СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка урока по физике в 7 классе "Лабораторная работа №1. Определение цены деления прибора"

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Научить учащихся работать с приборами очень важно для изучения дальнейшего материала не  только для физики, но и для биологии и химии. 

Просмотр содержимого документа
«Разработка урока по физике в 7 классе "Лабораторная работа №1. Определение цены деления прибора"»







План-конспект урока

по физике в 7 классе

Государственного бюджетного общеобразовательного

учреждения средней общеобразовательной школы №268

Невского района Санкт-Петербурга

на тему «Лабораторная работа № 1

Определение цены деления прибора»





Разработал: Махоренко В.В.










Санкт-Петербург, 2018

Тема урока. Лабораторная работа №1. «Определение цены деления прибора».

Дата проведения. 10.09.2018

Тип урока. Урок рефлексии. Урок формирования первоначальных предметных умений.

Технология урока. Технология сотрудничества.

1.словесные;

2.наглядные;

3.практические.

Цель урока. Обеспечить отработку навыков определения цены деления и погрешности физических приборов.

Задачи:

Образовательные:

1. в ходе урока отработать с учащимися понятие «физическая величина»;

2. работая с физическим оборудованием и решая задачи, усвоить правила определения цены деления прибора и погрешности измерений;

3.выполняя лабораторную работу, обучающиеся научатся измерять объем тела при помощи измерительного цилиндра.

Развивающие:

1. решая экспериментальные задачи пробудить любознательность, инициативу, интерес обучающихся к предмету;

2. в процессе работы на уроке развивать у обучающихся умение говорить, анализировать, делать выводы;

3. способствовать овладению необходимыми навыками самостоятельной учебной деятельности с физическим оборудованием.

Воспитательные:

1. работая в парах, при выполнении экспериментальных заданий и обсуждении проблемы, воспитывать коммуникативную культуру школьников;

2. создать на уроке условия, обеспечивающие воспитание аккуратности и внимательности при выполнении работ с применением физического оборудования;

3. приучать детей к сохранению школьного имущества.

Планируемые образовательные результаты.

Метапредметные результаты. 

1. сформированность познавательных интересов, направленных на развитие представлений о методах познания;

2. умение работать, выполняя эксперимент;

3. умение преобразовывать информацию из одной формы в другую.

Предметные результаты.

1. уметь использовать мензурку для измерения физических величин;

2. уметь выражать результаты измерений в единицах СИ.

УУД

Личностные. Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению; готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания.

Познавательные. Выделяют и формулируют познавательную цель. Строят логические цепи рассуждений. Производят анализ и преобразование информации.

Регулятивные. Умение описывать свой опыт, планировать и корректировать и определять потенциальные затруднения при решении учебной задачи.

Коммуникативные. Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов.

Основные термины, понятия. Физическая величина, наблюдения, опыт, погрешность измерения, цена деления, единицы измерения, объем.

Оборудование: проектор, презентация, демонстрационный амперметр, динамометр, линейка, термометр демонстрационный, мензурка, вода.

План урока.

Этапы урока

Время

Вводно-мотивационный этап.

  1. Организационный этап

  1. мин.


  1. Этап проверки знаний и мотивация (определение темы урока и совместной цели деятельности).

  1. ин.


  1. Правила техники безопасности. Осуществление самостоятельной работы и самопроверки. Лабораторная работа №1. «Определение цены деления прибора».

30 мин.


4. Рефлексивно – оценочный этап. Рефлексия. (Подведение итогов).

3 мин.


5. Домашнее задание.

1 мин.


Ход урока.

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Результат взаимодействия (сотрудничества)

Вводно-мотивационный этап.

  1. Организационный этап

Здоровается с учащимися. Проверяет готовность класса к уроку, отмечает отсутствующих, настраивает класс на продуктивную деятельность

Здороваются с учителем. Готовятся к уроку, организуют свое рабочее место.

Готовность к уроку

  1. Этап проверки знаний и мотивация (определение темы урока и совместной цели деятельности).


Организует фронтальный опрос учащихся.

- «Тело – вещество». Вы должны правильно определить, к какой категории относится данное слово. Я называю слово, а вы по цепочке даете ответ.

