СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка урока на тему: "Дыхание растений"

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Организовать обучение и обеспечить понимание учащимися зависимости жизненных процессов от дыхания.

Продолжить формирование умений устанавливать причинно – следственные связи, используя приёмы «знаю, хочу, узнал» и чтение с остановками.

Создать условия для увлечённого чтения; воспитывать чувства гордости за совместный результат познавательной деятельности.

Просмотр содержимого документа
«Разработка урока на тему: "Дыхание растений"»












Дыхание растений

Открытый урок в 6 классе







































Урок «Дыхание растений»


Тема урока

Дыхание растений

Планируемые результаты

Учащиеся расширяют и углубляют знания о дыхании у растений, выясняют, в чём отличие дыхания от питания, узнают о значении дыхания.

Дидактическая цель

Создать условия для осознания и осмысления блока новой учебной информации средствами критического мышления.

Цели по содержанию

Образовательная:

Развивающая:



Воспитательная:

Организовать обучение и обеспечить понимание учащимися зависимости жизненных процессов от дыхания.

Продолжить формирование умений устанавливать причинно – следственные связи, используя приёмы «знаю, хочу, узнал» и чтение с остановками.

Создать условия для увлечённого чтения; воспитывать чувства гордости за совместный результат познавательной деятельности.

Тип урока

Комбинированный (изучение нового материала и первичное закрепление).

Метод обучения

Частично – поисковый, репродуктивный, проблемный. С элементами исследования. ТРКМЧП.

Форма организации учебной деятельности

Работа в группах, индивидуальная, фронтальная.

Личная значимость изучаемого для школьника

Растение дышит, как и человек, круглые сутки, потребляя из воздуха кислород и выделяя углекислый газ, поэтому не стоит иметь в спальне много растений.

Приёмы деятельности учителя

Организация беседы, постановка проблемы, подведение к выводу, обобщение изученного материала..

Организация деятельности учащихся

Обсуждают результаты опытов, делают выводы, сравнивают, оформляют записи в тетради, работают с текстом.

Развитие умений учащихся

Внимательно слушать, использовать полученную информацию в новой ситуации, работать с рисунками и текстом, сравнивать демонстрировать опыты и самостоятельно делать по ним выводы, работать в заданном темпе, составлять таблицу. аккуратно вести тетрадь.

Основные понятия и термины урока

Дыхание, устьице, чечевички, воздушное дыхание, клеточное дыхание

Средства обучения

Пономарёва И.Н. Биология, 6 класс, М- «Вентана – Граф»- 2006.

Семенцова В.Н.технологические карты уроков, 6 класс, С –П « Паритет» 2001


Ход урока


Учитель

Добрый день дорогие ребята. Я получила пакет с темой нашего урока, но ни чего не могу понять. Давай те вместе попробуем её сформулировать:

История: дыхание древности – глядя на памятники природы.

Литература: дыхание эпохи – когда описывается какое либо время.

Обществознание: дыхание современности – при социальном опросе узнают результаты.

География: дыхание ветра – тихо подул ветер; дыхание вулкана - вулкан начал «оживать» ;

Ледяное дыхание зимы.

Математика: амплитуда дыхания–графическое изображение.

Значит, какую тему нам необходимо изучить на уроке?

Ученик

«Дыхание растений»

Учитель

Какую цель мы должны перед собой поставить?

Ученик

Мы должны изучить процессы дыхания у растений

Учитель

Чтобы достичь поставленной цели, мы с вами обратимся за помощью к нашим учёным. А в этом мне поможет научный сотрудник Олеся. Каждой группе дано задание и они помогут нам ответить на наш главный вопрос «Как дышат растения?».

Ведущая


- Слово предоставляется группе «Знатоков» (см. рабочий лист №1).

- Вы ответили на часть вопросов, у наших учёных есть дополнения, слово предоставляется группе (см. рабочий лист №2).

- Теоретические вопросы мы разобрали, а как эти процессы протекают на практике. Группа исследователей «юные химики» внесут ясность (см. рабочий лист №3)

- и так мы познакомились со свойствами кислорода, углекислого газа и с процессами протекающими в пробирке, а как эти процессы протекают в живых организмах? О своей экспериментальной работе расскажут «юные биологи» (см. рабочий лист №4)

- группа теоретиков изучила газообмен у растений, и пришли к выводу, давайте послушаем их (см. рабочий лист №5)

- И всё же куда же кислород и органические вещества исчезают? Этой проблемой занимались учёные из группы «энергетики», и пришли к выводу: (см. рабочий лист №6)

Учитель

Итак, мы с вами установили, что растениям необходим кислород для дыхания. Но в растениях протекает противоположный процесс фотосинтез, в результате которого кислород выделяется. Без кислорода живые существа жить не могут. Ребята, как мы должны вести себя по отношению к зелёным «лёгким планеты?»

