СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка урока по литературному чтению .А. Куприн « Скворцы», Н. Сладков «Скворец – молодец».

Нажмите, чтобы узнать подробности

Орг.момент урока. II Эмоциональный настрой. - Посмотрите на доску и выберете один конверт, который вам больше всего понравился. - Сегодня мы продолжаем работать над большим разделом «Весна, весна красна…» - Какие изменения происходят в природе весной? (природа оживает) - Что происходит с животными после зимы? (звери просыпаются после зимней спячки) - А с птицами? (птицы прилетают из теплых стран) - Какие птицы прилетают из теплых стран раньше других? (скворцы, грачи, ласточки утки, жаворонки…) А как вы думаете, для чего писатели вообще изображают природу? (Чтобы читатели насладились ее красотой; чтобы люди берегли природу; чтобы мы любили свою Родину). Все, что вы сказали – верно. Но очень часто изображение природы помогает поэтам, писателям, музыкантам и художникам охарактеризовать персонаж, и помочь нам через отношение к природе понять, насколько мы человечны, ответственны и добры. Именно такую задачу, прежде всего, ставят они перед нами, обращаясь к теме природы. На какие группы мы можем разделить портреты этих известных людей. (поэты: А.Фет, А.Пушкин, С.Есенин, Ф.Тютчев и писатели А.Куприн, Н.Сладков). Сегодня мы познакомимся с произведениями этих двух замечательных писателей. - Как вы думаете, что общего между ними? - И А.Куприн, и Н.Сладков безумно любили природу, животных и воспевали их в своих произведениях) - Современники Куприна не раз писали о поразительном отношении писателя к животным: перебиваясь с хлеба на воду, он мог приютить бездомную собаку. - Куприн постоянно восхищался лошадьми, их грациозностью и благородством. - На каком-то своем особом языке разговаривали они с птицами и животными. - Этих писателей всегда волновал вопрос о том, каково место человека в природе, как он влияет на нее. Безусловно, технический прогресс несет человеку благо, но при этом не следует забывать обо всем живом и беззащитном, что нас окружает, потому что, разрушая природу, человек губит и себя самого.

Просмотр содержимого документа
«Разработка урока по литературному чтению .А. Куприн « Скворцы», Н. Сладков «Скворец – молодец».»

ТЕМА: «А. Куприн « Скворцы», Н. Сладков

«Скворец – молодец».


  • Учебный предмет: Литературное чтение.

  • УМК: «Начальная школа XXI века».

  • Тема урока: А. Куприн « Скворцы», Н. Сладков

« Скворец – молодец».

  • Тип урока: объяснение нового материала.

  • Задачи урока:

Цель деятельности педагога: создать условия для ознакомления с произведениями о родной природе, формирования умений видеть красоту родной природы , выраженную в художественном слове.

Задачи:

Образовательные: продолжить знакомство с произведениями о весне; обучать осознанному выразительному чтению, включить учащихся в эмоционально – творческую деятельность; совершенствовать навыки работы с текстом; расширить словарный запас детей, формировать читательские умения (сравнивать произведения разных жанров, выполнять задания по теме чтения).

Развивающие:  создать условия для развития творческого воображения и творческой активности детей, умения высказывать свои мысли и аргументировать их, эмоциональной сферы детей, ассоциативного мышления, внимания, памяти, речи.

Воспитательные: создать на уроке атмосферу любви и интереса к живой природе, к окружающему миру, сострадания к «братьям меньшим», воспитывать бережное отношение к природе; воспитывать коммуникативную направленность личности, уважительное отношение к ответам товарищей; решение нравственных проблем на основе анализа текстов художественных произведений.

  • Ожидаемые результаты (предметные; метапредметные: познавательные, коммуникативные, регулятивные; личностные)

Универсальные учебные действия:

личностные (самоопределение, смыслообразование, морально – этическая ориентация):

-осознавать значимость чтения;

-проявлять эмоциональную отзывчивость на прочитанное;

-высказывать свою точку зрения и уважать мнение собеседника;

- воспитывать доброжелательное отношение между учащимися при работе в парах;

- формировать чувства прекрасного на основе художественных текстов;

метапредметные:

регулятивные (управление своей деятельностью, контроль и коррекция, инициативность и самостоятельность):

-удерживать цель деятельности до получения ее результата;

-вносить изменения в процесс с учетом возникших трудностей и ошибок;

познавательные (работа с информацией, работа с учебными моделями, выполнение логических операций):

-воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи.

