СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка урока по истории России 6 класс "Культура Древней Руси".

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель урока: сформировать у учащихся представление об особенностях культуры Древней Руси, её истоках и влиянии других народов на её формирование; о её связи с современностью.

Просмотр содержимого документа
«Разработка урока по истории России 6 класс "Культура Древней Руси".»


Тема урока: Культура Древней Руси. (6 класс) - 2 часа.

Цель урока: сформировать у учащихся представление об особенностях культуры Древней Руси, её истоках и влиянии других народов на её формирование; о её связи с современностью.

Задачи:

- дать характеристику особенностей архитектуры, литературы, живописи, устного народного творчества Древней Руси;

- подвести учащихся к выводу о самобытности, уникальности русской культуры;

- подвести учащихся к определению роли принятия христианства в процессе развития культуры;

- продолжить формирование умений работать в группах, индивидуально, в парах анализируя различные источники информации, делая выводы;

- формировать уважительное отношение к культурному наследию русского народа.



УУД:

- личностные: установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом; нравственно-этического оценивание содержания урока на примере пословиц, былин;

- регулятивные: целеполагание, планирование, контроль и оценка деятельности;

- познавательные:

общеучебные: поиск и выделение необходимой информации из различных источников (текст учебника и дополнительного материала, иллюстрации, музыка, видеоматериал, структурирование знаний (таблица, схемы), смысловое чтение, умение сжато передавать содержание текста;

логические: установление причинно-следственных связей, построение логической цепи рассуждений, доказательство; анализ текста с целью определения особенностей культуры; постановка и решение проблемы

- коммуникативные: планирование учебного сотрудничества, инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации, управление поведением партнера — контроль, коррекция, оценка действий партнера.


Тип урока: урок изучения нового материала.

Материалы к уроку:

Учебник Данилов А.А. История России с древнейших времён до конца XVI века. 6 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений / А.А. Данилов, Л.Г. Косулина. – М.: Просвещение, 2012

Раздаточный материал: индивидуальные рабочие листы, задания для работы в группах

Презентация, видеофильм, музыка (колокола и гусли)


Ход урока.

  1. Актуализация и постановка задач урока.

    1. Организационный момент.

    Приветствие учащихся и гостей.

    1. Мотивационный этап

    - На фоне музыки и видеоряда – слова "О, светло светлая и прекрасно украшенная земля Русская! Многими красотами прославлена ты.. .Всем ты преисполнена, земля Русская..."

    Как вы думаете, о чём у нас пойдёт речь сегодня на уроке?

    - Почему нам с вами, изучая историю своей страны, нужно особое внимание обращать на культуру?

    1. Постановка задач урока.

    - А что включает в себя понятие культура?

    (По ходу высказываний учащихся – записываем на доске: архитектура, живопись, литература, музыка, устное народное творчество и т.д.)

    - Определяем последовательность изучения вопросов плана.

    (Последовательность определяют сами дети при соблюдении двух условий: традиции, обычаи изучаем на следующем уроке, живопись изучаем после архитектуры – условия записаны на обратной стороне доски – показать в момент составления плана.)



    (Личностные УУД)

    Определение темы урока.

    Записываем тему.







    Целеполагание + планирование (Регулятивные УУД)

  2. Изучение нового материала.

1. Рассматриваем истоки и главные особенности культуры.

- Но прежде чем мы с вами рассмотрим отдельные составляющие культуры древней Руси, давайте узнаем, как авторы вашего учебника определяют её главные особенности.

Посмотрите внимательно на рабочие листы и сформулируйте первое задание, которое необходимо выполнить.


МОТИВ: _________________



ОСНОВА _________________

________________________

________________________



Вопросы по прочитанному материалу:

- Как вы понимаете, что такое патриотизм? (стр. 68 – определение понятия).

- Приведите примеры из отечественной истории, доказывающие, что нашему народу присуще чувство патриотизма.

- В каких направлениях культуры особенно чувствовалось влияние Византии?

-

- Сделайте вывод по заполненной нами схеме.

Вывод: Таким образом, культура Древней Руси формировалась под влиянием соседних народов и проживающих на этой территории племён.


Формулировка задания, работа с текстом и заполнение пропусков в схеме (структуризация материала) (Познавательные – о- УУД)

Самопроверка (+) (Регулятивные УУД)

Ставлю большой знак вопроса – объясните почему? (В ходе урока – доказать или опровергнуть эти особенности) (Позн. – Л)






Вывод делают учащиеся, в случае затруднения помощь учителя.


Рассматриваем устное народное творчество.

- Понятие устное народное творчество для вас не является чем-то новым, незнакомым. Вспомните, на каком уроке вы уже с ним встречались? Что включает в себя устное народное творчество?