Ведущая


Чтобы сосны, липы, ели не болели, зеленели,

чтобы новые леса поднимались в небеса

Мы должны их охранять всегда.

Нам жить в одной семье,

Лететь в одном полёте…

Давайте сохраним

Ромашку на лугу,

Кувшинку на реке,

И клюкву на болоте.

Учитель

Сейчас вам предстоит выполнить тест:


1 –вариант,

соотнесите какие процессы характерны для

  1. Фотосинтеза

  2. Дыхания

2 – вариант

соотнесите какие процессы характерны для

1. Дыхания

2. Фотосинтеза


(см. приложение №1)

Учитель

Прочитать содержание учебника. Пар. 30, стр. 109 -112, проработать записи в тетради. Творческие задания:

  1. Решить проблемную задачу: когда (утром или вечером) один и тот же лист весит меньше? Ответ поясните.

  2. Написать мини сочинение от имени молекулы кислорода «Моё путешествие по растению»


Приложение №1

1 - вариант

  1. Поглощается углекислый газ; А) фотосинтез;

  2. Поглощается кислород; Б) дыхание;

  3. Выделяется вода;

  4. Поглощается вода;

  5. Происходит только на свету;

  6. Протекает в хлоропластах;

  7. Протекает на свету и в темноте;

  8. Расщепление органических веществ;

  9. Выделяется кислород;

  10. Происходит во всех клетках растений.



Правильные ответы:

А) 1, 4, 5, 6,9,

Б) 2, 3, 7,8,10.





Приложение №1

2 – вариант


  1. Происходит во всех клетках растений. А) Дыхание;

  2. Выделяется кислород; Б) Фотосинтез;

  3. Расщепление органических веществ;

  4. Протекает на свету и в темноте;

  5. Протекает в хлоропластах;

  6. Происходит только на свету;

  7. Поглощается вода;

  8. Выделяется вода;

9. Поглощается кислород;

10.Поглощается углекислый газ;


Правильные ответы:

А)1, 3,4,8,9,

Б) 2, 5,6,7,10.





Рабочий лист №1 «Знатоки»


Ответьте на вопросы:


  1. Что изучает наука ботаника?

  2. Назовите признаки живого?

  3. Какие способы питания у растений?

  4. Заполните таблицу:


питание

Почвенное (корневое)

Органы




Вещества





Где происходит





Вид питания






Вывод:


Ф.И. уч-ся

Вопрос№1

Вопрос №2

Вопрос№3

Вопрос №4

итог










































Рабочий лист №2 «биоэнергетики»

Особенности воздушного питания.

  1. Что называется фотосинтезом?

  2. Какие вещества образуются в результате фотосинтеза?

  3. Почему растения называют «зелёными лёгкими планеты?»

  4. Заполните таблицу:


признаки

фотосинтез

В какое время суток происходит?



Какой газ выделяется?



Какой газ поглощается?



Выделяется или поглощается энергия?



В каких клетках происходит?



Вода поглощается или выделяется?



Вывод:






Ф.И. уч-ся

Вопрос№1

Вопрос №2

Вопрос№3

Вопрос №4

итог










































Группа «Исследовательская»

Рабочий лист №3 «Юные химики»


  1. Где в природе встречается кислород и углекислый газ?

  2. Какие свойства кислорода и углекислого газа вы знаете?

  3. Объяснить опыт:

  4. Заполни таблицу:


Признаки

Кислород

Углекислый газ

Где в природе встречается





Какими свойствами обладает









Вывод:




Ф.И. уч-ся

Вопрос№1

Вопрос №2

Вопрос№3

Вопрос №4

итог










































Группа «Экспериментальная»

Рабочий лист №4 «Юные биологи»

  1. Докажите что при дыхании поглощается кислород, а выделяется углекислый газ?

  2. Заполни схему: соедините стрелками процессы дыхания и фотосинтеза с веществами, которые участвуют в этих процессах.


Кислород




Фотосинтез углекислый газ дыхание




органические вещества


Вывод:







Ф.И. уч-ся

Вопрос№1

Вопрос №2

Вопрос№3

Вопрос №4

итог












































Группа «Теоретики»

Рабочий лист №5

Ответить на вопросы

  1. Что называется газообменом?

  2. Есть ли у растений приспособления для газообмена?

