СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка урока по истории Древнего мира для 5 класса по теме: "Расцвет афинской демократии при Перикле"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка урока истории для 5 класса по истории Древнего мира по теме : "Расцвет афинской демократии при Перикле"

Просмотр содержимого документа
«Разработка урока по истории Древнего мира для 5 класса по теме: "Расцвет афинской демократии при Перикле"»

Предмет : история класс: 5

Тема урока. РАСЦВЕТ АФИНСКОЙ ДЕМОКРАТИИ ПРИ ПЕРИКЛЕ

Автор: учитель истории Скрипник Ю.В.

Цель: Содействовать расширению и углублению знаний учащихся о демократии в Античном мире

Задачи:

Образовательные: Познакомить учащихся с античной демократией; показать позитивные и негативные черты афинской демократии;

Развивающие: Развивать умения работы с текстом учебника и историческими документами; обобщать факты и формулировать выводы; аргументировано доказывать свою точку зрения;

Воспитательные: На примере деятельности Перикла воспитывать чувства гражданственности, патриотизма, справедливости, стремление заботиться о людях.

УУД: Личностные УУД: понимание жизненной необходимости личного участия в жизни общества, научиться критически относиться ко всем событиям, историческим и государственным деятелям, их оценкам и информации, поступающей из различных источников, сверять её с практикой,

 Регулятивные УУД: уметь организовывать своё рабочее место; определять цель выполнения заданий на уроке, определять план выполнения заданий на уроках; использовать в своей деятельности учебник, иллюстрации, карту, дополнительные источники, уметь различать способ и результат действия.

 Коммуникативные УУД: умения и навыка работать в группе (паре), общаться, слушать друг друга, высказываться

Познавательные УУД: способствовать развитию интереса к истории, к политике прошлого и современности.

Планируемые результаты:

Предметные: углубление знаний учащихся об античной демократии,

Знание основных составляющих демократии при Перикле: гражданин, народное собрание, голосование, оратор, оплата работы госслужащих, контроль над работой государственных органов

Терминология: Демократия, гражданин, народное собрание, стратег, голосование, оратор

Формы и методы урока: Формы: фронтальная, индивидуальная, групповая

Методы: словесный, наглядный, практический

Ход урока

1.Этап организационный

2. Этап мотивации и актуализации опорных знаний

Начнем урок с исторической разминки.

1.Год Марафонской битвы (490 г. до н.э.)

2. Как в Афинах называли Совет знати? (ареопаг)

3.Какое слово переводится как «власть народа»? (демократия)

4.Кто возглавлял греческую армию в битве при Саламинах? (Фемистокл)

5. Как называли старого раба, сопровождающего ребенка в школу? ( педагог)

 

Переход к изучению новой темы

Итак, мы вспомнили, что основы демократии заложил в Афинах Солон. Демократия - это власть демоса. В период войн с персами значение афинского демоса возросло. Вождь демоса Фемистокл в борьбе против персов опирался на афинских бедняков, простых гребцов и матросов. И флот, в который брали бедняков, превратился в опору демократии. Наивысший расцвет афинской демократии наступил при Перикле.

  • Что же изменилось в управлении государством в период прав­ления Перикла?

 IV. Изучение новой темы

 План

  1. Чем занималось Народное собрание.

  2. За государственную службу платили деньги из казны.

  3. Перикл, его друзья и враги.

На доске: тема урока.

1. Самостоятельная работа учащихся с текстом учебника п. 1 § 40

а) Прочитать текст.

б) Ответить на вопрос:

- Чем занималось Народное собрание в Афинах?

в) Заполнить таблицу (схема на доске).





Ответ: 1. Выбирало стратега. 2. Принимало законы. 3. Объ­являло войну. 4. Утверждало мирные договоры. 5. Распоряжалось казной.

    1. Работа с историческим документом.

а) С.193, «Из речи Перикла перед согражданами».

б) Беседа по вопросу к документу.

    1. Рассказ учителя.

При Перикле афинская демократия достигла наивысшего рас­цвета. Перикл был богат и знатен, красив, высок ростом, широко образован и красноречив. Люди находили, что он похож на Зевса, и прозвали его Олимпийцем. Перикл защищал интересы большин­ства граждан Афин.

Он сделал оплачиваемыми государственные должности. Он ввел раздачу денег нуждающимся в дни театральных представлений. Он не жалел денег на обширное строительство в Афинах. Именно при нем отстроили заново афинский Акрополь. Это было самое великолепное сооружение греческого мира.

