СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка урока по биологии для учителей биологии

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок разработан в соответствии ФГОС в интересной форме

Просмотр содержимого документа
«Разработка урока по биологии для учителей биологии»

Тема: «Строение семян двудольных растений»

Образовательная: раскрыть особенности строения семян двудольных растений, дать представление об общих и отличительных признаках в строении семян двудольных и однодольных растений.

Развивающая: развивать умение анализировать, обобщать материал, делать выводы, сравнивать.

Воспитательная: продолжить формирование умений работать с натуральными объектами, сравнивать объекты, формировать практическое умение и навыки по распознаванию и определению семян, работать с учебником, осуществлять само- и взаимоконтроль.

Средства обучения: сухие и набухшие семена фасоли, препаровальные ножи, ручные лупы, гербарные образцы растений фасоли, таблицы «Строение и прорастание фасоли», «Строение семени пшеницы»; инструктивная карточка – описание лабораторной работы, тестовые задания – 2 варианта.

Ход урока

1.Организационный момент. Учитель знакомит детей с планом, целями и задачами уроками.

2.Проверка домашнего задания.

Актуализация знаний:

-Что такое семя?

(дополнение учителя: с семени начинается жизнь любого цветкового растения – и такого маленького, как болотная ряска, и такого гиганта наших лесов, как дуб.)

-Из чего развивается семя?

-Каково значение семян в жизни растений?

3.Изучение нового материала.

Запись учителем темы на доске, учащимися в тетради.

1)Учитель: Сегодня на уроке мы познакомимся с особенностями строения семени фасоли, выясним общие и отличительные признаки в строении семян различных растений. У вас на столах имеется набор семян.

Чем отличаются семена разных растений? (размерами, формой, окраской)

-Сравните семена пшеницы и фасоли.

У фасоли семена крупные, бобовидной формы, одна сторона семени выпуклая, другая – вогнутая, окраска может быть различной: белой, коричневой или пятнистой. Семя фасоли состоит из кожуры и зародыша.

-Каково значение выполняет семенная кожура?

На вогнутой стороне семени фасоли виден рубчик – след от семяножки, посредством которой семя соединялось с околоплодником. Рядом с рубчиком в семенной кожуре находится крохотное отверстие – семявход. При намачивании семени через семявход внутрь легко проникает вода. Под семенной кожурой находится зародыш – маленькое растеньице. Его-то и защищает семенная кожура. (использование таблицы при объяснении)

2)Лабораторная работа. На столах инструктивная карточка «Строение семени фасоли».

а)Рассмотрите сухие и набухшие семена фасоли. Сравните их размеры и внешнюю форму.

б)Найдите рубчик. С помощью препаровального ножа снимите семенную кожуру. Какова ее роль для семени?

в)Рассмотрите строение зародыша. Найдите семядоли, зародышевый корешок, стебелек, почечку (используйте ручную лупу).

г)Зарисуйте в тетрадях семя фасоли и подпишите его части.

д)Выясните, в какой части семени фасоли находятся питательные вещества.

е)Используя учебник, выясните, в каких частях семени могут концентрироваться питательные вещества у других двудольных растений.

Учитель объясняет ход лабораторной работ; пр работе можно использовать текст учебника, чтобы уяснить особенности строения семени фасоли.

3)Обсуждение итогов лабораторной работы:

-Из чего состои семя фасоли?

-Какова роль семенной кожуры?

-Что входит в состав зародыша?

-Где находятся питательные вещества?

-К каким растениям – однодольным или двудольным относится фасоль? Почему?

-Растения, зародыши семян которых имеют две семядоли, называют двудольными. Это томаты, картофель, горох, перец, яблоня, дуб и многие другие растения. (Запись в тетрадь)

-Но не у всех двудольных растений семена имеют такое же строение, как у фасоли. У дикой редьки, пастушьей сумки запас питательных веществ находится не только в семядолях, но и в других частях зародыша – корешке и стебельке. У лютика и фиалки небольшой зародыш окружен эндоспермом, где содержится запас питательных веществ. Большинство двудольных растений имеет семена с эндоспермом. Эндосперм хорошо представлен в семенах томатов, баклажанов, сирени, мака, липы. В зародыше семени бывает одна, две или много семядолей. У пихты 4-5 семядолей, у ели и сосны – до 10 семядолей.

4)Учитель: А сейчас заполните таблицу. (На доске начерчена таблица)

Сравнение семян однодольных и двудольных растений

Название растений

Однодольное или двудольное

Из чего состоит семя

Что входит в состав зародыша

Где находятся питательные вещества

Пшеница

Однодольное

Из кожуры, сросшейся с околоплодником, эндосперма и зародыша

Зародышевый корешок, стебелек, почечка и 1семядоля

В эндосперме

Фасоль

Двудольное

Из кожуры и зародыша

Зародышевый корешок, стебелек, почечка и 2 семядоли

В двух семядолях

Учащиеся заполняют таблицу самостоятельно, затем отвечают на вопросы:

-В чем сходство и в чем различие семян пшеницы и фасоли?

-На что указывают черты сходства и черты различия?

Учитель: Итак, сегодня на уроке мы познакомились с особенностями строения семян однодольных и двудольных растений, выяснили их общие и отличительные признаки, их функции.

4.Домашнее задание:

1)изучить параграф 18

5.Закрепление усвоенных знаний.

Тестовые задания (2 варианта)

1 вариант

Выберите правильный ответ:

1)Эндосперм – это:

а)обязательная часть семени;

б) запас питательных веществ;

в)часть зародыша;

г) защитный слой семени

2)Зародыш семени имеет:

а)зародышевый корешок;

б)зародышевый стебелек и почечку;

в) одну или две семядоли;

г)все перечисленные части

3)Обязательными частями семени являются:

а)зародыш и эндосперм;

б)зародыш и две семядоли;

в)зародыш и семенная кожура;

г)эндосперм и семенная кожура

4)Семена однодольных отличаются от двудольных тем, что:

а) имеют одну семядолю;

б)имеют одну семядолю и эндосперм;

в)имеют зародыш и эндосперм;

г)состоят из кожуры, сросшейся с околоплодником

5) Зерновка пшеницы состоит из:

а)эндосперма и зародыша;

б)кожуры, сросшейся с околоплодником, зародыша и эндосперма;

в)зародыша с одной семядолей;

г) кожуры, семядоли, эндосперма

6)Семена расположены в:

а)плодах;

б)цветках;

в)тычинках;

г)пестике.

2 вариант – задания на доработку текста

Закончите фразы:

От высыхания и механических повреждений содержимое семени защищено …

При замачивании семени вода проникает внутрь через …

Основными частями зародыша являются семядоли, зародышевый корешок, … и …

Запас питательных веществ у фасоли находится …

Взаимопроверка тестов (ответы на доске):

Ошибок нет – «5»%

1-2 ошибки – «4»;

3 ошибки – «3».

6.Подведение итогов урока.

Учитель объявляет оценки за работу учащихся на уроке, мотивируя их, и выставляет оценки в дневники.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!