  3. Заполни таблицу и объясни рисунок:



лист

стебель

Корень

органы















Вывод:






Ф.И. уч-ся

Вопрос№1

Вопрос №2

Вопрос№3

Вопрос №4

итог










































Группа «Энергетики»

Рабочий лист №6


Ответьте на вопросы:

  1. Куда кислород исчезает?

  2. Куда исчезают органические вещества, образовавщиеся в процессе фотосинтеза?

  3. Составьте схему дыхания у растений (кислород, углекислый газ, вода, энергия, сложное органическое вещество)



Вывод:









Ф.И. уч-ся

Вопрос№1

Вопрос №2

Вопрос№3

Вопрос №4

итог























































Ход урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Организационный момент

Приветствует учащихся, создаёт доброжелательную рабочую атмосферу в классе, проверяет готовность рабочего места ученика

Приветствуют учителя, проверяют готовность своего рабочего места, настраиваются на работу.

Актуализация, целеполагание, мотивация


(вызов)



Изучение нового материала и его закрепление

(осмысление)



Подведение итогов урока

(рефлексия)


Формируют выводы, заканчивают заполнение таблицы ЗХУ в тетради (графа «узнал»)

Зачитывают, корректируют свои записи.

Домашнее задание

Прочитать содержание учебника, пар. 30, стр. 109 -112, проработать записи в тетради, творческие задания

  1. решить проблемную задачу: когда (утром или вечером) один и тот же лист весит меньше? Ответ поясните.

  2. написать мини сочинение от имени молекулы кислорода «Моё путешествие по растению».


Записывают информацию о домашнем задании, заслушивают информацию учителя.





Дыхание

История:

Дыхание древности – глядя на памятники прошлого.


Литература:

Дыхание эпохи – когда описывается какое либо время.


Обществознание:

дыхание современности – при социальном опросе узнают результаты


География:

дыхание ветра – тихо подул ветер

дыхание вулкана – вулкан начал «оживать»

ледяное дыхание зимы.


Математика:

Амплитуда дыхания – графическое изображение.





















Самоанализ

  1. 6 «в» класс. В классе 29 человек, успевают все, качества %, уровень обученности средний.

  2. Биология изучается по программе И.Н. Пономарёвой

  3. Тема урока: «Дыхание растений», по сложности содержание урока соответствует типу класса.

  4. Этот урок входит в раздел «Основные процессы жизнедеятельности» и рассчитан на 7 часов. Этот урок №3 является продолжением раздела. Цель урока - изучение процесса дыхания у растений.

  5. Задачи урока – выяснить, что дыхание у растений связано с окислением сложных веществ и выделением энергии; установить как происходит газообмен в растениях; доказать, что дыхание и фотосинтез – два противоположных процесса; воспитывать бережное отношение к зелёным насаждениям.

  6. называть органы дыхания растений; Характеризовать сущность процесса дыхания; обосновывать взаимосвязь приспособлений к дыханию у растений и средой их обитания; распознавать чечевички и устьица; сравнивать процессы дыхания и фотосинтеза.

  7. Личная значимость для учащихся - растение дышит, как и человек, круглые сутки, потребляя из воздуха кислород и выделяя углекислый газ, поэтому не стоит иметь в спальне много растений.

  8. При подготовке к уроку были учтены требования образовательных стандартов, обязательный минимум (дыхание, устьице, чечевички, растение, газообмен, кислород, углекислый газ, воздушное дыхание, нрк - растения «зелёные лёгкие планеты»).

  9. Уникальность урока в том, что каждый ученик по – новому посмотрит на то - что происходит вокруг нас.

  10. Урок комбинированный. Задания развивающего характера. На уроке использована технология развития критического мышления. Использование рабочих листов, даёт возможность каждому ученику получать знания на уроке. Каждый ученик получит оценку за тест, и за работу на уроке.

  11. На уроке использованы методы: наглядно – иллюстративный, демонстрационный, частично – поисковый, проблемный исследовательский.

  12. Приёмы: беседа, работа с рабочими листами, Составление таблиц. Работа с дополнительной литературой. Творческое задание: написать мини сочинение.

  13. Каждый этап отслеживался, проверка заданий сразу же, после их выполнения, корректировка.

  14. В конце урока мини тест. Взаимопроверка и оценивание. Темп урока средний, что соответствует уровню подготовки данного класса, их эмоциональному настрою, с учётом индивидуальных особенностей. Группы сформированы с разной подготовкой учащихся. Активность учащихся на уроке была высокой, т.к. отвечать товарищам психологически намного легче, чем у доски и даже с места, для всего класса.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!