Урок обществознания 5 класс «Одноклассники, сверстники, друзья».
Тип урока: открытие нового знания.
Цель: сформировать у учащихся представление о дружбе как о важнейшей нравственной ценности, познакомиться с особенностями дружбы в подростковом возрасте; раскрыть значение понятий дружба, сверстники, одноклассники.
Задачи урока:
1.Познакомить обучающихся с понятиями сверстники, одноклассники, друзья, раскрыть их значение;
2.показать значение социальных связей, формирующихся в процессе обучения как деятельности значимой для дальнейшего самоопределения личности;
3.способствовать рефлексии собственного стиля и форм общения с одноклассниками и другими людьми;
4.создать условия для совершенствования опыта взаимодействия в классном коллективе;
Планируемые результаты:
Предметные: обучающиеся на уроке получат возможность
1.Познакомиться с понятиями сверстники, одноклассники, друзья и раскрывать их значение; соотносить эти понятия и характеризовать
2.понимать значение дружбы и ее влияние на отношения между одноклассниками, друзьями, людьми в обществе; ее ценность для каждого.
3. оценивать собственный стиль поведения и формы общения с одноклассниками и другими людьми;
4. научаться решать проблемные ситуации, выделять важнейшие качества, которые помогают быть хорошим другом, составят памятку «Как сделать класс дружным». «Как быть хорошим другом»
Метапредметные:
организовать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе, находить общее решение; формулировать и аргументировать свое мнение; соотносить свои действия с планируемыми результатами; проводить оценку, взаимооценку и оценку работы в группе.
Личностные:
формировать доброжелательное и осознанное отношение друг к другу; достигать ценностных ориентиров и ответственного поведения.
Образовательные ресурсы:
мультимедийная презентация, поурочная разработка
Оборудование:
проектор, учебник, рабочие листы с заданиями по группам
Термины и понятия: дружба, сверстники, одноклассники
Тема: «Одноклассники, сверстники, друзья»
1.Организационный момент и психологический настрой Здравствуйте, ребята. Я рада приветствовать вас на уроке. Сегодня у нас присутствуют гости. Я надеюсь, что вы активно будете работать на уроке и реализуете все свои возможности. Представьте, что рядом с вами сейчас находится ваш друг. Посмотрите в его глаза, возьмите его за руку и улыбнитесь ему. Запомните свои ощущения и попробуйте передать мысленно те слова, пожелания, которые у вас в сердце, своему другу. Слайд 2
2.Мотивация Просмотр видео «Ералаш»
Вы посмотрели выпуск киножурнала «Ералаш» Скажите, кем являются в этом эпизоде друг другу главные герои мальчик и девочка – (одноклассники). Предположите, а какие их связывают отношения, если учесть то, что именно «героиня» не побоялась старшеклассника и единственная, кто из всего класса вступилась за мальчика? О таких людях еще говорят, что она поступила как настоящий …(друг) А как называют людей одинакового возраста (Сверстники!) А теперь употребите эти слова и назовите тему нашего урока «Одноклассники, сверстники, друзья» Слайд3
3. Целеполагание
Задумайтесь над темой и попробуйте сформулировать цели нашего урока? О чем мы будем говорить и обсуждать? Что узнаем? Чему можем научиться? У вас на партах лист постановки задач урока, отметьте плюсом то, чем вы уже хорошо владеете, МИНУС- то, чему необходимо научиться. В конце урока, мы еще раз вернемся к этому листу. А теперь зачитайте то, что вы отметили. Слайд 4 цель урока
Эпиграфом нашего урока являются слова великого философа Средневековья Никколо Макиавелли «Кто сам хороший друг, тот имеет и хороших друзей.» Слайд 5
Как вы понимаете эти слова? Какой важный вывод для себя мы можем сделать?
Проблемный вопрос: «Почему взрослые и дети ценят дружбу?» Слайд 6
Чтобы ответить на эти непростые вопросы, нам нужно отправится в путешествие в страну «Истины». Слайд7 и Слайд 8 карта путешествия
Путь туда нелегкий, идти надо долго, преодолевая трудности, которые встретятся на пути, помогать друг другу. И поможет нам в пути карта – это рабочий лист, он есть у каждого. Впишите свои имена и фамилии , отметьте тему урока. На этой карте обозначен маршрут нашего движения и на каждом этапе, вы будете выполнять задания, работать в группах, заполнять рабочий лист и оценивать себя и свои результаты. В итоге вы в конце урока суммируете все результаты этапов и оцените свое путешествие и подведете общий итог. Итак, в путь!!! Для начала нужна подготовка. Предлагаю вам работать по группам. ВЫ сидите за партами по 4 человека, каждому из вас присвоен номер 1,2,3,4. Это нам пригодиться в работе на уроке. Поднятая мною вверх рука (сигнал тишины). Два хлопка сигнал (приступить работе). После2 хлопков (сигнал закончить работу). Вы готовы отвечать - даете мне сигнал двумя хлопками). Вспомним правила работы в группах. Слайд 9
Слайд 10
Работа с текстами – распечатками. Определите значение слов: одноклассники,
сверстники, друзья. Ответы запишите в рабочий лист задание №1
Вторая группа составляет ассоциации с этими словами.
Третья группа составляют синонимы или антонимы к этим словам.
Первая группа используя, написанные определения по номерам друг другу вслух зачитывает номер первый Одноклассники номеру 2, номер 2 сверстники - номеру3,номер 3- друзья номеру 4.
Слайд11
Каждому из вас в рабочем листе задание№2Даны признаки и понятия 1 Сверстник,2 Одноклассники, 3.Друзья. Соотнесите признаки и понятия, почему вы так считаете? Проставьте у себя в рабочем листе рядом с понятиями цифры.
