СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта урока по геометрии для 7 класса на тему: «Сумма углов треугольника»

Категория: Геометрия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема урока: «Сумма углов треугольника».

Цель урока: создание условий для организации совместной и самостоятельной деятельности обучающихся по изучению суммы углов треугольника и овладению умением решать задачи с использованием изученных свойств.

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока по геометрии для 7 класса на тему: «Сумма углов треугольника»»

Урок по геометрии.

Класс - 7

Тема: «Сумма углов треугольника».

Цель урока: создание условий для организации совместной и самостоятельной деятельности обучающихся по изучению суммы углов треугольника и овладению умением решать задачи с использованием изученных свойств.

Задачи урока:

Образовательные - практическим путем выяснить чему равна сумма углов треугольника, познакомиться с формулировкой теоремы о сумме углов треугольника, доказать теорему, научиться применять изученную теорему при решении задач.

Развивающие - способствовать формированию логического мышления, учить выделять главное, ставить перед собой вопросы, развивать исследовательские умения учащихся, способствовать развитию умения выдвигать гипотезу и доказывать ее.

Воспитательные - формировать коммуникативные качества личности, воспитывать у учащихся аккуратность, внимательность, положительное отношение к математике.

Тип урока: урок открытия нового знания.

Оборудование урока:

  • компьютер;

  • компьютерная презентация;

  • индивидуальные задания;

  • практическое задание.

Ход урока:

Здравствуйте, ребята. Проверьте: все ли у вас готово к уроку. Садитесь.

Китайская мудрость гласит:

«Я слышу - я забываю, я вижу - я запоминаю, я делаю - я усваиваю»

Это эпиграф нашего урока. Что нам предстоит на уроке делать? (действовать, запоминать и усваивать)

На предыдущих уроках мы с вами изучали признаки и свойства параллельности прямых. И сегодня на уроке, полученные по этой теме знания, помогут сделать открытие. Фигура, с которой мы будем работать, вам уже знакома.

А сегодня мы найдем сумму всех ее углов. Начнем наш урок с устной работы.

Учитель: Повторим изученное. Вспомните и расскажите все о том, что вы видите на представленных слайдах.

Ученики: по готовым рисункам рассказывают о смежных, вертикальных, односторонних, соответственных, накрестлежащих углах.

Учитель: Молодцы. А как вы умеете применять эти знания на практике?

Посмотрите на слайд и вычислите все углы.

Учитель: Ребята, давайте проверим как вы провели дома эксперимент: каждый из вас построил произвольный треугольник, измерил транспортиром углы и


Название и вид треугольника

Гр. мера 1 угол

Гр. мера 2 угла

Гр. мера 3 угла

Сумма всех внутренних углов данного треугольника

АВТ-

остроугольный




180

МНК-

тупоугольный




180

СДЕ-

прямоугольный




180


Какой вывод можно сделать исходя из данных, представленных в таблице?

Вы выдвинули гипотезу о том, что сумма углов треугольника равна 180°. Однако, это предположение мы не доказали. Сегодня вы имеете достаточно знаний для того, чтобы доказать это утверждение. Как называется утверждение, справедливость которого устанавливается с помощью доказательства? Теорема. Но прежде, чем доказать теорему, давайте проведем исследование.

-Ребята, вы знаете, что многие геометрические факты учеными сначала доказывались практическими методами, а лишь затем теоретически. Давайте попробуем используя модель треугольника, сначала доказать сформулированную теорему практически.

Исследовательская работа учащихся

-У вас на столе лежат бумажные треугольники. Причем, у всех - разные.

-I ряд — остроугольные треугольники

- II ряд - тупоугольные треугольники

- III ряд - прямоугольные треугольники

-Как можно определить сумму углов данных треугольников?

Можете с этими треугольниками делать, что хотите.

