СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка урока по физике в 7 классе по теме "Простые механизмы"

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Разработка урока по физике в 7 классе по теме "Простые механизмы"»



МОУ «Средняя общеобразовательная школа №46 с. Урульга»









Методическая разработка урока по физике для 7 класса на тему:



«Простые механизмы. Рычаг. Условие равновесия рычага».























Автор: Степаненко Дмитрий Анатольевич

учитель физики

МОУ СОШ №46 с. Урульга











с. Урульга, 2022 г.

Оглавление.

  1. Введение……………………………………………………………………3

  2. Цели урока…………………………………………………………………4

  3. План урока…………………………………………………………………5

  4. Ход урока…………………………………………………………………..5

  5. Организационный момент. Психологический настрой…………………5

  6. Мотивация учащихся……………………………………………………..5

  7. Освоение нового материала……………………………………………….6

  8. Первичная проверка усвоения знаний……………………………………8

  9. Первичное закрепление знаний…………………………………………...9

  10. Подведение итогов урока (рефлексия)……………………………………9

  11. Список использованной литературы…………………………………….10



































Введение.

Цель написания методической разработки: совершенствование методики проведения урока физики для учеников 7 классов; подчеркнуть большое познавательное и мировоззренческое, практическое и воспитательное значение знания предмета «физика».

В данной методической разработке показан урок с использованием объяснительно – иллюстративного метода, системно – деятельностного и компетентностно – ориентированного обучения.

Методическая разработка предназначена для учителей физики и рекомендуется для использования при проведении уроков по физике в 7 классе.









































Цели урока:

Образовательная:

- ввести понятие «простой механизм»;

- изучить устройство и принцип действия рычага;

- выяснить условие равновесия рычага;

- исследовать использование простых механизмов в природе и технике.

Развивающие:

- способствовать развитию умения анализировать, выдвигать гипотезы, предположения, строить прогнозы, наблюдать и экспериментировать;

- способствовать развитию логического мышления;

- развитие учебно-коммуникативных умений (задавать вопросы, объяснять и доказывать свою точку зрения).

Воспитательные:

- способствование расширению политехнического кругозора учащихся;

- пробуждение познавательного интереса к предмету и окружающим явлениям.

Планируемые результаты:

Ученики приобретут знания о

- простых механизмах;

- видах простых механизмов;

- плече силы;

- условии равновесия рычага;

- практическом применении рычага.

Ученики приобретут умения:

- измерять плечо силы;

- экспериментально определять соотношение сил и плеч для равновесия рычага.

Ученики закрепят навыки и умения:

- планировать эксперимент;

-выбирать главное из текста;

- анализировать информацию;

- делать выводы.


Тип урока: урок открытия нового знания

Вид урока: урок – исследование

Оборудование: штатив, набор грузов, рычаги, динамометр, ножницы, гаечный ключ, щипцы.

План урока

1. Организационный момент (1 мин)

2. Мотивационный момент (3 мин)

3. Освоение нового материала (20 мин)

4. Первичная проверка усвоения знаний (10 мин)

5. Первичное закрепление знаний (7 мин)

6. Подведение итогов урока (рефлексия) (3 мин)

7. Домашнее задание (1 мин)

Ход урока

1.Организационный момент. Психологический настрой

2.Мотивация учащихся.

Учитель: Здравствуйте, ребята. Сегодня у нас необычный урок: урок-исследование.

Для начала решим задачу:

Штангист держит штангу весом 2 кН на высоте 2,5 м. Какую работу при этом он совершает? (А = mgh = 2*103Н* ּ2,5м = 5*ּ103 = 5кДж).

А, если это будет более тяжелый предмет, например, шкаф. Как его приподнять? Зачастую человеческой силы для этого недостаточно. Что делать? Ученики: Можно подсунуть под край шкафа крепкую палку или, например, клюшку.

Учитель: Верно. А, чтобы разрезать ткань, например, используют ножницы. Чтобы открутить гайку используют гаечный ключ.

Все эти приспособления с точки зрения физики называются одинаково – рычаг. Как вы думаете, для чего нужен рычаг?

Ученики: Для того чтобы увеличить силу, прикладываемую человеком.

3. Освоение нового материала

Учитель: Приспособления, служащие для преобразования силы, называют механизмами. Рычаг – один из первых простейших механизмов, изобретенных человеком. Рычаг – это любое твердое тело, способное вращаться вокруг какой - либо неподвижной опоры. (Учащиеся записывают тему урока и определение рычага).

Чтобы поднять тяжелый груз на некоторую высоту, его вкатывают по наклонной плоскости или поднимают с помощью блоков. Таким образом, наклонная плоскость и блок – это тоже простые механизмы. Приведите примеры простых механизмов, которые вам встречались в быту, технике.

Ученики: качели, весло, щипцы, плоскогубцы, весы, подъемный кран.