Задание на выбор:

  1. Отгадать загадки.

Скручен, связан, По избе пляшет.

Четыре брата на свете: Два меньшие впереди, Два большие позади, Спешат, бегут, Друг друга не догонят.

Мать толста, Дочь красна, Сын храбер, Под небеса ушел.

Около прорубки Стоят белые голубки.

Один до двенадцати родил, А двенадцать семь породило, Из семерых четыре выросло.

  1. Составить и пояснить пословицы.

Веревка крепка с повивкою,

а человек друзьями.

Дерево держится корнями,

в доме помогают.

И стены

чужая – мачеха.

Правда из воды,

а человек – с помощью.

Родимая сторона – мать,

ни жизни, ни сил не жалей

Человек без Родины,

из огня спасает.

Для Родины своей

что соловей без песни

Веревка крепка с повивкою, а человек – с помощью.

Дерево держится корнями, а человек друзьями.

И стены в доме помогают.

Правда из воды, из огня спасает.

Родимая сторона – мать, чужая – мачеха.

Человек без Родины, что соловей без песни.

Для Родины своей ни жизни, ни сил не жалей.

После работы в парах – совместно делаем вывод о том, чему учат, о каких качествах русского народа говорят?


А из какого произведения взяты такие строки?

Из того ли то из города из Мурома,
Из того села да Карачарова
Выезжал удаленький дородный добрый молодец.
Он стоял заутреню во Муроме,
А й к обеденке поспеть хотел он в стольный Киев-град.

- О ком слагались былины?

- Строчки из какой былины вы сейчас слышали? (Об Илье Муромце и Соловье разбойнике).

Ваши любимые былинные герои? Откуда вы о них узнали? Можно ли утверждать, что в мультфильмах и фильмах герои и их поступки изображены точно как в былинах?

- Какие качества, прославляемые в былинах, вы цените сегодня?


(Познавательные – о- УУД)


Работа с текстом в парах.

(Коммуникативные УУД)


Веник.

 Колесы.

 Печь, огонь, дым.

 Зубы.

 Год.













(Личностные УУД).




Вспоминаем былины.






Анализ собственного опыта. (Личностные УУД).




Рассматриваем письменность, литературу.

- Внимательно посмотрите на ряд понятий и дат (здесь есть и лишние) и составьте, используя выбранные вами слова и дату, предложение, которое поможет нам начать знакомиться с письменностью и литературой Древней Руси.


863 г., азбука, Ярослав Мудрый, Кирилл, Мефодий, школа, церковь, «Александрия».

- Составляют предложение: В 863 году Кирилл и Мефодий создали славянскую азбуку.

Вопросы на повторение:

- Кто такие Кирилл и Мефодий?

- Можно ли сделать вывод о том, что древнерусская культура была связана с культурой других славянских государств? Если да, то докажите.


- Неиспользованные вами слова также имеют непосредственное отношение к письменности Древней Руси. С помощью текста учебника (стр. 62) или вспомнив материал, изученный нами ранее, объясните эту связь.

(крещение Руси способствовало развитию грамотности)

Вопросы на повторение:

- Когда было принято христианство на Руси? При каком князе? Какое значение имело принятие христианства для развития грамотности, литературы? При каком князе особенно активно развивалась письменность, грамотность?


- Почему в те времена книга считалась самым дорогим и ценным подарком? (вспоминаем о рукописном характере, дорогом материале, миниатюрах).

- Да, несомненно, развитию грамотности на Руси способствовало создание азбуки.

Букварь – он стал всему основа.

С него мы начали судьбу.

Вошло берестяное слово

Не только в терем, но и избу,

И вот до нас дошли, как чудо,

Ручьем пробившись сквозь пласты,

Живая речь простого люда –

Обрывки жухлой бересты.

- Какой вывод можно сделать на основании этого стихотворения? (Русский народ был грамотным, писали на бересте)


- А что же читали в то далёкое время наши предки? И кто создавал первые произведения на русском языке?

В монастырской келье узкой,
В четырех глухих стенах
О земле о древнерусской
Быль записывал монах.

- О ком идёт речь? (Вспоминаем Нестора и Повесть временных лет) К какому жанру относится данное произведение?

Рассматриваем жанры литературы.

- Работая с текстом учебника (стр. 63), определите жанры русской литературы, укажите особенности каждого жанра, приведите примеры (в таблице или схеме на рабочем листе).


Вопросы по прочитанному тексту:

- Что и кого прославляет митрополит Илларион в своём произведении «Слово о Законе и Благодати»? Как вы думаете, за что он прославляет этих князей?

- Какая идея является основной в его произведении? Согласны ли вы с этой идеей? Приведите примеры из истории, доказывающие величие русского народа.






Вспоминаем материал всеобщей истории.