Результаты озвучиваются:

  • оторвать от треугольника два угла и приложить к третьему, вместе эти углы составят развернутый угол. После собрать все три угла в одной вершине. ( в случае затруднений: треугольники бумажные, вы можете с ними делать всё, что захотите- складывать, резать , рвать на части) Попробуйте это сделать.

-Какой угол составляет сумма углов А+В+С ? (развернутый) Какова его градусная мера? Этот способ нам показал, что справедливо равенство

  • Давайте ещё одним способом проверим нашу гипотезу с помощью бумажной модели треугольника.

Перегните треугольник так, как показываю я:


  1. Практическое задание. У каждого на парте находится треугольник из цветной бумаги. Учитель предлагает учащимся с помощью перегибаний (показанных на рисунке), убедиться, что сумма углов треугольника равна градусной мере развернутого угла, т. е. 180°.




На этих идеях основано доказательство теоремы:

Сумма углов треугольника равна 180°.

А теперь я предлагаю доказать теорему о сумме углов треугольника теоретически.

Учащимся предлагается выделить условие и заключение теоремы, сделать чертеж и записать в тетрадях - что дано и что требуется доказать. На доске высвечивается чертеж треугольника и его обозначение, а так же условие и заключение теоремы.

Дано: A ABC.

Доказать:

Доказательство:

Обсуждение доказательства теоремы.

Учитель. Ребята, вы знаете, что в геометрии любое утверждение доказывается при помощи уже доказанных ранее фактов.

Вопрос. Какие факты, из доказанных ранее, нам известны?

Возможные ответы учащихся. Признаки равенства треугольников, признаки параллельности прямых...

Вопрос. Кто-нибудь видит равные треугольники?

Ответ. Нет.

Вопрос: А если мы их построим, сможем мы это как-то использовать?

Ответ. Вряд ли.

Вопрос. А параллельные прямые?

Ответ. Нет.

Вопрос. А можно их построить?

Ответ. Да.

Вопрос. Перечислите возможные варианты построения.

Ответ. Через точку А, параллельно ВС. Через точку В, параллельно АС. Через точку С, параллельно АВ.

Учитель. Давайте построим прямую а, проходящую через вершину В, параллельно стороне АС.

Вопрос. Какие новые объекты появились?

Ответ. 1) прямая MN;

2) углы при прямой а :

  1. развернутый угол

Вопрос. Можно ли выделить пары взаимосвязанных углов прямой ai и треугольника ABC?

Ответ. 1)

2)

Учитель. Но из этих фактов пока не следует доказательства теоремы. Рассмотрите весь угол при прямой а . Он разбит на три угла:

Как в этом случае найти градусную меру Ответ. Получаем развернутый угол=180°.

Учитель. Мы уже получили что-то похожее на то, что нужно доказать. А можем ли мы заменить каким-то образом углы 1,2,3 на углы треугольника?

Ответ. 1 можно заменить на А; 2 - на В; 3 - на С.

Вопрос. Какое равенство мы получим в этом случае?

Ответ. = 180°.

Учитель. Что и требовалось доказать.

Запись доказательства теоремы.

Учащимся предлагается провести дополнительное построение чертежа и сделать в тетрадях краткую запись доказательства теоремы.

Доказательство:


-построим доп.прямую а ||АС,

-

-т.к.

Аналогичное доказательство дано в наших учебниках в п.30 (ознакомитесь дома). Я предлагаю вам найти самим или в каких-то источниках другое доказательство данной теоремы. Вспомните, какой угол называется острым? Прямым? Тупым?

А сейчас встаньте из-за парт. Проведем небольшую физкультминутку И проверим вас на внимательность. Встаньте из-за парт.

Физкультминутка

Покажите: - развернутый угол, - прямой угол, - тупой угол, - острый угол,

- параллельные прямые.

  1. Какой треугольник называется остроугольным, прямоугольным, тупоугольным?

  2. Может ли быть в треугольнике два прямых угла? Почему?

