СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка урока по географии " Народы Земли Иркутской"

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный урок разработан для студентов первого курса по предмету география.

Просмотр содержимого документа
«Разработка урока по географии " Народы Земли Иркутской"»

Тема урока:

Народы Земли Иркутской

( малые коренные народы)

Автор- Попова О.А

Организация- Ангарский индустриальный техникум

Цель: Воспитание любви к своей малой Родине.

Задачи:

1.Формировать осознание принадлежности к родному краю, народу, который проживает на территории Иркутской области;

2.Формирование интереса к истории малых коренных народов:

3. Способствовать воспитанию чувства уважения, гордости к малым коренным народам Иркутской области ;

4. Воспитания чувства патриотизма к своей малой Родине.

Личностные:

  • осознание своей этнической принадлежности;

  • уважительное отношение к культуре других народов;

  • навыки сотрудничества, поиска выхода из различных ситуаций;

  • формирование гуманистических и демократических ценностей многонационального российского общества;

  • формирование осознанного, доброжелательного отношения к традициям, языкам, ценностям народов России.

Метапредметные:

  • учиться решать проблемы;

  • находить выход из различных ситуаций;

  • выявлять причинно-следственные связи;

  • формулировать собственное мнение;

  • учится работать со статистическими данными, картами.

Предметные

  • определять крупнейшие по численности народы России, Иркутской области;

  • определять основные языковые семьи и группы народов Иркутской области;

Основные термины и понятия урока: Этнос. Этническая территория. Национальный состав.

Форма проведения: устный журнал ( студенты самостоятельно готовят по группам выступление по выбранной тематике)

Дидактические средства стенды, ангоны, карта Иркутской области, фотографии, учебник, атлас, фотографии народов, дополнительный материал.

Оборудование: фильмы, презентация, песни народов магниты для доски, ПК

Межпредметная связь: история, информатика литература, география, краеведение, музыка,биология,фольклор.

Время проведения- 45 мин





Ход урока


Ведущий

Приветствие участников мероприятия. Знакомство студентов с целью урока и ходом его проведения.

-Что я знаю по теме…

-Чего не знаю…

Чтобы хотел узнать….


1.В начале урока демонстрируется ролик об Иркутской области - зачитывается стихотворение..


Мой край Иркутской областью зовется-

Здесь чудо есть

Здесь есть Байкал

И как в легенде

Мудрой той поется

Как он за Ангарой бежал!


Иркутская область по праву считается серединой Земли, ведь она располагается почти в центре Азиатского материка и значительно отдалена от морей и океанов. Иркутская область- это наша малая Родина! ( презентация)

А Россия-это большая Родина! Главное богатство Иркутской области – это её люди!


Иркутская область- многонациональная территория, 150 разных национальностей нашли здесь свой дом, несут свою культуру, традиции и обычаи.

На территории Иркутской области проживал уникальный древний народ- курыкане, ныне живущие малые коренные народы- буряты, эвенки, тофалары.

Как писал Ч.Айтматов « Каждый народ ,даже самый маленький, -неповторимый узор на ковре человечества»

В нашем мире наций очень много

И культура их всегда в цене

Так, пускай обычаи продляться

На родимой матушке земле.

Пусть культура бережно хранится

Будут благосклонны небеса

И каждой из нетронутых традиций,

Что несут горячие сердца.


Студенты разбиваются на 4 группы. Группы получают задание, дополнительный материал, электронные ресурсы. Студенты в течении 20 мин работают с дополнительными источниками, выбирают нужную информацию для представления, работают с эл. ресурсом)


2.Древние жители Прибайкалья - КУРЫКАНЫ.



Группа №1 ( группа представляет свой наработанный материал, демонстрирует презентацию, демонстрирует видеофрагмент, стенд по теме )

Они вели полуоседлый образ жизни. Основное занятие – скотоводство, которое давало им  больше животных продуктов, чем охота и рыбалка. Курыканы разводили  коз, быков,  превосходных коней и даже верблюдов. Занимались звероловством. Умели приручать и одомашнивать диких животных.

Для повышения продуктивности своих пастбищ курыканы первыми в Восточной Сибири применили искусственное орошение сенокосных угодий.

Так же они сеяли пшеницу, просо, коноплю.  Собирали съедобные растения.

 Есть сведения, что для заготовки корней  растений  они применяли железные лопатки  с деревянной рукояткой.

-Откуда у древних жителей железные лопатки?

Мы узнали, что курыканы для своего времени были высокоразвитым народом. Владели разными ремеслами. Но главным из них было кузнечное искусство. Древние металлурги - курыканы плавили  руду. Из железа и чугуна  изготавливали  ножи, лопаты, наконечники стрел и копий, стремена,  серпы, жернова, другие предметы быта и украшения. 

 Курыканы поддерживали широкие политические и культурные связи с другими народами Байкальского региона, Южной Сибири и Центральной Азии.  

 Со временем из-за войны с древнетюркским племенем  они вынуждены были уйти в леса и на территорию нынешней Якутии. Из этих групп сложились впоследствии якутская и тунгуская (эвенкийская) народности.  А на их территорию пришли монголы,  кидане,  тюрки. Начался процесс складывания  единого бурятского этноса, сохранившего в своей памяти высокую культуру предков, а во внешнем облике монголоидные черты. 

3.Тофалары

Группа №2 (-Звучит стихотворение про Тофаларию в режиме онлайн, учащиеся группой представляют материал, демонстрируют видеофрагмент тофаларского танца «Дыырак-Ибилер», в режиме онлайн)

Мало кто знает, что самый малочисленный народ в России проживает в Сибири — это тофалары. Людей этой народности всего около 700-800 человек. Ученые в наши дни не установили, откуда и когда на нашей земле появились тофалары и кто были их предками. Как бы дико не звучало, но есть версия, что этот народ родом из космоса. Сегодня этот малый народ осел в 3-х поселках: Нерха, Верхняя гутара и Алыгджер Нижнеудинского района.