-осуществлять процессы анализа, синтеза, обобщения, строить рассуждения, приводить примеры;

коммуникативные (речевая деятельность, навыки сотрудничества):

-воспринимать текст с учетом поставленной учебной задачи;

- находить в тексте информацию , необходимую для ее решения;

- описывать объект: уметь передавать его внешние характеристики, используя выразительные средства языка;

-работать в парах;

предметные:

-научиться различать жанры произведений;

- научиться инсценировать отдельные эпизоды произведения в парах;

-находить информацию о произведении и книге (фамилия автора, жанр, тема).

  • Оборудование

1.Учебник Литературное чтение (часть вторая) .Автор : Л.А. Ефросинина. Москва. « Вентана-Граф», 2012 г.

2. Рабочая тетрадь №2 .

3. Мультимедийный проектор с презентацией к уроку.

  • Исходный уровень знаний и умений обучающихся для изучения данной темы: обучающиеся умеют читать по слогам и целыми словами; воспринимать и понимать доступные произведения, различать их по основным темам и жанрам; выразительно читать наизусть небольшие стихи и отрывки из прозы; под руководством учителя обучающиеся пробовали сочинять стихи, сказки, загадки, рассказы; умеют составлять синквейны, работать с кластером; составлять модель обложки к произведению ; обучающиеся уже знакомы с произведениями некоторых писателей в разделе «Весна, весна красная…» ( Н. Сладков, Г. Скребицкий и др.)

  • Этапы урока и хронометраж

1.Организационный момент. 2 мин.

2. Проверка домашнего задания. 3 мин.

3.Речевая разминка. 2 мин.

4.Работа со « Слоговичком». 2 мин.

5. Актуализация знаний. 3 мин.

6. Первичное восприятие. 5 мин.

7.Проверка первичного восприятия 5 мин.

8. Физкультминутка. 3 мин.

9. Вторичное восприятие и анализ текста. 7 мин.

10. Самостоятельная работа со сказкой - стихотворением. 6 мин.

11. Итог урока. 2 мин.

12. Рефлексия. 3 мин.

13. Домашнее задание. 2 мин.

  • Содержание урока:

№ п/п

Этап урока


Деятельность учителя и обучающегося

Формирование УУД

1.

Организационный момент.

(Мотивация к учебной деятельности)

Прозвенел звонок для нас.

Все зашли спокойно в класс.

Встали все у парт красиво,

Поздоровались учтиво.

Тихо сели, спинки прямо.

Вижу, класс наш хоть куда.

Мы начнём урок, друзья.   

Девиз нашего урока:

Удивительное рядом, умей видеть и наблюдать”.


Регулятивное УУД: выполнение пробного учебного действия

Коммуникативное УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

Личностное УУД: самоопределение

2.

Проверка домашнего задания

Чтение рассказа Н.Сладкова «Снег и Ветер» по ролям.


Коммуникативное УУД:

умение слушать собеседника, умение договариваться с соседом.

Познавательное УУД: умение читать по ролям

3
















4.
















Речевая разминка















Работа

со «Слого-вичком»


  1. Дыхательная гимнастика.

–Сели ровно, руки на коленях, подышали. На ладони последняя снежинка, подуем на неё 3 раза ; как можно дольше-улетела.

  1. Работа со скороговоркой.

-Вспомните скороговорку, где встречается [ш]

(Шесть мышат в шалаше шуршат.)

-Ребята, как мы можем прочитать эту скороговорку?

(Тихо - медленно; быстрее - громче; быстро-громко: с прохлопыванием ритма ).

Хором.

-Кто хочет прочитать?


-Найдите букву «ша».

-Что вы можете сказать о [ш]?

-Назовите его пару.

(Дети в парах читают строчки со слогами)



-Посмотрите на доску, что я зашифровала?

-Чем может быть это предложение?

Дети предлагают разные варианты.

(Загадка, пословица, поговорка, просто предложение).


