СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка урока по истории Казахстана на тему «Бегазы-дандыбаевская культура»

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный урок разработан по учебному предмету «История Казахстана» на тему «Бегазы-дандыбаевская культура» для учащихся 5 класса в рамках обновленной учебной программы по истории Казахстана.

 

 

Просмотр содержимого документа
«Разработка урока по истории Казахстана на тему «Бегазы-дандыбаевская культура»»

Дата:

04.10.2021

Предмет, класс

История Казахстана, 5 класс

Учитель:

Балтабаев Марат Бопышевич

Тема урока:

Бегазы - дандыбаевская культура

Основная идея

Охарактеризовать бегазы-дандыбаевскую культуру эпохи поздней бронзы

Цели:

5.2.2.2 – определять признаки бегазы-дандыбаевской культуры, опираясь на археологические источники;

5.2.2.5 – определять вклад А. Маргулана в развитие казахстанской археологии.

Критерии успеха

Все ученики

Большинство учеников

Отдельные ученики

Работают в парах и индивидуально, в группах. Выделяют главное, осмысленно анализируют текст, выполняют задания опираясь на свои знания.

Хорошо работают в паре и индивидуально во время выполнения задания. Наблюдают за другими учащимися и принимают их размышления, строят с ними диалог.

Правильно излагают свои мысли, аргументируют свои ответы, опираясь на ранее полученные знания, составляют тонкие и толстые вопросы.


Время


Этапы

урока

Что делает учитель?

Что делают ученики?

Оценивание

Используемые модули

Ресурсы

Вызов


2 мин.

Орг. момент

1) Приветствие. Положительный психологический настрой.

2) Правила урока, озвучивание цели урока и формы работы

3) Озвучивание критериев оценивания

(знание факт.мат.-2, послед-ть и полнота ответов-2, активность на уроке-1)

Улыбнулись друг другу (для по­зитивного настроя)

Форматив­

ное

(похвала)

Оценивание для обучения


Лидерство

Оценочные листы

15 мин

Актуализация знаний

1. Фронтальный опрос.

Дайте характеристику Андроновской культуре, закончив предложения:

А. Андроновская культура распространена на территории…..

Б. Название культуры происходит от ………………….

В. Внешний облик описал ……

Г. Петроглифы Тамгалы обнаружены в ……

Д. 30 поселений и более 150 могильников археологи изучили в.

Е. Предшественником древних городов считается ……………

Ж. Ученые считают, что прототипом юрты является…………

З. Хранителями древних традиций и знаний были - ………….

И. Особой отраслью хозяйства андроновских племен было………

К. Важную роль в жизни андроновцев играло,,,,,,,,,

(проверка домашней работы).


Ответы на вопросы.

Формативное (взаимное оценивание)

Критическое мышление (во­просы, открыто­го и закрытого типа)

Оценочные листы, доп. мат.

Осмысление

25 мин

Освоение нового, применение знаний

Изучение нового материала – §§ 14-15, стр. 42 – 47 (учебник).

Исследовательский вопрос: Каковы особенности памятников эпохи бронзы, найденные на территории Казахстана?

1. Работа с текстом (чтение).

В эпоху бронзы (II тыс. до н.э.) начинается разработка рудных месторождений меди, олова, золота. Процветание Центрально-казахстанских племен обеспечивалось скотом и продукцией бронзолитейного производства. Взлет культуры эпохи бронзы выпадает на начало I тысячелетия до н.э. периода поздней бронзы. Археологические комплексы этого времени и образуют Бегазы-Дандыбаевскую культуру. Комплексная земледельческо-скотоводческая андроновская культура сменяется скотоводческой Бегазы-Дандыбаевкой культурой.

Неоценимый вклад в исследование памятников эпохи бронзы в Центральном Казахстане внес академик Алькей Маргулан.

В результате 20 многолетних исследовании ученый определил этот период как переходный от эпохи бронзы к железному веку и ввел в научный обиход термин Бегазы-Дандыбаевская культура (по месту первых раскопок памятников бронзы у аула Дандыбай близ города Караганды и в урочище Бегазы в Северном Прибалхашье). В Центральном Казахстане к настоящему времени открыто около 50 поселений и 150 крупных могильников. 

Жилища и могильники, относящиеся к этой культуре, отличаются крупными размерами, искусством камнерезания. Обычно стены жилищ выстраивали плитами из камня и смазывали гли­ной с внутренней и внешней сторон, щели заделы­вали камнем с глиной.

Большинство погребений Бегазы-Дандыбаевской культуры представлено курганами. В отличие от андроновских курганов, эти курганы очень высокие и сооружены из гальки и дерна, а основание обклады­вали каменными валунами – менгирами.