Город и порт Пирей были укреплены крепостными стенами. Учителями Перикла были замечательные ученые. Например, Анак­сагор изучал явление природы и считал, что Солнце и Луна - это не боги, а огромные раскаленные камни. Творец «Антигоны» Со­фокл, создатель статуй Фидий, «отец» истории Геродот - это люди, с которыми общался Перикл, участвовал с ними в ученых спорах.

Однако у Перикла были и враги. Они клеветали на него и его друзей, обвиняли их в преступлениях. Фидия обвиняли в том, что он утаил золото при создании статуи Афины. Чтобы отстаять свою честь, Фидий снял со статуи золотую одежду ее взвесили и убеди­лись в честности этого человека.

Именно во времена Перикла Афины были самым могуществен­ным государством Эллады.

V. Закрепление изученного материала

  • Каковы различия в управлении в Афинах и в Древнем Египте? (В Древнем Египте существовала так называемая деспотия, отличительным признаком которой являлись централизация управления и обоготворение царя с целью укрепления его вер­ховной власти. В Древних Афинах существовала система кол­лективного решения государственных вопросов, хоть и не для всех жителей государства. Должность первого стратега была выборной.)

- Можно ли считать Афинское государство образцовым? (Нет, нельзя, так как правами и свободами в Афинах владело мень­шинство населения. Женщины, рабы, метеки их не имели. Кроме того, Афины грабили своих союзников по морскому союзу.)

 VI. Подведение итогов урока

Домашнее задание: прочитать § 40; подготовить развернутый ответ на вопрос: «Как управ­лялось Афинское государство при Перикле?»; зад. стр. 195.


Тест 3. В афинских школах и гимнасиях. Театр

Вариант 1

1.

В Афинах педагогами называли

школьных учителей

  1. домашних рабов, отводивших мальчика в школу, носив­ших его письменные принадлежности и музыкальные ин­струменты

  2. ученых, преподававших в гимнасиях

2.

Установите соответствие между именами деятелей искусства и созданными ими произведениями.


ИМЕНА

  1. Поликлет

Б) Софокл

  1. Фидий

Г) Эсхил




ПРОИЗВЕДЕНИЯ

  1. трагедия «Антигона»

  2. статуя копьеносца

  3. статуя Афины

  4. трагедия «Персы»



3.На этой круглой или полукруглой площадке выступали акте­ры и хор. Это

  1. палестра

  2. скене

  3. орхестра

    1. В греческом театре (укажите несколько позиций)

  1. было два главных вида представлений — комедия и тра­гедия

  2. женские роли исполняли актеры-женщины, мужские — актеры-мужчины

  3. актеры использовали маски

  4. актеры играли несколько ролей в одном спектакле

    1. Прочтите текст и вставьте вместо пропусков нужные слова.

Обучение в Афинах было , поэтому дети

богатых родителей шли в школу раньше и заканчивали ее позднее детей бедняков. Учились в школах только

. Обучение начиналось с лет.

Взрослые афиняне, желавшие продолжить образование, шли в _________________ .

 Вариант 2

  1. Зарождение театра в Греции было связано с празднествами в честь

  1. богини земледелия Деметры

  2. бога виноделия Диониса

  3. бога подземного царства Аида

  1. Установите соответствие между именами деятелей искусства и созданными ими произведениями.

ИМЕНА ПРОИЗВЕДЕНИЯ

  1. Мирон 1) трагедия «Персы»

Б) Эсхил 2) статуя дискобола

  1. Поликлет 3) статуя копьеносца

Г) Аристофан 4) комедия «Птицы»

3. В школе, находившейся за городом среди деревьев и лугов, взрослые афиняне занимались гимнастикой, слушали выдающихся ученых, дружески беседовали. Это

1) скене

  1. палестра

  2. гимнасий

4. В греческой школе (укажите несколько позиций)

1) учились только мальчики, достигшие семилетнего возраста

2) учили читать, писать, считать, рисовать, играть на флейте

3) учились бесплатно

4) применялись физические наказания

5. Прочтите текст и вставьте вместо пропусков нужные слова.

В здании греческого театра было три части:------------------ , ----------------------, где играли акте­ры, и ------------------ , к стене которой прикреплялись декорации.

Вместе с актерами, игравшими главные роли, в представлении участвовал ___________ , которому приходилось петь, танце­вать, изображать горожан, воинов и даже животных.



Ответы. 1 — 2; 2 — 2134; 3 — 3; 4 — 134; 5 — платным, мальчики, семи, гимнасий (вариант 1), места для зрителей, орхестра, скене, хор (вариант 2).




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!