СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка урока по обществознанию для 6 класса в соответствии со стандартами ФГОС на тему "Труд- основа жизни"

Нажмите, чтобы узнать подробности

В соответствии с новыми стандартами ФГОС с 2020 г.предмет обществознание начинают изучать школьники с 6 класса.В соответствии с этими нововведениями автор изменил рабочую программу и соответственно изменены подходы ,планы уроков и некоторые методики.В данной разработке представлен план урока,созданный с учетом всех требований и стандартов.Урок оснащен интересными проблемными заданиями с учетом возрастных особенностей шестиклассников.

Просмотр содержимого документа
«Разработка урока по обществознанию для 6 класса в соответствии со стандартами ФГОС на тему "Труд- основа жизни"»

Конспект урока по обществознанию в 6 классе № 15 «Труд – основа жизни»

Характеристика деятельности обучающихся:

Работа с проблемными заданиями.

Знать основные термины и понятия урока: «труд».

Знать виды трудовой деятельности человека.

Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы.

Обучающиеся смогут работать с учебной и внешкольной информацией, использовать современные источники информации.

Выслушивать и принимать во внимание взгляды других людей.

Обучающиеся смогут оценивать деятельность других и сравнивать с результатами своей деятельности.

Цель урока: определение роли и значения труда в жизни человека. 
Задачи урока:
Образовательная: изучить понятия «товар», «услуга», формировать умения различать эти понятия; изучить вопросы оценивания труда человека в современном обществе.
Развивающая: формировать логические операции анализа, сравнения, классификации, обобщения; развивать познавательные процессы.
Воспитательная: способствовать воспитанию культуры труда и уважительного отношения к нему.
Формируемые в ходе урока УУД: личностные, коммуникативные, познавательные, регулятивные.
Планируемые образовательные результаты:
Предметные: формирование умений устанавливать связи между трудом и его результатами, разделять понятия «услуги» и «товар», объяснить причины появления богатства и бедности
Метапредметные: умение задавать вопросы, выдвигать гипотезу, давать определение понятиям, классифицировать, структурировать материал, аргументировать собственную позицию, формулировать выводы и заключения
Личностные: воспитание культуры труда, формирование уважительного отношения к труду
Тип урока: изучение нового материала.
Ход урока:
Организационный момент:
- приветствие учащихся, 
- проверка готовности учащихся к уроку (учебники, тетради, письменные принадлежности),
- объявление критериев оценки.
I. Введение в тему урока. Определение целей и задач урока.
На интерактивной доске слайды с видами профессиональной деятельности.

- Ребята, что объединяет всех этих людей, изображенных на слайдах? (Они работают, трудятся)
Наш народ богат талантами, мастерами своего дела. Таким человеком был замечательный поэт, творивший в начале прошлого века, Валерий Яковлевич Брюсов. Сейчас мы познакомимся с одним из его стихотворений. Оно находится у вас на партах. Но вот беда – одно слово в нём за давностью лет утеряно. Давайте восстановим его!
Учащиеся самостоятельно читают стихотворение, затем идет обсуждение.
В мире слов разнообразных,
Что блестят, горят и жгут, —
Золотых, стальных, алмазных, —
Нет священней слова: («Труд!»)
Троглодит стал человеком
В тот заветный день, когда
Он сошник повел к просекам,
Начиная круг (труда.)
Все, что пьем мы полной чашей,
В прошлом создано (трудом):
Все довольство жизни нашей,
Все, чем красен каждый дом.
Новой лампы свет победный,
Бег моторов, поездов,
Монопланов лет бесследный,
Все — наследие (трудов)! ….
- Какое слово вы вставили в стихотворение?
- Как догадались, что это слово «труд»?
Давайте обобщим нашу беседу, подведем её итог, составив только одно предложение, которое содержало бы основную мысль нашего разговора.
Учащиеся высказывают разные варианты ответа. 
– Труд-основа жизни. Такова тема нашего итогового урока по теме «Труд». 
- Как вы считаете, о чем мы обязательно должны сказать при рассмотрении этой темы? Давайте наметим план:
1. Что такое труд? Каким он бывает?2. Что создаётся в результате труда?
3. Как труд оценивается?
II. Изучение новой темы.
1. Что такое труд? Каким бывает труд.
- Итак, ребята, что же такое труд? 
- Скажите, а какое из ваших определений точное?
- Какие существуют способы получения информации? Где взять точное определение труда? (спросить у взрослого, прочитать в словаре, найти в интернете)
- Используя эти способы, три ученика постараются найти нужную нам информацию. 
Остальным ребятам я предлагаю поработать с таким заданием: используя разные источники информации, я выписала много определений труда. Они перед вами на карточках. Прочитайте внимательно все определения и запишите в свою тетрадь то, которые вы считаете наиболее полным. 
Труд- это…
1) Работа, занятие.
2) Результат деятельности, работы, произведение.
3) Целенаправленная деятельность человека по созданию с помощью орудий труда материальных и духовных ценностей.
4) Усилие, направленное на достижение чего-либо.
Проверка: Что выписали ребята. Какие определения получили три ученика.
Труд различается по содержанию и сложности.

