Тема: «Строение семян двудольных растений»
Образовательная: раскрыть особенности строения семян двудольных растений, дать представление об общих и отличительных признаках в строении семян двудольных и однодольных растений.
Развивающая: развивать умение анализировать, обобщать материал, делать выводы, сравнивать.
Воспитательная: продолжить формирование умений работать с натуральными объектами, сравнивать объекты, формировать практическое умение и навыки по распознаванию и определению семян, работать с учебником, осуществлять само- и взаимоконтроль.
Средства обучения: сухие и набухшие семена фасоли, препаровальные ножи, ручные лупы, гербарные образцы растений фасоли, таблицы «Строение и прорастание фасоли», «Строение семени пшеницы»; инструктивная карточка – описание лабораторной работы, тестовые задания – 2 варианта.
Ход урока
1.Организационный момент. Учитель знакомит детей с планом, целями и задачами уроками.
2.Проверка домашнего задания.
Актуализация знаний:
-Что такое семя?
(дополнение учителя: с семени начинается жизнь любого цветкового растения – и такого маленького, как болотная ряска, и такого гиганта наших лесов, как дуб.)
-Из чего развивается семя?
-Каково значение семян в жизни растений?
3.Изучение нового материала.
Запись учителем темы на доске, учащимися в тетради.
1)Учитель: Сегодня на уроке мы познакомимся с особенностями строения семени фасоли, выясним общие и отличительные признаки в строении семян различных растений. У вас на столах имеется набор семян.
Чем отличаются семена разных растений? (размерами, формой, окраской)
-Сравните семена пшеницы и фасоли.
У фасоли семена крупные, бобовидной формы, одна сторона семени выпуклая, другая – вогнутая, окраска может быть различной: белой, коричневой или пятнистой. Семя фасоли состоит из кожуры и зародыша.
-Каково значение выполняет семенная кожура?
На вогнутой стороне семени фасоли виден рубчик – след от семяножки, посредством которой семя соединялось с околоплодником. Рядом с рубчиком в семенной кожуре находится крохотное отверстие – семявход. При намачивании семени через семявход внутрь легко проникает вода. Под семенной кожурой находится зародыш – маленькое растеньице. Его-то и защищает семенная кожура. (использование таблицы при объяснении)
2)Лабораторная работа. На столах инструктивная карточка «Строение семени фасоли».
а)Рассмотрите сухие и набухшие семена фасоли. Сравните их размеры и внешнюю форму.
б)Найдите рубчик. С помощью препаровального ножа снимите семенную кожуру. Какова ее роль для семени?
в)Рассмотрите строение зародыша. Найдите семядоли, зародышевый корешок, стебелек, почечку (используйте ручную лупу).
г)Зарисуйте в тетрадях семя фасоли и подпишите его части.
д)Выясните, в какой части семени фасоли находятся питательные вещества.
е)Используя учебник, выясните, в каких частях семени могут концентрироваться питательные вещества у других двудольных растений.
Учитель объясняет ход лабораторной работ; пр работе можно использовать текст учебника, чтобы уяснить особенности строения семени фасоли.
3)Обсуждение итогов лабораторной работы:
-Из чего состои семя фасоли?
-Какова роль семенной кожуры?
-Что входит в состав зародыша?
-Где находятся питательные вещества?
-К каким растениям – однодольным или двудольным относится фасоль? Почему?
-Растения, зародыши семян которых имеют две семядоли, называют двудольными. Это томаты, картофель, горох, перец, яблоня, дуб и многие другие растения. (Запись в тетрадь)
-Но не у всех двудольных растений семена имеют такое же строение, как у фасоли. У дикой редьки, пастушьей сумки запас питательных веществ находится не только в семядолях, но и в других частях зародыша – корешке и стебельке. У лютика и фиалки небольшой зародыш окружен эндоспермом, где содержится запас питательных веществ. Большинство двудольных растений имеет семена с эндоспермом. Эндосперм хорошо представлен в семенах томатов, баклажанов, сирени, мака, липы. В зародыше семени бывает одна, две или много семядолей. У пихты 4-5 семядолей, у ели и сосны – до 10 семядолей.
4)Учитель: А сейчас заполните таблицу. (На доске начерчена таблица)
Сравнение семян однодольных и двудольных растений
Название растений | Однодольное или двудольное | Из чего состоит семя | Что входит в состав зародыша | Где находятся питательные вещества |
Пшеница | Однодольное | Из кожуры, сросшейся с околоплодником, эндосперма и зародыша | Зародышевый корешок, стебелек, почечка и 1семядоля | В эндосперме |
Фасоль | Двудольное | Из кожуры и зародыша | Зародышевый корешок, стебелек, почечка и 2 семядоли | В двух семядолях |
Учащиеся заполняют таблицу самостоятельно, затем отвечают на вопросы:
-В чем сходство и в чем различие семян пшеницы и фасоли?
-На что указывают черты сходства и черты различия?
Учитель: Итак, сегодня на уроке мы познакомились с особенностями строения семян однодольных и двудольных растений, выяснили их общие и отличительные признаки, их функции.
4.Домашнее задание:
1)изучить параграф 18
5.Закрепление усвоенных знаний.
Тестовые задания (2 варианта)
1 вариант
Выберите правильный ответ:
1)Эндосперм – это:
а)обязательная часть семени;
б) запас питательных веществ;
в)часть зародыша;
г) защитный слой семени
2)Зародыш семени имеет:
а)зародышевый корешок;
б)зародышевый стебелек и почечку;
в) одну или две семядоли;
г)все перечисленные части
3)Обязательными частями семени являются:
а)зародыш и эндосперм;
б)зародыш и две семядоли;
в)зародыш и семенная кожура;
г)эндосперм и семенная кожура
4)Семена однодольных отличаются от двудольных тем, что:
а) имеют одну семядолю;
б)имеют одну семядолю и эндосперм;
в)имеют зародыш и эндосперм;
г)состоят из кожуры, сросшейся с околоплодником
5) Зерновка пшеницы состоит из:
а)эндосперма и зародыша;
б)кожуры, сросшейся с околоплодником, зародыша и эндосперма;
в)зародыша с одной семядолей;
г) кожуры, семядоли, эндосперма
6)Семена расположены в:
а)плодах;
б)цветках;
в)тычинках;
г)пестике.
2 вариант – задания на доработку текста
Закончите фразы:
От высыхания и механических повреждений содержимое семени защищено …
При замачивании семени вода проникает внутрь через …
Основными частями зародыша являются семядоли, зародышевый корешок, … и …
Запас питательных веществ у фасоли находится …
Взаимопроверка тестов (ответы на доске):
Ошибок нет – «5»%
1-2 ошибки – «4»;
3 ошибки – «3».
6.Подведение итогов урока.
Учитель объявляет оценки за работу учащихся на уроке, мотивируя их, и выставляет оценки в дневники.