В Бегазы-Дандыбаевскую эпоху вместо боль­ших могильных комплексов, где хоронили членов патриархальной семьи, стали появляться курганы, где был похоронен один человек. Археологи нахо­дят богатые погребения с захоронением боевых ко­лесниц, большого количества золотых украшений, бронзовых ножей, конского снаряжения и живот­ных.

Могильник Бегазы находится на правом берегу реки Бегазы . Для строительства использовались огромные плиты из фанита весом до трех тонн. Могильник Дандыбай разграблен. Скелет человека находился в полном беспорядке. На дне камеры остатки костей жертвенных животных. Найдены черепки 12 сосудов, два бронзовых наконечника стрел. Для Бегазы-Дандыбаевской культуры характерны высокие, круглые, прямоугольные мавзолеи знати, построенные из скальных камней.  

Рост населения привел к тому, что в эпоху поздней бронзы произошел переход к полукочевому скотоводству, что привело к повышению продуктивности скотоводства, увеличению поголовья скота. При полукочевом скотоводстве женщины и дети жили в поселении, занимались земледелием, а мужчины и подростки следовали за скотом на пастбище. Осенью они возвращались. В то же время население занималось поливным земледелием.

Верблюд был приручен эпоху в эпоху бронзы, т.е. во 2 тысячелетии до н.э. Об этом свидетельствуют найденные кости этих животных в Центральном и Западном Казахстане.


2. Прием «Работа с историческим источником»: чтение и анализ источника. Отвечают на вопросы (в парах):

Кто такой Алькей Маргулан? (казахский учёный, археолог, историк)

Что такое Бегазы? (могильник (захоронения) периода позднего бронзового века)
Что такое Дандыбай? (могильник (захоронения) периода позднего бронзового века)

Что такое менгиры? (вертикально вкопанные камни устанавливались как одиночно, так и группами (овальные и прямоугольные) на местах захоронений)


Дайте характеристику Бегазы – Дандыбаевской культуре, завершив предложения:


1. Разработка рудных месторождений меди, олова, золота начинается……...

2. Взлет культуры эпохи бронзы выпадает на………

3. На смену андроновской культуре пришла ………… культура
4. Бегазы – Дандыбаевская культура относится к периоду …………………
5. Большинство погребений Бегазы-Дандыбаевской культуры представлено……

6. Могильники Бегазы и Дандыбай обнаружены археологами в .

7. Памятники Бегазы – Дандыбаевская культуры изучал ………

8. Основание могильников обклады­вали каменными валунами..

9. Рост населения привел к тому, что в эпоху поздней бронзы произошел переход к …………………

10. Верблюд был приручен эпоху в эпоху бронзы, т.е. в ……..

3. Приём «Фишбоун», при помощи которого можно выявить проблемы и пути их решения, выявить причинно-следственную связь.

Определите причины и последствия появления Бегазы-дандыбаевской культуры на территории Центрального Казахстана.


4. Заполнить таблицу «Особенности Бегазы-дандыбаевской культуры».



5. Написать историческое заключение: «Каковы особенности памятников эпохи бронзы, найденные на территории Казахстана?».

Ученики в парах анализируют новый материал, составляют вопросы, выявляют причинно-следственную связь, делают вывод.


Формативное (взаимное оценивание)













Стратегия «Стикер»

Оценивание для обучения











Критическое мышление




Лидерство



Диалогическое обучение


Саморегулируемое обучение


Таблица ЗХУ, учебник: История Казахстана. Учебник для 5 кл. общеобразовательной школы. Б.Е.Кумеков, Т.С.Жумаганбетов, К.С.Игликова.-Алматы: «Атамура», 2017.

РЕФЛ

Е

К

СИЯ

3 мин

Анализ урока, домашнее задание

1) анализ вопросов (знание, понимание, применение) – перекрестный опрос по новой теме

2) обсуждение учащимися своих успехов в достижении цели урока;

3) Что нового вы узнали? Что было интересно? Чему научились? Что осталось непонятным?

4) Оценивание индивидуальной работы, работы в парах, группах.

5) Домашнее задание: §§ 14-15, стр. 42 – 47 учить, ответить на вопросы.

Ученики отвечают на вопросы, показывают умение обосновывать свое понимание; оценивают друг друга, зап. дом. зад. в дневники

Самооценивание и взаимооценивание


Лидерство


Критическое мышление


Анализ урока

Что удалось?

Поставленные цели урока достигнуты. 

Что не удалось?

-

Что можно улучшить?

Действия, направленные на развитие умений самооценки и самоконтроля учащихся.










Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!