Урок истории России 6 класс.
Тема: Военное дело в Древнерусском государстве.
Цель: дать представление о славянских воинах.
Задачи:
Образовательные:
- сформировать знания об организации военного дела на Руси;
- сформировать представление и понятие о видах оружия;
- познакомить с понятием патриот России;
- показать храбрость, военные умения славян.
Развивающие:
- расширить знания учащихся о различных видах русского оружия XII века;
- обогащать словарный запас учащихся;
- развивать логическое мышление, воображение, память.
Воспитательные:
- вызвать чувство восхищения и уважения к славянским воинам, богатырям;
- прививать стремление к физическому совершенству на их примере;
-воспитывать чувство патриотизма.
Тип урока: Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.
Ход урока
Мотивация. Создание проблемой ситуации.
- Ребята, на экране вы видите знаменитую картину художника Виктора Васнецова. Кто знает ее название? («Богатыри»)
- Как вы думаете, а как будет звучать тема нашего урока?
- Поставим цели на урок. Чему вы хотели бы научиться? Что хотели бы узнать?
Мы познакомимся… (Познакомиться…)
Мы узнаем… (Узнать…)
Мы вспомним… (Вспомнить)
Мы повторим… (Повторить…)
Мы научимся…(Научиться…)
- Чтобы достичь поставленной цели, какие задачи вы будете решать?
Я хочу узнать…
Я хочу научиться…
Я хочу понять…
- Как вы думаете, почему вам, ученикам кадетской школы, эта тема особенно важна?
- Не случайно мы сегодня вспомнили о богатырях.
- Кто такие богатыри?
Я предлагаю вам прочитать, как В. Даль дал характеристику слову богатырь.
- Каким же был славянский воин,богатырь?
- Физических доблестей недостаточно. Прежде всего, богатырь –человек умный, честный, справедливый, патриот, защитник земли русской.
- Кого мы называем патриотом?
- Былинный богатырь – одиночка, в борьбе за справедливость он без страха идет на опасность и всегда побеждает. Главное, им движет желание постоять за людей, веру и правду. Но в жизни одному не победить в бою. Недаром, русская пословица гласит: «Один в поле не воин», поэтому, славянские воины образовывали военные отряды – ДРУЖИНЫ.
- Познакомимся с новыми словами- терминами и запишем их в тетрадь.
Ратник – воин.
Богатырь – человек рослый, дородный, дюжий и видный; необычайный силач; смелый и удачливый, храбрый воин.
Дозорный – воин, который следит за приближением врагов.
Дружина – княжеское войско.
Патриот –человек, преданный своему народу, любящий своё отечество, готовый на жертвы и совершающий подвиги во имя интересов своей родины.
Колчан – сумка для стрел.
Секира – боевой топор.
Палица (булава) – тяжелая палка с утолщением на конце.
Мы сегодня отправимся в путешествие по трем дорогам.
1. «Историческая личность»
2. «Богатырские доспехи»
3.«Современный «богатырь»
Историческая личность.
- Кого из исторических личностей Древней Руси вы бы могли назвать богатырями?
Таких героев в истории нашего государства было немало, и по ходу изучения истории России мы будем с ними знакомиться.
- А теперь мы отправляемся на дорогу «Богатырские доспехи».
- Мы уже знакомились с обмундированием средневекового рыцаря. Я думаю, вы знакомы со многими видами вооружения.
- Чем же были вооружены славянские воины?
Задание:
- на столах лежат карточки с названиями видов оружия и их характеристики. Вам нужно поработать в парах и соотнести названия с характеристиками.
Работа в парах.
- Нужно пойти к доске и показать тот вид оружия, о котором читают характеристики ребята.
Доспехи в старину стоили немалых денег. Их берегли, передавали по наследству, считали дорогим подарком.
- А сейчас мы отправимся в путешествие по третьей дороге
«Современный богатырь – кто он?»
- Как вы думаете, а в наше время есть богатыри?
- Что нужно, чтобы стать настоящим, современным богатырем?
- Быть современным богатырем это значит быть патриотом, значит быть справедливым, честным, ответственным человеком, то есть нести ответственность не столько и не только за себя, сколько за народ и страну, то есть, по сути, за дом, в котором ты проживаешь.
- Быть патриотом значит помнить прошлое, своих предков, их заветы и воспоминания и бережно хранить их для будущих поколений, передавая всё, что удалось запомнить и сохранить из уст в уста, из поколений в поколение. Быть патриотом значит проявлять уважение не только к своему народу и роду, но и к другим народам, значит понимать, что ты не одинок на планете Земля. А это значит, что патриот всеми силами должен стремиться к миру и согласию между народами, живущими по всей земле.
- Патриот – это тот человек, который любит людей независимо от их национальности, расовой принадлежности и прочих признаков, отличающих один народ от другого.
Рефлексия:
Игра: ПРОДОЛЖИ СЛОВО
П…..
А….
Т….
Р…..
И…..
О…..
Т…….
- Сегодня мы поговорили о наших предках – славянах, о героях – богатырях, от которых и пошла слава русских воинов. Эти герои сражались, защищая русскую землю и, конечно, они достойны того, чтобы сегодня мы ещё раз вспомнили о них.
Домашнее задание: выполнить на карточке.
Самостоятельная работа по теме:
«Славянские воины и богатыри».
Вставь пропущенные слова:
Славяне были сильными, _______________, _____________,
________________ . Они проявляли в боях ______________ и __________________. Весь народ поднимался на защиту своей __________________. Основным оружием славян были __________________, ____________________, ___________________, _____________________, ______________________, _________________.
Славянское племя имело свою ______________________.
Воинов дружины называли ______________________.
Среди славянских воинов в бою всегда кто – то отличался своей силой, смелостью, боевым умением. Таких воинов называли ________________________. О боевых подвигах богатырей складывались песни, былины, легенды. Славяне любили своих __________________________. Вечно в памяти народа будут жить их великие __________________.
«Одень воина – богатыря и исключи лишнее слово».
Шапка, копьё, сарафан, лук со стрелами, автомат, булава, палица, кольчуга, пистолет, граната, секира, лапти, щит, меч, колчан, шлем, мундир.
Подчеркни лишние слова.
Самостоятельная работа по теме:
«Славянские воины и богатыри».
Вставь пропущенные слова:
Славяне были сильными, _______________, _____________,
________________ . Они проявляли в боях ______________ и __________________. Весь народ поднимался на защиту своей __________________. Основным оружием славян были __________________, ____________________, __________________, _____________________, ______________________, ____________________.
Славянское племя имело свою ______________________.
Воинов дружины называли ______________________.
Среди славянских воинов в бою всегда кто – то отличался своей силой, смелостью, боевым умением. Таких воинов называли ________________________. О боевых подвигах богатырей складывались песни, былины, легенды. Славяне любили своих __________________________. Вечно в памяти народа будут жить их великие __________________.
«Одень воина – богатыря и исключи лишнее слово».
Шапка, копьё, сарафан, лук со стрелами, автомат, булава, палица, кольчуга, пистолет, граната, секира, лапти, щит, меч, колчан, шлем, мундир.
Подчеркни лишние слова.