(Познавательные – о- УУД)






Поиск информации в тексте.











Анализ стихотворения, выводы.


















(Познавательные – о- УУД)

Индивидуальная работа с текстом, заполнение схемы или таблицы (на выбор)


- После выполнения работы осуществляем взаимопроверку (ставим +)




Рассматриваем архитектуру и живопись.

- Как вы думаете, какой материал стал основным в архитектуре или по-другому зодчестве Древней Руси?

- Несомненно, основным материалом было дерево. Но, всё же, начиная с 10-11 века на Руси стали появляться каменные строения. Как вы думаете, что строили из камня?


Работая в группах, рассмотрите особенности архитектуры Древней Руси.


Задание 1. Рассмотрев рисунки, на которых даны изображения деревянных строений, и воспользовавшись текстом на стр. 64 выберите из предложенного перечня только черты русского деревянного зодчества (подчеркните их).

Многоярусность строений, одноярусные строения, наличие большого количества пристроек, резьба по дереву, множество скульптуры, отсутствие каких-либо пристроек, увенчание строений башенками и теремами, роспись красками.


Задание 2. Вспомните особенности архитектуры Византии и подпишите (используя данные вам понятия) основные части храма, а также название стиля, который утвердился в архитектуре Руси.
















ПРИТВОР, АЛТАРЬ, АПСИДА, БАРАБАН, КУПОЛ.


Задание 3. Из предложенных вам каменных храмов с помощью текста учебника (стр. 65-67) выберите только те, которые были созданы в Древнерусском государстве в 10-12 веках. Рядом с изображением поставьте галочку.


Задание 4. Укажите с помощью текста на стр. 65-66 верные высказывания о Софийском соборе в Киеве.

  1. Построен в XI веке.

  2. Построен в XII веке.

  3. Сооружался по образцу римских церквей.

  4. Являлся первым каменным храмом на Руси.

  5. Сохранился в первозданном виде.

  6. Купол собора был украшен мозаикой.

  7. Сооружался по образцу византийских храмов.

После работы в группах осуществляем взаимопроверку.

- Заполнение схемы на экране.

- Прикрепление рисунков храмов на доску.

- Записываем цифры на доске

- Зачитываем особенности деревянного зодчества.



Вопросы и выводы:

- Какие из памятников древнерусской архитектуры сохранились до наших дней? Можно ли их отнести к памятникам мирового значения? Почему?


Живопись.

- Рассматривая особенности архитектуры Древней Руси, вы одновременно рассмотрели и особенности ещё один из видов искусства. Какой?

- Как украшались храмы? (Вспоминаем понятия мозаика, фреска, икона) Откуда на Русь пришли эти виды изобразительного искусства?


Таким образом, именно в развитии архитектуры и живописи Древней Руси чувствовалось особенно сильно влияние Византии.








Работа в группах с раздаточным материалом и текстом учебника.

(Познавательные – о- УУД)

(Коммуникативные УУД)







































Подведение итогов работы в группе, коллективная проверка, оценка работы в группе.




Рассматриваем художественное ремесло.

Стратегия работы с текстом.

- Стратегия предтекстовой деятельности (приём глоссарий)

Какие понятия мы сможем объяснить, работая с пунктом «Художественное ремесло»?

Что нам нужно сделать для того, чтобы уметь правильно объяснять эти понятия?

- Стратегия текстовой деятельности (чтение с остановками)

По ходу чтения – рассматриваем иллюстрации.

- Стратегия послетекстовой деятельности. (возвращаемся к понятиям)

Выполните задание 3 в рабочей тетради на стр. 18

(Познавательные – о- УУД)




Музыка.

- В начале нашего урока вы слышали музыку. Можете сказать, какой музыкальный инструмент вы слышали? (ГУСЛИ)

- Во время групповой работы вы также слышали звуки? Что звучало? (КОЛОКОЛА)

(Познавательные – о- УУД)



  1. Первичное закрепление материала. (Регулятивные УУД)

- Возвращаемся к задачам урока.

Все ли поставленные нами пункты плана мы рассмотрели?

- Можно ли убрать знак вопроса и согласиться с авторами вашего учебника? (Возвращаемся к первой схеме и ещё раз доказываем правильность выделенных авторами особенностей культуры)

- Какое значение для дальнейшего развития русского народа имела культура Древней Руси?

- Была ли культура Древней Руси связана с общемировой культурой?


- А все ли составляющие культуры русского народа мы рассмотрели на уроке? (Не рассмотрели быт, поэтому продолжим на следующем уроке)

  1. Домашнее задание.

Р.Т. – стр. 17-18 зад. 1,2,3,4,5; понятия учить

По желанию: составить кроссворд на тему «Культура Древней Руси»

рисунок Древнерусского храма.




Скачать

© 2016, 1372 58

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!