- Скажи соседу свое предложение. Обсудите вместе, чем оно является.

С 3 20 2 34 67 1 й, а 34 28 м с 6 55

Сначала подумай, а потом скажи.


-Как вы понимаете эту пословицу?

-А какая орфограмма встретилась?

(Жи пиши с буквой и.)


Коммуникативное УУД: умение слушать

собеседника.

Познавательное УУД: использование общего способа действия

Регулятивное УУД: умение осуществлять самоконтроль







Коммуникативное УУД: умение слушать

собеседника



Познавательное УУД: словесно-логическое мышление; общеучебные умения (знаково- символические действия); постановка проблемы.

Регулятивное УУД: умение осуществлять взаимный контроль.

Коммуникативное УУД: умение слушать собеседника; вступать с ним в учебный диалог.

5.

Актуализация знаний

-Вспомните, какими словами заканчивается сказка Г. Скребицкого «Весна — художник»? 

(«А сколько птиц в лесу и в полях! И для каждого из них весна придумала важное дело»). 
— Именно об этих важных делах мы сегодня и поговорим.

- Определите тему урока.( На доске запись :А.Куприн « Скворцы»).




Прогнозирование по заголовку.

-Подумайте , пожалуйста, о чем может идти речь в рассказе с названием

« Скворцы»

- Можем ли мы предположить , кто будет главным героем рассказа?

- Мы выслушали все предположения , хотите проверить , кто окажется прав ?

Коммуникативное УУД: аргументация своего мнения и позиция в коммуникации.

Познавательное УУД: подведение под понятие .

Коммуникативное УУД: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью

Регулятивное УУД: формирование действия прогнозирования.

Коммуникативное УУД: учет разных мнений

6.












7.













8.

Первичное восприятие










Проверка первичного восприятия











Физкультминутка

Комбинированное чтение рассказа учителем и хорошо читающими детьми .


Беседа:

- К какому жанру относится это произведение?

-Кто догадался правильно о том, какое содержание будет у рассказа?

- Понравилось ли вам произведение?




- Какой момент рассказа вам показался самым интересным?

-Кто главные герои?

Демонстрация слайдов « Скворцы»









-Давайте отдохнем. Кто сегодня будет в роли учителя?

Ученик (на нем шапочка мышки) выходит к доске и выполняет движения вместе с классом.

-Вышли мышки как- то раз посмотреть который час. Раз, два, три, четыре! Мышки дернули за гири. Вдруг раздался страшный звон. Убежали мышки вон.


Коммуникативное УУД: адекватное использование речевых средств для решения коммуникационных задач .

Предметное УУД: различение жанров произведений.

Познавательное УУД: установление причинно-следственных связей

Познавательное УУД: осознанное построение речевого высказывания

Коммуникативное УУД: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью .

  

Коммуникативное УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками . 

9.

































































































10.














11.

Вторичное восприятие и анализ текста































































































Самостоя-тельная работа со сказкой-стихотворением « Скворец –молодец» .Н.Сладков






Итог урока

- Ребята, в рассказе встретились несколько «трудных» слов. Давайте потренируемся в чтении этих слов.

Словарная работа:

Подправили- немного исправили

Сажень - старая русская мера длины(2,13 м)

Скворечник - небольшая деревянная будочка , укрепленная на шесте или дереве около дома.

Беспечный - беззаботный , свободный от забот.

Пристально -здесь : внимательно.

Жутко - здесь: страшно.

Истребить - уничтожить , погубить.

Чтение текста учащимися самостоятельно:

в полголоса, шевеля губами, читаем «глазами».

Беседа:

-Сколько частей в этом тексте? О чем говорится в первой части текста, во второй?

-Когда прилетают скворцы ? Найдите точный ответ в тексте.

-Как люди готовятся к прилету скворцов? Прочитайте. Почему все так ждут этих птиц?





Работа в парах:

-Найдите в тексте и прочитайте, как скворцы выселяют воробьев.

-Как мы будем готовиться к выразительному чтению этого отрывка?





Давайте вспомним памятку №1 «Прочитай выразительно».

(Внимательно перечитаем отрывок, поймем какие чувства волнуют героев , о чем думает каждый персонаж; подумаем кому сочувствует автор)



Инсценировка отрывка.