Два тупых? Прямой и тупой?

Применение теоремы при решении задач.

Вспомните цели и задачи, которые мы поставили перед собой в начале урока, (доказать утверждение о сумме углов треугольника, найти ему применение в задачах). Какие выполнили? (доказали теорему).

Какие остались не выполненными? (применить на практике)

Чем же мы сейчас займемся? (решением задач)

Это будут наши любимые задачи по готовым чертежам.

Ребята записываем в тетради только решения и ответы.

ЗАДАЧА 1 (СЛАЙД ) 180- (35+45)= 100

ЗАДАЧА 2 (СЛАЙД )

ЗАДАЧА 3 (СЛАЙД )

ЗАДАЧА 4 (СЛАЙД ) ABC =180-76-45=59,

ЗАДАЧА 5 (СЛАЙД )

ЗАДАЧА 6 (СЛАЙД )

ЗАДАЧА 7 (СЛАЙД )

20+20=40

ЗАДАЧА 8 (СЛАЙД )


Приложение к уроку геометрии Сказки о параллельных прямых, придуманные учениками 76 класса

Ученик №1

В царстве Геометрии всегда было тихо и спокойно, но однажды произошел такой случай...

Утром на уроке геометрии учитель задал детям нарисовать параллельные прямые. У всех получилось, а вот у мальчика Вовы прямые пересеклись...

В это время в царстве Геометрии произошел переполох у сестер А и В. Они стали пересекаться между собой, а это значило, что у них стало очень много ссор между собой. Их отец — царь Прямой и мать-королева Прямая решили помочь им. Они превратились в людей и пошли в школу к Вове.

Учитель попросил сдать тетради. Прозвенел звонок и дети побежали на перемену. У Вовы развязался шнурок и он задержался, чтобы завязать его, а когда он встал, то увидел царя и королеву Прямых. Он очень испугался!

Царь и королева повели Вову в класс и начали ему рассказывать правила аксиомы и объяснили все теоремы. Они ему приказали исправить свою ошибку и ушли.

Мальчик сразу же побежал к учителю и исправил свою двойку. И в этот же момент, в царстве Геометрии, сестры параллельные прямые А и В снова стали параллельными и больше никогда не ссорились, а мальчик навсегда запомнил, что такое параллельные прямые.

Ученик №2

В стране «Математика» была столица «Геометрия». В этом городе жило очень много геометрических фигур. Все они друг с другом дружили и никогда не ссорились. Еще в городе жили две прямые и были они параллельны друг другу, они же были лучшими подружками! Была у них знакомая секущая, и много помощников — углов. У углов были свои имена — смежные, вертикальные, односторонние, накрест лежащие, соответствующие.

Про трех подруг ходили слухи, эти слухи назывались теоремами. Но их нужно было еще доказать.

Ну а так, жили прямые очень дружно, у них было очень много друзей!


Ученик №3

Давным-давно жили были в стране Геометрии две прямые, которые сильно отличались от других прямых. Они очень дружили друг с другом. Как-то раз прямые решили поиграть. Как ни старались они, прямые не могли ни пересечься, ни поиграть вместе. От этого им было очень грустно.

Однажды отрезок, живший с ними по соседству, сказал: «Когда-то я слышал, что есть в Геометрии закон: параллельные прямые, лежащие на одной плоскости не пересекаются. Возможно, вы и есть эти параллельные прямые.» Но прямые не поверили отрезку: «Ты все врешь!!! Не может быть такого! Если все прямые могут пересечься, то и мы сможем!» И вновь прямые стали пытаться пересечься. Как-то увидела их секущая и решила помочь им. Она их пересекла, и стали прямые общаться через нее. Вскоре перестали грустить, но пересечься так и не смогли.

Спустя много лет эти прямые встретились у нас в задачах. И просят доказать их параллельность. Ведь у них еще есть надежда, что когда-нибудь они все-таки пересекутся.