1Сверстники
2Одноклассники
3Друзья
А.Одинаковый возраст
Б.Общая психология
В.Общая манера поведения
Г.Единый коллектив (класс)
Д.Общие занятия
Е.Общие поручения
Ж.Общие интересы
З.Совместное проведение свободного времени
И.Общие радости и горести
Подведите итоги выполненных 1и 2 заданий. Слайд12
Проверьте ключи в презентации. И выставьте себе баллы за 1и 2 задание Слайд13
Итак продолжаем наше путешествие в страну «Истины»
Первая остановка - «Полянка одноклассников». Мы знаем, что вы одноклассники. Но какие вы?
Выполните задание в рабочем листе №3.Составьте кластер, какой ваш класс, употребив прилагательные. Давайте проверим: выступит представитель любой группы по желанию, все внимательно следят за употребленными прилагательными и добавляют по 1- 2 примера.
- Я предлагаю вам поработать в группах Слайд14
Первая группа составьте «Памятку правила общения в нашем классе» Составляйте ее, придерживаясь задачи, что вы должны предложить советы, как сделать свой класс дружнее!
Вторая группа « Роль дружбы для класса»,
Третья группа «Роль дружбы для человека» На полянке отдохнули, в группах составили правила общения в классе, послушаем их. Использование приема инсайд - аутсайд вторая и третья группа стали в 2 круга
1-й внешний (« Роль дружбы для класса»),
2-й внутренний(Роль дружбы для человека). По очереди по одному назовите ваши примеры . Движемся дальше.
На полянке отдохнули, в группах составили правила общения в классе, послушаем их. Движемся дальше.
Музыкальная физминутка Слайд16
Вторая остановка - Привал:
Посмотрите притчу о дружбе и определите главную идею, чему учит эта притча.
Про друзей и дружбу существует огромное количество пословиц и поговорок.
Слайд17,18,19,
Задания группам: Соберите пословицы и поговорки. Объясните смысл некоторых из них. Каждая группа получает конверт с разрезанными пословицами. Чья группа быстрее соединит пословицы.
1. Дерево держится корнями, | А. найдется и часок. |
2. Человек без друзей, | Б. а тот, кто правду в глаза скажет. |
3. Был бы дружок, | В. что сокол без крыльев. |
4. Не тот друг, кто мёдом мажет, | Г. а человек друзьями. |
1г2в3а4б
1. Нет друга - ищи, | А. а тот, кто на ум наставляет. |
2. Человек без друга, | Б. а нашёл - береги. |
3. Птица сильна крыльями, | В. что земля без воды. |
4. Не тот друг, кто потакает, | Г. а человек друзьями. |
1б2в3г4а
1. Лучше друг верный, | А. а недруг поддакивает. |
2. Друг спорит, | Б. а человек друзьями. |
3. Старый друг | В. чем камень драгоценный. |
4. Птица сильна крыльями, | Г. лучше новых двух. |
1в2а3г4б
Итак, группы назовите составленные вами пословицы и объясните по одной.
В листе отметьте свои результаты этого этапа нашего путешествия. Слайд 20
И последний наш этап путешествия в страну «Истины» «Реши проблемную ситуацию»Слайд21
Каждая группа получит свой проблемный вопрос, 2-3минуты дается на обсуждение ответа и разрешение проблемы, ваш ответ должен быть аргументированным.
Ситуация1. Твой друг совершает плохой поступок, и об этом узнают все, в том числе и ты. Ситуация2. Твой друг не умеет играть в волейбол и подводит команду.
Ситуация3. Твой друг предлагает тебе поступить плохо.
Ситуация4. Твой друг сделал что-то плохое, а наказывают тебя.
Алгоритм решения проблемной ситуации Слайд 22
В своих оценочных листах проставьте отметку за этот этап урока и подведите общий итог за все этапы. Обратите внимание на шкалу, по которой вы можете определить свою оценку. Поставьте себе оценку за участие в уроке.
Повторение и закрепление Итак, наше путешествие в страну Истины приближается к финишу. Слайд 23 Проблемный вопрос «Почему взрослые и дети ценят дружбу?»
С какой информацией вы познакомились сегодня?
Изменились ли ваши представления о дружбе?
Какие советы как сделать класс более дружным вы считаете наиболее эффективными, важными?
Какая информация была для вас наиболее полезной?
Какой вид работы вам понравился больше всего? Какие проблемы нам удалось сегодня решить
Оцени работу группы слайд 24
№ | Вопрос | Да | Нет |
1 | Было легко и понятно | | |
2 | Возникали трудности, которые мы преодолевали | | |
3 | Работа в группе была эффективной | | |
4 | Работать было трудно, многое было не понятно | | |
5 | Каждый участник группы понимал свою задачу и выполнял ее | | |
Давайте с вами вернемся к листу задач урока и посмотрим и оценим насколько изменились наши знания , что нам удалось и чему мы научились сегодня?
Рефлексия 25слайд
№ | На уроке я работал | №1 | №2 |
1 | Своей работой на уроке я | | |
2 | На уроке я работал | | |
3 | Урок для меня показал | | |
4 | За урок я | | |
5 | Мое настроение | | |
6 | Материал урока мне был | | |
Слайд26
Домашнее задание: § 8 - читать,
Создать мини-проект (на листе А4) на выбор:
«Дружба крепкая »
«Мои ровесники»
Стихотворение В. Шекспира
Что значит дружба?
Настоящий друг везде
Верен: в счастье и беде;
Грусть твоя его тревожит,
Ты не спишь - он спать не может.
И во всем без дальних слов,
Он помочь тебе готов!