Слова: вода, стол, книга, свинец, снежинка, гранит, олово, самолет, кислород, планета, железо, мяч, капля воды, шерсть, собака, бумага.

- Какие единицы времени и длины вы знаете?





- Какие приборы, служащие для измерения физических величин, вы знаете?




- Знаете ли вы школьный предмет, при изучении которого не было бы необходимости в измерениях?

(Таких предметов нет).

-Что значит «измерить физическую величину»? Как определяется цена шкалы прибора?




- Почти все измерительные приборы имеют шкалу. На ней нанесены штрихи. Около штрихов есть цифры. Многие шкалы являются равномерными, то есть расстояния между смежными делениями одинаковы. Показать ученикам демонстрационный амперметр, линейку, динамометр.

Перед проведением измерений всегда определяют цену деления прибора (ц.д.).

Как определить цену деления прибора?

- Как называется объем жидкости, который вмещает измерительный цилиндр, если жидкость налита до первого снизу штриха, обозначенного цифрой, отличной от нуля?

- Как называется объем жидкости, который вмещает измерительный цилиндр, если жидкость налита до верхнего штриха?

Определите цену деления прибора (вольтметра).

Презентация: слайд 3

- Какое минимальное значение можно измерить этим прибором?

- Какое максимальное значение можно измерить этим прибором?

Измерить физическую величину точно нельзя ни одним прибором.

Введем понятие погрешности, с которой мы можем измерить физическую величину. Она называется абсолютная погрешность.

Слайд 4

Абсолютная погрешность - это максимальная ошибка, которая может быть допущена при проведении измерения данным прибо-

ром. Будем считать абсолютную погрешность равной половине цены деления прибора.

Ваша запись должна выглядеть следующим образом:

VVизм.V

единиц измерения физической величины

- дельта

Слайд 5

Обратите внимание на правильное положение глаза при отсчёте объёма жидкости. Вода у стенок сосуда немного приподнимается, в средней же части сосуда поверхность жидкости почти плоская. Глаз следует направить на деление, совпадающее с плоской частью поверхности.

- Как вы думаете какая тема нашего урока?

Обеспечивает деятельность по определению темы и целей урока.









Фронтальная работа: отвечают на вопросы учителя.




Единицы измерения времени – час, год, минута, секунда.

Длина измеряется в метрах, сантиметрах, миллиметрах, километрах.

Часы, секундомер – по ним можно определить время.

Линейка – можно измерить длину и

ширину книги.

Дети обсуждают. Высказывают свое мнение (не могут определиться).



Измерить физическую величину – значит сравнить ее с однородной величиной, принятой за единицу.





Учащиеся отвечают:

Для определения цены деления прибора необходимо взять два ближайших оцифрованных деления, из большего вычесть меньшее и разделить на число промежутков между ними. Зная цену деления, можно измерить физическую величину.

Учащиеся: минимальный объем, который можно измерить этим прибором.



Учащиеся: максимальный объем, который можно измерить этим прибором.





Учащиеся рассказывают что написано на слайде.

Учащиеся: 0 В

Называется нижний предел измерения.


Учащиеся: 10 В

Называется верхний предел измерения.


Учащиеся внимательно слушают и записывают в рабочие тетради определение и формулу.









































Учащиеся:

Высказывают свое мнение.

Определяют тему урока и цель.

Производят анализ и преобразование информации.





































































































































































































Тема и цель урока сформулированы

  1. Осуществление самостоятель-ной работы и самопроверки. Лабораторная работа №1. «Определение цены деления прибора».

Способствовать деятельности обучающихся по самостоятельному выполнению лабораторной работы.

1.Инструктаж по ТБ.

2. Открыть учебник стр.202

3. Оформить отчет в тетрадях для лабораторных работ.

4. Самостоятельно делаем лабораторную работу №1. Если что-то не получается, поднимите руку и учитель подойдет к вам.

Приборы и материалы: измерительный цилиндр (мензурка), стакан с водой, небольшая колба и другие сосуды.

Слайд 6

Для тех ребят, которые выполнят лабораторную работу раньше есть допол-нительное задание на карточках.

Слайд 7























Самостоятельная работа учащихся с приборами в парах.

Определение цены деления

измерительного прибора,

представление результатов

измерений в виде таблицы, подведение итогов (выводов) проделанной работы.