Ученик №4

Жили как-то в пространстве две параллельные прямые. Они долгое время даже не знали о существовании друг друга. И никто из них не мог заметить соседа. И поэтому прямые не волновались ни о чем и были счастливы, только им было

немного скучно. Вдруг как-то на их пути оказался отрезок, который они обе пересекли. Прямым редко приходилось что-нибудь пересекать. И они радостно разговаривали со встречными. Когда прямые пересекли отрезок, он им рассказал друг о друге.

  • Вот ты тут лежишь себе спокойно в пространстве и не подозреваешь, что рядом с тобой другая прямая. Гляди в оба, мало ли что от нее ждать. Это отрезок сказал обеим прямым. Прямые удивились и посмотрели по сторонам. Они увидели друг друга. Удивительно, и как они раньше не слышали друг друга?

  • Привет! -сказала одна прямая.

  • Что делаешь? - спросила другая.

  • Да вот, лежу в пространстве, как обычно.

  • И я тоже!, - обрадовалась другая прямая.

  • А давай дружить?

  • Давай!

И стали они дружить, разговаривать обо всем, что знали. Шло время и им становилось скучно.

  • А когда мы пересечемся? - спросила одна.

  • Не знаю, - ответила другая.

  • А давай спросим у людей, они все знают.

  • Хорошо, - согласилась та.

Появился человек и сказал им:

  • Ты будешь прямой Альфа, а ты прямой Омега.

  • А ты не знаешь, когда мы пересечемся?

  • Нет. Это знают ученые. Найдите Евклида, он самый умный.

Долго прямые искали его. А когда нашли, Альфа сказал:

  • Здравствуйте!

  • Вы параллельные — сразу сказал Евклид.

  • А когда мы пересечемся?

  • Никогда, - ответил он.

  • Почему?

  • Потому что вы параллельные. И доказывать это не имеет смысла.

Прямые огорчились.


Ученик №5

Увидел Ипсилон Альфу,

И полюбил ее сразу

Не знал он тогда, что больше

Не встретит ее ни разу

Мечтали они о детях,

Что будут у них Икс и Зет

Но их мечта далека

Конечно не сбыться! Нет!

Так они и тянулись

Тянулись не зная куда,

Но знали, что пересечься

Им не дано никогда!


Ученик №6

Жили были параллельные прямые. Они никогда не пересекались, но лежали на одной плоскости. Все было хорошо, пока прямым не надоело идти рядом. И в один момент параллельные прямые пересеклись. Сразу после этого перестали ходить поезда, троллейбусы, трамваи. Машины тоже не могли ездить, а самолеты взлететь, ведь края дороги пересеклись.

Во всех населённых пунктах пропала былая оживленность. Люди не могли понять в чем же дело, но вскоре поняли, что все проблемы из-за параллельных прямых. Народ решил поговорить с недовольными своей параллельностью прямыми. Люди объяснили прямым, что им нельзя пересекаться. Прямые поняли, что были не правы, когда не захотели быть параллельными. Через некоторое время все стало как раньше и параллельные прямые больше никогда не пересекались.


Ученик №7

Жили-были в одной стране параллельные прямые, но эти параллельные прямые никогда не пересекались, они жили дружно. И у них были свои определенные правила. Например, если при пересечении двух прямых секущей соответственные углы равны, то прямые параллельны, но еще в этой стране жила прямая, которая все время пыталась нарушить эти правила, но ее попытки никогда не удавались. И как-то раз параллельные прямые встретились с прямой и стали спорить, будут ли прямые параллельны, если сумма их односторонних углов будет 180 градусов, и пришли тогда все углы и буквы и стали они вставать как положено. Они трудились и через некоторое время у них все-таки получилось. А у прямой очередной раз не получилось всех их запутать и больше не стала вредничать и все жили дружно и никогда не путали свои места на параллельных прямых.





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!