-Рассмотрите иллюстрацию, найдите в тексте слова , которым она соответствует.



Моделирование обложки произведения:

(На доске лист бумаги для обложки , наверху листа Ф.И.О. автора , внизу – название произведения , а посередине , с помощью условных знаков и цвета , определяют его жанр и тему. Работа с комментариями).






Выборочное чтение:

- Найдите в тексте и прочитайте какую пользу приносят скворцы людям.



-Что мы узнали из произведения А. Куприна о жизни скворцов и их повадках ?




Составим кластер.






















  1. Чтение стихотворения в парах.


-Подумайте, посовещайтесь в паре : чем похоже это произведение на рассказ А.Куприна и чем отличается ? –


-Подумайте, как удобнее показать сходство и отличие произведений. ( На моделях обложек книги)

  1. Работа в тетради с.65 вопрос 1, 2


  1. Взаимопроверка



- Как вы думаете с какой целью автор написал это произведение?

( Чтобы показать свое отношение к природе , к птицам. Чтобы мы видели красоту природы ,берегли ее).


-Составьте синквейн:

1. Наличие проблемы

1в. Скворец( скворец)

2в.: воробьи

2.Самостоятельная деятельность.

3.Организация презентации продукта

( синквейна)

Скворцы

Умные, трудолюбивые.

Прилетели, обустраиваются, поют.

Утром начали свой концерт.

Здорово!



Воробьи.

Хитрые, легкомысленные.

Высовываются, отлетают.

Пришел конец воробьиному хозяйству.

Интересно.


Познавательное УУД: извлечение из текста необходимой информации .

Познавательное УУД: подведение под понятие

Познавательное УУД: сравнение, обобщение

Коммуникативное УУД: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью

Познавательное УУД: смысловое чтение.

Познавательное УУД: построение логической цепи рассуждений, доказательство; классификация.

Познавательное УУД: формирование логических действий

( прием вычитывания)

Коммуникативное УУД: умение слушать собеседника.

Личностное УУД: доброжелательное отношение между учащимися при работе в парах.



Регулятивное УУД: формирование действия планирования.





Познавательное УУД: инсценирование отдельных эпизоды произведения в парах.

Коммуникативное УУД: умение слушать собеседника, управлять поведением партнера.

Познавательное УУД: обучение действию моделирования.


Познавательное УУД: формирование логических действий

( прием вычитывания)

Познавательное УУД: смысловое чтение.



Познавательное УУД: обучение действию моделирования.


Познавательное УУД:

работа по ТКМ, составление кластера



Познавательное УУД: обучение действию моделирования, работа с

учебными моделями.

Коммуникативное УУД: умение слушать собеседника, управлять поведением партнера.






Познавательное

УУД: формирование действий анализа и синтеза.



УУД: умение осуществлять взаимный контроль






Познавательное УУД: умение делать умозаключения




Познавательное УУД: общеучебны е умения; выбор наиболее эффективных способов решения задач.

Познавательное УУД:

смысловое чтение, прием вычитывания; получение нужной информации из учебника

Регулятивное УУД: умение осуществлять самоконтроль,взаи-моконтроль

Познавательное УУД: поиск информации; создание продукта

( учебного проекта-синквейна); умение правильно строить речевое высказывание.

12.

Рефлексия

Проводится в виде игры « Плюс-минус-интересно».

« П»- «плюс»- что понравилось на уроке, информация и формы работы , которые вызвали положительные эмоции.

« М»-«минус» ,что не понравилось на уроке ,показалось скучным , осталось непонятным.

« И»-« интересно»-любопытные факты, о которых узнали на уроке.

  Коммуниктивное УУД: задание, стимулирующее рефлексию

Познавательное УУД: самоконтроль и содержательная самооценка.

13.

Домашнее задание

Работа в тетради:

С.64 № 5( сочини стихотворение с паредложенной рифмой)

---------------------дворец.

---------------------скворец.

Подготовить краткий пересказ первой части произведения, пользуясь памяткой №4 «Перескажи кратко».

Познавательное УУД: выполнение творческого задания


Познавательное УУД: работа с учебными моделями; смысловое чтение; пересказ.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!