Рефлексивно – оценочный этап.

4. Рефлексия. (Подведение итогов).


Слайд 8

Дает задание учащимся оценить свою деятельность на уроке.




5



4



3



2





Осуществляют самооценку своей деятельности на уроке – ставят себя на определенную ступеньку.





Проанализи-рована деятельность учащихся на уроке

5.Домашнее задание.

Слайд 9

§5 , стр.14 задание (1)

По желанию:

Проект «Домашние измерительные приборы». Сделать рисунок домашнего измерительного прибора, определить его цену деления, пределы измерения и погрешность. Провести измерение. Написать для чего используют данный прибор. Отчет оформить на отдельном листе и сдать на проверку.

Урок окончен.

Вы хорошо поработали.

Желаю удачи!

Тетради сдать на проверку.









Записывают д/з в дневники.

Сдают тетради.

Прощаются с учителем и выходят из класса.




Список использованной литературы:

  1. Бабанский Ю. Н. Методы обучения в современной общеобразовательной школе. - М., Просвещение, 1985. - 208 с.

  2. Перышкин А.В. Учебник для общеобразовательных школ. 7 класс-М., Дрофа, 2014 – 224 с.

Интернет-ресурсы:

https://www.google.ru/search?q


Приложение 1

Карточки для дополнительного задания.



Определите цену деления и объем жидкости в мензурках.





Определите цену деления и объем жидкости в мензурках.

Самоанализ урока

1. Внешние связи урока.

Данный урок в 7б классе является третьим в планировании программы по физике и тематическом планировании и вторым уроком по расписанию.

Урок дан после ознакомления учащихся с понятиями «тело», «вещество», физическими величинами и их измерениями, данными на предыдущем уроке. Урок имеет большое значение для изучения дальнейшего материала, для работы с лабораторным оборудованием. Учащиеся на своем опыте убеждаются в различиях понятий «наблюдения» и «опыт».

На уроке прослеживались межпредметные связи с математикой.

2. Характеристика триединой цели урока с опорой на характеристику класса.

В классе 30 учащихся. На уроке присутствовало 25 учащихся. 5 учащихся отсутствовали по уважительным причинам. Класс сформирован с 1-го класса. Есть учащиеся, которые пришли в класс с 1-го сентября, т.е. «новенькие». Среди учащихся есть дети с низким уровнем обученности и обучаемости.

В связи с тем, что цели для учителя и для учащихся различны, то перед классом в соответствующей интерпретации развивающий и воспитывающий аспекты ТЦУ поставлены в ученическом варианте.

3. Характеристика замысла урока. Характеристика этапов урока.

I. Общая организация урока

1. Последовательность и распределение этапов урока по времени.

Структура урока соответствует его целям и типу, включает следующие этапы урока:

  • организационный момент,

  • проверка знаний и мотивация  (определение темы урока и совместной цели деятельности),

  • правила техники безопасности, осуществление самостоятельной работы и самопроверки. Лабораторная работа №1. «Определение цены деления прибора»,

  • рефлексивно – оценочный этап, рефлексия (подведение итогов),

  • информация о домашнем задании и инструктаж по его выполнению.

Распределение времени на отдельные виды работ использовались рационально и эффективно.

Этапы урока были тесно взаимосвязаны между собой, чередовались различные виды деятельности. Все этапы урока были последовательными и логически связанными. Структура урока соответствует данному типу урока. Обеспечивалось целостность и завершенность урока.

2.Организация познавательной деятельности на уроке (сочетание фронтальной, групповой, индивидуальной работы).

Для каждого ученика была создана ситуация успеха и самооценки, что также способствовало повышению мотивации и поддержанию познавательного интереса к учению. На уроке учащиеся работали фронтально, индивидуально, в парах. При постановке вопросов и заданий на уроке я учитывала индивидуальные особенности учеников, давала только положительную характеристику результатам их деятельности, что стимулировало детей и повышало их активность на уроке.

3. Соблюдение охранительного режима.

Перед уроком кабинет был проветрен. В классе чисто, освещение кабинета соответствует нормам САН Пина, отсутствуют раздражители, применение технических средств обучения соответствуют гигиеническим нормам.

Таким образом, урок проходил в подготовленном помещении: санитарное состояние хорошее, оборудование и необходимый наглядный материал для урока присутствовал.