Правительство Иркутской области уделяет огромное внимание тофаларам, делает все возможное, чтобы помочь народу сохранить культуру, традиции и обычаи. В 1972 году начал своё творчество народный ансамбль тофаларского танца «Дыырак-Ибилер», что в переводе означает «быстроногий олень», в посёлке Алыгджер Нижнеудинского района, где проживает уникальный народ Иркутской области — тофалары. В репертуаре коллектива хореография национальных тофаларских танцев с традиционной манерой исполнения. Аналогов этому коллективу до сих пор нет.


(Студенты знакомят присутствующих с Вкладом малочисленных народов Сибири в победу в войне )

В Иркутске презентовали книгу Людмилы Ерощенко« Одна на всех победа», посвященную вкладу тофаларов и эвенков, которые воевали на фронтах Великой Отечественной войны. История подвигов наших земляков изучена очень мало. Именно поэтому память об этих событиях важно сберечь для нынешних поколений, вытащив из тени архивов и старых мемуаров, считает автор книги Людмила Ерошенко. Не знаю, поверите вы мне или нет, но когда я садилась печатать книгу, искать всевозможные данные, у меня было ясное чувство, будто за моей спиной стоят люди и просят не забыть, просят продолжать. И эти чувства подгоняли и мотивировали еще сильнее включаться в процесс, — признается автор книги Людмила Ерошенко. — Главное понимание и осознание появлялось также, когда я приезжала общаться с людьми на места, слушала истории, записывала и осознавала, что это нужное дело, непременно надо увековечить память «особенных воинов». Если вы прочитаете книгу, вы поймете, почему я их так называю.

До сих пор в Тофаларии знают и помнят, какой вклад этот народ внес в годы войны. Почти все охотники ушли на фронт, каждый пятый из них не вернулся. А оставшиеся жители собрали средства на строительство танковой колонны «Красная Тофалария», за что получили от Сталина благодарность через телеграмму: «Передайте трудящимся Тофаларии, собравшим 64 500 рублей и один килограмм золота на строительство танковой колонны «Красная Тофалария», мой братский привет и благодарность Красной армии. И.В.Сталин».

Группа № 3. Эвенки

Чем же удивителен, эвенкийский народ? ( выступление студентов группы, видеофрагмент, презентация)

Эвенки – древний народ, представителей которого становится всё меньше, так как с развитием транспорта и свободы перемещения эта группа перестала быть практически изолированной от контактов с другими людьми. Это вызывает стремительное смешивание крови с разными генетическими группами, что неизбежно влечёт за собой стирание традиций этого народа в смешанных семьях.

Два эвенкийских коллектива имеют звание «образцовый»: это ансамбль танца «Дылачакан», руководитель О. Сычигир, с. Ербогачен Катангского района, народный ансамбль песни и танца «Осиктакан» руководитель В. Хорищенко, с. Вершина Тутуры Качугского

12 эвенков получили звание Героя Советского Союза, в том числе и житель Катанги Иннокентий Увачан. Он навсегда остался в людских сердцах, и память о нем сохранится в песнях, стихах и каменных обелисках, в самом прочном, что есть на свете — народных преданиях. ( студенты рассказывают о подвиге И.Увачана)

Ведущий: В Иркутской области созданы все условия для воспитания настоящих патриотов своей Родины, — считает заместитель начальника отдела этноконфессиональных отношений Управления Губернатора и Правительства Иркутской области по связям с общественностью и национальным отношениям Ольга Шеметова. – Бережно отношение к культуре каждого народа создает в людях нравственный стержень, который делает человека гражданином».

Группа №4. Буряты ( презентация +выступление студентов +демонстрация видеофрагмента+национальный танец ехор)

В бурятском шаманизме термин онгон означает "Божество, дух". Так называют не только тех духов, которые могут "Вселяться" в тело шамана, но и культовые изображения, которые считаются вместилищем духов. (Демонстрируют онгоны, дают краткую характеристику)

Студент зачитывает стих

Красивых мест на свете очень много,

Где   люди   просто   счастливо   живут,

А  я   люблю   сибирские   просторы,

И  счастлив  тем, что  я  родился  тут.

Люблю тайгу,  люблю  морей  разливы,

И  ширь  бескрайнюю   полей

 Ты  с  детства   дорог сердцу, край   родимый,

 И   я   хочу   частицей   быть   твоей.

Завершая свое выступление, группа под музыку знакомит всех присутствующих с национальным танцем (ехор)


Заключение (Педагог подводит итог работы студентов на уроке, отмечает роль каждого студента, благодарит за проделанную работу, умение применять цифровые технологии на уроке, умение выбрать из обилия материала самое основное и интересное.)

Завершая я хочу сказать словами Валентина Распутина «Иркутской области есть что помнить и достанется, что передать потомкам из истории своей и старины, если мы, пришедшие теперь на смену многим поколениям, создавшим эту благородную славу, разумно и твёрдо во имя памяти о себе отнесёмся к минувшему и сохраним то, что ещё осталось».

За малый промежуток времени нам не удалось, к сожалению,  рассказать обо всем ,чем гордиться и славиться наш край, назвать события и ,имена и фамилии земляков ,благодаря, которым живет и процветает Иркутская область. Сегодня мы пролистали лишь некоторые страницы нашей истории, но в ней  еще много чистых страниц, которые предстоит заполнить нам с вами и нашим потомкам .


Рефлексия

-Что я узнал по теме…

-Что было интересно …

Чтобы хотел узнать еще….

Понравился ли урок….


















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!