Далеко не каждый человек может работать врачом, программистом, почтальоном. Труд грузчика, к примеру, считается, простым. А вот инженер имеет дело с техникой, приборами, что требует обширных знаний, поэтому такой труд называется сложным. 
Давайте проанализируем профессии ваших родителей, приведем примеры разного рода труда. Для этого поработаем с таблицей:
В первой колонке мы запишем профессии ваших родителей, а во второй- характеристики, подходящие для каждой предложенной профессии.
Профессия Характеристика труда
Шофёр Учитель Художник Домашняя хозяйка Дворник Программист
Продавец Полицейский Агроном
Постоянный - временный, простой - сложный, умственный- физический, оплачиваемый- безвозмездный, добровольный- принудительный, ручной- автоматизированный, творческий- традиционный, коллективный- индивидуальный.
Проверка: 
«Я считаю, что для профессии шахтера подходят характеристики……..»
2. Что создается трудом.
2.1.- Ребята, а зачем человеку трудиться? Что создается трудом?
Чтобы ответить на эти вопросы, предлагаю выполнить вам небольшое задание. У вас есть конверты, в которых лежат карточки. Задание: вы должны выбрать те карточки, которые, на ваш взгляд, являлись бы ответом на поставленный вопрос: что даёт человеку труд? Карточки нужно приклеить к основе и провести стрелки так, чтобы получилась схема. Работать будем по группам (по 4 человека) Время- 5 минут.
Пищу, одежду, возможность самореализации, новые знакомства, умение взаимодействовать, предметы быта, духовные ценности, жилище, богатство
Представление каждой группой своей схему. 
Почему вы выбрали то или иное положение? Объясните.
- Конечно же, ребята, труд дает человеку все необходимое для жизни: пищу, одежду, предметы быта, жилище. 
2.2. - Что такое богатство? Какими средствами его можно достичь? 
Великий английский экономист Адам Смит считал, что «Не на золото и серебро, а именно трудом были изначально приобретены все богатства мира».
- Ребята, а почему говорят, что труд является источником всякого богатства? Как вы думаете?
Назовите антоним слову «богатство». 
Богатство- это все, что ценят люди (запись в тетрадях). 
- Кого называют богатым? 
Организация работы с притчей:
- Послушайте притчу о труде и определите ее основной смысл.
У одного человека было три сына. И вот однажды он умер, оставив каждому из них наследство. Старшему сыну достался большой красивый дом, среднему – корова, ну а самому младшему – топор с рукавицами. Каждый сын занялся своим делом. Старший создал семью и жил вместе с женой и детьми в своем доме. Средний сын решил продавать молоко. А старшему достался самый тяжелый труд – работать топором. 
Прошло несколько лет… Пришло время пожинать плоды своего труда. Старший сын жил, за домом не следил, он у него весь покосился и из большого и красивого превратился в убогий и невзрачный. Средний сын оказался ленивым, и очень скоро его корова стала давать все меньше молока. И только младший сын с помощью своего топора смог не только себе на хлеб заработать, но и дом построить, и корову купить. Позавидовали ему братья. И решили, что топор у брата волшебный, надо его себе забрать и зажить припеваючи. Но не тут-то было. Топор стащили, а ничего не сработало. «Рукавиц не хватает!» - решили они. И присвоили их себе. Снова ничего! А младший брат в это время не горевал. Он купил себе новый топор, лучше прежнего, и продолжал работать. Тогда и поняли братья, что все дело не в топоре, а в трудолюбии и умении. Взяли пример со своего младшего брата, научились трудиться и стали хорошими 
мастерами. 
Высказывание мнений учеников об основном смысле притчи.
- Как вы понимаете слово «благотворительность»?
Организация групповой работы:
Работая в группах, составьте несколько примеров благотворительности в наши дни.

