Рассматриваем письменность, литературу. - Внимательно посмотрите на ряд понятий и дат (здесь есть и лишние) и составьте, используя выбранные вами слова и дату, предложение, которое поможет нам начать знакомиться с письменностью и литературой Древней Руси. 863 г., азбука, Ярослав Мудрый, Кирилл, Мефодий, школа, церковь, «Александрия». - Составляют предложение: В 863 году Кирилл и Мефодий создали славянскую азбуку. Вопросы на повторение: - Кто такие Кирилл и Мефодий? - Можно ли сделать вывод о том, что древнерусская культура была связана с культурой других славянских государств? Если да, то докажите. - Неиспользованные вами слова также имеют непосредственное отношение к письменности Древней Руси. С помощью текста учебника (стр. 62) или вспомнив материал, изученный нами ранее, объясните эту связь. (крещение Руси способствовало развитию грамотности) Вопросы на повторение: - Когда было принято христианство на Руси? При каком князе? Какое значение имело принятие христианства для развития грамотности, литературы? При каком князе особенно активно развивалась письменность, грамотность? - Почему в те времена книга считалась самым дорогим и ценным подарком? (вспоминаем о рукописном характере, дорогом материале, миниатюрах). - Да, несомненно, развитию грамотности на Руси способствовало создание азбуки. Букварь – он стал всему основа. С него мы начали судьбу. Вошло берестяное слово Не только в терем, но и избу, И вот до нас дошли, как чудо, Ручьем пробившись сквозь пласты, Живая речь простого люда – Обрывки жухлой бересты. - Какой вывод можно сделать на основании этого стихотворения? (Русский народ был грамотным, писали на бересте) - А что же читали в то далёкое время наши предки? И кто создавал первые произведения на русском языке? В монастырской келье узкой, В четырех глухих стенах О земле о древнерусской Быль записывал монах.
- О ком идёт речь? (Вспоминаем Нестора и Повесть временных лет) К какому жанру относится данное произведение? Рассматриваем жанры литературы. - Работая с текстом учебника (стр. 63), определите жанры русской литературы, укажите особенности каждого жанра, приведите примеры (в таблице или схеме на рабочем листе). Вопросы по прочитанному тексту: - Что и кого прославляет митрополит Илларион в своём произведении «Слово о Законе и Благодати»? Как вы думаете, за что он прославляет этих князей? - Какая идея является основной в его произведении? Согласны ли вы с этой идеей? Приведите примеры из истории, доказывающие величие русского народа. |