Учитель: Различают два вида рычагов:

У рычага 1 рода (рис. а) точка опоры располагается между линиями действия приложенных сил, а у рычага 2 рода (рис. б) она располагается по одну сторону от них.

Создание проблемной ситуации:

Учитель: Почему качели находятся в равновесии?

Ученики выдвигают гипотезы: Кот и ежик сидят на разных расстояниях от оси вращения (точки опоры) и имеют разный вес.

Учитель: Меньшей силой уравновешена большая сила. Какой можно сделать вывод?

Ученики: Чтобы меньшей силой уравновесить большую, нужно увеличить расстояние от точки опоры до линии действия меньшей силы.

Учитель: Будут ли в равновесии эти рычаги? Как уравновесить эти рычаги?

Учитель: У вас на столах рычаг на штативе, грузы и динамометр. На левую часть рычага подвесьте два груза. Опытным путем установите, на каком расстоянии вправо от оси вращения надо подвесить: а) один груз: б) два груза; в) три груза, чтобы рычаг пришел в равновесие.

Сделайте вывод о соотношении сил и расстояний от точки опоры до линии действия сил.

Ученики: Если силы (вес грузов) отличаются в 2 раза, то и расстояния, на которых подвешены грузы также отличаются в 2 раза. Причем большая сила должна быть приложена на меньшем расстоянии от точки опоры.

Учитель: Кратчайшее расстояние от линии действия силы до точки опоры называется плечом силы. Найдите в учебнике правило нахождения плеча силы. (работают с учебником).

Учащиеся записывают определение плеча силы.

Ученик зачитывает: Чтобы найти плечо силы, надо из точки опоры опустить перпендикуляр на линию действия силы.

Учитель: Рычаг позволяет получить выигрыш в силе - это отношение сил F1/ F2.

Условие равновесия рычага:

Вывод: рычаг находится в равновесии, если отношение сил обратно пропорционально отношению расстояний.

Учащиеся записывают в тетрадь условие равновесия рычага.

4. Первичная проверка усвоения знаний

Учитель предлагает указать на рисунках плечи сил:

Учитель предлагает решить расчетную задачу:

Длина одного плеча рычага 12см, другого – 24см. На меньшем плече подвешен груз массой 50 кг. Какая сила должна действовать на другое плечо рычага, чтобы он находился в равновесии?

Учитель предлагает проделать экспериментальное задание:

Возьмите спичку и разломите ее пополам, получившиеся части снова разломите пополам, и так продолжайте ломать спичку на все более маленькие кусочки. Почему маленькие кусочки труднее разламывать, чем большие?

Учащиеся проделывают задание и отвечают на вопрос.

Физминутка: Встаньте, сначала повращайте одной рукой, затем - другой. Теперь приподнимитесь на носочках. Вы знаете, стопы ног, руки – это тоже рычаги.

5. Первичное закрепление знаний

Класс делится на 3 группы, каждая группа получает задание:

Задание 1 группе:

Оборудование: ножницы разных видов, кусачки, гаечный ключ, линейка.

Измерьте с помощью линейки плечи рычагов. Определите выигрыш в силе данных простых механизмов.

Задание 2 группе:

Сконструировать из подручного материала один из простых механизмов и продемонстрировать его в действии.

Задание 3 группе:

Составить ребусы, кроссворд на тему: Простые механизмы в природе.

6. Подведение итогов урока (рефлексия)

  1. Что называется простыми механизмами?

  2. Какие виды простых механизмов вы знаете?

  3. Что такое рычаг?

  4. Что называется плечом силы?

  5. Каково правило равновесия рычага?

  6. Где применяется в нашей жизни рычаг?

  7. Какое значение имеют простые механизмы в жизни человека?

Учащиеся отвечают на вопросы.

7. Домашнее задание:

§ 57, 58, 60; задачи № 736, 742, 747.

Домашние опыты:

1) Положите под середину линейки карандаш так, чтобы линейка находилась в равновесии. Не изменяя взаимного расположения линейки и карандаша, уравновесьте на полученном рычаге одну монету с одной стороны и стопку из трех таких же монет с другой стороны. Измерьте плечи приложенных (со стороны монет) сил и проверьте правило рычага.

2) Определите массу линейки.

У вас имеются измерительная линейка, карандаш и монета. Масса монеты считать известной, равной m.



Учитель: Желаю Вам найти свою точку опоры и всегда оставаться в равновесии! Спасибо за урок!





















Список использованной литературы:


1) Перышкин А.В. Физика.7кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений/ 15-е изд., стереотип.- М.: Дрофа, 2011. 192с.

2) Сборник задач по физике 7-9 классы: пособие для учащихся общеобразоват. учреждений/ В.И. Лукашик, Е.И. Иванова.-24-е изд.-М.: Просвещение, 2010.
























Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!