Разработка открытого урока по теме «Параллельное соединение проводников"
| Антонов А.А., учитель МАОУ ООШ с. Подсосенки Балаковского района Саратовской области |
Цели урока:
Образовательные:
сформировать представление о законах параллельного соединения проводников;
сформировать умение записывать количественные зависимости между величинами, характеризующими электрический ток;
способствовать формированию умений применять знания на практике.
Развивающие:
способствовать формированию мыслительных операций анализа и сравнения;
способствовать развитию логического мышления.
Воспитательные:
способствовать воспитанию целеустремленности;
способствовать воспитанию чувства ответственности.
План урока:
Вводная часть. Сообщение учителя.
Актуализация знаний. Фронтальный опрос.
Параллельное соединение проводников. Демонстрация, беседа, объяснение нового материала, работа с таблицей.
Закрепление изученного материала. Решение задач.
Рефлексия учебной деятельности
Домашнее задание.
Ход урока
1. Вводная часть
Ребята, встречаемся ли мы с вами с электрическими явлениями дома?
Хотя бы то, что наша квартира полна электроприборами, которыми мы постоянно пользуемся, доказывает это. А нужны ли нам знания об электрическом токе, с помощью которого они работают?
Провести электричество в собственной квартире или на даче, установить лампы и светильники, найти и устранить повреждения и неисправности, отремонтировать розетку и выключатель – это и многое другое будет по силам и вам. Отпадёт необходимость тратить лишние деньги и нанимать специалистов, для мелких работ по электричеству, если вы будете сейчас внимательны на уроках.
2. Актуализация знаний:
Вопросы для учащихся находятся на слайдах презентации:
Что называется сопротивлением?
В чём причина сопротивления?
От каких параметров зависит сопротивление проводника?
Сформулируйте закон Ома для участка цепи.
Силу тока в цепи увеличили в два раза. Как изменилось сопротивление проводника?
Напряжение в цепи уменьшили в два раза. Как изменилось сопротивление проводника?
Длину проводника уменьшили в три раза. Как изменилось сопротивление проводника?
Проволоку согнули пополам. Как изменилось сопротивление проволоки?
3. Параллельное соединения проводников:
Параллельное соединение – соединение, при котором начала всех проводников присоединяются к одной точке цепи, а их концы к другой.
Учитель демонстрирует опыты с цепью с параллельно соединёнными лампочками.
Учащиеся делают выводы:
cила тока в неразветвлённой цепи равна сумме токов в разветвлениях: I = I1 + I2
напряжение на каждом из параллельно соединённых проводников одинаково: U = U1 = U2
Возникает вопрос: Чему рано общее сопротивление цепи при параллельном соединении проводников?
С помощью закономерностей и закона Ома для участка цепи выводится формула для общего сопротивления проводников:
,
.
Обсуждается вопрос: Как найти сопротивление n параллельно соединённых одинаковых проводников? R =
Преимущества и недостатки последовательного и параллельного соединений.
Пример последовательного соединения: гирлянда.
Пример параллельного соединения: потребители в жилых помещениях.
Последовательное – защита цепей от перегрузок: при увеличении силы тока выходит из строя предохранитель, и цепь автоматически отключается. При выходе из строя одного из элементов соединения отключаются и остальные.
Параллельное – при выходе из строя одного из элементов соединения, остальные действуют. При включении элемента с меньшим возможным напряжением в цепь элемент перегорит.
4. Закрепление изученного материала.
Решение задач на параллельное соединение.
Задача № 1
Две электрические лампы включены параллельно под напряжение 220 В. Определите силу тока в каждой лампе и в подводящей цепи, если сопротивление одной лампы 1000 Ом, а другой 500 Ом.
Дано: U = 220 В R 1=1000 Ом R 2= 500 Ом | Решение: U = U1= U2= 220 В I= I1+ I2 I1= ; I2= I1= = 0,22 А I2= = 0,44 А I = 0,22 А + 0,44 А =0,66 А |
I - ? I 1-? I 2-? | |
Ответ: I1= 0,22 А ; I2= 0,44 А ; I = 0,66 А |
Задача № 2
Два проводника соединены параллельно, сопротивление второго - 9 Ом, сила тока в подводящей цепи 0,6А. Сила тока, проходящего через первый проводник 0,2 А. Чему равно сопротивление этого участка и напряжение на его концах?
Задача № 3
Две электрические лампы включены параллельно под напряжение 127 В. Определите силу тока в каждой лампе и в подводящей цепи, если сопротивление одной лампы 600 Ом, а другой 360 Ом.
5. Рефлексия учебной деятельности.
Что узнали на уроке? (как нужно включить в цепь потребители, чтобы они могли работать независимо друг от друга)
Чему научились? (записывать количественные зависимости между величинами характеризующими электрический ток при параллельном соединении проводников)
Как применили полученные знания? (применили полученные знания при решении модулированной ситуации)
Как вы оцениваете свою деятельности на уроке?
6. Домашнее задание: § 49, ответить на вопросы на стр.116 (устно), упр. 23 (1-5).