, в этом наша сила, но мы и все разные, по характеру, росту, цвету глаз, волос…-и, в этом наше богатство!

И поэтому каждого человека мы должны воспринимать таким, какой он есть! И учиться жить среди людей самим, постигая нравственные ценности.

- Представьте, если бы все люди на планете Земля были бы одинаковые, жить было бы интересно?.. Конечно - нет, скучно и не интересно.(Звучит музыкальный фон песни «Родина моя») Учащиеся проходят на свои места.

-Сегодня вы хорошо и активно поработали, большое спасибо за урок. До свидания!

До встречи !

Конец урока.



























ПРИЛОЖЕНИЕ 1




Притча о единстве и жизни

"Ручеёк и река"


Бежал по лесу ручеёк, сам собою любовался: ловкий, проворный, быстрый, чистый и прозрачный!

Ни с каким другим ручейком не хотел сливаться, считал себя сильным и сам хотел бежать по лесу. Вдруг выбежал в поле, а там ослабел, силёнок не хватило, растёкся и пропал.

Кое-как, по каким-то подземным ходам, весь грязный, добрался он до реки и начал ей жаловаться:

- Если бы не это противное поле, то я бы и сам давно стал рекой!

Услышав это, река всплеснула волнами:

- Эх, ты, глупый ручеёк! Поле совсем не виновато в том, что ты растёкся, ушёл в землю и стал таким грязным! У того, кто отталкивает других, стать рекой — сил не хватит.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!