Перед началом выполнения работы с лабораторным оборудованием был проведен инструктаж по технике безопасности. В тетрадях для лабораторных работ после названия работы учащиеся пишут фразу «С правилами ТБ ознакомлены». Я считаю, что эти слова, написанные каждым учащимся собственноручно в своей тетради, помогает детям бережно относиться к школьному оборудованию. Перегрузка учащихся отсутствует.

4. Подведение итога урока.

Тематика урока полностью соответствует учебному плану, предоставленному учителем физики. Урок отличается научностью, доступностью восприятия материала. Структура урока соответствовала заявленному типу и виду урока.

Психологическая атмосфера поддерживалась доброжелательностью учителя, личным участием в познавательной деятельности. Поставленные цели и задачи в ходе урока были реализованы.

Ребята с большим интересом анализировали свой путь познания на уроке, отмечая самое интересное. Было дано и прокомментировано дифференцированное домашнее задание.

II. Содержание урока

  1. Научная, воспитательная и развивающая направленность урока.

Научная: Сформировать представления у учащихся об основных понятиях урока, о необходимости знаний и умений о снятии показаний приборов.

Развивающая: решая экспериментальные задачи пробудить любознательность, инициативу, интерес обучающихся к предмету; способствовать овладению необходимыми навыками самостоятельной учебной деятельности с физическим оборудованием.

Воспитательная: работая в парах, при выполнении экспериментальных заданий и обсуждении проблемы, воспитывать коммуникативную культуру школьников; воспитывать дисциплинированность на уроке.

В ходе урока мною были использованы следующие методы обучения: словесный, наглядный, практический. Эти методы обучения обеспечивали поисковый и творческий характер познавательной деятельности учащихся, а так же были показаны демонстрационные приборы, использовалась авторская презентация.

  1. Правильность подбора учебного материала на уроке.

В ходе проведения урока были применены такие средства обучения как наглядность. Из средств наглядности применялись демонстрационные приборы, презентация.

Считаю, что материал подобран к уроку правильно, сжато.

Опираясь на вышеперечисленную специфику содержания материала урока, при изучении нового материала применялся словесный, наглядный и практический методы обучения с элементами технологии коллективного взаимодействия.

  1. Связь теории с практикой.

Связь теории с практикой на уроке присутствовала. Учащиеся самостоятельно выполнили первую лабораторную работу по физике. Знания и умения, полученные учащимися на этом уроке, понадобятся им для выполнения следующих лабораторных работ по физике в 7 и последующих классах.

  1. Организация повторения на уроке и его содержание. Связь повторенного с новым материалом.

На протяжении этапа проверки знаний и мотивации  (определения темы урока и совместной цели деятельности) учащиеся работали с понятиями, полученными на предыдущих уроках: наблюдения, опыты, тело, вещество, физические величины.

На этапе закрепления урока учащиеся самостоятельно выполняли лабораторную работу.

  1. Уровень знаний, умений, навыков учащихся.

Учащиеся показывают средний уровень знаний. Предмет физика для учащихся новый и поэтому навыков работы по предмету у детей еще мало.

Знания были практико-ориентированными. Количество упражнений было достаточным для выработки соответствующих умений и навыков.


III. Методическая сторона урока и его оборудование

  1. Качество методов и приемов обучения, их адекватность задачам урока и уровню развития познавательных возможностей детей.

Методы обучения:

Метод преподнесения знаний (познавательный): на уроках преобладал объяснительный метод, который реализовывался через сообщение учителя по новой теме. Использовался самостоятельный анализ материала, при котором ученики должны были опираться на ранее полученные знания.

Частично-поисковый метод: учитель, систематически давая последовательные указания, руководит практическими действиями учеников, а затем своими вопросами направляет их умственную деятельность на анализ полученных из опытов результатов и на формулировку вывода. Этот метод использован как источник новых знаний, добытых учащимся в результате своих самостоятельных действий.

  1. Чередование методов обучения.

Выбор данных методов и приемов не случаен. Отбор методов обучения был произведен в соответствии с целями, задачами и содержанием урока. Методы, отобранные учителем, оптимально подобраны под содержание дидактической задачи.

Метод рефлексии позволил привлечь учащихся к оценке и анализу урока.