Основное правило русских купцов: «Богатство обязывает!» 
Запись в тетрадях: меценат - покровитель; благотворительность - оказание материальной помощи нуждающемуся. Спонсор - Физическое и юридическое лицо, оказывающее финансовую поддержку кому-либо в обмен на рекламу своей деятельности, продукции. 
2.3. Трудом создаются различные продукты. Среди них - вещи, разные изделия, а также услуги. Например, книги, которые лежат у вас в портфелях, - это изделие. А вот когда вы идете в парикмахерскую или к врачу, вы пользуетесь услугой. 
Продукты труда используются человеком либо для удовлетворения собственных нужд, либо для продажи. Продукт, произведенный на продажу, называется товаром. В товарах, которые вы приобретаете для своих нужд, заключен многообразный человеческий труд.
Рассмотрите рисунки, скажите, что является материальным изделием, а что - услугой (стр. 75 из учебника)
-Давайте запишем в тетрадь определения:
Услуги - это бытовые удобства, предоставляемые кому-нибудь (С.И.Ожегов)

Товар - это продукт труда, изготовленный для обмена, продажи.

2.4. Физкультминутка.Игра «Товары и услуги»
Я называю слова, если это товар - нужно присесть, если услуга - встать, руки поднять вверх.
Стрижка в парикмахерской (у), тетрадь в клетку (т), фотоальбом (т), велосипед (т), поездка в метро (у), книга (т), удаление зуба (у), ремонт сломанного замка на куртке (у), ремонт сломанного телевизора (у), мороженое (т)
3. Как оценивается труд.
- Ребята, а как оценивается труд работника?
Труд людей чаще всего оценивается по количеству сделанного. Но как оценить труд ученого или воспитателя? Важную роль в оценке труда играет качество. Плата за труд составляет заработную плату работника. Качественный труд заслуживает поощрения. Это может быть премия или дополнительная оплата (надбавка), а может быть и благодарность или повышение в должности. Для добросовестного работника важна и моральная оценка его труда (одобрение, похвала), собственная удовлетворенность результатами. За плохую работу может быть наложено взыскание в виде штрафа, а то и последовать увольнение.

Задание: - Вы должны закончить предложения:
Папа за работу на заводе получил __________________________ .
Маша учится в строительном институте и получает __________________ .
Бабушка каждый месяц получает _____________________ .
На младших детей в семье мама получает __________________ .
Все названное выше составляет ________________________ семьи.
Проверка. 1-2 ребенка читают получившийся текст.
III. Подведение итогов урока.
- Наш урок подходит к концу. Давайте вернемся к тем вопросам, которые мы ставили перед собой в начале урока.
Ответили ли мы на них?
Нарисуйте лесенку из трех ступенек и отметьте галочкой, где находитесь вы по степени понимания пройденной темы: если поняли всё - то на самой высокой ступеньке, если остались вопросы - на средней, если ничего не понятно – на последней. Поднимите руки, кто отметил себя на средней ступеньке? На высокой?
IV. Объяснение домашнего задания.
- Ребята, успех любого дела во многом зависит от правильного поведения его участников. Чтобы труд помогал удовлетворить разнообразные потребности, был приятным занятием, а не обузой, радовал вас и окружающих результатами, нужно следовать правилам. 
Домашнее задание у вас будет творческое. Ваша задача - составить правила хорошего, результативного труда, но не просто правила, а правила в пословицах. 
Первое правила я уже сочинила, давайте запишем его:
«Поспешишь - людей насмешишь». Планируй свою работу, рассчитывай время и силы на её выполнение.
«Есть терпенье, будет и уменье». Будь настойчив и терпелив в достижении цели и результатов труда»
На следующем уроке мы выберем с вами 10 самых лучших правил и оформим эти правила в вашем классном уголке.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!