СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка урока по физике на тему Инерция

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка урока с применением заданий по физике на тему Инерция для развития функциональной грамотности

Просмотр содержимого документа
«Разработка урока по физике на тему Инерция»

Тема: Инерция 13.10.2022

Цель  урока: Обеспечить условия для организации  познавательной деятельности учащихся, приводящей к определению явления инерции, к созданию потребности в применении полученного знания, усвоению данного понятия.

Образовательные задачи: углубить и закрепить знания о механическом движении и скорости тела; изучить явление инерции; способствовать формированию умений практического приложения полученных знаний в новой ситуации - в повседневной жизни; помочь осмыслить практическую значимость и полезность приобретённых знаний и умений.

Развивающие задачи: развитие мышления; развитие познавательного интереса к физике, познавательной активности; умения владения внутрипредметными связями; формировать навыки исследовательской деятельности, производить наблюдения, обобщать, выделять главное, делать выводы.

Воспитательные задачи: содействовать воспитанию интереса к предмету и как следствие – позитивному отношению к учению; создание ситуаций для самостоятельного поиска решений проблемных ситуаций; воспитывать навыки культуры общения и умения работать в группах и коллективе; формировать бережное отношение к физическому оборудованию; воспитывать аккуратность, умение вести записи в тетрадях.

Технические средства: Мультимедийное оборудование, ноутбук, учебник физики А.В. Пёрышкин, стакан с водой для проведения эксперимента.

Углубить и закрепить знания о механическом движении и скорости тела; изучить явление инерции; способствовать формированию умений практического приложения полученных знаний в новой ситуации - в повседневной жизни; помочь осмыслить практическую значимость и полезность приобретённых знаний и умений. Научить находить в окружающем мире примеры проявления инерции и объяснять их. Подготовить учащихся к восприятию первого закона Ньютона. Развивать логическое мышление, культуру речи.

Дидактические: раздаточный материал (ребус, тест), условия для парной работы, средства для проведения эксперимента.

Метод:эврестический

Технология:информационно-коммуникационная

Ход урока:

Ход урока

1. Организационный этап 

Цель: Настроить на организацию рабочего пространства, подготовить учащихся к работе на уроке. Метод: словесный.  

  Мне бы хотелось, начат урок со слов великого ученного М.В. Ломоносова «Если бы я захотел читать, еще не зная букв, это было бы бессмыслицей. Точно так же, если бы я захотел судить о явлениях природы, не имея никакого представления о началах вещей, это было бы такой же бессмыслицей».

 «Познать законы природы – наша цель!». Их вы изучаете и исследуете каждый раз на уроках физики. Физика любит удивлять вас, любит, чтобы вы наблюдали и думали, получали научные знания об окружающем нас мире с помощью Его Величества «Эксперимента».

Поэтому

                                         Приглядывайтесь к облакам,

                                         Прислушивайтесь к птицам,                                                            

                                         Притрагивайтесь к родникам -

                                         Ничто не повторится.

                                         За мигом миг, за часом час

                                         Впадайте в изумление.

                                         Все будет так и все – не так

                                         Через одно мгновение.

                                         В дорогу мы возьмем багаж:

                                         Учебник, ручку, карандаш,

                                         Тетрадь и знаний саквояж.

3. Актуализация знаний.

Цель: введение в тему урока, постановка целей. Метод: беседа.,парная работа

Ребята, сегодня мы продолжаем с вами изучать раздел физики «движение и взаимодействие». Предлагаю сегодня наш урок обозначить как урок путешествие  на автобусе «Движение».

 Итак, места в нашем автобусе «Движение» все заняты, и мы продолжаем путешествие по стране знаний. Но прежде наш автобус должен заправиться. Заправка будет необычная – это будут ваши хорошие и отличные ответы. 

2. Повторение опорных знаний

Цель:  систематизация и обобщение знаний о механических волнах, взаимоконтроль. Метод: тестирование. Парная работа, взаимопроверка

Учащиеся выполняют тест на бланках, затем взаимопроверка.(работа по парам) метапредметная связь, так как ответ Инерция(ответ составляем из букв ответа.

(Повторение). Вам на это отводиться 5 минут.

карточка   (ЗАПРАВКА)

1) Механическим движением называется …

А. Движение всякого тела по земле среди окружающих тел

И. Изменение положения тела относительно других тел

С. Изменение положения автомобиля на дороге.

2)   Траекторией движения тела называется …

     Н. Линия, по которой движется тел  О. След, который оставляет движущееся тело

     К. Кривая линия движения молекулы.

3)  Длина траектории, по которой движется тело в течении некоторого промежутка времени, называется…

      Е.  Путь   М.  След  Т.   Кривая

4)   При равномерном движении  тело за равные промежутки времени…

      Ю.   Проходит разные пути   В.    Движется равномерно   Р.     Проходит равные пути

5)  Формула для нахождения скорости при равномерном движении:

      Г.                Э.   s = v · t                Ц.  

6)  В системе СИ скорость измеряется в…

      С.  км/ч    И.  м/с    Б.   км/с

7) При неравномерном движении  тело за равные промежутки времени…

      Я. Проходит разные пути     Л.  Движется равномерно   Д. Проходит равные пути

давайте проверим ответы . поменяйтесь листочками с соседом. вы сравниваете со своими ответами, ставите «+» или «-»:

5 правильных ответов = «3»; 6 правильных ответов = «4»;7 правильных ответов = «5». 

