Физика 7 класс
УРОК 2.
Тема урока: Наблюдения, опыты. Физические величины. Измерение физических величин.
Цели урока:
выявить источники физических знаний;
привести примеры физических величин;
раскрыть физическую суть процесса измерения какой-либо физической величины;
познакомить учащихся с алгоритмом вычисления цены деления шкалы прибора.
Оборудование: линейка, рулетка, мензурка, амперметр, секундомер, термометр.
ХОД УРОКА:
1. Повторение и контроль знаний.
Устно:
Фронтальный опрос:
- Что такое физика?
- Что изучает физика?
- Приведите примеры физических явлений.
- Почему физику считают одной из основных наук о природе?
- Что в физике понимают под термином «физическое тело»?
- Что называют веществом? Приведите примеры физических тел и веществ.
- В чем сходство и различие тел, изображенных на рисунках 3,4?
Задания:
1. Укажите, что относится к понятию «физическое тело», а что к понятию «вещество»: самолет, космический корабль, медь, авторучка, фарфор, вода, автомобиль. (Физическое тело: самолет, космический корабль, авторучка. Вещество: медь, фарфор, вода)
2. Приведите примеры следующих физических тел: а) состоящих из одного и того же вещества; б) из различных веществ одинакового названия и назначения. (а) стол, карандаш, стул – из дерева; б) пластиковая и стеклянная бутылка)
3. Назовите физические тела, которые могут быть сделаны из стекла, резины, древесины, стали, пластмассы.
4. Укажите вещества, из которых состоят следующие тела: ножницы, стакан, футбольная камера, лопата, карандаш.
2. Изучение нового теоретического материала.
- Давайте подумаем о том, как можно изучать физику. Откуда появляются у человека знания? (размышления учащихся)
Учитель: Многие первичные знания появляются из повседневных наблюдений. С этого, собственно, и началась физика. Философы и ученые древней Греции, такие как, Аристотель, Архимед, Герон, Птолемей, в основном вели наблюдения. Для изучения какого-либо явления необходимо, прежде всего, наблюдать его и по возможности не один раз. Чтобы изучить такое явление, как падение тел на Землю, недостаточно один раз увидеть, как падает то, или иное тело.
- Как вы думаете, будет ли разница в падении тела легкого и тяжелого? (размышления учащихся)
- Одинаково ли падают тела различных размеров с разной высоты? (размышления учащихся)
Учитель: Это можно узнать, если много раз наблюдать различные случаи падения тел. Конечно, ждать, пока какое-либо тело упадет само, не стоит. Для этого берут разные тела и заставляют их падать. Тем самым вызывают явление падения тел, иными словами, проводят опыт. Во время опытов обычно выполняют измерения.
Опыты отличаются от наблюдений тем, что их проводят с определенной целью, по заранее обдуманному плану. Для составления такого плана лучше всего иметь предварительные догадки о том, как протекает явление, т.е. выдвинуть гипотезу.
Учитель: Давайте сделаем вывод:
- Что является источниками физических знаний? (наблюдения и опыты).
Учитель: В быту, технике, при изучении физических явлений часто приходится выполнять различные измерения. Так, например, изучая падение тела, необходимо измерить высоту, с которой падает тело, массу тела, его скорость, время падения. Высота, масса, скорость, время и т.д. являются физическими величинами. Физическую величину можно измерить.
Измерить какую-нибудь величину – это значит сравнить ее с однородной величиной, принятой за единицу.
Для каждой физической величины приняты свои единицы.
Приставки к названиям единиц
Г – гекто (100 или 102) д – деци (0,1 или 10-1)
К – кило (1000 или 103) с – санти (0,01 или 10-2)
М – мега (1000000 или 106) м – милли (0,001 или 10-3)
Составляем таблицу
Физическая величина | Единицы измерения | СИ |
Объем | м3, см3, дм3, мм3 | м3 |
Время | век, год, сутки, ч, мин, с | с |
Площадь | м2, см2, дм2, мм2 | м2 |
Масса | т, ц, кг, г, мг | кг |
Скорость | км/ч, м/с, км/мин, км/с | м/с |
Путь | км, м, см, дм, мм | м |
Перед тем как приступить к измерению физической величины, следует определить цену деления шкалы используемого прибора.
Для того чтобы определить цену деления, необходимо:
- найти два ближайших штриха шкалы, возле которых написаны значения величины;
- вычесть из большего значения меньшее и полученное число разделить на число делений, находящихся между ними.
3. Закрепление нового материала.
Упражнение №1
4. Итог урока:
- Назовите тему сегодняшнего урока.
- Что нового вы узнали?
- Как мы получаем знания о явлениях природы?
- Чем отличаются наблюдения от опытов?
- Назовите известные вам физические величины. Каковы их единицы измерения?
5. Резерв:
Я под мышкой посижу
И что делать укажу:
Или разрешу гулять,
Или уложу в кровать. (Градусник)
Весь век идет Еремушка,
Ни сна ему, ни дремушки.
Шагам он точный счет ведет,
А с места все же не сойдет. (Часы)
6. Оценка учащихся. Домашнее задание: п. 3-4