СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка урока обществознания 5 класс "Одноклассники,сверстники, друзья"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок обществознания в 5 классе по теме "Одноклассники,сверстники, друзья"

Просмотр содержимого документа
«Разработка урока обществознания 5 класс "Одноклассники,сверстники, друзья"»

Урок обществознания 5 класс «Одноклассники, сверстники, друзья».

Тип урока: открытие нового знания.

Цель: сформировать у учащихся представление о дружбе как о важнейшей нравственной ценности, познакомиться с особенностями дружбы в подростковом возрасте; раскрыть значение понятий дружба, сверстники, одноклассники.

Задачи урока:

1.Познакомить обучающихся с понятиями сверстники, одноклассники, друзья, раскрыть их значение;

2.показать значение социальных связей, формирующихся в процессе обучения как деятельности значимой для дальнейшего самоопределения личности;

3.способствовать рефлексии собственного стиля и форм общения с одноклассниками и другими людьми;

4.создать условия для совершенствования опыта взаимодействия в классном коллективе;

Планируемые результаты:

Предметные: обучающиеся на уроке получат возможность

1.Познакомиться с понятиями сверстники, одноклассники, друзья и раскрывать их значение; соотносить эти понятия и характеризовать

2.понимать значение дружбы и ее влияние на отношения между одноклассниками, друзьями, людьми в обществе; ее ценность для каждого.

3. оценивать собственный стиль поведения и формы общения с одноклассниками и другими людьми;

4. научаться решать проблемные ситуации, выделять важнейшие качества, которые помогают быть хорошим другом, составят памятку «Как сделать класс дружным». «Как быть хорошим другом»

Метапредметные:

организовать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе, находить общее решение; формулировать и аргументировать свое мнение; соотносить свои действия с планируемыми результатами; проводить оценку, взаимооценку и оценку работы в группе.

Личностные:

формировать доброжелательное и осознанное отношение друг к другу; достигать ценностных ориентиров и ответственного поведения.

Образовательные ресурсы:

мультимедийная презентация, поурочная разработка

Оборудование:

проектор, учебник, рабочие листы с заданиями по группам

Термины и понятия: дружба, сверстники, одноклассники

Тема: «Одноклассники, сверстники, друзья»

1.Организационный момент и психологический настрой Здравствуйте, ребята. Я рада приветствовать вас на уроке. Сегодня у нас присутствуют гости. Я надеюсь, что вы активно будете работать на уроке и реализуете все свои возможности. Представьте, что рядом с вами сейчас находится ваш друг. Посмотрите в его глаза, возьмите его за руку и улыбнитесь ему. Запомните свои ощущения и попробуйте передать мысленно те слова, пожелания, которые у вас в сердце, своему другу. Слайд 2

2.Мотивация Просмотр видео «Ералаш»

Вы посмотрели выпуск киножурнала «Ералаш» Скажите, кем являются в этом эпизоде друг другу главные герои мальчик и девочка – (одноклассники). Предположите, а какие их связывают отношения, если учесть то, что именно «героиня» не побоялась старшеклассника и единственная, кто из всего класса вступилась за мальчика? О таких людях еще говорят, что она поступила как настоящий …(друг) А как называют людей одинакового возраста (Сверстники!) А теперь употребите эти слова и назовите тему нашего урока «Одноклассники, сверстники, друзья» Слайд3

3. Целеполагание

Задумайтесь над темой и попробуйте сформулировать цели нашего урока? О чем мы будем говорить и обсуждать? Что узнаем? Чему можем научиться? У вас на партах лист постановки задач урока, отметьте плюсом то, чем вы уже хорошо владеете, МИНУС- то, чему необходимо научиться. В конце урока, мы еще раз вернемся к этому листу. А теперь зачитайте то, что вы отметили. Слайд 4 цель урока

Эпиграфом нашего урока являются слова великого философа Средневековья Никколо Макиавелли «Кто сам хороший друг, тот имеет и хороших друзейСлайд 5

Как вы понимаете эти слова? Какой важный вывод для себя мы можем сделать?

Проблемный вопрос: «Почему взрослые и дети ценят дружбу?» Слайд 6

Чтобы ответить на эти непростые вопросы, нам нужно отправится в путешествие в страну «Истины». Слайд7 и Слайд 8 карта путешествия

Путь туда нелегкий, идти надо долго, преодолевая трудности, которые встретятся на пути, помогать друг другу. И поможет нам в пути карта – это рабочий лист, он есть у каждого. Впишите свои имена и фамилии , отметьте тему урока. На этой карте обозначен маршрут нашего движения и на каждом этапе, вы будете выполнять задания, работать в группах, заполнять рабочий лист и оценивать себя и свои результаты. В итоге вы в конце урока суммируете все результаты этапов и оцените свое путешествие и подведете общий итог. Итак, в путь!!! Для начала нужна подготовка. Предлагаю вам работать по группам. ВЫ сидите за партами по 4 человека, каждому из вас присвоен номер 1,2,3,4. Это нам пригодиться в работе на уроке. Поднятая мною вверх рука (сигнал тишины). Два хлопка сигнал (приступить работе). После2 хлопков (сигнал закончить работу). Вы готовы отвечать - даете мне сигнал двумя хлопками). Вспомним правила работы в группах. Слайд 9

Слайд 10

Работа с текстами – распечатками. Определите значение слов: одноклассники,

сверстники, друзья. Ответы запишите в рабочий лист задание №1

Вторая группа составляет ассоциации с этими словами.

Третья группа составляют синонимы или антонимы к этим словам.

Первая группа используя, написанные определения по номерам друг другу вслух зачитывает номер первый Одноклассники номеру 2, номер 2 сверстники - номеру3,номер 3- друзья номеру 4.