Ребята, поднимите руки, кто получил «4» и «5». Молодцы! 

2. Объяснение нового материала

Мы с вами в этом году начали изучать физику. Мне кажется, у вас сложилось мнении, что физика это формулы, которые нужно учить чтобы решать задачи. А на самом деле всё что нас окружает- это физика. Все наши действия(а это явления), без физики не происходят. Не верите?(слова учителя)

Демонстрационный эксперимент. Вот стакан. Почему он не движется?

Не понятно? А на самом деле это физика. И мы об этом поговорим.

Что нужно сделать чтобы стакан сдвинулся с места?(учитель)

Вызываю ученика(подействовать на него, толкнуть)

Как мы, физики называем стакан? -Тело. А ученика(тоже тело)

Вывод: Получилось что, чтобы тело пришло в движение нужно на него подействовать другим телом.

У.: Оказывается мы сейчас говорим о интереснейшем физическом явлении. О котором рассуждали величайшие умы. Это явление зашифровано в ребусе(инерция)





Задание 1

(для записи темы урока)

ЭТО  ИНЕРЦИЯ!

Об этом явлении в 4 веке до нашей эры говорил Аристотель.

Вывод: Если на тело не действуют другие тела, то тело покоится. Спустя много веков, в 16 веке Галилео Галилей вернулся к этому вопросу.

Вывод: Если на тело не действуют другие тела или действие других тес скомпенсировано, то тело либо покоится либо движется равномерно и прямолинейно. В 17 веке Исаак Ньютон обобщил выводы своих предшественников. Такое простое явление на первый взгляд и столько людей об этом размышляют.

А зачем нам с вами изучать явление инерции?

Все вы знаете, что ехать в автобусе с открытым сосудом с жидкостью не разрешается. Интересно почему?(отвечают 15 с)

А теперь я вас приглашаю в тот самый автобус. Поехали!

Задание по теме «Инерция» (Учитель использует Частично поисковый метод)

Школьный автобус(ролик с вопросом)

Школьный автобус едет по прямой дороге. Пассажир держит стакан с водой в руках.

Презентация(инерция в жизни)

Задание 2

А теперь представим себе, что автобус резко набирает скорость. Что произойдёт?

А. Вода в стакане останется в исходном положении.

В. Пасажир обольётся сам 1.

С. Пасажир обольёт сидящего напротив 2.

Д. Вода обольёт всех

Ответ: В

Почему? Потому что, тело сохраняет свою скорость постоянной.(автобус движется вперёд , а вода назад против движения автобуса)

Автобус (а)стоит на месте) Не нарушит ли пассажир правило поведения в автобусе при этом?

А. Вода в стакане останется в исходном положении.

В. Пасажир обольётся сам 1.

С. Пасажир обольёт сидящего напротив 2.

Д. Вода обольёт всех

Ответ: А

Почему вода в стакане покоится? (на неё не действуют другие тела)

Тогда может возьмём стаканчик, когда автобус тормозит? Мы по- прежнему в безопасности?

А. Вода в стакане останется в исходном положении.

В. Пасажир обольётся сам 1.

С. Пасажир обольёт сидящего напротив 2.

Д. Вода обольёт всех

Ответ: С

Почему? Потому что ,тело сохраняет свою скорость постоянной.(автобус тормозит , а вода движется вперёд)

Зачем нам изучать это явление? Ну хотя бы для того чтобы не облить ни себя ни кого другого. А где ещё в жизни вы встречали данное явление?

Задание 3. Посмотрите картинки и найдите явление инерции?

Картинки показываю, выбирают явление инерции. Зная явление инерции, подставлять подножку не безопасно. Спортсмену метателю диска явление инерции помогает увеличить дальность и скорость полёта диска. Стрельба из ружья.

Обобщение .Нужно нам изучать физические явления?

Конечно. Это помогает нам жить

3.Рефлексия. Синквейн на тему «Инерция в жизни человека(работа в парах)»

Первая строчка это инерция, вторая сточка это 2 прилагательных или причастие, третья строчка это три глагола, четвёртая строчка небольшое обобщающее выражение

Инерция
Большая, маленькая
Существует, помогает, мешает
Действует во всем мире
Всемогущая.

4. Итог: Так всё же зачем нам изучать физику, физические явления

5. Д/з в сетевом

Дидактический материал:

карточка   ЗАПРАВКА

Определение синквейна

  • Первая строка — тема синквейна, заключает в себе одно слово (обычно существительное или местоимение), которое обозначает объект или предмет, о котором пойдет речь.

  • Вторая строка — два слова (чаще всего прилагательные или причастия), они дают описание признаков и свойств выбранного в синквейне предмета или объекта.

  • Третья строка — образована тремя глаголами или деепричастиями, описывающими характерные действия объекта.

  • Четвертая строка — фраза из четырёх слов, выражающая личное отношение автора синквейна к описываемому предмету или объекту.

  • Пятая строка — одно слово, характеризующее суть предмета или объекта.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!