Высокий темп урока и работоспособность учеников обеспечивались постоянно меняющимися видами учебной деятельности. Использованные методы и приемы обеспечили рациональное использование рабочего времени и предупреждение перегрузок у учащихся. Их применение обеспечило сочетание репродуктивной и творческой деятельности учащихся.

Все аспекты цели урока нашли отражение в организации деятельности учащихся и в её содержании. Учитывая возможности класса и особенности изучаемого материала, учитель оптимально выбрал методы, побуждение к поиску решений.

  1. Оборудование урока и его использование.

Использовались инновационные образовательные технологии: технология проблемного обучения, ИКТ, технология наглядности, интерактивные методы обучения: метод рефлексии и эмпатии.

Использование на уроке компьютера позволило быстро и качественно закрепить новый материал. Применение ИКТ сделало урок более наглядным, насыщенным и интересным.

  1. Методы опроса. Правильность ответа учащихся.

Устный опрос — метод контроля, позволяющий не только опрашивать и контролировать знания учащихся, но и сразу, же поправлять, повторять и закреплять знания, умения и навыки. Главным в контроле знаний является определение проблемных мест в усвоении учебного материала и фиксирование внимания учеников на сложных понятиях, явлениях, процессах. В процессе устного опроса использовалась коллективная работа класса, наиболее действенными приемами, которой являются: обращение с вопросом ко всему классу, конструирование ответа, рецензирование ответа, оценка ответа и ее обоснование, постановка вопросов ученику самими учащимися.

На данном уроке были использованы два вида устного опроса:

  • фронтальный (охватывает учащихся всего класса);

  • индивидуальный (позволяет сконцентрировать внимание на одном ученике).

Фронтальный метод опроса (за короткое время проверяется состояние знаний учащихся всего класса по определенному вопросу или группе вопросов). Эта форма проверки использовалась для выяснения готовности класса к изучению нового материала, определения сформированности понятий, готовности самостоятельно сделать лабораторную работу.

  1. Функциональный анализ урока.

Структурно урок выдержан. Использованная структура урока,  методы и приёмы способствовали достижению его целей и задач. Разнообразие видов деятельности и в конечном итоге их результативность способствовали активизации познавательной деятельности учащихся, поддержанию их интереса к содержанию урока. Этапы урока были логично связаны друг с другом. Доброжелательная психологическая атмосфера на уроке поддерживалась благодаря заинтересованности учащихся ходом урока, созданию ситуаций успешности, поощрений в виде похвалы, сотрудничества с учениками. Хорошая работоспособность учащихся в течение всего урока обеспечивалась хорошим психологическим климатом на уроке, разнообразием видов деятельности, соответствием содержания урока возрасту учащихся.

Считаю, что удалось выдержать стиль общения с учащимися, и организовать их активную работу,  решение задач занятия. На мой взгляд,  урок цели достиг.

  1. Оценка конечного результата урока.

Умения учащихся быстро переключаться с одного вида деятельности на другой вид позволили активизировать учебную деятельность учащихся в процессе всего урока.

На уроке происходила смена видов деятельности, благодаря чему достигался контроль ответов учеников. Учитель требовал от учащихся грамотного и развернутого ответа на вопросы.

Оценка деятельности учащихся была своевременной и объективной. Она реализовывалась в форме развернутых оценочных суждений учителя и выставления отметок. Каждый этап урока был логически завершён и заканчивался выводами.

Атмосферу урока можно назвать психологически комфортной для учащихся. С классом установлены диалоговые формы общения, при которых учащиеся свободно отвечали на вопросы.

Оценка качества знаний, умений и навыков, полученных обучающимися – средний балл 4,1; качество знаний - 80%; неудовлетворительных оценок нет. Разрыва между поставленными задачами и реальным конечным результатом нет. Считаю урок успешным и при планировании следующих уроков буду использовать знания и умения обучающихся, достигнутые ими на этом уроке.

Урок достиг поставленных целей, ученики усвоили материал и смогут применять полученные знания на последующих уроках.  Итоги подведены.

Предложения по повышению эффективности урока:

  1. Разнообразить виды самостоятельной работы учащихся на уроке.

  2. Усовершенствовать методику объяснения домашнего задания.



В.В.Махоренко






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!