15 мин | Актуализация знаний | 1. Фронтальный опрос. Дайте характеристику Андроновской культуре, закончив предложения: А. Андроновская культура распространена на территории….. Б. Название культуры происходит от …………………. В. Внешний облик описал …… Г. Петроглифы Тамгалы обнаружены в …… Д. 30 поселений и более 150 могильников археологи изучили в. Е. Предшественником древних городов считается …………… Ж. Ученые считают, что прототипом юрты является………… З. Хранителями древних традиций и знаний были - …………. И. Особой отраслью хозяйства андроновских племен было……… К. Важную роль в жизни андроновцев играло,,,,,,,,, (проверка домашней работы). | Ответы на вопросы. | Формативное (взаимное оценивание) | Критическое мышление (вопросы, открытого и закрытого типа) | Оценочные листы, доп. мат. |
Осмысление | 25 мин | Освоение нового, применение знаний | Изучение нового материала – §§ 14-15, стр. 42 – 47 (учебник). Исследовательский вопрос: Каковы особенности памятников эпохи бронзы, найденные на территории Казахстана? 1. Работа с текстом (чтение). В эпоху бронзы (II тыс. до н.э.) начинается разработка рудных месторождений меди, олова, золота. Процветание Центрально-казахстанских племен обеспечивалось скотом и продукцией бронзолитейного производства. Взлет культуры эпохи бронзы выпадает на начало I тысячелетия до н.э. периода поздней бронзы. Археологические комплексы этого времени и образуют Бегазы-Дандыбаевскую культуру. Комплексная земледельческо-скотоводческая андроновская культура сменяется скотоводческой Бегазы-Дандыбаевкой культурой. Неоценимый вклад в исследование памятников эпохи бронзы в Центральном Казахстане внес академик Алькей Маргулан. В результате 20 многолетних исследовании ученый определил этот период как переходный от эпохи бронзы к железному веку и ввел в научный обиход термин Бегазы-Дандыбаевская культура (по месту первых раскопок памятников бронзы у аула Дандыбай близ города Караганды и в урочище Бегазы в Северном Прибалхашье). В Центральном Казахстане к настоящему времени открыто около 50 поселений и 150 крупных могильников. Жилища и могильники, относящиеся к этой культуре, отличаются крупными размерами, искусством камнерезания. Обычно стены жилищ выстраивали плитами из камня и смазывали глиной с внутренней и внешней сторон, щели заделывали камнем с глиной. Большинство погребений Бегазы-Дандыбаевской культуры представлено курганами. В отличие от андроновских курганов, эти курганы очень высокие и сооружены из гальки и дерна, а основание обкладывали каменными валунами – менгирами. В Бегазы-Дандыбаевскую эпоху вместо больших могильных комплексов, где хоронили членов патриархальной семьи, стали появляться курганы, где был похоронен один человек. Археологи находят богатые погребения с захоронением боевых колесниц, большого количества золотых украшений, бронзовых ножей, конского снаряжения и животных. Могильник Бегазы находится на правом берегу реки Бегазы . Для строительства использовались огромные плиты из фанита весом до трех тонн. Могильник Дандыбай разграблен. Скелет человека находился в полном беспорядке. На дне камеры остатки костей жертвенных животных. Найдены черепки 12 сосудов, два бронзовых наконечника стрел. Для Бегазы-Дандыбаевской культуры характерны высокие, круглые, прямоугольные мавзолеи знати, построенные из скальных камней. Рост населения привел к тому, что в эпоху поздней бронзы произошел переход к полукочевому скотоводству, что привело к повышению продуктивности скотоводства, увеличению поголовья скота. При полукочевом скотоводстве женщины и дети жили в поселении, занимались земледелием, а мужчины и подростки следовали за скотом на пастбище. Осенью они возвращались. В то же время население занималось поливным земледелием. Верблюд был приручен эпоху в эпоху бронзы, т.е. во 2 тысячелетии до н.э. Об этом свидетельствуют найденные кости этих животных в Центральном и Западном Казахстане. 2. Прием «Работа с историческим источником»: чтение и анализ источника. Отвечают на вопросы (в парах): Кто такой Алькей Маргулан? (казахский учёный, археолог, историк) Что такое Бегазы? (могильник (захоронения) периода позднего бронзового века) Что такое Дандыбай? (могильник (захоронения) периода позднего бронзового века) Что такое менгиры? (вертикально вкопанные камни устанавливались как одиночно, так и группами (овальные и прямоугольные) на местах захоронений) Дайте характеристику Бегазы – Дандыбаевской культуре, завершив предложения: 1. Разработка рудных месторождений меди, олова, золота начинается……... 2. Взлет культуры эпохи бронзы выпадает на……… 3. На смену андроновской культуре пришла ………… культура 4. Бегазы – Дандыбаевская культура относится к периоду ………………… 5. Большинство погребений Бегазы-Дандыбаевской культуры представлено…… 6. Могильники Бегазы и Дандыбай обнаружены археологами в . 7. Памятники Бегазы – Дандыбаевская культуры изучал ……… 8. Основание могильников обкладывали каменными валунами.. 9. Рост населения привел к тому, что в эпоху поздней бронзы произошел переход к ………………… 10. Верблюд был приручен эпоху в эпоху бронзы, т.е. в …….. 3. Приём «Фишбоун», при помощи которого можно выявить проблемы и пути их решения, выявить причинно-следственную связь. Определите причины и последствия появления Бегазы-дандыбаевской культуры на территории Центрального Казахстана. 4. Заполнить таблицу «Особенности Бегазы-дандыбаевской культуры». 5. Написать историческое заключение: «Каковы особенности памятников эпохи бронзы, найденные на территории Казахстана?». | Ученики в парах анализируют новый материал, составляют вопросы, выявляют причинно-следственную связь, делают вывод. | Формативное (взаимное оценивание) Стратегия «Стикер» | Оценивание для обучения Критическое мышление Лидерство Диалогическое обучение Саморегулируемое обучение | Таблица ЗХУ, учебник: История Казахстана. Учебник для 5 кл. общеобразовательной школы. Б.Е.Кумеков, Т.С.Жумаганбетов, К.С.Игликова.-Алматы: «Атамура», 2017. |
РЕФЛ Е К СИЯ | 3 мин | Анализ урока, домашнее задание | 1) анализ вопросов (знание, понимание, применение) – перекрестный опрос по новой теме 2) обсуждение учащимися своих успехов в достижении цели урока; 3) Что нового вы узнали? Что было интересно? Чему научились? Что осталось непонятным? 4) Оценивание индивидуальной работы, работы в парах, группах. 5) Домашнее задание: §§ 14-15, стр. 42 – 47 учить, ответить на вопросы. | Ученики отвечают на вопросы, показывают умение обосновывать свое понимание; оценивают друг друга, зап. дом. зад. в дневники | Самооценивание и взаимооценивание | Лидерство Критическое мышление | |