Слайд11

Каждому из вас в рабочем листе задание№2Даны признаки и понятия 1 Сверстник,2 Одноклассники, 3.Друзья. Соотнесите признаки и понятия, почему вы так считаете? Проставьте у себя в рабочем листе рядом с понятиями цифры.

1Сверстники

2Одноклассники

3Друзья

А.Одинаковый возраст

Б.Общая психология

В.Общая манера поведения

Г.Единый коллектив (класс)

Д.Общие занятия

Е.Общие поручения

Ж.Общие интересы

З.Совместное проведение свободного времени

И.Общие радости и горести

Подведите итоги выполненных 1и 2 заданий. Слайд12

Проверьте ключи в презентации. И выставьте себе баллы за 1и 2 задание Слайд13

Итак продолжаем наше путешествие в страну «Истины»

Первая остановка - «Полянка одноклассников». Мы знаем, что вы одноклассники. Но какие вы?

Выполните задание в рабочем листе №3.Составьте кластер, какой ваш класс, употребив прилагательные. Давайте проверим: выступит представитель любой группы по желанию, все внимательно следят за употребленными прилагательными и добавляют по 1- 2 примера.

- Я предлагаю вам поработать в группах Слайд14

Первая группа составьте «Памятку правила общения в нашем классе» Составляйте ее, придерживаясь задачи, что вы должны предложить советы, как сделать свой класс дружнее!

Вторая группа « Роль дружбы для класса»,

Третья группа «Роль дружбы для человека» На полянке отдохнули, в группах составили правила общения в классе, послушаем их. Использование приема инсайд - аутсайд вторая и третья группа стали в 2 круга

1-й внешний (« Роль дружбы для класса»),

2-й внутренний(Роль дружбы для человека). По очереди по одному назовите ваши примеры . Движемся дальше.

На полянке отдохнули, в группах составили правила общения в классе, послушаем их. Движемся дальше.

Музыкальная физминутка Слайд16

Вторая остановка - Привал:

Посмотрите притчу о дружбе и определите главную идею, чему учит эта притча.

Про друзей и дружбу существует огромное количество пословиц и поговорок.

Слайд17,18,19,

Задания группам: Соберите пословицы и поговорки. Объясните смысл некоторых из них. Каждая группа получает конверт с разрезанными пословицами. Чья группа быстрее соединит пословицы.

1. Дерево держится корнями,


А. найдется и часок.

2. Человек без друзей,


Б. а тот, кто правду в глаза скажет.

3. Был бы дружок,


В. что сокол без крыльев.

4. Не тот друг, кто мёдом мажет,


Г. а человек друзьями.

1г2в3а4б


1. Нет друга - ищи,


А. а тот, кто на ум наставляет.

2. Человек без друга,


Б. а нашёл - береги.


3. Птица сильна крыльями,


В. что земля без воды.

4. Не тот друг, кто потакает,


Г. а человек друзьями.


1б2в3г4а

1. Лучше друг верный,


А. а недруг поддакивает.

2. Друг спорит,


Б. а человек друзьями.


3. Старый друг


В. чем камень драгоценный.

4. Птица сильна крыльями,


Г. лучше новых двух.


1в2а3г4б

Итак, группы назовите составленные вами пословицы и объясните по одной.

В листе отметьте свои результаты этого этапа нашего путешествия. Слайд 20

И последний наш этап путешествия в страну «Истины» «Реши проблемную ситуацию»Слайд21

Каждая группа получит свой проблемный вопрос, 2-3минуты дается на обсуждение ответа и разрешение проблемы, ваш ответ должен быть аргументированным.

Ситуация1. Твой друг совершает плохой поступок, и об этом узнают все, в том числе и ты. Ситуация2. Твой друг не умеет играть в волейбол и подводит команду.

Ситуация3. Твой друг предлагает тебе поступить плохо.

Ситуация4. Твой друг сделал что-то плохое, а наказывают тебя.

Алгоритм решения проблемной ситуации Слайд 22

В своих оценочных листах проставьте отметку за этот этап урока и подведите общий итог за все этапы. Обратите внимание на шкалу, по которой вы можете определить свою оценку. Поставьте себе оценку за участие в уроке.

Повторение и закрепление Итак, наше путешествие в страну Истины приближается к финишу. Слайд 23 Проблемный вопрос «Почему взрослые и дети ценят дружбу?»

  • С какой информацией вы познакомились сегодня?

  • Изменились ли ваши представления о дружбе?

  • Какие советы как сделать класс более дружным вы считаете наиболее эффективными, важными?

  • Какая информация была для вас наиболее полезной?

  • Какой вид работы вам понравился больше всего? Какие проблемы нам удалось сегодня решить

Оцени работу группы слайд 24

Вопрос

Да

Нет

1

Было легко и понятно



2

Возникали трудности, которые мы преодолевали



3

Работа в группе была эффективной



4

Работать было трудно, многое было не понятно



5

Каждый участник группы понимал свою задачу и выполнял ее



Давайте с вами вернемся к листу задач урока и посмотрим и оценим насколько изменились наши знания , что нам удалось и чему мы научились сегодня?

Рефлексия 25слайд

На уроке я работал

1

2

1

Своей работой на уроке я



2

На уроке я работал



3

Урок для меня показал



4

За урок я



5

Мое настроение



6

Материал урока мне был



Слайд26

Домашнее задание: § 8 - читать,

Создать мини-проект (на листе А4) на выбор:

  1. «Дружба крепкая »

  2. «Мои ровесники»

Стихотворение В. Шекспира

Что значит дружба?

Настоящий друг везде

Верен: в счастье и беде;

Грусть твоя его тревожит,

Ты не спишь - он спать не может.

И во всем без дальних слов,

Он помочь тебе готов!


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!